О проекте
Документация проекта
Органы управления
Реализация проекта
Конкурсы
Отчетность
Партнеры
Внутривузовские СМИ
Наши публикации
СМИ о проекте
Форум
Полезные ссылки
Главная www.eltech.ru

Журнал "Высшее образование сегодня" № 4 - 2007

Название публикации: Императив модернизации.
Новый этап модернизации высшего образования
Аннотация: -
Автор: Н.М. Розина, Министерство образования и науки Российской Федерации
Публикация в формате PDF: скачать (11,2 Мб)
Текст публикации:
Правительство Российской Федерации 9 марта одобрило представленный Минобрнауки России законопроект о переходе на уровневую систему высшего образования. Если этот законопроект получит поддержку Федерального Собрания Российской Федерации, то отечественные вузы в согласии с Болонской конвенцией будут обязаны вести подготовку кадров преимущественно по программам бакалавриата и магистратуры (только инженеры по ряду специальностей и врачи, как и прежде, смогут получать образование по привычным пяти-шестилетним программам подготовки специалистов).

Принятие этого законопроекта в сочетании с введением нового поколения государственных образовательных стандартов, принципиальный макет которых в феврале одобрен коллегией Минобрнауки, создаст предпосылки для устранения структурных несоответствий между спросом и предложением кадров с высшим профессиональным образованием. Введение в высшей школе уровневой системы образования также позволит повысить эффективность использования бюджетных средств, вовлечь работодателей в прогнозирование перспективных потребностей в трудовых ресурсах и, что немаловажно, существенно расширить их участие в финансировании подготовки кадров.

ВЫБОР УЖЕ СДЕЛАН

В разделе «Развитие человеческого капитала» Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу отмечено, что сложившаяся система образования не в полной мере соответствует потребностям рынка труда. В связи с этим в числе приоритетных задач определены: законодательное обеспечение модернизации системы образования; приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда; повышение доступности качественных образовательных услуг; создание системы независимой оценки контроля качества образования.

В комплексе этих задач выделяются по своему значению переход на уровневую систему высшего профессионального образования, разработка новых образовательных стандартов с учетом современных квалификационных требований. По сути, речь идет о новом содержании и новой структуре подготовки кадров, о вхождении российской высшей школы в европейское, а значит, и мировое образовательное пространство.

Известно, что существующая система высшего профессионального образования предусматривает непрерывную подготовку дипломированных специалистов по 530 специальностям со сроком обучения, как правило, 5 лет и ступенчатую подготовку бакалавр-магистр по 120 направлениям. И бакалавриат, и магистратура широко распространены в отечественной высшей школе. Лицензии на подготовку бакалавров имеет примерно половина вузов. Подготовка бакалавров и магистров предусмотрена во всех областях высшего профессионального образования за исключением медицины, информационной безопасности.

В настоящее время 84,2% студентов получают образование по программам дипломированных специалистов, 11,7 % - бакалавров и 4,1% - магистров. Однако приведенные данные «скрывают» программы бакалавров, встроенные в подготовку специалистов. Если же рассчитать их долю на основе числа дипломов бакалавра, выдаваемых выпускникам вузов, то она приближается к 10%. Это позволяет сделать вывод о том, что нашей высшей школой, ее профессорско-преподавательским составом и студенчеством не просто пройден этап апробации программ подготовки бакалавров и магистров, доля которых в числе выпускников вузов уже составляет 25%, а совершен выбор в пользу уровневой системы высшего профессионального образования.

КЛЮЧЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ

Введение уровневого высшего профессионального образования - важнейший элемент комплексного реформирования подготовки кадров.

