Участниками видеоконференции были руководители ведущих инженерных вузов страны - ректор Казанского государственного технологического университета имени Кирова (КХТИ) Герман Дьяконов, глава Государственного технологического университета «Московский институт стали и сплавов» Дмитрий Ливанов, ректор Санкт-Петербургского государственного электротехнического института (ЛЭТИ) Дмитрий Пузанков и завкафедрой Уфимского государственного авиационного технологического университета Анас Гишваров.
Участники обсудили реализацию недавно принятого закона о переходе на двухуровневую систему высшего образования («бакалавр-магистр»). Вузы, принимающие участие в телемосте, стали «пилотными» в России, перейдя на эту систему еще до принятия закона. Теперь они уже накопили опыт подготовки бакаловров и магистров по инженерным специальностям.
Как отметил в своем выступлении Дмитрий Ливанов, экономический рост и переход на инновационный путь развития в России будет ограничиваться только дефицитом человеческого капитала. Ситуация, когда образование становится дорогим, а демографическая ситуация кардинальным образом не улучшается, предъявляет новые требования к развитию системы высшего образования.
По его мнению, в условиях, когда через несколько лет половина российских вузов останется без студентов, учебные заведения должны становится более конкурентоспособными, а система образования - реагировать на запросы бизнес-сообщества и самих студентов. Эти задачи, по его мнению, новая двухуровневая система образования способна решить.
Ливанов считает, что обучение в бакалавриате должно финансироваться в основном из бюджета, а в магистратуре – уже самими заказчиками узких специалистов, то есть работодателями. Он отметил, что магистров будут учить, исходя из кадровых потребностей экономики и социальной сферы.
«Программы обоих уровней образования должны быть законченными, чтобы выпускники имели квалификацию и могли сразу приступить к работе», - считает он.
Герман Дьяконов отметил, что переход на новую систему позволит сделать образование более вариативным, а также формировать учебные программы в более свободной форме. «Это повысит качество подготовки специалистов и их конкурентоспособность в мировом образовательном пространстве», - считает он.
Герман Дьяконов также обозначил основную концепцию КГТУ имени Кирова в подготовке специалистов: «Мы должны готовить бакалавров с хорошим уровнем инженерной подготовки, а магистров – по узким специальностям под конкретную компанию или производство».
Питерские и уфимские коллеги Дмитрия Ливанова согласились с ключевыми тезисами выступления ректора Государственного технологического университета «Московский институт стали и сплавов». Дмитрий Пузанков отметил, что желание студентов и преподавательского состава перейти на двухуровневую систему образования есть.
Ректоры университетов также предлагают российским предпринимателям обеспечить работой выпускников, чтобы избежать утечки квалифицированных кадров за границу.
"Бороться с этим (с утечкой кадров) должны университеты вместе с бизнес-сообществами. Если студент в процессе учебы уже начал работать на предприятии, знает свое будущее рабочее место, зарплату, которую будет получать, социальные льготы, если он за время обучения создал свою компанию и она уже начинает работать, конечно, он никуда не уедет", - сказал Герман Дьяконов. По его словам, востребованность выпускников Казанского государственного технологического университета сегодня составляет 120%.
А Дмитрий Ливанов отметил, что количество заявок работодателей на сегодняшний день значительно превышает количество выпускников московских вузов.
"Для работодателя, на самом деле, не важно, что у человека написано в дипломе: бакалавр, магистр или инженер, ему важно, что умеет этот человек, в какой степени он может активно и быстро включиться в работу. Если мы сможем сделать так, чтобы наши выпускники быстро принимались на работу и быстро включались в производство, их востребованность, безусловно, будет только расти", - заявил он.
В настоящее время в РФ реализуется проект "Разработка механизма практического масштабного внедрения двухуровневой подготовки в системе инженерного образования в России", в котором принимают участие четыре российских технических вуза. В будущем году, по словам Ливанова, к проекту присоединятся другие университеты.
В рамках проекта двухуровневой инженерной подготовки вузы будут оказывать методическую поддержку своим коллегам из других университетов и обмениваться опытом, сказал он также.
Ректор Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета Дмитрий Пузанков предложил также ввести взаимный обмен студентами и преподавателями "родственных" вузов по профильным направлениям.
Проект двухуровневой подготовки по инженерным специальностям реализуется Федеральным агентством по образованию в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы. Его результатом должно стать создание концепции перехода на двухуровневую подготовку по инженерным направлениям с учетом мнения работодателей, преподавателей и выпускников.
В настоящее время в проекте принимают участие Государственный технологический университет "Московский институт стали и сплавов", Санкт-Петербургский государственный электротехнический институт, Казанский государственный технологический институт и Уфимский государственный технологический университет.
Организаторами конференции выступили Министерство образования и науки РФ, Федеральное агентство по образованию, Национальный фонд подготовки кадров при поддержке проекта «Разработка механизма практического масштабного внедрения двухуровневой подготовки в системе инженерного образования в России» в рамках Федеральной целевой программы развития образования (2006-2010 гг.). |