3.2.Организация работы с абитуриентами и конкурсный отбор поступающих
Работу с абитуриентами в ЭТУ проводит Центр довузовской подготовки (ЦДП). Ежегодно в Центре довузовской подготовки проходят довузовскую подготовку около 2500 абитуриентов. Руководит работой ЦДП к.т.н., доцент В.Б.Давыдов. Создан Совет ЦДП, в который входят ответственные по профориентационной работе на дневных факультетах и сотрудники ЦДП. Центр работает в тесном взаимодействии с выпускающими кафедрами и приемной комиссией ЭТУ.
ЦДП ведет работу с абитуриентами по следующим направлениям:
- спецклассы базовых школ;
- сектор профессиональной ориентации молодежи (СПОМ);
- очные подготовительные курсы (ПК);
- подготовительные курсы, работающие по дистанционной форме обучения;
- подготовительное отделение (ПО);
ЦДП имеет договоры с рядом школ Санкт-Петербурга и Ленинградской области, учебный процесс в которых ориентирован на углубленную подготовку в предметах, являющихся базовыми при поступлении в университет. Спецклассы базовых школ при участии преподавателей университета обеспечивают углубленное изучение школьниками физики и математики, а также дают начальные профессиональные знания с учетом основных направлений подготовки специалистов в университете. Методическая работа в этих школах ведется при участии ЦДП. Для абитуриентов ежегодно издаются учебные пособия по физике и математике, а также информационные печатные и видеоматериалы о направлениях подготовки специалистов в университете.
Основная задача СПОМ - помочь молодежи выбрать будущую профессию. Здесь читается курс лекций «Введение в профессию», в котором рассказывается об основных направлениях и специальностях подготовки бакалавров, магистров и специалистов, проводятся экскурсии по кафедрам. В чтении лекций принимают участие деканы всех дневных факультетов и преподаватели выпускающих кафедр.
Подготовительные курсы организованы с целью подготовки абитуриентов к ЕГЭ и вступительным испытаниям в университет по физике, математике, истории России, английскому языку, русскому языку и литературе. Группы очных курсов имеют различные сроки обучения: от одного до семи месяцев. Профориентацию абитуриентов на ПК осуществляет СПОМ. Работают филиалы очных подготовительных курсов в других регионах РФ. Одним из критериев выбора регионов, в которых ведется целенаправленная работа по профориентации и подготовке абитуриентов к поступлению в СПбГЭТУ «ЛЭТИ», является наличие в этих регионах предприятий – стратегических партнеров университета. Главное в этом партнерстве – реализация долгосрочных программ подготовки специалистов для конкретных предприятий, учитывающих их интересы. ЦДП совместно с подразделениями предприятий, отвечающими за подготовку молодых специалистов, организует на местах работу очных подготовительных курсов университета. На таких курсах ЦДП берет на себя обеспечение рекламно-информационными материалами о вузе и учебно-методическое сопровождение занятий по подготовке к вступительным испытаниям в университет, а предприятие занимается вопросами профориентации (организует ознакомительные лекции для абитуриентов, которые читают ведущие специалисты; экскурсии в различные подразделения предприятия; свой музей и т.п.).
Для абитуриентов, проживающих в удаленных регионах РФ, где нет очных подготовительных курсов университета, в течение многих лет работают заочные подготовительные курсы, использующие традиционную форму обучения – по переписке с использованием почты. Повсеместное распространение Интернета и доступность электронной почты для абитуриентов, проживающих в удаленных регионах РФ, позволили ЦДП приступить к созданию территориально-распределенной системы подготовки абитуриентов на основе дистанционных технологий. В 2005 году был разработан первый вариант программного и учебно-методического обеспечения для организации подготовки абитуриентов к вступительным испытаниям в вуз по физике и математике с использованием дистанционных технологий. Разработанная методика обучения представляет собой поэтапное освоение учебного материала слушателем с непрерывным самоконтролем и возможностью использования консультационных методических материалов, а также поэтапный дистанционный внешний контроль качества освоения материала, осуществляемый преподавателями курсов с подробным рецензированием и рекомендациями по освоению наиболее сложных для каждого конкретного абитуриента разделов дисциплины. Внедрение дистанционных технологий на этапе подготовки абитуриента к поступлению в университет позволяет не только повысить его шансы при поступлении, но и одновременно адаптирует будущего студента к вузовской системе образования, в которой всё более широкое распространение находят дистанционные методы обучения. В 2007 году университет в соответствии с предварительной договоренностью с ОАО «Газпром» планирует распространить разработанную технологию на всех абитуриентов СПбГЭТУ, проживающих в трассовых поселках Ханты-Мансийского АО. С этой целью ЦДП разработал план развития такой формы подготовки и профориентации абитуриентов.
