Общественно-профессиональная аккредитация

Информация об опыте общественно-профессиональной аккредитации, реализуемой Ассоциацией инженерного образования (АИОР) Российской Федерации

Совершенствование управления и контроля качества образования, в том числе лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, а также формирование независимой системы аттестации и контроля качества образования являются одними из важнейших направлений Федеральной программы развития образования в России на 2000-2005 гг.

В настоящее время в мире тенденция приоритетного развития общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ, реализуемых высшими учебными заведениями. В области инженерного образования следует отметить деятельность общественно-профессиональных организаций АВЕТ (США), СЕАВ (Канада), I ЕА (Австралия), JABEE (Япония), ASIN (Германия) и других участников Вашингтонского соглашения, а также Европейской наблюдательной комиссии по инженерной профессии и образованию( ESOEPE ) и Европейской сети обеспечения качества инженерного образования ( ENQHEE ).

Первой попыткой формирования в России системы общественно-профессиональной аккредитации было создание в 1992 году Координационного совета по содействию аккредитации профессиональных образовательных программ и сертификации специалистов. В системе общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ ставилась задача определить приоритеты в высшей школе России, обеспечивающие уровень подготовки специалистов, превышающий требования Государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению.

К сожалению, система общественно-профессионального признания качества подготовки специалистов, созданная в России в 1992 году Координационным советом по содействию аккредитации профессиональных образовательных программ и сертификации специалистов, не получила должного развития и не дала ощутимых результатов. Причиной этому явилось то, что Координационному совету не удалось получить необходимую поддержку со стороны Министерства образования РФ, добиться международного признания российской национальной системы общественно-профессиональной аккредитации, а также заинтересовать вузы в аккредитации их образовательных программ.

По инициативе Ассоциации инженерного образования России (АИОР) в 2002 году система общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ в области техники и технологий была преобразована. Минобразования РФ и АИОР заключили соглашение о совместной деятельности в этом направлении.

Соглашение предусматривает, что АИОР выполняет анализ существующих систем общественно-профессиональной аккредитации, критериев и процедур оценки образовательных программ, а области техники и технологий в ведущих странах мира – разрабатывает критерии и процедуры национальной системы с использованием лучших традиций российской высшей школы и опыта ведущих аккредитирующих организаций мира, согласовывает их с Минобразованием РФ, формирует совместно с фондом содействия международной аккредитации и сертификации (МАСС) институт экспертов и представляет Россию в контактах с АВЕТ (США) и организациями стран, подписавших Вашингтонское соглашение.

Со своей стороны, Минобразования РФ обязуется содействовать созданию и развитию в России национальной системы общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ в области техники и технологий, согласует с АИОР систему критериев аккредитации, содействует международным контактам АИОР для заключения договоров о взаимном признании систем общественно-профессиональной аккредитации, представляет АИОР как будущего подписанта Вашингтонского соглашения от России, а также учитывает оценку реализуемых в вузе образовательных программ в области техники и технологий со стороны Ассоциации при государственной аккредитации вузов технического профиля.

В соответствии с подписанным соглашением Ассоциацией инженерного образования России были разработаны новые критерии общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ подготовки бакалавров в области техники и технологий, согласованные с критериями, использующимися в странах-подписантах Вашингтонского соглашения.

В 2003 г. АЦ АИОР с использованием новых критериев выполнил первую «пилотную» аккредитацию образовательных программ в ряде ведущих российских технических университетов. В соответствии с процедурой была проведена подготовка вузов к аккредитации, распространены необходимые материалы для проведения самообследования. С участием экспертов-консультантов Фонда МАСС вузам были оказаны консультационные услуги в ходе проведения процедуры самообследования. Из числа ведущих специалистов российских вузов и представителей промышленности были сформированы комиссии экспертов-аудиторов, проведены их обучение и подготовка. Разработаны руководство для экспертов, рабочие листы и формы для проведения аудита. Ассоциацией инженерного образования России для участия в «пилотной» аккредитации были приглашены в качестве наблюдателей представители соответствующих аккредитующих организаций стран-участниц Вашингтонского соглашения – Accreditation Board for Engineering and Technology (США), The Institution of Engineers Australia (Австралия), Japan Accreditation Board for Engineering Education (Япония), Engineering Council of South Africa (ЮАР), а также Министерство образования РФ.

В результате была проведена общественно-профессиональная аккредитация 12 образовательных программ подготовки бакалавров в области техники и технологий в шести университетах: Алтайском государственном техническом университете им. И.И. Ползунова (АлтГТУ) – программа по направлению 552900 – «Технология, оборудование и автоматизация машиностроительных производств», Красноярском государственном техническом университете (КГТУ) – программа по направлению 552500 – «Радиотехника», Таганрогском государственном радиотехническом университете (ТГРУ) – программы по направлениям 552800 «Информатика и вычислительная техника» и 550700 «Электроника и микроэлектроника», Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете «ЛЭТИ» программы по направлениям 550200 «Автоматизация и управление», 550700 «Электроника и микроэлектроника», 552800 «Информатика и вычислительная техника», 553400 «Биомедицинская инженерия», Московского государственного института электронной техники (МИЭТ) программы по направлениям 550700 «Электроника и микроэлектроника» и 552800 «Информатика и вычислительная техника», Томского политехнического университета (ТПУ) – программы по направлениям 552800 «Информатика и вычислительная техника» и 551300 «Электротехника, электромеханика и электротехнологии».

Правлением Ассоциации программы были аккредитованы сроком на 5 лет, как соответствующие новым критериям АИОР как соответствующие новым критериям АИОР.

Наблюдатели со стороны Министерства образования РФ и представители стран участников Вашингтонского соглашения отметили высокий уровень разработанных Ассоциацией инженерного образования России критериев, а также их соответствие аналогичным критериям, принятым в странах-подписантах Вашингтонского соглашения. Процедура и методы оценки качества образовательных программ также были признаны аналогичными применяемыми в этих странах.

Подробности можно узнать у С.О. Шапошникова, проректора по международным связям Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ»: SOShaposhnikov@eltech.ru