- В целом, если говорить об успешности конкурса в рамках нацпроекта «Образование», я считаю, что он эффективен. Очень хорошо, что конкурс был публичным и не сводился к закупке определенных услуг. Согласитесь, очень сложно для сотен вузов - потенциальных участников конкурсного отбора с учетом их специфики, профиля и региональных особенностей сформулировать задание таким образом, чтобы оно для всех было актуально, а решение оказалось полезным. Это сделать практически невозможно.
Конечно, можно было все упростить и свести, например, к закупке современного оборудования, введению двухуровневой системы и реализации других положений Болонского процесса, но это было бы неправильно, ведь каждый вуз имеет свой исходный уровень, свои особенности. К счастью, условия конкурса позволяли вузам самим определять, какие стратегические направления они будут развивать в рамках приоритетного проекта.
Выделяемые ресурсы можно тратить на закупку лабораторного оборудования, модернизацию аудиторного фонда, разработку и закупку программного и методического обеспечения, повышение квалификации персонала. А потратить ли все средства на оборудование либо только на повышение квалификации - это в праве решать сам вуз, в зависимости от того, какие задачи стоят перед ним. Для этого от высших учебных заведений требовалось обязательно представить стратегический план либо программу перспективного развития с анализом своих сильных и слабых сторон.
Такой подход к оценке программ не всеми сразу был понят, но во втором туре было заявлено уже значительно больше серьезных программ. У вузов было время провести анализ своих сильных и слабых сторон, определить главные проблемы и решить, что необходимо в первую очередь.
- Вероятно, основной вопрос для вузов заключался в том, куда потратить ресурсы, на чем сосредоточиться?
- Казалось, будет большой разнобой в подходах, однако на деле все оказалось по-другому. В среднем вузы до 70 процентов выделенных средств используют на закупку учебно-лабораторного оборудования, что позволяет проводить учебный процесс и научные исследования на новейшей технологической базе. Это объяснимо, поскольку много лет вузы не финансировались должным образом.
Например, Дальне-Восточный государственный университет почти все средства планирует потратить на уникальное научно-исследовательское оборудование. Руководство рассудило так: с кадрами в университете все в порядке, методическая работа и международная деятельность ведутся на достойном уровне, поэтому было принято решение создать материальную основу исследований на современном уровне. Научная и образовательная программа нацелена на повышение качества жизни на Дальнем Востоке, адаптирована к решению задач региона, среди которых и строительство крупнейшего океанариума, и решение серьезных экологических, медицинских и биологических проблем. В программу вошли и актуальные социально-экономические проекты, например, связанные с адаптацией мигрантов из Китая.
А вот Высшая школа экономики тратит средства на методические разработки, программное обеспечение и создание баз данных. В ней организовывают подразделения исследовательского плана для госслужбы, бизнеса, к реальному делу активно привлекают преподавателей и студентов с целью привития новых компетенций в исследовательской работе и практическому использованию ее результатов.
Еще раз подчеркну, что приоритетные задачи реализуемых инновационных программ очень разнообразны: подготовка элитных специалистов и инновационных менеджеров по приоритетным направлениям науки и технологий, создание современной информационной среды, кадровое и научное обеспечение регионального развития, общее повышение качества профессионального образования до уровня лучших мировых достижений.
- Скажите, по какому принципу распределялись средства?
- Каждый вуз делал это и соответствии с теми задачами, которые перед ним стоят. В первом туре сумма выделяемых средств варьировалась от 400 тысяч миллионом рублей до миллиарда, а во втором - от 200 тысяч миллионом рублей (максимальная сумма, выделяемая на одно учебное заведение, составила миллиард рублей). Так, например, Дальневосточный госуниверситет получил 920 миллионом, МГТУ имени Н.Э. Баумана - 610 миллионов рублей.
В первом туре были вузы, которые заявили меньшую сумму. Они трезво оценили ситуацию и попросили средства конкретно под задачу. Так, Санкт-Петербургский горный университет попросил 220 миллионов рублей на создание полигонов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, на которых круглогодично студенты и преподаватели в форме экспедиций проводят исследования. У этого вуза все на высоком уровне - прекрасная материальная база, квалифицированные кадры, отличная организация учебного процесса, а главная задача в стратегическом плане - окунуть в практическую деятельность своих студентов и преподавателей, получив при этом значимые народнохозяйственные результаты.