В последние 3-4 года Центр довузовской подготовки всё большее внимание уделяет работе с учащимися 10-х классов: для них организуются очные подготовительные курсы, работающие в менее интенсивном режиме и большим акцентом на профориентационную работу. Для десятиклассников – абитуриентов Гуманитарного факультета проводится летняя школа «PR – профессия третьего тысячелетия», в которой занятия ведутся в форме мастер – классов, деловых игр и т.п. с целью знакомства со специальностью в целом и профильными дисциплинами на уровне допрофессиональной компетентности выпускника школы.
Дневное подготовительное отделение проводит подготовку по математике, физике и русскому языку. На подготовительное отделение, в отличие от курсов, принимаются граждане РФ, сдававшие вступительные экзамены в ЭТУ или в другие технические вузы, но не набравшие проходного балла, военнослужащие срочной службы, уволенные в запас и др.
Более десяти лет на подготовительном отделении ведется подготовка иностранных граждан к обучению в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» (в среднем 50-60 человек в год). Основной целью подготовки является обучение слушателей русскому языку, как средству общения. Помимо этого ведутся занятия по физике, математике и химии, на которых слушатели знакомятся и учатся использовать основные термины и определения, необходимые для изучения базовых дисциплин на 1 курсе университета.
ЦДП активно участвует в образовательных выставках для абитуриентов, проводимых в Санкт-Петербурге при поддержке Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга и Федерального агентства по образованию РФ, систематически проводит Дни открытых дверей в университете для учащихся 10-11-х классов, абитуриентов и их родителей.
Совместная работа ЦДП с «Центром содействия занятости и профессиональной ориентации молодежи «Вектор» позволяет информировать учащихся школ всех районов Санкт-Петербурга о направлениях подготовки специалистов в университете, а регулярные встречи с представителями администраций школ города дают возможность вести адресную работу с абитуриентами и их родителями.
С целью повышения качества профориентации абитуриентов ЦДП проводит с помощью Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» г. Москвы, профориентационный консалтинг учащихся старших классов школ города и абитуриентов.
Ежегодно в течение учебного года ЦДП и приемная комиссия университета совместно организуют и проводят олимпиады для абитуриентов не только по дисциплинам, по которым существуют вступительные испытания в СПбГЭТУ «ЛЭТИ», но и по таким предметам как: информатика, электроника, менеджмент. Целью проведения таких олимпиад является выявление склонности и подготовленности абитуриента к обучению на конкретном факультете.
Ближайшие задачи ЦДП:
· организация подготовки абитуриентов к сдаче Единого государственного экзамена;
· создание территориально-распределенной системы подготовки абитуриентов на основе дистанционных технологий.
· разработка комплекта новых рекламно-информационных материалов об университете, отражающих переход на двухуровневую систему подготовки специалистов;
· разработка новых форм профориентационной работы с абитуриентами.
Конкурсный отбор поступающих производится в соответствии с Правилами приема в Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ».
Для поступающих на бюджетную форму обучения на технические факультеты предусмотрены вступительные испытания в форме письменных экзаменов по физике, математике и русскому языку (с 2004г. в качестве экзамена по русскому языку принимаются только результаты ЕГЭ). В течение последних 5 лет в качестве результатов вступительных экзаменов по личному заявлению поступающего засчитываются результаты Единого государственного экзамена или Централизованного тестирования, по физике или математике (по выбору абитуриента), переведенные в принятую в вузе балльную шкалу. В 2006 году только в режиме ЕГЭ производился прием вступительных испытаний по английскому языку и истории России на факультетах экономики и менеджмента и гуманитарном.
Проходные баллы последних летна бюджетную форму обучения в СПбГЭТУ, определяют для абитуриента целесообразность зачета результатов ЕГЭ в качестве вступительных испытаний с баллами не менее 70.
Результаты вступительных испытаний для абитуриентов, зачитывающих один из профильных предметов на основании свидетельств ЕГЭ, показали, что 38% таких абитуриентов поступили в университет, набрав проходной балл, а 31% таких абитуриентов получили неудовлетворительные оценки на втором экзамене.
В таблицах 3.2.1-3.2.4 приведены данные о бюджетном и контрактном приеме по годам.
Табл. 3.2.1.
