О проекте
Документация проекта
Органы управления
Реализация проекта
Конкурсы
Отчетность
Партнеры
Внутривузовские СМИ
Наши публикации
СМИ о проекте
Форум
Полезные ссылки
Главная www.eltech.ru

Газета "Вузовский Вестник " - № 20 (44), октябрь 2007

Название публикации: За 57-м не занимать!
Аннотация:

В рамках приоритетного национального проекта «Образование» прошло два раунда конкурса вузов, внедряющих инновационные образовательные программы. План развития вуза на два года предлагали многие университеты, но далеко не все вузы, давно внедряющие инновации в основные сферы своей деятельности, попали в число лидеров.

Оценку конкурсу и в целом нацпроекту «Образование» дает экс-замминистра образования, руководитель экспертно-аналитического центра Национального фонда подготовки кадров, профессор МАДИ Василий ЖУРАКОВСКИЙ.
Автор: Наталья Кустова
Публикация в формате PDF: -
Текст публикации:

- В целом, если говорить об успешности конкурса в рамках нацпроекта «Образование», я считаю, что он эффективен. Очень хорошо, что конкурс был публичным и не сводился к закупке определенных услуг. Согласитесь, очень сложно для сотен вузов - потенциальных участников конкурсного отбора с учетом их специфики, профиля и региональных особенностей сформулировать задание таким образом, чтобы оно для всех было актуально, а решение оказалось полезным. Это сделать практически невозможно.

Конечно, можно было все упростить и свести, например, к закупке современного оборудования, введению двухуровневой системы и реализации других положений Болонского процесса, но это было бы неправильно, ведь каждый вуз имеет свой исходный уровень, свои особенности. К счастью, условия конкурса позволяли вузам самим определять, какие стратегические направления они будут развивать в рамках приоритетного проекта.

Выделяемые ресурсы можно тратить на закупку лабораторного оборудования, модернизацию аудиторного фонда, разработку и закупку программного и методического обеспечения, повышение квалификации персонала. А потратить ли все средства на оборудование либо только на повышение квалификации - это в праве решать сам вуз, в зависимости от того, какие задачи стоят перед ним. Для этого от высших учебных заведений требовалось обязательно представить стратегический план либо программу перспективного развития с анализом своих сильных и слабых сторон.

Такой подход к оценке программ не всеми сразу был понят, но во втором туре было заявлено уже значительно больше серьезных программ. У вузов было время провести анализ своих сильных и слабых сторон, определить главные проблемы и решить, что необходимо в первую очередь.

- Вероятно, основной вопрос для вузов заключался в том, куда потратить ресурсы, на чем сосредоточиться?

- Казалось, будет большой разнобой в подходах, однако на деле все оказалось по-другому. В среднем вузы до 70 процентов выделенных средств используют на закупку учебно-лабораторного оборудования, что позволяет проводить учебный процесс и научные исследования на новейшей технологической базе. Это объяснимо, поскольку много лет вузы не финансировались должным образом.

Например, Дальне-Восточный государственный университет почти все средства планирует потратить на уникальное научно-исследовательское оборудование. Руководство рассудило так: с кадрами в университете все в порядке, методическая работа и международная деятельность ведутся на достойном уровне, поэтому было принято решение создать материальную основу исследований на современном уровне. Научная и образовательная программа нацелена на повышение качества жизни на Дальнем Востоке, адаптирована к решению задач региона, среди которых и строительство крупнейшего океанариума, и решение серьезных экологических, медицинских и биологических проблем. В программу вошли и актуальные социально-экономические проекты, например, связанные с адаптацией мигрантов из Китая.

А вот Высшая школа экономики тратит средства на методические разработки, программное обеспечение и создание баз данных. В ней организовывают подразделения исследовательского плана для госслужбы, бизнеса, к реальному делу активно привлекают преподавателей и студентов с целью привития новых компетенций в исследовательской работе и практическому использованию ее результатов.

Еще раз подчеркну, что приоритетные задачи реализуемых инновационных программ очень разнообразны: подготовка элитных специалистов и инновационных менеджеров по приоритетным направлениям науки и технологий, создание современной информационной среды, кадровое и научное обеспечение регионального развития, общее повышение качества профессионального образования до уровня лучших мировых достижений.

- Скажите, по какому принципу распределялись средства?

- Каждый вуз делал это и соответствии с теми задачами, которые перед ним стоят. В первом туре сумма выделяемых средств варьировалась от 400 тысяч миллионом рублей до миллиарда, а во втором - от 200 тысяч миллионом рублей (максимальная сумма, выделяемая на одно учебное заведение, составила миллиард рублей). Так, например, Дальневосточный госуниверситет получил 920 миллионом, МГТУ имени Н.Э. Баумана - 610 миллионов рублей.

