О проекте
Документация проекта
Органы управления
Реализация проекта
Конкурсы
Отчетность
Партнеры
Внутривузовские СМИ
Наши публикации
СМИ о проекте
Форум
Полезные ссылки
Главная www.eltech.ru

Журнал "Высшее образование сегодня" № 4 - 2007

Название публикации: Национальный проект "Образование"
Аннотация: Заметки с семинара победителей второго раунда конкурса инновационных образовательных программ вузов
Автор: Ирина Довгаль
Публикация в формате PDF: скачать (8,76 Мб)
Текст публикации:

А.А. ФУРСЕНКО: «ДАВАЙТЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СДЕЛАЕМ ТО, ЧТО ЗАПИСАНО В ИННОВАЦИОННЫХ ПРОГРАММАХ...»

Семинар этот, состоявшийся в Подмосковье, работал два дня - 12 и 13 марта. И хотя к моменту его открытия не прошло и двух недель с даты официального объявления итогов второго раунда конкурса инновационных программ вузов, оператору проекта, Национальному фонду подготовки кадров, удалось немало сделать для того, чтобы облегчить вхождение вузов-победителей в плотный рабочий график по реализации инновационных программ. К началу работы установочного семинара были решены все организационные моменты, качественно подготовлены подробные рабочие материалы с образцами необходимых документов, инструкциями и методическими рекомендациями. Исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров Е.Н. Соболева в роли ведущей заседание как всегда была точна и лаконична в формулировках, что с самого начала настроило собравшихся на деловой лад. А на семинар прибыли не только ректоры вузов-победителей, но и финансисты, менеджеры, организаторы отдельных подпрограмм. И все они были настроены на то, чтобы почерпнуть как можно больше информации и получить ответы на интересующие их вопросы.

ОТ ТВОРЧЕСКОГО ЗАМЫСЛА - К ИННОВАЦИЯМ

Поздравив ректоров с победой, руководитель Федерального агентства по образованию Г.А. Балыхин заметил, что времени для раскачки нет, нужно немедленно браться за работу. Такой серьезной государственной поддержки высшие учебные заведения не получали даже в самые благополучные времена. В 2007 году на реализацию инновационных программ сорока вузам-победителям выделено 10 млрд руб, на будущий год - еще 10 млрд. Главное, чтобы эти огромные средства были использованы, как отметил Г.А. Балыхин, для наполнения образования современным содержанием, приобретения нового высокотехнологичного оборудования, повышения квалификации преподавательского состава и модернизации лабораторного фонда.

Первое, что предстоит сделать всем вузам-победителям - создать орган по реализации инновационной программы, Г.А. Балыхин, руководитель Федерального агентства по образованиювозглавить который должен непосредственно ректор. Именно первому лицу вуза необходимо контролировать все мероприятия и закупки, чтобы оперативно на соответствующем уровне принимать решения.

В месячный срок вузам нужно заключить договоры на предоставление субсидий из федерального бюджета, после чего приступить к проведению тендеров, правильно оформить всю необходимую документацию, чтобы не повторять прошлогодние ошибки своих коллег.

Г.А. Балыхин выразил уверенность, что совместными усилиями поставленные задачи будут решены, но напомнил, что к реализации программы 2008 года будут допущены лишь те вузы, которые полностью освоят средства и выполнят программу на 2007 год.

На организационных аспектах подробно остановился заместитель руководителя Федерального агентства по образованию Е.Я. Бутко. Он предупредил, что при освоении средств необходимо добиваться равного размещения бюджетной составляющей на 2007 и 2008 годы и ни в коем случае не откладывать закупки на последние месяцы года.

Принципиально важно - соблюдать публичность при реализации инновационных проектов. Надо, чтобы и губернатор, и администрация, и широкая общественность четко понимали, как реализуется программа, какой конечный инновационный продукт получит регион и страна в целом.

