О проекте
Документация проекта
Органы управления
Реализация проекта
Конкурсы
Отчетность
Партнеры
Внутривузовские СМИ
Наши публикации
СМИ о проекте
Форум
Полезные ссылки
Главная www.eltech.ru

IT news - № 14 (87) 24. 07. 2007

Название публикации:

Полный переход на двухуровневую систему обучения в СПбГЭТУ завершен

Аннотация:

Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» (СПбГЭТУ) первым среди вузов города полностью перешел на двухуровневую систему обучения «бакалавр — магистр». Этому событию была посвящена пресс-конференция, которая состоялась в университете. В ней приняли участие ректор СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Дмитрий Викторович Пузанков, первый проректор по научно-образовательной деятельности Владимир Михайлович Кутузов, проректор по инновационной образовательной деятельности Николай Владимирович Лысенко, декан факультета электроники Александр Васильевич Соломонов, декан факультета радиотехники и телекоммуникаций Виктор Николаевич Малышев, генеральный директор ФГУП «НИИ «Вектор» Олег Гергардович Петкау и генеральный директор АО «Светлана» Владимир Васильевич Попов.

Автор: Геннадий Белаш
Публикация в формате PDF: скачать (400 Кб)
Текст публикации:

Переходу СПбГЭТУ полностью на двухступенчатую систему образования в немалой степени способствовала победа университета в конкурсе инновационных образовательных программ вузов России, организованном в рамках национального проекта «Образование». Вообще говоря, двухуровневая система обучения используется в университете уже более 10 лет, в течение которых здесь готовят к научной и научно-педагогической деятельности бакалавров и магистров (около 10-15 % студентов). С нового учебного года СПбГЭТУ, следуя принципам Болонской декларации (а к 2010 году российская образовательная система должна полностью им соответствовать), переориентируется на подготовку высококвалифицированных специалистов по системе «4 + 2» года. Столь кардинальное решение инициировали деканы всех факультетов университета, оставив для моноуровневой подготовки лишь четыре специальности, в рамках которых двухуровневая система пока просто невозможна.

Открыл пресс-конференцию ректор СПбГЭТУ Д. В. Пузанков. Говоря о стратегических планах, о тех горизонтах, которые открывает перед вузом победа в конкурсе, он отметил: «В 2005 году объем финансирования нашего университета (консолидированный бюджет) составлял около 550 млн рублей. В 2006 году он вырос до 780 млн рублей, а в 2007-м — во многом благодаря победе в конкурсе инновационных образовательных программ — составил почти 1400 млн рублей. За два года только на приобретение оборудования мы получим средств примерно столько же, сколько при сохранении нынешнего уровня государственного финансирования и с учетом привлекаемых средств получили бы в течение 20 лет. Это серьезное финансовое подкрепление, и очень важно, что оно направлено на практическое внедрение инноваций».

Ректор вуза прогнозирует, что через два года электротехнический университет станет совершенно другим практически по всем направлениям деятельности. «Мы должны, — подчеркнул он, — быть конкурентоспособными по отношению к другим вузам, которые занимаются аналогичной деятельностью. Мы должны учить студентов совершенно на другом уровне с точки зрения и содержания, и качества преподавания. Мы должны быть конкурентоспособны не только в стенах нашего университета, но и в российском масштабе и даже в мировом. Анализ нашего потенциала, тех направлений, которые реально подкреплены трудами наших ученых, преподавателей, позволяет нам надеяться, что все это мы сможем положить в основу нашей образовательной деятельности, научной деятельности, используя тот ресурс, который мы сможем получить благодаря этому проекту».