В первом туре были вузы, которые заявили меньшую сумму. Они трезво оценили ситуацию и попросили средства конкретно под задачу. Так, Санкт-Петербургский горный университет попросил 220 миллионов рублей на создание полигонов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, на которых круглогодично студенты и преподаватели в форме экспедиций проводят исследования. У этого вуза все на высоком уровне - прекрасная материальная база, квалифицированные кадры, отличная организация учебного процесса, а главная задача в стратегическом плане - окунуть в практическую деятельность своих студентов и преподавателей, получив при этом значимые народнохозяйственные результаты.

- Василий Максимилианович, согласитесь, получить средства сложно, но не менее сложно их потратить... Все ли вузы успевают освоить выделенные средства?

- Да, процедура действительно сложная и длительная. В прошлом году все вузы средства освоить успели. Вот и в этом году деньги получили начале июля, но сейчас уже вузы научились их тратить в соответствии с требуемыми процедурами. Я думаю, что со временем все нормализуется, но не обходится, конечно, без потерь. Так Самарскому государственному аэрокосмическому университету пришлось отказаться от приобретения уникального зарубежного оборудования с длительным сроком изготовления. В этом случае вузы должны приобрести что-то другое.

Еще одна сложность состоит в том, что наш рынок пока недостаточно цивилизованный и на нем стали конкурировать перекупщики, причем не всегда добросовестные. Многие вузы к таким масштабам закупок не привыкли, поэтому иногда попадают в сложные ситуации. Не облегчает вузам жизнь и громоздкая отчетность и обилие всевозможных проверок. Средства приходят с опозданием, а отчетность чрезвычайно громоздкая - о выполнении программ руководство университетов отчитываются ежемесячно и поквартально.

- А как при закупке дорогостоящей продукции быть с налогами?

- Это еще одна проблема. В принципе проект задумывался для поддержки вузов, которые могут стать центрами инновационной активности, источниками новых инновационных наукоемких продуктов и технологий. Как бюджетным организациям рост налога на новое дорогостоящее исследовательское и технологическое оборудование должен быть компенсирован, однако нет уверенности в том, что это предусмотрено в утвержденном трехлетнем бюджете. Бюджетная организация вроде бы компенсирует налог на имущество, но на будущее подобные льготы на налогообложение никто в бюджет не закладывал.

- В число лидеров не попал ряд вузов, которые внедряют инновации уже много лет. На какие показатели обращала внимание конкурсная комиссия, объективен ли был отбор ?

- В вузах, которые участвуют в проекте, есть серьезные достижения, и инновационное место они занимают достаточно обосновано. Но действительно, в число лидеров не попали многие достойные вузы, а решения о расширении количества участников нет и, видимо, не будет.

Оценивали конкурсные заявки независимые эксперты. Инновационный потенциал вуза определялся по объемам и эффективности научных исследований, качеству научно-педагогического персонала, развитию сотрудничества с бизнес-сообществом, вовлеченности в международное сотрудничество вузов и ряд других параметров. В первую очередь, поддержку государства получили программы, нацеленные на интеграцию образования и науки, на внедрение инновационных достижений в образование, экономику и социальную сферу, на инновационное развитие регионов и страны в целом, на использование современных образовательных технологий и повышение конкурентоспособности российского высшего образования.

Во всех проектах ставятся задачи разработки и внедрения магистерских программ, в том числе междисциплинарных. Как правило, создаются или совершенствуются системы управления качеством как основы управления деятельностью вузов, что безусловно важно, как в институциональном плане, так и с точки зрения позиционирования в условиях присоединения к болонскому процессу и предстоящего вступления в ВТО. Определенно нашим вузам но хватает академической мобильности, поэтому поддерживались программы, позволяющие знакомиться с лучшим отечественным и мировые опытом.

- Скажите, какова устойчивость результатов и что будет дальше?

- В целом проект надо оценивать положительно, он значительно активизировал всю многогранную деятельность вузов, стал катализатором творческой активности и оптимизма в коллективах вузов-участников. Руководство страны прекрасно понимает, что надо соскакивать с нефтяной иглы и разминать производство наукоемкой продукции, иначе страна останется на обочине мирового развития. В этом плане роль вузов как центром инновационной активности несомненна. Все преобразования с созданием инновационных структур - технопарков, бизнес-инкубаторов, в том числе и студенческих, центров коллективного пользования с комплексами уникального оборудования - должны быть направлены на реализацию разработок, продвижение на рынок новых наукоемких продуктов и технологий. В результате приоритетного проекта у вузов появилась материальная основа для значительного повышения уровня исследований и разработок, существенно возросла инвестиционная привлекательность. Ведь уникальное оборудование и владеющие им люди несомненно должны быть интересны для власти и бизнес-сообщества. И если средства потрачены с умом, найдены серьезные стратегические партнеры, для вузов открываются новые возможности. Значит, будем жить, развиваться и надеяться на то, что инвестиции в высшую школу станут системой, а не ярким эпизодом в трудном послереформенном существовании российской высшей школы.

На снимке: Василий Жураковский.

 

Все документы, помещенные в настоящем разделе, защищены авторскими правами.
© Copyright 1995-2007 Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ".
Разработка и поддержка сайта
Отдел по связям с общественностью