3.2.Организация работы с абитуриентами и конкурсный отбор поступающих

 

Работу с абитуриентами в ЭТУ проводит Центр довузовской подготовки (ЦДП). Ежегодно в Центре довузовской подготовки проходят довузовскую подготовку около 2500 абитуриентов. Руководит работой ЦДП к.т.н., доцент В.Б.Давыдов. Создан Совет ЦДП, в который входят ответственные по профориентационной работе на дневных факультетах и сотрудники ЦДП.  Центр работает в тесном взаимодействии с выпускающими кафедрами и приемной комиссией ЭТУ.

ЦДП ведет работу с абитуриентами по следующим направлениям:

-     спецклассы базовых школ;

-     сектор профессиональной ориентации молодежи (СПОМ);

-     очные подготовительные курсы (ПК);

-     подготовительные курсы, работающие по дистанционной форме обучения;

-     подготовительное отделение (ПО);

ЦДП имеет договоры с рядом школ Санкт-Петербурга и Ленинградской области, учебный процесс в которых  ориентирован на углубленную подготовку в предметах, являющихся базовыми при поступлении  в университет. Спецклассы базовых школ при участии преподавателей университета обеспечивают углубленное изучение школьниками физики и математики, а также дают начальные профессиональные знания с учетом основных направлений подготовки специалистов в университете. Методическая работа в этих школах ведется при участии ЦДП. Для абитуриентов ежегодно издаются учебные пособия по физике и математике, а также информационные печатные и видеоматериалы о направлениях подготовки специалистов в университете.

Основная задача СПОМ - помочь молодежи выбрать будущую профессию. Здесь читается курс лекций «Введение в профессию», в котором рассказывается об основных направлениях и специальностях подготовки бакалавров, магистров и специалистов, проводятся экскурсии по кафедрам. В чтении лекций принимают участие деканы всех дневных факультетов и преподаватели выпускающих кафедр.

Подготовительные курсы организованы с целью подготовки абитуриентов к ЕГЭ и вступительным испытаниям в университет по физике, математике, истории России, английскому языку, русскому языку и литературе. Группы очных курсов имеют различные сроки обучения: от одного до семи месяцев. Профориентацию абитуриентов на ПК осуществляет СПОМ. Работают филиалы очных подготовительных курсов в других регионах РФ. Одним из критериев выбора регионов, в которых ведется целенаправленная работа по профориентации и подготовке абитуриентов к поступлению в СПбГЭТУ «ЛЭТИ», является наличие в этих регионах предприятий – стратегических партнеров университета. Главное в этом партнерстве – реализация долгосрочных программ подготовки специалистов для конкретных предприятий, учитывающих их интересы. ЦДП совместно с подразделениями предприятий, отвечающими за подготовку молодых специалистов, организует на местах работу очных подготовительных курсов университета. На таких курсах ЦДП берет на себя обеспечение рекламно-информационными материалами о вузе и учебно-методическое сопровождение занятий по подготовке к вступительным испытаниям в университет, а предприятие занимается вопросами профориентации (организует ознакомительные лекции для абитуриентов, которые читают ведущие специалисты; экскурсии в различные подразделения предприятия; свой музей и т.п.).

Для абитуриентов, проживающих в удаленных регионах РФ, где нет очных подготовительных курсов университета, в течение многих лет работают заочные подготовительные курсы, использующие традиционную форму обучения – по переписке с использованием почты. Повсеместное распространение Интернета и доступность электронной почты для абитуриентов, проживающих в удаленных регионах РФ, позволили ЦДП приступить к созданию территориально-распределенной системы подготовки абитуриентов на основе дистанционных технологий. В 2005 году был разработан первый вариант программного и учебно-методического обеспечения для организации подготовки абитуриентов к вступительным испытаниям в вуз по физике и математике с использованием дистанционных технологий. Разработанная методика обучения представляет собой поэтапное освоение учебного материала слушателем с непрерывным самоконтролем и возможностью использования консультационных методических материалов, а также поэтапный дистанционный внешний контроль качества освоения материала, осуществляемый преподавателями курсов с подробным рецензированием и рекомендациями по освоению наиболее сложных для каждого конкретного абитуриента разделов дисциплины. Внедрение дистанционных технологий на этапе подготовки абитуриента к поступлению в университет позволяет не только повысить его шансы при поступлении, но и одновременно адаптирует будущего студента к вузовской системе образования, в которой всё более широкое распространение находят дистанционные методы обучения. В 2007 году университет в соответствии с предварительной договоренностью с ОАО «Газпром» планирует распространить разработанную технологию на всех абитуриентов СПбГЭТУ, проживающих в трассовых поселках Ханты-Мансийского АО. С этой целью ЦДП разработал план развития такой формы подготовки и профориентации абитуриентов.

