3. Содержание и качество подготовки выпускников
3.1. Особенности организации учебного процесса и структура контингента обучающихся.
Государственные образовательные стандарты (ГОС) второго поколения совместно с Перечнем направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования (ВПО) в соответствии с федеральным законом “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” нормативно фиксируют существование двух образовательных подсистем высшей школы России.
Первая подсистема - традиционная, одноступенчатая, связанная с реализацией основных образовательных программ подготовки дипломированных специалистов по соответствующим специальностям или группам родственных специальностей (направлениям подготовки). Образовательные программы этой подсистемы ориентированы на конкретные объекты, технологии и виды профессиональной деятельности специалиста в соответствующих областях науки и техники.
Вторая подсистема - двухступенчатая, введенная в практику отечественной высшей школы с 1992 года и обеспечивающая реализацию основных образовательных программ по ступеням ВПО с присуждением выпускнику степени (квалификации) "бакалавра" или "магистра" по направлениям подготовки в соответствующих областях науки и техники. Данные образовательные программы ориентированы на подготовку специалистов преимущественно для научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности.
Практическая реализация этих подсистем в России осуществляется по разным схемам в соответствии с решениями Ученых советов вузов: независимой (когда траектории обучения по двум подсистемам не имеют общих частей), линейной (когда эти траектории накладываются одна на другую) или разветвляющейся (когда траектории обучения на первых курсах совмещены с последующими разветвлениями на старших). Очевидно, что независимая схема позволяет обеспечить адекватное содержание подготовки по обеим подсистемам, но ресурсно наименее эффективна.
Линейная схема наиболее экономична, однако содержание подготовки бакалавров, дипломированных специалистов и магистров приходится под эту схему "подгонять". Разветвляющаяся схема позволяет обеспечить необходимое содержание подготовки при меньших по сравнению с независимой схемой ресурсных затратах. Конкретные варианты последней схемы отличаются точками разветвления, чаще всего, после второго, третьего или четвертого курсов. Именно такая схема была принята в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» в 1992 году.
Анализ десятилетнего опыта разработки, организации и становления многоуровневой системы подготовки специалистов в стране и в нашем вузе, процессов развития высшего профессионального образования за рубежом, а также существенно изменившейся за последние годы социально-экономической ситуации в России позволил выявить ряд факторов, обусловливающих необходимость совершенствования модели многоуровневой системы ВПО:
- значительно возросшая востребованность на рынке труда специалистов с хорошей фундаментальной общей (гуманитарной, социально-экономической, естественнонаучной и математической) и профессиональной подготовкой в достаточно широкой области знаний, обеспечивающей мобильность и способность к адаптации и являющейся основой для углубленной подготовки специалистов в этой профессиональной сфере;
- готовность исследовательских и промышленных организаций вкладывать свои ресурсы (финансовые, интеллектуальные и материально-технические) в профессиональную подготовку специалистов;
- дефицит бюджетных средств, что при требовании обеспечения высокого качества подготовки обуславливает экономическую целесообразность замены одноступенчатой подсистемы подготовки дипломированных специалистов на двухступенчатую с выпуском специалистов с двумя уровнями квалификации; при этом содержание подготовки на обеих ступенях должно обеспечивать востребованность специалистов на рынке труда (что сейчас не выполняется для степени (квалификации) бакалавра техники и технологии).
Введение двухступенчатой подготовки специалистов служит также обоснованной интеграции образовательных программ в рамках двух подсистем подготовки специалистов, унификации учебных дисциплин, создания лабораторий и центров коллективного пользования. Особенно это актуально в связи с подписанием Россией Болонской декларации и интеграцией в европейское образовательное пространство.
Таким образом, необходимы формирование новой, более эффективной и системно организованной модели структуры подготовки специалистов, а также выработка требований к содержанию и уровню подготовки выпускников по соответствующим основным образовательным программам.