- Василий Максимилианович, согласитесь, получить средства сложно, но не менее сложно их потратить... Все ли вузы успевают освоить выделенные средства?
- Да, процедура действительно сложная и длительная. В прошлом году все вузы средства освоить успели. Вот и в этом году деньги получили начале июля, но сейчас уже вузы научились их тратить в соответствии с требуемыми процедурами. Я думаю, что со временем все нормализуется, но не обходится, конечно, без потерь. Так Самарскому государственному аэрокосмическому университету пришлось отказаться от приобретения уникального зарубежного оборудования с длительным сроком изготовления. В этом случае вузы должны приобрести что-то другое.
Еще одна сложность состоит в том, что наш рынок пока недостаточно цивилизованный и на нем стали конкурировать перекупщики, причем не всегда добросовестные. Многие вузы к таким масштабам закупок не привыкли, поэтому иногда попадают в сложные ситуации. Не облегчает вузам жизнь и громоздкая отчетность и обилие всевозможных проверок. Средства приходят с опозданием, а отчетность чрезвычайно громоздкая - о выполнении программ руководство университетов отчитываются ежемесячно и поквартально.
- А как при закупке дорогостоящей продукции быть с налогами?
- Это еще одна проблема. В принципе проект задумывался для поддержки вузов, которые могут стать центрами инновационной активности, источниками новых инновационных наукоемких продуктов и технологий. Как бюджетным организациям рост налога на новое дорогостоящее исследовательское и технологическое оборудование должен быть компенсирован, однако нет уверенности в том, что это предусмотрено в утвержденном трехлетнем бюджете. Бюджетная организация вроде бы компенсирует налог на имущество, но на будущее подобные льготы на налогообложение никто в бюджет не закладывал.
- В число лидеров не попал ряд вузов, которые внедряют инновации уже много лет. На какие показатели обращала внимание конкурсная комиссия, объективен ли был отбор ?
- В вузах, которые участвуют в проекте, есть серьезные достижения, и инновационное место они занимают достаточно обосновано. Но действительно, в число лидеров не попали многие достойные вузы, а решения о расширении количества участников нет и, видимо, не будет.
Оценивали конкурсные заявки независимые эксперты. Инновационный потенциал вуза определялся по объемам и эффективности научных исследований, качеству научно-педагогического персонала, развитию сотрудничества с бизнес-сообществом, вовлеченности в международное сотрудничество вузов и ряд других параметров. В первую очередь, поддержку государства получили программы, нацеленные на интеграцию образования и науки, на внедрение инновационных достижений в образование, экономику и социальную сферу, на инновационное развитие регионов и страны в целом, на использование современных образовательных технологий и повышение конкурентоспособности российского высшего образования.
Во всех проектах ставятся задачи разработки и внедрения магистерских программ, в том числе междисциплинарных. Как правило, создаются или совершенствуются системы управления качеством как основы управления деятельностью вузов, что безусловно важно, как в институциональном плане, так и с точки зрения позиционирования в условиях присоединения к болонскому процессу и предстоящего вступления в ВТО. Определенно нашим вузам но хватает академической мобильности, поэтому поддерживались программы, позволяющие знакомиться с лучшим отечественным и мировые опытом.
- Скажите, какова устойчивость результатов и что будет дальше?
- В целом проект надо оценивать положительно, он значительно активизировал всю многогранную деятельность вузов, стал катализатором творческой активности и оптимизма в коллективах вузов-участников. Руководство страны прекрасно понимает, что надо соскакивать с нефтяной иглы и разминать производство наукоемкой продукции, иначе страна останется на обочине мирового развития. В этом плане роль вузов как центром инновационной активности несомненна. Все преобразования с созданием инновационных структур - технопарков, бизнес-инкубаторов, в том числе и студенческих, центров коллективного пользования с комплексами уникального оборудования - должны быть направлены на реализацию разработок, продвижение на рынок новых наукоемких продуктов и технологий. В результате приоритетного проекта у вузов появилась материальная основа для значительного повышения уровня исследований и разработок, существенно возросла инвестиционная привлекательность. Ведь уникальное оборудование и владеющие им люди несомненно должны быть интересны для власти и бизнес-сообщества. И если средства потрачены с умом, найдены серьезные стратегические партнеры, для вузов открываются новые возможности. Значит, будем жить, развиваться и надеяться на то, что инвестиции в высшую школу станут системой, а не ярким эпизодом в трудном послереформенном существовании российской высшей школы.
На снимке: Василий Жураковский.
|