В последние 3-4 года Центр довузовской подготовки всё большее внимание уделяет работе с учащимися 10-х классов: для них организуются очные подготовительные курсы, работающие в менее интенсивном режиме и большим акцентом на профориентационную работу. Для десятиклассников – абитуриентов Гуманитарного факультета проводится летняя школа «PR – профессия третьего тысячелетия», в которой занятия ведутся в форме мастер – классов, деловых игр и т.п. с целью знакомства со специальностью в целом и профильными дисциплинами на уровне допрофессиональной компетентности выпускника школы.

Дневное подготовительное отделение проводит подготовку по математике, физике и русскому языку. На подготовительное отделение, в отличие от курсов, принимаются граждане РФ, сдававшие вступительные экзамены в ЭТУ или в другие технические вузы, но не набравшие проходного балла, военнослужащие срочной службы, уволенные в запас и др.

Более десяти лет на подготовительном отделении ведется подготовка иностранных граждан к обучению в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» (в среднем 50-60 человек в год). Основной целью подготовки является обучение слушателей русскому языку, как средству общения. Помимо этого ведутся занятия по физике, математике и химии, на которых слушатели знакомятся и учатся использовать основные термины и определения, необходимые для изучения базовых дисциплин на 1 курсе университета.

ЦДП активно участвует в образовательных выставках для абитуриентов, проводимых в Санкт-Петербурге при поддержке Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга и Федерального агентства по образованию РФ, систематически проводит Дни открытых дверей в университете для учащихся 10-11-х классов, абитуриентов и их родителей.

Совместная работа ЦДП с «Центром содействия занятости и профессиональной ориентации молодежи «Вектор» позволяет информировать учащихся школ всех районов Санкт-Петербурга о направлениях подготовки специалистов в университете, а регулярные встречи с представителями администраций школ города дают возможность вести адресную работу с абитуриентами и их родителями.

С целью повышения качества профориентации абитуриентов ЦДП проводит с помощью Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» г. Москвы, профориентационный консалтинг учащихся старших классов школ города и абитуриентов.

Ежегодно в течение учебного года ЦДП и приемная комиссия университета совместно организуют и проводят олимпиады для абитуриентов не только по дисциплинам, по которым существуют вступительные испытания в СПбГЭТУ «ЛЭТИ», но и по таким предметам как: информатика, электроника, менеджмент. Целью проведения таких олимпиад является выявление склонности и подготовленности абитуриента к обучению на конкретном факультете.

Ближайшие задачи ЦДП:

·       организация подготовки абитуриентов к сдаче Единого государственного экзамена;

·       создание территориально-распределенной системы подготовки абитуриентов на основе дистанционных технологий.

·       разработка комплекта новых рекламно-информационных материалов об университете, отражающих  переход на двухуровневую систему подготовки специалистов;

·       разработка новых форм профориентационной работы с абитуриентами.

Конкурсный отбор поступающих производится в соответствии с Правилами приема в Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ».

Для поступающих на бюджетную форму обучения на технические факультеты предусмотрены вступительные испытания в форме письменных экзаменов по физике, математике и русскому языку (с 2004г. в качестве экзамена по русскому языку принимаются только результаты ЕГЭ). В течение последних 5 лет в качестве результатов вступительных экзаменов по личному заявлению поступающего засчитываются результаты Единого государственного экзамена или Централизованного тестирования, по физике или математике (по выбору абитуриента), переведенные в принятую в вузе балльную шкалу. В 2006 году только в режиме ЕГЭ производился прием вступительных испытаний по английскому языку и истории России на факультетах экономики и менеджмента и гуманитарном.