На современном этапе научно-технического развития, когда технологии и знания обновляются очень быстро, экономически нецелесообразно готовить по очень многим видам деятельности «узких» специалистов в стенах вуза в течение пяти-шести лет. Поэтому введение широкой бакалаврской программы с последующей специализацией в магистратуре, на производстве или в системе дополнительного профессионального образования будет больше соответствовать быстро меняющемуся рынку труда. Это позволит создать условия для формирования гибкой РОЗИНА Нелли Михайловна — заместитель директора Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерацииструктуры квалификаций и образовательных программ, более полно соответствующей меняющимся потребностям общества. Продвижение в рассматриваемом направлении тем более необходимо, что, по данным работодателей, в рамках сложившейся практики подготовки дипломированных специалистов до половины выпускников вузов сразу после трудоустройства направляются предприятиями и организациями на профессиональную переподготовку или в систему повышения квалификации.

Учитывая, что молодые люди в своем большинстве поступают в вузы в возрасте 17-18 лет, далеко не все из них с полным знанием дела принимают решение о предпочтительной траектории образования и будущей профессии. Уровневое высшее профессиональное образование позволяет после первых лет обучения более осознанно выбрать профиль программы на старших курсах бакалавриата. А после его окончания, имея диплом о высшем профессиональном образовании, выпускник может вновь сопоставить свои жизненные планы с происходящими изменениями на рынке труда и продолжить образование в магистратуре или же использовать широкий спектр программ дополнительного профессионального образования с присвоением квалификации.

Для дальнейшего развития уровневого высшего профессионального образования Министерство образования и науки Российской Федерации в декабре 2006 года внесло в Правительство проект закона, в котором образовательные программы магистров и специалистов предлагается рассматривать как программы одного (второго) уровня, а бакалавров - как программы первого уровня. Одновременно Минобрнауки предприняло новые шаги, способствующие развитию подготовки бакалавров и магистров. В частности, министерством издан приказ, которым расширены академические свободы вузов при формировании программ подготовки магистра. Принято решение об упрощенной процедуре аккредитации программ бакалавров, лицензированных на основе родственных аккредитованных программ специалистов.

Развитие подготовки бакалавров и магистров рассматривается в числе определяющих показателей инновационного потенциала вуза при оценке инновационных образовательных программ, которые в конкурсном порядке финансируются в рамках Национального проекта «Образование». Разработка и введение конкурентоспособных программ бакалавриата и магистратуры, отвечающих лучшим мировым образцам, входит в число важнейших задач новых федеральных университетов, созданных в Южном и Сибирском федеральных округах.

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО С РАБОТОДАТЕЛЯМИ

Для того, чтобы обеспечить реальные потребности в кадрах экономики и социальной сферы, усилить практическую ориентацию профессионального образования, повысить его качество, в Минобрнауки сформирован пакет законопроектов и нормативных правовых документов.

В Государственную Думу внесен проект федерального закона, который предоставляет представителям объединений работодателей право участвовать в прогнозировании и мониторинге рынка труда. Утверждены Правила разработки и введения в действие государственных образовательных стандартов профессионального образования, предусматривающие участие в их подготовке работодателей. Создан Совет по государственным образовательным стандартам профессионального образования, в состав которого введены представители объединений работодателей. Издано письмо Минобрнауки России о механизме внесения изменений в действующие государственные образовательные стандарты профессионального образования с учетом требований работодателей.

Представители предприятий и объединений работодателей вводятся в комиссии по аттестации образовательных учреждений профессионального образования. Развивается сотрудничество государственных и общественных организаций в системе профессионального образования с объединениями работодателей. В рамках Национального проекта «Образование» в 2006 году работодателями и академическим сооб¬ществом немало сделано по созданию нового поколения образовательных стандартов.

В 2007 году Министерство образования и науки планирует совместно с объединениями работодателей проработать вопросы экспертизы и согласования проектов федеральных государственных образовательных стандартов. Это новый этап в подготовке стандар¬тов, который ранее не практиковался.

Формирование подходов к проектированию проекта макета нового стандарта высшего образования, примерного перечня укрупненных направлений подготовки кадров в последние годы объективно являлось одним из важнейших аспектов деятельности Минобрнауки. В частности, проведена большая работа по определению перечня специальностей, которые в ближайшие годы сохранят непрерывный характер программ высшего образования.

