О проекте
Документация проекта
Органы управления
Реализация проекта
Конкурсы
Отчетность
Партнеры
Внутривузовские СМИ
Наши публикации
СМИ о проекте
Форум
Полезные ссылки
Главная www.eltech.ru

Газета "Известия" № 51 - 26.03.2007

Название публикации: Инновации - значит не догонять прошлое, а создавать будущее
Аннотация: Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» — один из четырех петербургских вузов, которые победили в конкурсе инновационных образовательных программ в рамках нацпроекта «Образование». На развитие университет получит свыше 730 млн рублей. О том, как и каких бакалавров, магистров и специалистов будет готовить ЛЭТИ, корреспонденту «Известий» Илье Нефедову рассказал ректор вуза Дмитрий Пузанков.
Автор: Илья Нефедов
Публикация в формате PDF: скачать (826 Кб)
Текст публикации:

Вопрос: У победителей обычно спрашивают — трудной ли была дорога к звездному часу.

Ответ: Мы рады, что был объявлен конкурс инновационных проектов для вузов, которые реально являются инновационными. Во-первых, потому, что понимаем: это единственный, по крайней мере для технических высших учебных заведений, реальный путь развития. Определяющий перспективы, устойчивость, высокий спрос на образовательные услуги. Да, мы гордимся мощными традициями, но понимаем, что по-старому преподавать уже нельзя. С одной стороны, резко возросла конкуренция между вузами. Но самое главное, что если страна должна развиваться по инновационному пути и нам нужно не только зарабатывать деньги за счет природных ресурсов, но и производить интеллектуальный продукт, создавать отечественную технику, технологии, то, конечно, в образовании многое должно принципиально измениться.

в: Ваш вуз выбрал инновационный путь развития задолго до объявления конкурса?

о: И это вторая причина, по которой мы считаем инновационный конкурс необходимым и своевременным. В конце 80-х мы определили для себя такой путь как единственно правильный. Мы в этом направлении двигались, думали над идеологией развития вуза, приоритетными направлениями, структурой университета. Как мы должны учить студентов — в какой степени диктовать, в какой степени предоставлять им выбор. И на самом деле обдумывание стратегии, а потом уже и тактики заняло у нас все эти годы. Наш бюджет из года в год рос, и многие инновации мы у себя уже смогли начать реализовывать. Может быть, не так масштабно, как хотелось бы, иногда сначала на уровне эксперимента. Но тем не менее мы накапливали реальный опыт, вуз начал меняться. Мы стали активно работать с предприятиями, в соответствии с нашим стратегическим планом у нас появилось больше десятка целевых программ. Например, «Стратегическое партнерство», «Кадры», «Интеграция науки и образования». В 1991-м мы создали один из первых в стране вузовских технопарков, затем открыли первый в России вузовский инновационно-технологический центр. А теперь, победив в конкурсе, сможем перейти на массовое внедрение инновационных идей, которые подготовили к внедрению. Эти деньги позволят «наполнить» идеи современнейшим оборудованием, программными комплексами, методиками, повысить квалификацию преподавателей, пригласить новых специалистов. Создать порядка 50 новых учебно-научных лабораторий и начать совершенно иную жизнь — в рамках новых образовательных программ. Важно также, что в вузе начали формироваться коллективы людей, которые стали рассматривать этот путь как единственно возможный и правильный. А ведь горы можно свернуть только с лидерами, инноваторами.

в: В прошлом году университет тоже участвовал в конкурсе, но не победил. Сильно расстроились?

о: Скажу честно: мы рады, что выиграли конкурс сейчас, а не в 2006-м — хотя мы тогда были в числе 28 финалистов. Там были нереально короткие сроки на подготовку заявки, поэтому не обошлось без нестыковок. Кроме того, мы пообщались с вузами, которые стали победителями, учли их рекомендации, и это резко повысило уровень нашей подготовки ко второму конкурсу. На этот раз гораздо больше людей участвовали в подготовке заявки. Для меня и моих коллег был важен такой показатель работы: в конце ноября — начале декабря три декана сами заявили, что их заявку надо переделать. Хотя изначально настаивали на сохранении каждой своей кафедры. А потом поняли, что средства нужно вложить в тех, кто действительно является новатором. В итоге некоторые подразделения сами себя исключили из заявки. Они поняли, что нужно делать новый вуз, а не чуть-чуть подновлять старый.

в: А что такое инновационное образование?

