О проекте
Документация проекта
Органы управления
Реализация проекта
Конкурсы
Отчетность
Партнеры
Внутривузовские СМИ
Наши публикации
СМИ о проекте
Форум
Полезные ссылки
Главная www.eltech.ru

www.rost.ru - 21.03.2007

Название публикации: Выдержки из стенограммы
Аннотация: Выступление Первого заместителя Председателя Правительства России Дмитрия Медведева на совещании в Томском государственном университете с ректорами вузов - победителей конкурса инновационных программ
Автор: -
Публикация в формате PDF: -
Текст публикации:

Д.МЕДВЕДЕВ (вступительное слово): Здравствуйте!

Начну с поздравления победителям второго конкурса лучших инновационных программ. Все, кто собрался в этом зале, выдержали серьезный отбор и продемонстрировали очень значительный потенциал отечественной высшей школы. Наверное, главный вывод, который можно сделать по итогам конкурса, который был недавно проведен, это то, что все-таки наше образование встало на инновационный путь развития. Что демонстрирует большая активность, которую проявили все присутствующие здесь высшие учебные заведения.

Напомню, что в прошлом году на первом этапе конкурсного отбора в нем участвовало 197 вузов, в этом году - уже 251 вуз. Выросло и число победителей: в прошлом году их было 17, в этом году - 40. И, может быть, самое отрадное в том числе то, что значительная часть, большинство из присутствующих здесь - это наши региональные вузы, а не только столичные.

Отмечу, что в этом году существенно увеличен и общий объем государственной поддержки вузов-победителей - с 10 до 20 млрд руб. Победители - присутствующие здесь высшие учебные заведения - получат субсидии в размере от 200 млн до 1 млрд руб. Таким образом, для отдельных вузов в значительной части финансирование в рамках данного проекта будет соизмеримо в среднем с их годовым бюджетом. Столь масштабные инвестиции, мы на это очень рассчитываем, позволят существенно обновить учебное и научное оборудование, закупить программное, методическое обеспечение, организовать переподготовку кадров и модернизировать, в определенной части во всяком случае, материально-техническую базу.

Безусловно, что для управления такими ресурсами требуется и максимальная ответственность. Не буду говорить вам элементарные вещи, но очевидно, что это просто грамотный менеджмент, умение работать на современном рынке образовательных и инновационных услуг, что, собственно, все присутствующие продемонстрировали, представив хорошие программы, и, конечно, плотное общение с производством, с российским бизнесом.

Мы специально на эту встречу пригласили не только вас, уважаемые коллеги, те, кто в этом году добился успехов, победил в конкурсном отборе, но и ряд победителей прошлого этапа, которые уже реализуют свои программы и которые уже получают отдачу от реализации этих программ. Мы только что посмотрели несколько томских вузов. Самое, наверное, отрадное, что помимо того, что пришли дополнительные деньги, на них можно было приобрести новые учебные средства, новые научные приборы, новые лабораторные комплексы. Вот такого рода инвестиции создают комплексный эффект. В чем он заключается? Как известно, деньги притягивают деньги, а знания притягивают дополнительные знания. Поэтому, когда появляется возможность получить и использовать соответствующий грант, уже появляются новые заказы, которые выполняются на новом оборудовании, тем самым пополняя уже сегодня существующую копилку, существующий бюджет высшего учебного заведения.

Есть и примеры этого. Это микросистемная техника, которая разработана в МГТУ имени Баумана. В Самарском государственном аэрокосмическом университете создан Поволжский центр геоинформатики. Все, кто из числа прежних победителей здесь присутствует, могут поделиться наработанным опытом, и это ориентир для победителей второго этапа и в известной мере - для всей высшей школы. Ведь именно с целью достижения нового качества высшего образования, основанного на инновационных принципах, и задуман был этот конкурс.