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

В работе по подготовке нового поколения образовательных стандартов самое активное участие приняли многие ведущие высшие учебные заведения России. И не только те, на базе которых функционируют учебно-методические объединения, но и вузы, имеющие самобытный опыт в реализации действующих государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. А решающая роль в этой работе объективно принадлежала и принадлежит профессорам и преподавателям Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Московского государственного технического университета имени Н.Э.Баумана, Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, Московского государственного текстильного университета им. А.Н.Косыгина.

Предложения отдельных вузов обобщила рабочая группа, созданная Минобрнауки. В ее состав вошли видные ученые и специалисты в области проблем высшей школы - В.И. Байденко, Н.С. Кирабаев, А.Н. Лейбович, Л.Л. Любимов, Н.А. Селезнева, Ю.Г. Татур, В.Д. Шадриков. В формировании новых подходов к разработке образовательных стандартов высшего профессионального образования активное участие принимали и специалисты Рособрнадзора.

Обобщенные результаты были представлены Совету Минобрнауки России по государственным образовательным стандартам профессионального образования, в состав которого входят представители академической общественности, министерств и ведомств, а также объединений работодателей.

Так для чего же нужен образовательный стандарт в сфере высшего образования?

Согласно действующему законодательству - для обеспечения:
• качества высшего образования;
• единства образовательного пространства Российской Федерации;
• объективной оценки деятельности образовательных учреждений;
• признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем образовании.

Как известно, в соответствии с Законом «Об образовании» с 1994 по 1996 год было разработано и введено в действие первое поколение стандартов высшей школы. Их использование позволило заметно продвинуться в решении многочисленных задач.

В 1996 году был принят Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», видоизменивший и дополнивший структуру федерального компонента государственных образовательных стандартов. Наряду с обязательным минимумом содержания, требованиями к уровню подготовки выпускников и максимальной учебной нагрузкой федеральный компонент стал содержать важные требования к условиям реализации основных образовательных программ. В 2000 году были введены в действие стандарты высшего профессионального образования второго поколения, разработанные с учетом новых требований.

Необходимо отметить, что государственные образовательные стандарты значительно расширили академические свободы вузов в деле формирования образовательных программ. Однако они не повлияли на сложившуюся в прошлом культуру их проектирования, когда на первом месте стоит содержание учебного процесса, а цели, которые оно призвано обеспечивать, - на последнем.

Большую роль в формировании магистерских программ в условиях академических свобод вузов сыграл приказ Минобрнауки России № 62 от 22 марта 2006 года. Этим приказом вузам предоставлено право самостоятельно формировать междисциплинарные и практико-ориентированные программы, направленные на подготовку высококвалифицированных специалистов.

И все же, несмотря на 14-летний период разработки и освоения вузами государственных образовательных стандартов, их у нас все еще нет в том качестве, которое предусмотрено Законом «Об образовании». Нет единого документа, который бы устанавливал федеральный и национально-региональный компоненты, а также компонент образовательного учреждения. По сути, за рамками утвержденных государственными органами федеральных компонентов стандарт трансформируется в образовательную программу, непосредственно определяющую требования к образовательному процессу, но не являющуюся документом, принятым на государственном уровне.

В 2006 году Минобрнауки приступило к подготовке законопроекта, устанавливающего требования к федеральным государственным образовательным стандартам в полном соответствии с Конституцией Российской Федерации. Теперь эти стандарты уже не подразделяются на компоненты, а предоставляют академические свободы образовательному учреждению, необходимые для формирования основных образовательных программ с участием всех заинтересованных субъектов подготовки кадров.

Проект макета нового стандарта высшего профессионального образования разрабатывался как федеральный государственный образовательный стандарт. Этот документ впитал в себя весь положительный опыт, накопленный при разработке стандартов первых двух поколений. Но в его основе теперь лежит не регламентация содержания образования, а требования к компетенциям выпускника, к его знаниям и умениям по крупным модулям программы (циклам).