Проходные баллы последних летна бюджетную форму обучения в СПбГЭТУ, определяют для абитуриента целесообразность зачета результатов ЕГЭ в качестве вступительных испытаний с баллами не менее 70.

Результаты вступительных испытаний для абитуриентов, зачитывающих один из профильных предметов на основании свидетельств ЕГЭ, показали, что 38% таких абитуриентов поступили в университет, набрав проходной балл, а 31% таких абитуриентов получили неудовлетворительные оценки на втором экзамене.

В таблицах 3.2.1-3.2.4 приведены данные о бюджетном и контрактном приеме по годам.

 

Табл. 3.2.1.

 

Количество заявлений на бюджетные места очной формы обучения по годам

 

Факультет

2002

2003

2004

2005

2006

ср.знач.

ФРТ

430

506

438

511

419

461

ФЭЛ

345

343

376

479

337

376

ФКТИ

697

792

775

682

792

748

ФЭА

377

395

362

436

437

401

ФПБЭИ

261

277

336

294

277

289

ФЭМ

312

329

375

256

246

304

ГФ

366

382

401

393

385

385

СПбГЭТУ

2788

3024

3063

3051

2893

2964

 

 

 

Табл. 3.2.2.

Количество заявлений от абитуриентов СПб на бюджетные места очной формы обучения по годам

 

Факультет

2002

2003

2004

2005

2006

ср.знач.

ФРТ

247

283

233

224

189

235

ФЭЛ

205

193

183

227

184

198

ФКТИ

362

405

375

272

331

349

ФЭА

212

210

176

235

214

209

ФПБЭИ

148

136

179

168

144

155

ФЭМ

203

231

226

152

146

192

ГФ

217

250

217

231

227

228

СПбГЭТУ

1594

1708

1589

1509

1435

1567

 

Табл. 3.2.3.

Конкурс на бюджетные места очной формы обучения по годам

 

Факультет

2002

2003

2004

2005

2006

ср.знач.

ФРТ

2,05

2,41

2,09

2,43

2,21

2,24

ФЭЛ

1,92

1,91

2,09

2,66

2,11

2,14

ФКТИ

2,58

2,93

2,87

2,48

2,88

2,75

ФЭА

2,09

2,19

2,01

2,37

2,36

2,21

ФПБЭИ

1,74

1,85

2,24

1,96

1,85

1,93

ФЭМ

6,93

7,31

8,33

6,66

5,23

6,89

ГФ

6,10

6,37

6,68

5,61

5,66

6,08

СПбГЭТУ

2,55

2,76

2,80

2,74

2,69

2,71

 

Табл. 3.2.4.

Прием на очную форму обучения на контрактной основе по годам

 

Факультет

2002

2003

2004

2005

2006

ср.знач.

ФРТ

103

76

91

66

39

75

ФЭЛ

78

75

73

29

44

60

ФКТИ

115

89

140

83

112

108

ФЭА

89

73

87

56

63

74

ФПБЭИ

70

67

74

28

51

58

ФЭМ

46

46

50

42

39

45

ГФ

58

57

52

56

87

62

СПбГЭТУ

559

483

567

360

435

481

 

С 2000 года проводится целевой прием студентов для республики Саха-Якутия – 15 бюджетных мест. С 2005 года организован целевой прием для Южного Федерального округа (Республика Северная Осетия - Алания) – до 20 бюджетных мест в год и для Правительства Санкт-Петербурга – до 5 бюджетных мест в год.

Анализ результатов приема показывает, что общее число абитуриентов, претендующих на различные формы обучения, и конкурс на отдельные факультеты и в вуз в целом за пятилетие достаточно стабильны. При этом количество петербургских абитуриентов, начиная с 2003 года, снижается в среднем на 80 человек в год.

Ежегодно самый большой конкурс на бюджетные места на факультете экономики и менеджмента и на гуманитарном факультете.

Некоторое снижение приема на очную форму обучения на контрактной основе по сравнению с 2002 годом объясняется стремлением вуза удерживать планку требований к уровню подготовки абитуриентов на фоне ухудшения общей демографической ситуации. Конкурс при приеме на очную форму обучения на контрактной основе за 2002 – 2006 годы сохраняется на уровне 1,2 – 1,25 для технических факультетов и 1,4 – 1,5 на гуманитарном факультете и ФЭМ.