Давайте поговорим о том, в какие направления вкладываются деньги, какие направления являются наиболее оптимальными. По нашим данным, за прошлый год порядка 75-80% от размера соответствующей субсидии высшие учебные заведения вложили в новое лабораторное оборудование, 15-20% - это новые программы, и от 5-10% было вложено от бюджета, который был получен каждым вузом, в повышение квалификации.

Но это общая пропорция. В ряде вузов, с учетом их специфики, цифры немного иные: кто-то больше вложил в программы, кто-то больше - в повышение квалификации. В любом случае это решать вам. Для нас главное - эффективность этих вложений.

Вы знаете очень хорошо, лучше, чем кто-либо другой, что наши высшие учебные заведения десятилетиями не переоснащались. Парк материальных средств, лабораторного оборудования, техники, которой обладают вузы, просто обветшал. И как распределить эти деньги - ваша ответственность, ваши приоритеты - с учетом той инновационной программы, которую вы разработали. Вы должны, естественно, приобретать лучшие образцы - и российские, и зарубежные.

Понятно и желание как-то простимулировать коллективы педагогические. Хотя в этой программе, наверное, это не самое главное, потому что зарплата - это элемент новой инновационно-финансовой модели вуза. Там находится источник этих средств, и о том, как создавать эту модель, мы тоже с вами поговорим, особенно в условиях ряда экспериментов, которые сегодня в образовании идут.

Отдельный вопрос - контроль. В этом году конкурс был проведен в ранние сроки, что на самом деле создает для всех участников гораздо лучшие возможности, чем в прошлом году, просто возможности посмотреть рынок, изучить его, определиться с приоритетами, выбрать наиболее эффективные объекты вложений, провести все процедуры, которые необходимы вузам.

И, конечно, наша задача - следить за прозрачностью всех этих мероприятий. При этом это неплохая возможность для всех высших учебных заведений, которые здесь представлены, поработать над собственным опытом рыночных трат, то есть трат в условиях современной экономики. Такого рода опыт, к сожалению, у наших вузов небольшой. Именно ввиду того, что финансирование оставляет желать лучшего, вот эти средства, вот эти субсидии - это действительно реальная возможность поучиться правильному менеджированию тех или иных средств.

Я напомню о том, что с этого года у нас действует новый закон о целевом капитале, его иногда называют законом эндаумента. Я бы хотел услышать тоже от присутствующих, как обстоят дела с реализацией этих механизмов. Сделано ли что-нибудь или пока тишина? Потому что мы только что ходили с коллегами томскими, смотрели ряд источников исторических, там, где дореволюционные наши предприниматели - да и не только предприниматели, это могли быть и выпускники - оставляли соответствующие вклады просто исходя из желания помочь родному учебному заведению.

Очевидно, что только системная модернизация высшей школы может создать серьезные содержательные перемены в профессиональном образовании, позволит обеспечить нашу экономику квалифицированными кадрами, которые соответствуют тем же самым традициям рынка. И мы неоднократно об этом говорили - вы сами хорошо это знаете, - что значение сегодня имеет не только фундаментальная (это, конечно, важнейший краеугольный камень любого образования), но и практическая ориентация образования. Именно то, что мне и демонстрируют в своих инновационных изысканиях.

Мы поддерживаем создание на базе инновационных вузов центров инновационной активности. Сегодня мы в Томске посмотрели один из таких центров. Заинтересованы в широком распространении методик и систем подготовки, которые соответствующими центрами наработаны. Считаем возможность развивать сотрудничество таких центров, таких учебных и научных организаций с другими вузами, в том числе с региональными профвузами.

И, конечно, важнейшая задача сегодняшнего дня очевидна - привлекать к развитию инновационного образования реальный сектор экономики, отечественный бизнес. Речь идет прежде всего о том мониторинге потребностей рынка, который проводится в таких местах, о разработке профессиональных стандартов, в которых очень заинтересованы работодатели, о предоставлении адекватной базы для проведения стажировки и, разумеется, о конкурсных инвестициях в образование.