Проект макета стандартов предусматривает дальнейшее расширение академических свобод в формировании содержания подготовки кадров. Рабочая группа считает, что академические свободы надо заслужить доверием граждан, студентов и государства, постоянно подтверждая требуемое качество образования. В случае, если вуз при аккредитации не доказывает свою способность качественно формировать образовательную программу, должен действовать механизм, обязывающий образовательное учреждение придерживаться примерной основной образовательной программы.

Проект макета разработан с учетом законопроекта об уровнях высшего профессионального образования, который направлен на сближение структуры высшего профессионального образования Российской Федерации со структурой высшего образования в Европе.

На основе опыта разработки и реализации стандартов первого и второго поколения проект макета стандартов третьего поколения предусматривает формирование стандартов по направлениям подготовки как совокупности образовательных программ различного уровня, объединяемых на базе общности их фундаментальной части без деления на федеральный, национально-региональный и вузовский компоненты. Это решает вопросы их универсальности.

Требования к выпускникам вузов должны будут формироваться на основе профессиональных стандартов (при их наличии), либо представителями академической общественности совместно с объединениями работодателей. В системе высшего образования накоплен значительный опыт совместной разработки квалификационных характеристик и моделей специалистов, который может быть использован при подготовке квалификационных требований нового типа.

Новые образовательные стандарты органически связаны с перечнем направлений подготовки (специальностей), который в настоящее время задает число и разнообразие стандартов. В системе высшего профессионального образования их насчитывается более 500. Такое количество стандартов, а также их нередкая несогласованность (или дублирование ими друг друга) снижают экономическую и организационную эффективность организации учебного процесса и его научно-методического обеспечения.

Рабочая группа должна была выра¬ботать подходы, которые при миниму¬ме стандартов обеспечили бы большое разнообразие программ высшего профессионального образования, академические свободы вуза и студента в их формировании. К сожалению, заметная часть научно-педагогической общественности еще не осознала значения академических свобод и зачастую предпочитает работать по шаблону.

Проекты перечней направлений подготовки и специальностей для образовательных стандартов третьего поколения разрабатывались с учетом опыта формирования Общероссийского классификатора специальностей по образованию в 2002-2004 годы. Этот классификатор уже используется Минобрнауки России для новой систематизации образовательных программ (приказ Минобрнауки России № 4 от 12 января 2005 года).

В связи с тем, что законопроект о введении уровневой подготовки предусматривает возможность сохранения непрерывной подготовки по перечню специальностей, определяемому Правительством Российской Федерации, разработаны принципы его формирования. Своеобразие подготовки специалистов состоит в том, что уже с первого курса необходима узкая специализация, поэтому на обучение по соответствующим программам невозможен перевод студентов старших курсов, получающих образование в бакалавриате либо по другим специальностям.

В результате большой научно-методической и организационной работы, проделанной академической общественностью, научными учреждениями сформирован проект макета федеральных образовательных стандартов высшего профессионального образования, проекты перечней направлений подготовки и специальностей.