о: Его суть можно выразить так: не догонять прошлое, а создавать будущее. В лучших своих образцах оно ориентировано не столько на передачу знаний, которые постоянно устаревают, сколько на овладение базовыми компетенциями. Они позволяют затем, по мере необходимости, приобретать знания самостоятельно. Именно поэтому такое образование должно быть связано с практикой более тесно, чем традиционное. Объем информации, которой владеет наша цивилизация, удваивается каждые пять лет. Поэтому важно также осваивать техники, с помощью которых можно получать, перерабатывать и использовать новую информацию. И знания при этом осваиваются применительно к тем умениям, которыми студенты овладевают в рамках инновационных образовательных программ. Сегодня традиционное образование как система получения знаний отстает от реальных потребностей науки и производства. Инновационное образование предполагает обучение в процессе создания новых знаний — за счет интеграции фундаментальной науки, непосредственно учебного процесса и производства. А вообще наш инновационно-образовательный проект называется так: «Программа подготовки специалистов для приоритетных высокотехнологичных отраслей инновационной экономики страны».

в: Наверное, вы теперь не почувствуете последствий демографической ямы, которых все так боятся?

о: Мы надеемся, что абитуриенты к нам пойдут с интересом. Причем у нас из 27 профилей по 9 новым программам на десять прием впервые производится с 1 сентября 2007 года, а по остальным семнадцати — с сентября 2008-го. Это значит, что мы должны сейчас подготовить учебный процесс. Из 9 магистерских программ по шести прием на первый курс будет открыт в 2007 году. Обучение по новым программам предъявляет более высокие требования к ребятам, которые хотят поступать в ЛЭТИ. Важно, чтобы они поняли: здесь они получат то, что в других вузах получить не смогут. Выпускники школ поступят в бакалавриат. На третьем курсе им предстоит выбрать магистратуру или инженерную подготовку. Будет ли у нас через 4 года инженерная подготовка, я не уверен. Но ребята должны знать, что если они поступят в ЛЭТИ, то выйдут скорее всего на инновационно-магистерскую программу современного конкурентоспособного уровня. Который будет востребован и будет дорого стоить на рынке труда. Мы начали работу по созданию внутри университета института фундаментальной подготовки. Это не просто реорганизация кафедр. Нам крайне важно, чтобы у студентов была основательная база для последующей профессиональной подготовки. А с другой стороны, чтобы ребята, которые приходят к нам из разных школ разных регионов, с разной фактической подготовкой — по ключевым дисциплинам учились по разным траекториям, разным программам. Чтобы мы более слабых совместными усилиями приводили к среднему уровню. И совсем отдельная программа — для талантливых студентов. Их не очень много, но с ними нужно работать не как со всеми, а по-другому. Есть и много других важных аспектов — активизация самостоятельной работы ребят, жесткий контроль качества подготовки.

в: Каким вы видите ЛЭТИ, например, через два года?

о: Своим коллегам по этому поводу я рисую простую картинку. На дневном отделении у нас уже реализуется более 50 программ — в основном они касаются подготовки инженеров, магистров, бакалавров. Сейчас мы заявили 9 новых магистерских двухлетних программ, потому что проект ориентирован в основном на магистратуру, аспирантуру, повышение квалификации и переподготовку. Студенты учатся в течение 5 лет. А, допустим, люди, которым 26—27 лет, могут у нас получить знания по инновационно-образовательным программам в течение трех месяцев. А тем, кто окончил вуз лет 10 назад, потребуется больше времени. На самом деле с точки зрения эффективности работа по переподготовке более продуктивна. За меньшие сроки мы подготовим больше людей по инновационным программам, которые тоже должны обновляться. Так что мы получили новый сегмент вуза, который действует по другим правилам — по качеству, по оборудованию, по повышению квалификации, по внедряемым формам и технологиям. Руководителей подразделений, которые работали по прежней схеме, мы призываем оформить предложения в формате инновационно-образовательных программ Мы готовы их поддерживать за счет бюджета вуза, так как «инновационный бюджет» уже расписан. Так что мы готовы зону нового расширять, а старое — сокращать. И за два года у нас эта старая составляющая станет несущественной.

в: Что еще изменится?

о: Структура вуза. Роль кафедр должна измениться. В подготовке по каким образовательным программам каждая конкретная кафедра будет участвовать, зависит от того, насколько они востребованы. Если не востребованы, значит, здесь вести подготовку не надо. Кроме того, система управления вузом изменится. Роль работодателей в принятии решений возрастет. В общем, вуз станет другим — это я точно могу сказать, и мы это сделаем за два года.

Все документы, помещенные в настоящем разделе, защищены авторскими правами.
© Copyright 1995-2007 Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ".
Разработка и поддержка сайта
Отдел по связям с общественностью