О проекте
Документация проекта
Органы управления
Реализация проекта
Конкурсы
Отчетность
Партнеры
Внутривузовские СМИ
Наши публикации
СМИ о проекте
Форум
Полезные ссылки
Главная www.eltech.ru

Журнал "Обучение и карьера в Санкт-Петербурге" № (3) 12 - 2007

Название публикации: Вузы -"миллионеры"
Аннотация: Победителями конкурса инновационных вузов 2007 года стали 40 высших учебных заведений России. Среди них и четыре петербургских университета...
Автор: Евгения Кузнецова
Публикация в формате PDF: скачать (4,65 Мб)
Текст публикации:

Победителями конкурса инновационных вузов 2007 года стали 40 высших учебных заведений России. Среди них и четыре петербургских университета: Российский государственный педагогический университет (бюджет проекта 460 млн рублей), Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (бюджет проекта 800 млн рублей), Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики (бюджет проекта 600 млн. рублей), Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» (бюджет проекта 760 млн рублей).

О конкурсе

Российские вузы в рамках нацпроекта «Образование» получают гранты на развитие своих инновационных программ уже второй год подряд. В прошлом году в конкурсе участвовало 200 вузов. 17 победителей получили из федерального бюджета 10 млрд. рублей. Тогда в число лидеров вошли Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г. В. Плеханова (Горный институт) и Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ). В этом году участников стало 267, а бюджет конкурса увеличили вдвое (до 20 млрд. руб.). Софинансирование из собственных средств вузов должно было составлять не менее 20 % от суммы заявки. Эти средства могут быть использованы, например, на модернизацию На деньги гранта вузы могут купить новое оборудованиеаудиторного фонда. А собственно грант предназначен на приобретение лабораторного оборудования, программного и методического обеспечения, повышение квалификации и профессиональную переподготовку научно-педагогического персонала вуза.

На конкурс были представлены инновационные программы, реализация которых предусматривается в течение двух лет (2007-2008 гг.). Программы должны быть комплексные, с применением новых, в том числе информационных, образовательных технологий, активных методов обучения, а также учебно-методических материалов, соответствующих современному мировому уровню, и должны формировать у выпускников профессиональные компетенции, обеспечивающие их конкурентоспособность на рынке труда. По сути, реализация инновационной образовательной программы должна вести к модернизации всего вуза. По словам министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, две трети заложенных в заявки средств вузы намерены потратить на переоборудование технологической и научной базы. А сам по себе инструмент конкурса позволяет совершенствовать систему высшего образования в России. Поэтому конкурс будет продолжен и в будущем, если не в рамках нацпроекта, то в рамках федеральной целевой программы развития образования.