ЧТО РЕШИЛА КОЛЛЕГИЯ

Коллегия Минобрнауки, состоявшая 29 января 2007 года, одобрила подходы к формированию макета федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования нового поколения, которые предусматривают:
- формирование стандартов по направлениям подготовки как совокупности образовательных программ различного уровня, объединяемых на базе общности их фундаментальной части;
- формирование требований к результатам освоения основных образовательных программ подготовки бакалавров (магистров, специалистов) в целом и их разделов в виде компетенций как в области профессиональной, так и социально-личностной деятельности;
- введение научно-исследовательской работы как обязательного компонента основной образовательной программы подготовки специалиста;
- установление трудоемкости (объема учебной работы студента) основных образовательных программ в зачетных единицах вместо часовых эквивалентов.
Коллегия предложила Рособразованию, Департаменту государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки, Рособрнадзору предусмотреть реализацию в рамках Федеральной целевой программы развития образования в 2007 году проектов по разработке:
- проектов федеральных государственных стандартов с учетом результатов проектов Федеральной целевой программы развития образования 2006 года и аналитической ведомственной программы «Развитие научного потенциала высшей школы»;
- механизмов проведения экспертизы федеральных государственных стандартов работодателями и академическим сообществом, их апробации и формирования перечня направлений подготовки и специальностей на их основе;
- мер по повышению квалификации руководителей и профессорско-преподавательского состава вузов по проблематике, связанной с формированием результатов освоения основных образовательных программ на основе компетенций;
- механизмов лицензирования и контроля качества основных образовательных программ высшего профессионального образования в условиях введения новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, основанных на эффективной оценке освоения компетенций обучающимися, с привлечением работодателей и
- общественно-профессиональных организаций;
- механизмов планирования и финансирования подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием различного уровня.

Федеральному институту развития образования поручено подготовить предложения о разработке нового Общероссийского классификатора образовательных программ в соответствии с требованиями, установленными Ростехрегулированием, и представить его в Департамент государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки.

В первом полугодии 2007 года намечено провести всероссийское совещание проректоров по учебной работе с разъяснением политики в области разработки нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и поэтапного перехода на уровневое высшее профессиональное образование с учетом требований рынка труда и международных тенденций развития высшего образования.

Решение коллегии Минобрнауки целесообразно рассматривать в комплексе с законопроектом о переходе на уровневую систему образования, одобренном Правительством России 9 марта (не забывая, конечно, о том, что этот документ может быть существенно изменен в ходе дальнейшего законотворческого процесса). В проекте же, в частности, устанавливается, что:
- Прием граждан на конкурсной основе в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования проводится отдельно для обучения по программам бакалавриата, подготовки специалиста и магистратуры. Правом участвовать в конкурсе для обучения по программам магистратуры пользуются лица, успешно завершившие обучение по программам бакалавриата.
- Подготовка лиц с высшим профессиональным образованием осуществляется на базе общего среднего (полного), среднего профессионального образования - для получения квалификации (степени) «бакалавр» и квалификации «специалист» и на базе бакалавриата - для получения квалификации (степени) «магистр»;
- Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам бакалавриата. Получение высшего профессионального образования по сокращенным ускоренным программам подготовки специалиста и программам магистратуры не допускается.
- Получение образования по следующим образовательным программам высшего профессионального образования рассматривается как получение второго высшего профессионального образования:
по программам бакалавриата или программам подготовки специалиста - лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста, диплом магистра;
по программам магистратуры - лицами, имеющими диплом специалиста, диплом магистра.

В случае принятия законопроекта Федеральным Собранием соответствующие дополнения и изменения будут внесены в действующую редакцию Закона Российской Федерации «Об образовании».

Заключая тему, хочу отдельно сказать еще вот о чем. Новый этап модернизации высшего образования диктует объективную необходимость формирования у профессоров и преподавателей новой педагогической культуры, направленной не только на процесс обучения, но куда в большей мере - на его результат. Это долговременная концептуальная и одновременно практико-ориентированная задача. В разработке путей ее решения большую надежду мы возлагаем на вузы, внедряющие инновационные образовательные программы в рамках Национального проекта «Образование».

Не вызывает сомнений, что по мере поэтапного введения новых образовательных стандартов и с вступлением в силу законодательных новелл об уровневом высшем профессиональном образовании будут созданы все необходимые условия для целенаправленной подготовки кадров с высшим профессиональным образованием с учетом требований рынка труда. Это усилит роль высшей школы в переводе экономики на инновационный путь развития, в становлении общества знаний, укрепления российской государственности, улучшении качества жизни людей.

Все документы, помещенные в настоящем разделе, защищены авторскими правами.
© Copyright 1995-2007 Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ".
Разработка и поддержка сайта
Отдел по связям с общественностью