Только так - уверен ректор Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» Дмитрий Пузанков -рождаются специалисты в высоких технологиях, где базовые программы меняются каждые 3-5 лет.
- У нас реализуется более 50 основных образовательных программ в области высоких технологий, и практически все они должны кардинально меняться каждые 3-5 лет. Конечно же поддерживать и материально-техническую базу, и кадры, и методические разработки нам одним не по силам.
Выход мы видим в совместной с нашими стратегическими партнерами-работодателями подготовке специалистов и выполнении научно-технических разработок. Обучение должно дополняться участием студентов в реальных проектах.
Мы работаем примерно со 150 организациями. Они очень разные, и наибольший интерес для нас представляют те из них, которые имеют стратегию своего развития, заинтересованы в разностороннем и долговременном сотрудничестве с ЛЭТИ. Один из первых успешных примеров стратегического партнерства - работа с компанией «Моторола». При ее участии в вузе созданы лаборатория и студенческое учебно-проектное бюро. В них студенты и сотрудники работают над перспективными разработками программных систем.
- На двухуровневую подготовку Вы перешли почти 15 лет назад…
- Да, уровневую подготовку мы реализуем с 1992 г ., но полномасштабно вуз перешел на нее в 2007 г . Мы стали первым в России техническим университетом, который пошел по этому пути, не дожидаясь, когда в масштабах страны будет разработано все необходимое нормативное обеспечение. В этом смысле мы пошли на риск.
- Многие работодатели говорят, что им не нужны «недоученные специалисты»...
- Да, часто слышу такое мнение. Многие еще реально не представляют, что это за специалисты такие - бакалавры, и не готовы брать их к себе на работу. Но если показать сомневающимся компетенции бакалавров (не академических, подготовка которых началась в 1992 г ., а практико-ориентированных, которых ряд вузов начал готовить в последнее время), не показывая слово «бакалавр», то никаких вопросов у большинства работодателей не возникает. Негативная реакция нередко возникает и у представителей вузов - ведь проще не перестраивать учебный процесс, не делать большие вложения, не тратить время и силы. Зачем все это, если можно работать по-старому? Мы все с трудом отвыкаем от привычного, устоявшегося.
- Руководителей «Моторолы» не смущает, что теперь к ним на работу будут приходить бакалавры?
- Нет, не смущает. Главное в том, что студент работает, начиная с 3-го курса, принимает участие в реальных проектах, приобретает необходимые компетенции. Если он захочет продолжить образование в магистратуре, фирма не против. Ведь в магистратуре более 50% времени отдано в распоряжение вуза.
Этого достаточно, чтобы реализовать фактически любую необходимую заказчику программу подготовки и устроить любого работодателя.
- Не получится ли, что выпускник, подготовленный по такой программе, сможет впоследствии работать только на каком-то конкретном предприятии?
- Нет, такую подготовку ни в коем случае нельзя рассматривать как узкую целевую. Очевидно, что невозможно подготовить специалиста, который будет одинаково хорош во всех видах деятельности в выбранном направлении.
Важно, чтобы он имел хорошую базовую подготовку (уровень бакалавриата), а также получил глубокие знания, навыки и опыт по какому-либо профилю (уровень магистратуры). Такой выпускник сможет быстро адаптироваться в рамках своего направления к изменяющимся условиям и требованиям новых задач профессиональной деятельности.
- Среди стратегических партнеров в основном западные компании?
- Нет, приведенный пример партнерства просто характеризует большую готовность к такому взаимодействию в условиях середины 1990-х гг. зарубежных компаний.
Сейчас абсолютное большинство наших стратегических партнеров - это отечественные организации. Например, ЦНИИ «Электроприбор», НИИ «Вектор», ОАО «Радар ММС», ОАО «Светлана», ФТИ им. А.Ф. Иоффе РАН, ОАО «Интелтех», ОАО «Силовые машины» и многие другие.
- Хотя ректор назначается на 5 лет, у вас каждый год проходит тайное голосование «за» или «против». Обиженные сотрудники бросают черные шары?
- Случается! Но все равно больше оказывается моих сторонников. У нас вуз инновационный. Люди понимают, что хотя изменения, возможно, коснулись их самих и усложнили их жизнь, в целом это правильное направление развития вуза. Нельзя толочься на одном месте и ждать манны небесной.
- Будете ли переходить на тестовую систему вместо экзаменов, как это сделал Горный институт?
- Обязательно. Ребята должны работать в системе, по которой они могут проверить свои знания. Самоподготовка - вот что главное.
ЗА КАДРОМ
• «В СП6ГЭТУ «ЛЭТИ» обучается около 12 тыс. студентов, аспирантов и слушателей. Ежегодно вуз выпускает около 1600 специалистов по основным образовательным программам».
• «ЛЭТИ ежегодно принимает 1,5тыс. первокурсников, но ежегодно отчисляет 400-450 бюджетников и порядка 250 контрактников. Причины - наши высокие требования и слабая школьная подготовка. Мы пытаемся как-то исправлять ситуацию - работаем со школами, у нас хорошая система довузовской подготовки. Но проблемы школьные быстро в масштабах страны не решить...»
• «В свое время в ЛЭТИ был открыт один из первых в Петербурге технопарков. Сейчас в него входит около 30 фирм. Но мы не гонимся за количеством предприятий. Главное, чтобы тематика, по которой эти предприятия работают, пересекалась с приоритетными научно-образовательными направлениями вуза. Хотя технопарк объединяет юридические лица, у нас это условие записано в генеральном соглашении. И договоры аренды, как правило, мы заключаем на один год - это также некоторый рычаг воздействия».
БИОГРАФИЯ
• Дмитрий Пузанков родился 3 июля 1944 г . в Ленинграде. Окончил ЛЭТИ. Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой вычислительной техники.
• В 1998 г . избран ректором Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ».
• Автор 49 изобретений и 10 учебников, учебных пособий и монографий, изданных в центральных издательствах.
Источник: СП6ГЭТУ «ЛЭТИ» |
|