Слово победителю

Сегодня слово «инновация» - одно из самых употребляемых в государственных программах. Означает оно новый или усовершенствованный продукт (процесс), используемый на практике. Объем информации в мире удваивается каждые пять лет. И кроме собственно освоения знаний нужны технологии, позволяющие своевременно получать, перерабатывать и использовать новую информацию. Инновационное образование ориентировано «не столько на передачу знаний, которые постоянно устаревают, сколько на овладение базовыми компетенциями, позволяющими затем... приобретать знания самостоятельно». Такое образование более тесно связано с практикой и предполагает обучение в процессе создания новых знаний - за счет интеграции фундаментальной науки, непосредственно учебного процесса и производства. Рассказывает Сергей Гончаров, проректор по учебной работе РГПУ им. А. И. Герцена, координатор инновационного проекта «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере»: «Наш университет, которому в мае этого года исполняется 210 лет, исторически существовал и развивался как инновационная структура, которая благодаря попечительству первых лиц государства и членов императорской семьи имела особые права на эксперимент. Так что инновации в генах нашего вуза, они соединялись всегда с мощными традициями. Последнее десятилетие университет жил под знаком интенсивного инновационного развития. Например, при поддержке правительства города мы осуществили проект «Высшее образование инвалидам», дав высшее юридическое образование людям с ограниченными возможностями. Кстати, все эти ребята еще студентами нашли работу по специальности, а многие окончили университет с отличием. Это был первый в России проект такого рода, сегодня это важное направление подхватили ряд вузов. Другой пример: сегодня весь мир говорит о Болонском процессе, о бакалаврах и магистрах, а РГПУ был одним из первых в России, кто разрабатывал концепцию и внедрял многоуровневое образование. Поэтому сегодня вуз легко включился в европейскую систему и выдает приложения к диплому европейского образца. Еще один пример: в университете работает первая в системе педагогического образования России кафедра ЮНЕСКО «Теория образования в поликультурном обществе», которая служит важным фактором инновационного развития университета в международном контексте. Можно десятки страниц посвятить только одному перечислению инновационных, опережающих время проектов. Важно другое они все обеспечивают современное и качественное образование, ориентированное на решение сложных комплексных задач, которые способны решать наши выпускники. Рамки государственного образовательного стандарта инерционны, а жизнь стремительно меняется. Образование должно быть адекватным рынку труда, типам занятости, востребованным компетентностям, поэтому образовательные программы нужно постоянно модернизировать. Главное же направление нашего развития было связано с исследованием и пониманием человека в системе много мерных отношений. Поэтому был логичен и проект, который мы представили на конкурс в 2006 году, он назывался «Гуманитарные технологии в социальной сфере». В этом году мы доработали проект, чтобы создать инновационную систему подготовки специалистов нового поколения (не только в области педагогической деятельности, но и в других сферах - бизнесе, социальной сфере и т. д.). Это гуманитарные технологи, обладающие навыками анализа и интерпретации, умеющие работать в нестандартных ситуациях, понимать людей, разрешать конфликтные ситуации в пользу человека. Иначе говоря - умеющие знания приводить в действия в интересах человека. Программа предполагает разработку и ее реализацию более чем по 30 модулям и содержит конкретные технологии, необходимые специалистам социальной и образовательной сферы, аналитикам, управленцам, бизнесменам, психологам и т. д.

Деньги гранта (460 млн рублей) позволят создать современную информационно-технологическую среду, повысить квалификацию преподавателей на семинарах с привлечением ведущих специалистов-практиков из крупных зарубежных центров перспективных исследований, провести научные междисциплинарные исследования, разработать новые учебно-методические комплексы на базе нового знания и технологий. Собственные средства (115 млн рублей) мы направим на модернизацию аудиторий, лабораторий, создание специализированных классов. Одним из важнейших итогов будет создание на базе РГПУ всероссийского центра интеллектуальных ресурсов и гуманитарных технологий. Радость победы в том, что университет подтвердил многолетние рейтинги, что он - ведущий университет России и его присутствие в государственном своде особо ценных объектов культурного наследия РФ - неслучайно. А самое главное - у университета есть шанс поднять качество образования своих выпускников еще на одну ступень выше, помочь им сделать шаг к своему жизненному и профессиональному успеху как творческим и многосторонним личностям, понимающим мир, себя в нем и ценность другого человека».

Еще до того, как понятие «инновация» стало широкоупотребительным, в петербургских вузах разрабатывались и внедрялись инновационные формы работы. Конкурсные проекты уже сами по себе наглядно демонстрируют степень проработанности программ. Возможность выиграть государственный грант стала толчком к мобилизации имеющихся ресурсов. А для тех вузов, которые не войдут в число победителей второго конкурса, остается шанс совершенствовать проект и представить его на следующий год, тем более что все инновации вузы планируют продолжать, независимо от получения гранта.

Подробности о конкурсе вузов, внедряющих инновационные образовательные программы, - на официальных сайтах:
www.ed.gov.ru - Федеральное агентство по образованию (Рособразование)
mon.gov.ru - Министерство образования и науки РФ.

Все документы, помещенные в настоящем разделе, защищены авторскими правами.
© Copyright 1995-2007 Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ".
Разработка и поддержка сайта
Отдел по связям с общественностью