Рассчитываю, что смотр лучших инновационных программ окажет вузам практическую помощь и станет естественным и активным стимулом для переосмысления роли и задачи современного вуза в решении всего того набора задач, которые стоят перед нашей экономикой, перед нашим государством.

Это все, уважаемые коллеги, с чего я хотел бы сегодня начать.

...

Д.МЕДВЕДЕВ (заключительное слово): Мы уже довольно давно разговариваем. Разговор интересный, но тем не менее есть и другие возможности пообщаться. Думаю, что мы можем ими сполна воспользоваться. Я попробую сейчас подвести короткие итоги тому, что прозвучало, и где-то, может быть, что-то еще откомментировать из названных вопросов.

Начну с такого тяжелого для высшего образования, да и вообще для всей нашей страны вопроса, как вопрос обеспечения жильем. Тема острейшая, вы знаете - мы отдельный проект на эту тему подготовили, и проект сложный. Тема острая применительно к высшим учебным заведениям в отношении как молодых преподавателей, которых нужно удержать в вузе, с тем чтобы они не растворились где-нибудь в бизнесе и не смотались в другие страны или в другие высшие учебные заведения в нашей стране (не самый худший вариант), так и выпускников вузов, которые идут работать по соответствующим направлениям.

Что здесь можно сказать? Очевидно, что сегодня для нас главным является улучшение материального положения профессорско-преподавательского состава, будут деньги - можно решать жилищные проблемы. В то же время сегодня понятно и то, что зарплата не решает всех вопросов. У каждого свой опыт. Все работают в центрах субъектов Федерации, где достаточно высокий уровень жизни и высокие цены соответственно.

Вы знаете, профессору в Москве, наверное, можно платить эквивалент 5 тыс. долларов, что неплохо для нашей высшей школы, и он ничего не купит. А рынок такой. Рынком, конечно, нужно заниматься, будем этим заниматься, будем заниматься макроэкономическим регулированием, снижать возможности ипотечной ставки. Но нужно продумывать и отдельные программы внутри вузов. В кооперации с региональными властями по возможности и в состыковке с федеральными программами по обеспечению жильем.

Что я имею в виду? Все-таки вузы у нас имеют достаточно разные источники доходов. Часть из них, естественно, направляется на просто обустройство самого учебного процесса. Это правильно. На закупку нового лабораторного оборудования - так, как по этим субсидиям, это тоже правильно. Но в будущем то, о чем мы сегодня начали только разговаривать - по поводу этого целевого капитала. Все-таки хотелось бы, чтобы подобного рода капитал, этот эндаумент, присутствовал у всех высших учебных заведений, которые здесь представлены.

Почему? Потому что вы руководите лучшими университетами страны. У каждого из вас есть выпускники, которые довольно успешны в бизнесе и в карьере. Конечно, это нравственный вопрос, тем не менее этим нужно заниматься, и заниматься на системной основе. Поэтому меня несколько удивили слова (по-моему, Роман Григорьевич [Стронгин, ректор Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского] сказал): "А что есть в этом законе?"

Коллеги! Это вы мне должны сказать, что в нем есть. Закон опубликован и вступил в действие. Там как раз перечислены все правила, касающиеся целевого капитала, в том числе и те налоговые послабления, которые он дает. Возможность использовать деньги, которые поступят от благотворителей, от учредителей этого целевого капитала без налогообложения. Там прямо это зафиксировано. Что ж вы не знаете об этом?

Поэтому у меня просьба - посмотреть все-таки нормативную базу. Ничего в этом особенного нет, но это расширение ваших возможностей. Мне просто хотелось бы, чтобы этим арсеналом владели все присутствующие. Понятно, что еще нужно найти этих благотворителей, этих выпускников, которые готовы жертвовать.