В 2002 г. университет приступил к реализации учебных планов, в которых введена унифицированная подготовка студентов в рамках факультетов для всех направлений и специальностей в течение первых двух (ФКТИ и ФПБЭИ) или трех (ФРТ, ФЭЛ и ФЭА) лет. После окончания унифицированной части подготовки на основе конкурса формируются группы прикладных бакалавров, ориентированных на выход на рынок профессионального труда после завершения бакалаврской подготовки, группы инженерной подготовки и группы бакалавров, которые будут продолжать обучение в магистратуре.
Реализация такой схемы обучения проходит под постоянным контролем ректората и учебно-методической комиссии Совета университета и уже дает положительные результаты. Схема подготовки приведена на рис. 3.1.1.
Рис.3.1.1.Схема многоступенчатой подготовки, реализуемая в СПбГЭТУ
Распределение контрольных цифр бюджетного приема очной формы обучения по укрупненным группам специальностей приведено в Таблице 3.1.1. (Укрупненные группы специальностей упорядочены по убыванию численности студентов)
В таблице 3.1.2 приведены аналогичные данные для приема на очно-заочную (вечернюю) форму обучения.
Таблица 3.1.1.
Наименование укрупненных групп специальностей и направлений подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием |
Код группы |
Процент от общего плана приема |
Электронная техника, радиотехника и связь |
210000 |
32,2% |
Информатика и вычислительная техника |
230000 |
18,5% |
Приборостроение и оптотехника |
200000 |
13,9% |
Автоматика и управление |
220000 |
11,1% |
Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника |
140000 |
9,7% |
Гуманитарные науки |
030000 |
6,5% |
Информационная безопасность |
090000 |
2,8% |
Экономика и управление |
080000 |
2,5% |
Авиационная и ракетно-космическая техника |
160000 |
1,4% |
Физико-математические науки |
010000 |
1.4% |
Итого |
|
100% |
Таблица 3.1.2.
Наименование укрупненных групп специальностей и направлений подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием |
Код группы |
Процент от общего плана приема |
Электронная техника, радиотехника и связь |
210000 |
28,7% |
Информатика и вычислительная техника |
230000 |
28,7% |
Приборостроение и оптотехника |
200000 |
14,2% |
Автоматика и управление |
220000 |
14.2% |
Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника |
140000 |
14,2% |
Итого |
|
100% |
Таблица 3.1.3 показывает распределение контингента обучающихся по формам обучения и динамику изменения контрактного приема.
Распределение численности обучающихся между бакалавриатом, магистратурой и специалитетом приведено в таблице 3.1.4. Из таблицы видна тенденция перехода от моноуровневой подготовки специалистов к многоуровневой системе бакалавр-магистр.
Таблица 3.1.3.
Распределение численности обучающихся по формам обучения.
Форма обучения |
2002г. |
2003г. |
2004г. |
2005г. |
2006г. |
Очная |
|
|
|
|
|
Всего, В том числе: |
7587 |
7841 |
7927 |
7966 |
7903 |
За счет бюджета |
6148 |
6172 |
6181 |
6331 |
6146 |
По договорам |
1439 |
1669 |
1746 |
1635 |
1757 |
Очно-заочная |
|
|
|
|
|
Всего, В том числе: |
2224 |
2285 |
2156 |
2051 |
1927 |
За счет бюджета |
1844 |
1911 |
1745 |
1629 |
1516 |
По договорам |
380 |
374 |
411 |
422 |
411 |
Заочная |
|
|
|
|
|
Всего, В том числе: |
178 |
325 |
495 |
585 |
604 |
По договорам |
178 |
325 |
495 |
585 |
604 |
Экстернат |
114 |
112 |
138 |
116 |
121 |
Таблица 3.1.4.
Распределение численности обучающихся между бакалавриатом, магистратурой и специалитетом.
Обучались по программам подготовки: |
2002г. |
2003г. |
2004г. |
2005г. |
2006г. |
Бакалавров |
540 |
674 |
555 |
659 |
1179 |
Магистров |
289 |
243 |
226 |
212 |
265 |
Специалистов |
6758 |
6924 |
7146 |
7095 |
6459 |