С большим интересом участники семинара выслушали выступление представителя оператора проекта - руководителя экспертно-аналитического центра НФПК В.М. Жураковского, который коротко подвел итоги второго раунда конкурса инновационных программ вузов. На конкурс поступило 267 заявок, из которых 16 были отклонены по формальным признакам. 251 заявка поступила на экспертизу, к которой было подключено 140 экспертов. Состоялось 4 заседания экспертной комиссии и 3 заседания конкурсной комиссии. В результате этой работы были определены 40 победителей с общим бюджетом 20 млрд рублей на 2007-2008 годы. Большинство победителей представляют регионы - 52,5%, Москву - 37,5%, Санкт-Петербург - 10%. Лучшие инновационные программы представили 12 классических университетов, 16 вузов технического профиля, 3 аграрных, 1 медицинский, 3 педагогических и 5 вузов социально-экономического и гуманитарного профиля.

Задача проекта - поддержка центров инновационной активности на базе вузов-лидеров, усиление взаимодействия между ведущими вузами и сектором реальной экономики (усиление роли вузов в инновационном развитии страны). Очень важно развивать сетевое взаимодействие между лидирующими вузами, формировать сеть ведущих инновационных вузов, оказывающих положительное влияние на развитие высшего образования в регионе и в стране в целом.

Для упрощения и упорядочения отчетности в вузах вводится автоматизированная система мониторинга выполнения инновационных образовательных программ через Интернет. В каждом вузе должен быть ответственный за ведение мониторинга, отправляющий еженедельные, месячные и квартальные отчеты координатору в НФПК. Мониторинг поможет и самим ректорам получать информацию о том, как продвигается проект по сравнению с другими вузами. Будут проводиться мониторинговые визиты, социологические исследования, оказываться методическая помощь. Все эти заботы берет на себя Национальный фонд подготовки кадров. Подробную информацию об этом, а также о других важных проблемах, связанных с реализацией программ, участники семинара получили на секциях.

ОБРЕЧЕННЫЕ НА УСПЕХ

В перерыве между заседаниями нашему корреспонденту удалось побеседовать с победителями конкурса. Один из них - Геннадий Лукич Дегтярев, ректор Казанского государственного технического университета им. А.Н.Туполева.

- Геннадий Лукич, как Вы считаете, почему именно вам удалось победить в конкурсе?
- Во-первых, мы разработали очень хорошую инновационную образовательную программу, не оценить которую, я считаю, было невозможно. Суть ее в том, что мы создаем систему подготовки специалистов в области разработки и использования информационных технологий. Эта система должна стать определяющим фактором обеспечения конкурентоспособности машиностроительных производств.

Г.Л. Дегтярев, ректор Казанского государственного технического университета им. А.Н. ТуполеваСейчас высшая школа готовит инженеров, экономистов и прочих специалистов двух типов: одни знают предмет, но плохо владеют информационными технологиями, а другие хорошо знают компьютеры, информационные технологии, но не владеют предметом. Мы же будем готовить специалистов «два в одном», которые и суть дела понимают, и хорошо владеют информационными технологиями.

Мы и раньше прекрасно знали, что такие специалисты нужны, но у нас было недостаточно технологического оборудования, чтобы отработать всю эту цепочку для подготовки студентов. Программа как раз и нужна нам для того, чтобы реализовать задуманное. Когда приобретем технологическое оборудование - тогда сможем и специалистов учить, и переучивать тех, которые сегодня есть для авиастроения, ракетостроения, автомобилестроения, приборостроения.

Наша программа касается еще одной очень важной проблемы государственного масштаба. На сегодняшний день все программные комплексы мы фактически покупаем за границей. Почему мы сами не создаем их, ведь у нас много умных, образованных людей, которые работают в известных фирмах? Кстати, фирмы, разрабатывающие современные программные комплексы и операционные системы, меняют облик страны. Например, США раньше была машиностроительной державой, а сейчас так не скажешь, сейчас это более компьютерная страна, ее лицо сменилось. А сколько привносят компьютерные фирмы в бюджет Индии, Китая... А у нас практически ничего нет. Почему? Потому что нет системы подготовки таких специалистов. Это как здание построить: нужен и архитектор свой, и дизайнер, и бизнес-аналитик, и технолог. Мы их не готовим вообще. А те специалисты, которые выезжают за границу и работают в этих отраслях - это просто талантливые люди, занимающиеся самообучением. Поэтому создать такую систему надо. И это изюминка нашего проекта: подготовка специалистов-разработчиков.