Выступивший затем В. М. Кутузов рассказал о том, как ровно год назад создавалась рабочая группа по подготовке заявки на участие в конкурсе, как в течение двух летних месяцев этот коллектив разросся до нескольких сотен человек. В сентябре-октябре участников составления заявки стало значительно больше. «Естественным образом, к концу 2006 года у нас произошло изменение структуры управления вузом, — отметил он. — Это произошло совершенно незаметно, и Дмитрию Викторовичу, как ректору, оставалось только закрепить это приказами. Сегодня у нас действует исполнительная дирекция, которая возглавляется управляющим комитетом — специально для координации работ в части обновления содержания образования. В тот день, когда мы узнали о победе в конкурсе, была введена должность нового проректора по инновационно-образовательной деятельности, которую занял профессор Лысенко». По словам самого Н. В. Лысенко, всего за два года будет отрыто девять новых магистерских образовательных программ, из них в этом году будет открыто шесть новых программ, включающих в себя 17 профилей. «Компетентностная модель подготовки магистра разрабатывалась совместно с работодателями и стратегическими партнерами вуза, она отражает требования, которые к нашим образовательным программам предъявляет рынок труда. Главным же в своей работе мы считаем теснейшее взаимодействие с работодателями. Уже сейчас около 250 преподавателей начинают работать с новыми документами. И это не накатанные образовательные стандарты — мы разработали свои, внутренние специальные образовательные стандарты», — сказал Н. В. Лысенко.

Уже с первого сентября шесть следующих программ будут использованы в процессе обучения студентов: «Информационные технологии проектирования радиоэлектронных средств», «Системы управления и автоматизации промышленных мехатронных комплектов и подвижных объектов», «Электротехнологические и электромеханические комплексы и электротехнологии», «Интегрированные информационно-измерительные технологии», «Биотехнические системы и технологии управления состоянием человека и окружающей среды», «Технологии менеджмента качества и инноваций». По словам ректора СПбГЭТУ, ранее в магистратуру принимали 100-110 человек, в этом же году запланировано принять 270, а в следующем году — 350. И эти цифры могут измениться только в сторону увеличения. В этом году на магистерские инновационные программы университета поступает 131 бакалавр из 270, а в дальнейшем вуз планирует выйти на объемы, соответствующие ресурсным возможностям подготовки магистров высокого уровня.

Центральное место в инновационно-образовательной программе СПбГЭТУ отводится мероприятиям по расширению взаимодействия университета с работодателями и стратегическими партнерами. Сегодня у СПбГЭТУ более 50 таких партнеров, заинтересованных в бакалаврах и магистрах, которых выпускает вуз. Это такие ведущие питерские предприятия, как ФГУП НИИ «Вектор», ЦНИИ «Электроприбор», ОАО НПП «Радар ММС», НПП «Буревестник», АО «Светлана», АО «Интелтех», ЗАО «Моторола», НПП «Равенство», НИИ «Гранит», НИИ Телевидения, АО «Силовые машины», ФТИ им. А. Ф. Йоффе РАН и другие. В 2006 году университет подписал комплексную программу сотрудничества с ОАО «Газпром».

По словам В. М. Кутузова, термин «стратегическое партнерство» появился в университете в 1999 году. Была создана специальная целевая программа вуза, которая так и называлась «Стратегическое партнерство». На первом этапе реализации программы в ней участвовало восемь промышленных предприятий, научно-исследовательских и проектных организаций Санкт-Петербурга. Сегодня же таких партнеров уже свыше сорока, причем не только из Санкт-Петербурга. «Со стратегическими партнерами мы не только разрабатываем и реализуем образовательные программы — не менее важно непосредственное участие в учебном процессе сотрудников этих предприятий, оценка ими качества подготовки наших выпускников», — считает Владимир Михайлович.

Об актуальности темы сотрудничества говорил в своем выступлении и генеральный директор ФГУП «НИИ «Вектор» О. Г. Петкау. «В 90-е годы мы поняли, что без стратегического сотрудничества, в рамках которого предприятие должно активно участвовать в процессе подготовки нужных ему специалистов, нам просто не обойтись, — сказал он. — Для нас стратегическое партнерство достаточно затратно, приходится определенных сотрудников нацеливать на работу с вузами. Но без такой работы мы не сможем получать нужных нам специалистов, способных самостоятельно вести научно-исследовательские и конструкторские разработки. Со студентами следует начинать работать как можно раньше, не менее чем за два года до выпуска. Мы, например, во время прохождения ими практики на нашем предприятии стараемся отмечать перспективных ребят, которые потенциально могли бы у нас работать впоследствии». О. Г. Петкау отметил как важную и эффективную форму подготовки кадров студенческие конструкторские бюро. «В рамках сотрудничества мы считаем очень эффективной формой участие преподавателей вуза в повышении квалификации наших сотрудников, причем мы сами выбираем нужные нам курсы, выделяем необходимые для этого средства, и результат нас устраивает», — сказал он.