К сожалению, у нас изменилось настроение. Еще 100 лет назад любой выпускник считал для себя почетной обязанностью дать 50 руб. своему родному университету. Сейчас нет таких представлений. Будем надеяться, что они все-таки будут развиваться. Но нормативную базу надо знать и, мне кажется, достаточно успешно применять. Точно так же, как и нормативную базу, касающуюся автономизации учебного процесса.

В данном случае я говорю о законе "Об автономных учреждениях". Да, это трудный документ. Он имеет издержки определенные для его применения. Но тем не менее, в общем, это тот, возможно, магистральный путь автономизации социальных учреждений, в том числе образования и высших учебных заведений, который действующим законодательством предусмотрен. Именно по этому пути мы и будем идти. В этом смысле мы полагаем, что применительно к любому вузу должен использоваться общий масштаб.

Что же касается тех уважаемых вузов, которые здесь представлены... Вы и так уже получили преференции достаточно значительные от государства. Теперь вопрос в том, чтобы ими распорядиться как следует. Мы не будем, конечно, вузы, которые получают эти инвестиционные субсидии, выделять в какую-то отдельную группу, для того чтобы дать им большую степень автономности. Надо развивать эти начала применительно ко всему российскому высшему образованию. А у вас уже есть для этого неплохой стартовый финансовый задел.

Я поддерживаю то, что было сказано в выступлении Дмитрия Викторовича Пузанкова [ректор Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета], по контрольным цифрам, которые были заявлены как инновационные цифры. Действительно, мы должны на эти вещи обращать внимание и даже в той отчетности, которая должна быть подготовлена по итогам работы с этими инвестиционными деньгами, с этими инновационными деньгами. Мне кажется, выполнение контрольных заданий должно идти в качестве одной из первых позиций.

Теперь по поводу того, что сказал Николай Сергеевич Диканский [ректор Новосибирского государственного университета] в отношении структурных подразделений, таких как школы без образования юридического лица. Понимаете, мы оперируем в рамках того законодательства, которое сегодня существует, как гражданского, так и бюджетного. В принципе, когда вы готовили свои заявки, вы же тоже выделяли приоритет. Есть 100 руб., из них 20 руб. пойдет на эту кафедру, а 30 руб. - на этот факультет. Потому что именно участники учебного процесса, научного процесса должны быть наделены соответствующими финансовыми средствами.

Поэтому мы исходим из того, что субсидии выделяются именно юридическим лицам - вузам, а те уже должны распределять их по своим структурным подразделениям. Но не так давно перед отъездом как раз сюда, на это совещание, я проводил в Москве встречу, где мы обсуждали контуры работы на ближайшие годы - на 2008, 2009 год - по национальному проекту. И в качестве вот такого завершающего этапа там со стороны как раз Министерства образования [и науки] прозвучала идея провести некую последнюю часть такого рода инновационных конкурсов, имея в виду выделение денег не университетам в целом, а научным школам, структурным подразделениям и кафедрам.

Вот эту тему мы еще окончательно не определили, но мне она представляется неплохой как идея. Хотя юридически все равно участвовать в соответствующих конкурсных процедурах (таково уж наше гражданское законодательство, но мы его менять не будем, естественно) могут только высшие учебные заведения, имеющие права юридического лица, или, как говорят юристы, гражданскую правоспособность. Но в этом случае будет возможность прямо зафиксировать, что все это для развития там конкретного проекта, конкретной кафедры или, допустим, того или иного структурного подразделения. Вопрос еще не решен, просто я хочу, чтобы вы знали - он обсуждается.

Николай Сергеевич, мне трудно говорить о ваших структурных подразделениях. Я просто сказал, что юридически участвовать все равно в высших конкурсах будет университет, а не структурное подразделение. И сейчас участвовал, и в будущем будет участвовать, и в этом смысле законодательство не изменится. Это я вам абсолютно твердо и уверенно говорю. Структурное подразделение никогда участником гражданских правоотношений, экономических правоотношений не будет. Но ваше право - предусмотреть прямо в конкурсной заявке, что именно в конкретное учебное заведение, в конкретную школу, в конкретное структурное подразделение - факультет, кафедру - потекут эти деньги.