- А что нужно для достижения ваших целей, и какие сложности Вы видите на пути реализации программы?
- Мы получили 400 млн руб из федерального бюджета, и кабинет министров республики Татарстан гарантировал дополнительное финансирование в сумме 100 млн руб. Будут и привлеченные средства, поскольку мы будем работать совместно с предприятиями, которые уже готовы выделить нам технологическое оборудование. Теперь перед нами стоит задача оперативно и правильно реализовать программу. Для этого значительные средства нужно потратить не только на приобретение дорогостоящего оборудования, но и на повышение квалификации преподавательского состава. Будем направлять наших преподавателей за границу и приглашать оттуда специалистов. Мы уверены, что сумеем все сделать, а если не уверен - не начинай.

Еще одним нашим собеседником стал Николай Сергеевич Диканский - ректор Новосибирского государственного университета, получившего право на самую крупную государственную субсидию - 901 млн руб.

Тема инновационной программы вуза: «Инновационные образовательные программы и технологии, реализуемые на принципах партнерства классического университета, науки, бизнеса и государства».

Н.С. Диканский, ректор Новосибирского государственного университета- Вашу программу называют самой амбициозной. Как вы решились на такую смелую заявку?
- Во-первых, мы решились еще в прошлом году, но в первом раунде победить не удалось, хотя и вошли в число сильнейших. Почему так много денег запросили? Мы классический университет, у нас очень широкий спектр научных дисциплин, разнообразна исследовательская тематика, но оборудование, которое мы используем в практикумах, научных экспериментах очень дорогое. А коль скоро мы готовим научных работников - то и оборудование должно быть самое современное. Амбициозность проекта связана с тем, что мы акцентируем внимание на интеграции науки и образования, образования и высокотехнологичных компаний - это вторая обратная цепь, и, соответственно, на партнерстве с государством, которое нас финансирует.

Мы выросли на опыте интеграции науки и образования, приняли участие в создании ряда институтов Новосибирского научного центра Сибирского отделения РАН. Хотя наш университет небольшой, но ему скоро 50 лет, он подготовил свыше 40 тысяч исследователей. Важно, что интеграция науки и образования, несмотря на все то, что происходило в стране, позволила нам сохранить научную школу, в отличие от столицы. Это и дало нам право на амбициозность программы, которая базируется на том, что мы любим точные науки, развиваем медицину, а медицинское и химическое оборудование очень дорогое.

Суть нашей инновационной образовательной программы очень широкая, а идея такова: мы перенесли наработки нашего сотрудничества с РАН на бизнес. Ребята работают в 120 высокотехнологичных компаниях в академгородке, которые действуют точно так же, как академические институты. Это настоящее партнерство, хорошая, положительная обратная связь, которая приводит к генерации новых технологических знаний и компаний. Вот в чем изюминка. Не все это поняли.
Колоссальное достоинство нашей программы в том, что мы будем готовить специалистов не только по обычной гумбальтовской схеме (получение фундаментальных знаний, генерация новых знаний, обработка, сохранение и передача новым поколениям), но добавляем к этому высокотехнологичную часть. Я считаю, что это действительно наше открытие.

Мы готовим преподаватей-исследователей. Одна треть наших выпускников идет в академию наук, остальные - по всему миру, по всей Сибири и т. д. И всю эту красоту, культуру, искусство науки исследований мы выпускаем по всей России. Ведь мы когда-то поставляли так называемые научные десанты: из академгородка целые лаборатории выпускников уезжали в Красноярск, Улан-Удэ, Хабаровск, Читу, Петропавловск, Владивосток. И сейчас наступил чрезвычайно важный момент. Высшая школа испытывает кризис из-за нехватки преподавательских кадров. А переход на новое образование означает, что преподаватель должен быть исследователем. Те преподаватели, которые читают, как «Отче наш...», одно и то же из года в год, уже не могут исследовать, а только делают вид, что исследуют. А ведь в американских университетах очень часто преподаватели всего 20 часов за год тратят у доски! Во Франции - 2 часа в неделю. Остальное время - исследования. Поэтому когда у нас сократится количество студентов, а оно сокращается из-за демографической ямы везде, все преподаватели должны заниматься исследованиями. Надо смотреть в будущее и дальше развиваться.