Участники пресс-конференции ответили на несколько вопросов редакции IT News.

Как готовится университет к возможному сокращению в дальнейшем числа принимаемых абитуриентов?

Д. В. Пузанков: Система высшего образования в целом действительно претерпит изменения, в частности безусловно сократится объем приема в вуз. Как это структурно будет выражаться, пока сказать трудно. Я считаю, что специалистов высшей квалификации, в частности магистрантов, конечно, должны готовить те, кто имеет для этого базу. Пока не ясно, как будет финансироваться подготовка магистров и бакалавров. Сейчас это финансируется абсолютно одинаково. Так, в прошлом году отводилось 45 тысяч рублей на одного специалиста: хотите — готовьте бакалавров, хотите — магистров. Как только введут подготовку бакалавров и магистров, а это отдельные программы, совершенно точно нормативы финансирования должны быть другие. По нашим прикидкам, тысяч 75 в год должны давать на подготовку бакалавра и вдвое больше — на подготовку магистра.

Крупное финансирование вуз получил на два года. Какие вы предполагаете развивать механизмы поддержки инновационного процесса в будущем?

Н. В. Лысенко: Создавая учебно-научные лаборатории, вкладывая в них государственные ресурсы, мы сегодня должны не ошибиться в выборе оборудования, которое бы было уникальным и на основе которого можно было бы и в дальнейшем развивать прежде всего научные исследования по каждому новому направлению. И эти научные исследования были, есть и будут важной базой для развития учебного процесса. Мы создаем порядка 50 новых учебно-научных лабораторий.

Д. В. Пузанков: С одной стороны, в вузе появится качественно новая научно-образовательная среда, она обязательно будет привлекать заказы и финансы со стороны предприятий, заинтересованных в использовании этого потенциала. А с другой стороны, высокое качество образования должно привлекать тех, кто будет готов адекватно платить за это образование.

А. В. Соломонов: Вот пример из области нанотехнологий. Многие промышленные предприятия, увидев только список того оборудования, которое мы закупаем, сразу определили вопросы, которые они хотели бы у нас решать через год. Естественно, не бесплатно. Потому что такого оборудования сейчас в нашей промышленности нет, а запас ОКРов и научно-исследовательских работ, оставшийся с советских времен, уже весь «съеден». Нужно делать следующий шаг. И для них, этих предприятий, экономически выгоднее деньги вложить в вуз. Потому что здесь сохранился кадровый потенциал, который в состоянии решать эти задачи, и плюс появляется самое современное оборудование.

Н. В. Лысенко: С марта прошлого года вузам разрешено открывать собственные магистерские специализации. Последующими распоряжениями министерства определяется перечень дисциплин, обязательных для чтения. А вот вариативная часть отдана на рассмотрение вуза. Мы эти программы утвердили еще в декабре прошлого года. Построены они таким образом, чтобы не нарушить те требования, которые связаны с выдачей дипломов государственного образца.

Как вуз участвует в болонском процессе?

