Ректор УГАТУ Мурат Гузаиров присутствовать на видеоконференции не смог - в этот день проходили торжества, посвященные 75-летию авиационного университета.
Видеоконференция проводилась при поддержке проекта "Разработка механизма практического масштабного внедрения двухуровневой подготовки в системе инженерного образования в России" в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 года.
Видеоконференция была уникальной. Она проходила в четырех студиях: в Москве, Санкт-Петербурге, Уфе и Казани. В каждой студии присутствовали журналисты, которые могли задать все интересующие их вопросы по поводу введения двухуровневой системы образования. В каждом городе на большом экране участники конференции могли видеть выступающих в данный момент людей.
Участники обсудили реализацию недавно принятого закона о переходе на двухуровневую систему высшего образования ("бакалавр-магистр"). Вузы, которые приняли участие в телемосте, уже перешли эту систему. Они стали "пилотными". К 2009 году они накопят опыт подготовки бакаловров и магистров по инженерным специальностям и подадут пример всем остальным вузам.
Дмитрий Ливанов рассказал о переходе на двухуровневую систему высшего образования по инженерным специальностям, дал практические шаги по реализации закона.
- Экономический рост и переход на инновационный путь развития в России будет ограничиваться только дефицитом человеческого капитала, - сказал ректор МИСиС. - Ситуация, когда образование становится дорогим, а демографическая ситуация кардинальным образом не улучшается, предъявляет новые требования к развитию системы высшего образования. В условиях, когда через несколько лет половина российских вузов останется без студентов, учебные заведения должны становится более конкурентоспособными, а система образования глубже реагировать на запросы бизнес-сообщества и самих студентов. Эти задачи способна решить новая двухуровневая система образования.
Дмитрий Пузанков, ректор СПбГЭТУ, поделился опытом обучения по новой системе, рассказал о перспективах двухуровневой системы для студентов. Он предложил ввести взаимный обмен студентами и преподавателями "родственных" вузов по профильным направлениям. По его мнению, это расширит и кругозор студентов, и очень поможет преподавателям. У них появится возможность отследить свой собственный уровень преподавания относительно коллег из других университетов.
Герман Дьяконов в своем выступлении уделил внимание разработке новых образовательных стандартов и взаимодействию бизнеса и высшей школы.
- Переход на новую систему позволит сделать образование более вариативным, - считает он. - Формировать учебные программы можно будет в более свободной форме. Это повысит качество подготовки специалистов и их конкурентоспособность в мировом образовательном пространстве.
О связи науки и образования рассказал Анас Гишваров. Он считает, что введение двухуровневой системы не скажется на подготовке кандидатов и докторов наук. Также он рассказал об особенностях подготовки бакалавров и магистров.
- Программы обоих уровней образования должны быть законченными, чтобы выпускники имели квалификацию и могли сразу приступить к работе. Обучение в бакалавриате должно финансироваться в основном из бюджета, а в магистратуре - уже самими заказчиками узких специалистов, то есть работодателями. Магистров будут учить, исходя из кадровых потребностей экономики и социальной сферы.
|