Теперь в отношении важной темы. Она несколько за рамками, может быть, инновационных программ, но тем не менее я два слова буквально скажу по специалистам, которые распределяются на село, идут работать на село. Распределения у нас сейчас в прежнем понимании нет. В этом году мы 13 тыс. молодых специалистов просубсидировали для покупки жилья на селе. Общая цель - 30 тыс. субсидий таких выделить. Это, конечно, мало, хотя это кое-что, и регионы тоже должны в свою очередь этими проблемами заниматься (я знаю, что многие этим занимаются) вместе с работодателями.
Но в то же время очевидно, что на селе (действительно, Вы правы) нужно создавать такие условия работы, которые позволят самим селянам работать в человеческих финансовых кондициях и рассчитывать на получение ипотеки по общему правилу. Но, может быть, если это молодые специалисты - с элементом субсидирования части кредитной ставки или первоначального взноса со стороны работодателя или муниципалитета, если у него есть для этого возможности и желание.

Все, что звучало по двухуровневой системе образования, я так понимаю, что в целом она воспринимается ректорским сообществом. Но в то же время предлагается сохранить все те достоинства, которые существовали и существуют в специалитете, в подготовке по профессиям. Я с этим абсолютно согласен, потому что все присутствующие здесь как раз готовились таким образом. Я считаю, что это в целом вполне хорошее было образование.

Другое дело, что мы встраиваемся в такой "мировой Гольфстрим", в существующие в международном сообществе процессы, в различного рода международные отношения, конвенции. И вообще, для того чтобы наших специалистов правильно воспринимали, они могут готовиться и по такой и по такой системе. Самое главное, что тот законопроект, который недавно был одобрен на заседании Правительства, содержит альтернативу, по которой решение вправе принимать вузы с участием министерства в установленном порядке.

Звучал вопрос в отношении внесения изменений в заявки. Вы знаете, конечно, эта штука нежелательная, потому что мы рассчитываем на то, что те проекты, которые вы подготовили, это все-таки продуманные проекты. Это проекты, которые рассчитаны на достижение хороших инновационных результатов, а не на сиюминутное поддергивание денег под конкретные задачи, под латание каких-либо дырок. Но в то же время, конечно, жизнь богаче всяких схем, всяких конкурсных заявок. Это ответственность Григория Артемовича [руководитель Федерального агентства по образованию - Рособразование], министерства. Вот к нему и обращайтесь. Если сумеете убедить в целесообразности, будем принимать решение. Но в то же время хотел бы в общем плане, в политическом смысле сориентировать на то, что ваши заявки мы рассматриваем как максимально сбалансированные и подготовленные вами же документы.

По структурным подразделениям я уже несколько слов сказал. В общем и в целом еще раз хотел бы в заключение нашего разговора выразить уверенность, что тот образовательный проект, который идет, и его важная часть, касающаяся высших учебных заведений, принесет положительный эффект, на который все мы рассчитываем, сможет вытащить нашу высшую школу из того унизительного положения, в которое она попала в начале 90-х годов, будет способствовать интеграции нашей науки и нашего образования в мировую систему образовательных процессов. Просто сделает его качественным, отвечающим потребностям XXI века, при сохранении всех тех серьезных традиций, которые закладывались в наше образование на протяжении последних, по сути, трехсот лет. Мы сидим в университете, который основан в 1878 году, в старейшем сибирском университете. Через год, я так понимаю, будет 130 лет уже. Конечно, мы не должны забывать наших корней, не должны отвергать все те достижения, которые были сделаны нашими предшественниками, но при понимании того, что мы живем в XXI веке.

Всего вам доброго.

Все документы, помещенные в настоящем разделе, защищены авторскими правами.
© Copyright 1995-2007 Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ".
Разработка и поддержка сайта
Отдел по связям с общественностью