Н. В. Лысенко: Что касается международных аспектов, то уже сам факт перехода на двухуровневую систему подготовки есть свидетельство того, что наш вуз активно участвует в Болонском процессе. И одним из пунктов этого процесса предусматривается как раз переход на 100%-ную двухуровневую подготовку, что мы с этого года и реализуем. Что касается мобильности студентов как одного из факторов Болонского процесса, то учебные планы в новых магистерских программах разработаны с учетом кредитно-модульной системы. Мы переходим в этих планах на общеевропейскую систему кредитных модулей: почти каждая дисциплина содержит четыре зачетные единицы или четыре кредита. И в этом смысле мобильность наших магистрантов тоже в значительной степени повысится, поскольку такая же система принята и в Европе. Другое дело содержательная сторона образовательных программ. И сейчас не наша, наверное, задача подыскивать какие-то эквиваленты за рубежом. Хотя десятков шесть-семь студентов у нас ежегодно выезжают за границу на «включенное обучение». И мы находим возможным перезачитывать те или иные дисциплины как наши, так и зарубежные.

Как вы планируете заинтересовывать сотрудников предприятий стратегических партнеров вести с университетом интенсивную работу, чтобы в ближайшие два года создать и «правильные» лаборатории, и востребованные и курсы?

В. М. Кутузов: Если мы раньше ставили вопрос перед Motorola или перед НИИ «Вектор»: оснастите нам, пожалуйста, лабораторию, в которой мы будем учить студентов и выполнять с ними научные исследования — раньше практически вся тяжесть финансового обеспечения ложилась на плечи партнеров, — то сегодня мы немножко облегчаем им бремя и говорим, что бюджет выделил нам значительные средства, пожалуйста, поучаствуйте в софинансировании или в ресурсном сообеспечении таких лабораторий. И если предприятия вкладывают в вуз средства, потом уже заинтересовывать их не надо.

О. Г. Петкау: Чем больше у вуза денег, тем более мы заинтересованы в работе с ним (смеется).

Д. В. Пузанков: Владимир Михайлович Кутузов у нас идеолог стратегического партнерства. Он в свое время говорил, что история предоставила нам уникальный случай, когда и мы заинтересованы в предприятиях, и предприятия заинтересованы в нас.

На каком уровне — факультет, кафедра — и с какими подразделениями предприятия происходит работа в рамках стратегического партнерства?

В. М. Кутузов: При работе со стратегическими партнерами используются самые разные модели. Как я и говорил, у нас сегодня более 40 договоров стратегического партнерства, из которых примерно в 30% случаев отношения развиты достаточно хорошо. И в этой трети практически нет одинаковых моделей. Скажем, в НИИ «Вектор» у нас базовая кафедра, но не такая, какие были в 80-е — начале 90-х. Это кафедра нового типа, это посольство предприятия в вузе. Они сами выбирают, с какими кафедрами, с какими факультетами работать. Сами набирают виртуальные группы. Мы в порядке эксперимента на факультете радиотехники объявили с их помощью «День целевой подготовки» для четвертого и пятого курсов. В понедельник освобождаем студентов, чтобы они могли по выбору посещать те предприятия и те базовые кафедры и учебные центры, в которых они заинтересованы. Причем они сами набирают свои модули дисциплин, сами выбирают дисциплины u1080 и сами ездят на те предприятия, которые выбрали. И виртуальная группа, которая учится в НИИ «Вектор» — а это более 20 человек, набирается из четырех-пяти кафедр. Мы активно взаимодействуем с базовой кафедрой, тем более что заведует этой кафедрой генеральный директор.

То есть: как исторически сложилось взаимодействие, так оно и будет продолжаться. Никакой унификации взаимодействия со стратегическим партнерами не планируется?

В. М. Кутузов: Здесь важна не унификация, а обмен опытом. Для этого у нас существует специальная региональная конференция «Планирование обеспечения подготовки кадров для промышленно-экономического комплекса региона», которая проводится в этом году уже в шестой раз. Кроме того, практикуем выездные заседания на предприятиях, где как раз и рассказываем, какие новые идеи у кого возникли, о новых формах или каких-то правовых и юридических аспектах целевой подготовки, закреплении студентов и т. д. И плюс еще у нас действует Региональный совет по взаимодействию вузов и предприятий промышленности Санкт-Петербурга.

 

Все документы, помещенные в настоящем разделе, защищены авторскими правами.
© Copyright 1995-2007 Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ".
Разработка и поддержка сайта
Отдел по связям с общественностью