Количество заявлений на бюджетные места очной формы обучения по годам
Факультет |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
ср.знач. |
ФРТ |
430 |
506 |
438 |
511 |
419 |
461 |
ФЭЛ |
345 |
343 |
376 |
479 |
337 |
376 |
ФКТИ |
697 |
792 |
775 |
682 |
792 |
748 |
ФЭА |
377 |
395 |
362 |
436 |
437 |
401 |
ФПБЭИ |
261 |
277 |
336 |
294 |
277 |
289 |
ФЭМ |
312 |
329 |
375 |
256 |
246 |
304 |
ГФ |
366 |
382 |
401 |
393 |
385 |
385 |
СПбГЭТУ |
2788 |
3024 |
3063 |
3051 |
2893 |
2964 |
Табл. 3.2.2.
Количество заявлений от абитуриентов СПб на бюджетные места очной формы обучения по годам
Факультет |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
ср.знач. |
ФРТ |
247 |
283 |
233 |
224 |
189 |
235 |
ФЭЛ |
205 |
193 |
183 |
227 |
184 |
198 |
ФКТИ |
362 |
405 |
375 |
272 |
331 |
349 |
ФЭА |
212 |
210 |
176 |
235 |
214 |
209 |
ФПБЭИ |
148 |
136 |
179 |
168 |
144 |
155 |
ФЭМ |
203 |
231 |
226 |
152 |
146 |
192 |
ГФ |
217 |
250 |
217 |
231 |
227 |
228 |
СПбГЭТУ |
1594 |
1708 |
1589 |
1509 |
1435 |
1567 |
Табл. 3.2.3.
Конкурс на бюджетные места очной формы обучения по годам
Факультет |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
ср.знач. |
ФРТ |
2,05 |
2,41 |
2,09 |
2,43 |
2,21 |
2,24 |
ФЭЛ |
1,92 |
1,91 |
2,09 |
2,66 |
2,11 |
2,14 |
ФКТИ |
2,58 |
2,93 |
2,87 |
2,48 |
2,88 |
2,75 |
ФЭА |
2,09 |
2,19 |
2,01 |
2,37 |
2,36 |
2,21 |
ФПБЭИ |
1,74 |
1,85 |
2,24 |
1,96 |
1,85 |
1,93 |
ФЭМ |
6,93 |
7,31 |
8,33 |
6,66 |
5,23 |
6,89 |
ГФ |
6,10 |
6,37 |
6,68 |
5,61 |
5,66 |
6,08 |
СПбГЭТУ |
2,55 |
2,76 |
2,80 |
2,74 |
2,69 |
2,71 |
Табл. 3.2.4.
Прием на очную форму обучения на контрактной основе по годам
Факультет |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
ср.знач. |
ФРТ |
103 |
76 |
91 |
66 |
39 |
75 |
ФЭЛ |
78 |
75 |
73 |
29 |
44 |
60 |
ФКТИ |
115 |
89 |
140 |
83 |
112 |
108 |
ФЭА |
89 |
73 |
87 |
56 |
63 |
74 |
ФПБЭИ |
70 |
67 |
74 |
28 |
51 |
58 |
ФЭМ |
46 |
46 |
50 |
42 |
39 |
45 |
ГФ |
58 |
57 |
52 |
56 |
87 |
62 |
СПбГЭТУ |
559 |
483 |
567 |
360 |
435 |
481 |
С 2000 года проводится целевой прием студентов для республики Саха-Якутия – 15 бюджетных мест. С 2005 года организован целевой прием для Южного Федерального округа (Республика Северная Осетия - Алания) – до 20 бюджетных мест в год и для Правительства Санкт-Петербурга – до 5 бюджетных мест в год.
Анализ результатов приема показывает, что общее число абитуриентов, претендующих на различные формы обучения, и конкурс на отдельные факультеты и в вуз в целом за пятилетие достаточно стабильны. При этом количество петербургских абитуриентов, начиная с 2003 года, снижается в среднем на 80 человек в год.
Ежегодно самый большой конкурс на бюджетные места на факультете экономики и менеджмента и на гуманитарном факультете.
Некоторое снижение приема на очную форму обучения на контрактной основе по сравнению с 2002 годом объясняется стремлением вуза удерживать планку требований к уровню подготовки абитуриентов на фоне ухудшения общей демографической ситуации. Конкурс при приеме на очную форму обучения на контрактной основе за 2002 – 2006 годы сохраняется на уровне 1,2 – 1,25 для технических факультетов и 1,4 – 1,5 на гуманитарном факультете и ФЭМ.