Наш проект отражает концепцию развития НГУ на следующие 10-15 лет, а она декларирует создание национального исследовательского университета.

- Ваши первые шаги по реализации программы?
- Сейчас много надо делать. Дирекцию создадим, потом будем выстраивать схему управления. В принципе, у нас уже есть заготовки. Грех было до того, как получили грант, все это делать, но мы все-таки заранее планировали все работы.
Я ни секунды не сомневаюсь, что мы успеем освоить все выделенные нам средства, потому что оборудование у нас очень дорогое и времени достаточно. Все успеем сделать, команда по развитию университета уже работает, и в реализации программы будут задействованы все. Это для нас дело чести.

ОПЫТ - СЫН ОШИБОК ТРУДНЫХ

Начало любого нового дела всегда связано с опасностью что-то не учесть, не рассчитать, упустить какой-то важный момент. И здесь неоценимым помощником может стать опыт коллег, уже прошедших этот тернистый участок пути. Поэтому участники семинара с большим интересом отнеслись к выступлениям представителей победителей первого раунда конкурса инновационных программ, которые уже занимались их реализацией на протяжении 2006 года. Об управленческих аспектах организации работы по проекту, о работе финансовых служб, о закупках в рамках проекта, организации внутренних конкурсов и процедур рассказали руководитель программы Московского института стали и сплавов В.В. Миклушевский, заместитель руководителя программы Государственного университета - Высшей школы экономики С.Ю. Рощин, начальник финансового отдела Московского государственного института электронной техники И.В. Романова.

Е.Н. Соболева, исполнительный директор Национального фонда подготовки кадровВ прошлом году вузы-победители были в более сложном положении. Первые деньги на реализацию программ они получили только в июле. Нынешние же победители имеют преимущество в три месяца. Важно только не растерять его в суматохе дел и учиться на чужих ошибках. А они были: и документация неправильно оформлялась, и закупки оттягивались на последние месяцы. В результате некоторым вузам, чтобы наверстать упущенное, в декабре приходилось отчитываться по два раза в день. Поэтому все выступающие нацеливали ректоров на то, что к работе по реализации программы нужно приступать немедленно. Главные проблемы, с которыми им пришлось столкнуться, были следующие: острая нехватка времени, отсутствие навыков проектного менеджмента, психологическая проблема, риск невыполнения заявок, обязательная инновационность продуктов, оплата - только по результату, опасность приобретения «серого» оборудования, недобросовестность поставщиков. Для решения всех этих проблем принципиально важно создать в вузе хорошую команду.

Об этом же говорил и министр образования и науки А.А. Фурсенко, отметивший, что «университетское сообщество вполне может взять на себя ответственность за развитие всего спектра интеллектуального капитала в стране. Конечно, на решение всех проблем, которые стоят перед нашими университетами, этих денег не хватит, но мы должны научиться хотя бы такие деньги тратить с пользой, потому что за последнее время привычки такой не было. Те, кто уже работает, столкнулись с огромными проблемами, когда надо было освоить первую сумму, тем более, что за эффективность каждого истраченного рубля придется отвечать, и не только перед контрольными органами, а и перед научным сообществом. Если мы взяли на себя ответственность за построение новой высшей школы, надо встречаться с другими ректорами, делиться своими наработками и опытом, чтобы положительно влиять на развитие высшего образования в регионе и в стране в целом».

Вручая дипломы ректорам вузов-победителей, министр смог перемолвиться с каждым из них несколькими словами, деловыми замечаниями. А подытоживая свое выступление А.А. Фурсенко произнес ту самую фразу, вынесенную нами в заголовок, которую в заключение мы приводим полностью: «Я вас просто по-человечески прошу: давайте действительно сделаем то, что записано в инновационных программах».

Все документы, помещенные в настоящем разделе, защищены авторскими правами.
© Copyright 1995-2007 Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ".
Разработка и поддержка сайта
Отдел по связям с общественностью