3. Содержание и качество подготовки выпускников

 

3.1. Особенности организации учебного процесса и структура контингента обучающихся.

 

Государственные образовательные стандарты (ГОС) второго поколения совместно с Перечнем направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования (ВПО) в соответствии с федеральным законом “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” нормативно фиксируют существование двух образовательных подсистем высшей школы России.

Первая подсистема - традиционная, одноступенчатая, связанная с реализацией основных образовательных программ подготовки дипломированных специалистов по соответствующим специальностям или группам родственных специальностей (направлениям подготовки). Образовательные программы этой подсистемы ориентированы на конкретные объекты, технологии и виды профессиональной деятельности специалиста в соответствующих областях науки и техники.

Вторая подсистема - двухступенчатая, введенная в практику отечественной высшей школы с 1992 года и обеспечивающая реализацию основных образовательных программ по ступеням ВПО с присуждением выпускнику степени (квалификации) "бакалавра" или "магистра" по направлениям подготовки в соответствующих областях науки и техники. Данные образовательные программы ориентированы на подготовку специалистов преимущественно для научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности.

Практическая реализация этих подсистем в России осуществляется по разным схемам в соответствии с решениями Ученых советов вузов: независимой (когда траектории обучения по двум подсистемам не имеют общих частей), линейной (когда эти траектории накладываются одна на другую) или разветвляющейся (когда траектории обучения на первых курсах совмещены с последующими разветвлениями на старших). Очевидно, что независимая схема позволяет обеспечить адекватное содержание подготовки по обеим подсистемам, но ресурсно наименее эффективна.

Линейная схема наиболее экономична, однако содержание подготовки бакалавров, дипломированных специалистов и магистров приходится под эту схему "подгонять". Разветвляющаяся схема позволяет обеспечить необходимое содержание подготовки при меньших по сравнению с независимой схемой ресурсных затратах. Конкретные варианты последней схемы отличаются точками разветвления, чаще всего, после второго, третьего или четвертого курсов. Именно такая схема была принята в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» в 1992 году.

Анализ десятилетнего опыта разработки, организации и становления многоуровневой системы подготовки специалистов в стране и в нашем вузе, процессов развития высшего профессионального образования за рубежом, а также существенно изменившейся за последние годы социально-экономической ситуации в России позволил выявить ряд факторов, обусловливающих необходимость совершенствования модели многоуровневой системы ВПО:

- значительно возросшая востребованность на рынке труда специалистов с хорошей фундаментальной общей (гуманитарной, социально-экономической, естественно­научной и математической) и профессиональной подготовкой в достаточно широкой области знаний, обеспечивающей мобильность и способность к адаптации и являющейся основой для углубленной подготовки специалистов в этой профессиональной сфере;

- готовность исследовательских и промышленных организаций вкладывать свои ресурсы (финансовые, интеллектуальные и материально-технические) в профессиональную подготовку специалистов;

- дефицит бюджетных средств, что при требовании обеспечения высокого качества подготовки обуславливает экономическую целесообразность замены одноступенчатой подсистемы подготовки дипломированных специалистов на двухступенчатую с выпуском специалистов с двумя уровнями квалификации; при этом содержание подготовки на обеих ступенях должно обеспечивать востребованность специалистов на рынке труда (что сейчас не выполняется для степени (квалификации) бакалавра техники и технологии).

Введение двухступенчатой подготовки специалистов служит также обоснованной интеграции образовательных программ в рамках двух подсистем подготовки специалистов, унификации учебных дисциплин, создания лабораторий и центров коллективного пользования. Особенно это актуально в связи с подписанием Россией Болонской декларации и интеграцией в европейское образовательное пространство.

Таким образом, необходимы формирование новой, более эффективной и системно организованной модели структуры подготовки специалистов, а также выработка требований к содержанию и уровню подготовки выпускников по соответствующим основным образовательным программам.

В 2002 г. университет приступил к реализации учебных планов, в которых введена унифицированная подготовка студентов в рамках факультетов для всех направлений и специальностей в течение первых двух (ФКТИ и ФПБЭИ) или трех (ФРТ, ФЭЛ и ФЭА) лет. После окончания унифицированной части подготовки на основе конкурса формируются группы прикладных бакалавров, ориентированных на выход на рынок профессионального труда после завершения бакалаврской подготовки, группы инженерной подготовки и группы бакалавров, которые будут продолжать обучение в магистратуре.

Реализация такой схемы обучения проходит под постоянным контролем ректората и учебно-методической комиссии Совета университета и уже дает положительные результаты. Схема подготовки приведена на рис. 3.1.1.

 

 

 

Рис.3.1.1.Схема многоступенчатой подготовки, реализуемая в СПбГЭТУ

 

Распределение  контрольных цифр  бюджетного приема  очной формы обучения по укрупненным группам специальностей приведено в Таблице 3.1.1. (Укрупненные группы специальностей упорядочены по убыванию численности студентов)

         В таблице 3.1.2 приведены аналогичные данные для приема на очно-заочную (вечернюю) форму обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3.1.1.

Структура  бюджетного приема по очной форме обучения

 

Наименование укрупненных групп специальностей и направлений подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием

Код группы

Процент от общего плана приема

Электронная техника, радиотехника и связь

210000

32,2%

Информатика и вычислительная техника

230000

18,5%

Приборостроение и оптотехника

200000

13,9%

Автоматика и управление

220000

11,1%

Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника

140000

9,7%

Гуманитарные науки

030000

6,5%

Информационная безопасность

090000

2,8%

Экономика и управление

080000

2,5%

Авиационная и ракетно-космическая техника

160000

1,4%

Физико-математические науки

010000

1.4%

Итого

 

100%

 

 

Таблица 3.1.2.

Структура  бюджетного приема по очно – заочной (вечерней) форме обучения

 

Наименование укрупненных групп специальностей и направлений подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием

Код группы

Процент от общего плана приема

Электронная техника, радиотехника и связь

210000

28,7%

Информатика и вычислительная техника

230000

28,7%

Приборостроение и оптотехника

200000

14,2%

Автоматика и управление

220000

14.2%

Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника

140000

14,2%

Итого

 

100%

 

         Таблица 3.1.3 показывает распределение контингента обучающихся по формам обучения и  динамику изменения контрактного приема.

Распределение численности обучающихся между бакалавриатом, магистратурой и специалитетом приведено в таблице 3.1.4. Из таблицы видна тенденция перехода от моноуровневой подготовки специалистов к многоуровневой системе бакалавр-магистр.

         Таблица 3.1.3.

Распределение численности обучающихся по формам обучения.

 

Форма обучения

2002г.

2003г.

2004г.

2005г.

2006г.

Очная

 

 

 

 

 

Всего,

В том числе:

7587

7841

7927

7966

7903

За счет бюджета

6148

6172

6181

6331

6146

По договорам

1439

1669

1746

1635

1757

Очно-заочная

 

 

 

 

 

Всего,

В том числе:

2224

2285

2156

2051

1927

За счет бюджета

1844

1911

1745

1629

1516

По договорам

380

374

411

422

411

Заочная

 

 

 

 

 

Всего,

В том числе:

178

325

495

585

604

По договорам

178

325

495

585

604

Экстернат

114

112

138

116

121

 

Таблица 3.1.4.

Распределение численности обучающихся между бакалавриатом, магистратурой и специалитетом.

 

Обучались по программам подготовки:

2002г.

2003г.

2004г.

2005г.

2006г.

Бакалавров

540

674

555

659

1179

Магистров

289

243

226

212

265

Специалистов

6758

6924

7146

7095

6459