4.4. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Научно-исследовательская деятельность в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» направлена на получение новых знаний по основным научно-образовательным направлениям, развиваемым в университете, и использование их для подготовки квалифицированных специалистов и научно-педагогических кадров высшей квалификации, сохранение и развитие ведущих научно-педагогических коллективов, привлечение и закрепление молодежи в сфере образования и науки, создание конкурентоспособной научно-технической продукции и наукоемких технологий.

Основными направлениями научной и инновационной деятельности являются 11 научно-образовательных направлений: ″Радиоэлектроника″; ″Телекоммуникации″; ″Физика твердого тела и электроника″; ″Информатика, управление и компьютерные технологии″; ″Электротехника″; ″Автоматизация и управление″; ″Приборостроение и информационно-измерительные технологии″; ″Биотехнические системы и технологии″; ″Менеджмент качества и сертификация″; ″Экономика и менеджмент организации″; ″Гуманитарные и общественные науки″.

 

4.4.1. Организационная структура научно-исследовательской деятельности

 

Основой научно-исследовательской и инновационной структуры является научно-исследовательская часть (НИЧ) как основное структурное подразделение СПбГЭТУ «ЛЭТИ», объединяющее все подразделения университета, выполняющие и обеспечивающие научные исследования и разработки.

Организационная структура НИЧ (рис.4.4.1) имеет в своем составе как подразделения, выполняющие научные исследования, так и подразделения, обеспечивающие их выполнение.

Научные исследования и разработки выполняются в университете более чем в 50 научных отделах, образованных на базе кафедр, факультетов и общевузовских подразделений. Научные отделы кафедр, в состав которых, как правило, входят кафедральные научные лаборатории, объединены в научные отделения на всех семи основных факультетах СПбГЭТУ «ЛЭТИ». Ряд функциональных подразделений в структуре НИЧ (см. рис. 1), которые наделены функциями, возложенными на НИЧ в целом, обеспечивает сопровождение и сервисное обслуживание проводимых научных исследований и разработок.

 

 

 

 

 

Рис.4.4.1. Организационная структура НИЧ

Для решения научных проблем, предполагающих объединение усилий целого ряда научных коллективов одного факультета или нескольких, в структуре НИЧ созданы и успешно функционируют межфакультетские и факультетские научные подразделения, а также научные подразделения университетского уровня (научные лаборатории, центры, научно-исследовательские институты).

В структуру учебно-научно-инновационного комплекса СПбГЭТУ «ЛЭТИ» входят ассоциация «Технопарк СПбГЭТУ», в составе которой сегодня работают 25 предприятий и организаций, специализирующихся в сферах науки, научного обслуживания и поддержки наукоемкого бизнеса.

Для рассмотрения вопросов, связанных с реализацией задач по научно-исследовательской деятельности университета, при проректоре по научной работе создан научно-технический совет (НТС) из числа ведущих ученых СПбГЭТУ «ЛЭТИ», действующий в соответствии с Положением. Рассмотрение оперативных организационных вопросов, возникающих в процессе текущего финансирования НИЧ, осуществляется группой оперативного управления (ГОУ), в состав которой входят заместители руководителя НИЧ, ученый секретарь НИЧ, и начальники научных отделений (заместители деканов по научной работе) факультетов университета. ГОУ обеспечивает оперативное взаимодействие администрации НИЧ с кафедрами и факультетами СПбГЭТУ «ЛЭТИ».

Коллегиальные формы управления научно-исследовательской деятельностью реализуются через общественные структуры. Общее руководство научно-исследовательской деятельностью осуществляет ученый совет СПбГЭТУ «ЛЭТИ», привлекая к этой работе научно-техническую комиссию совета. Аналогичную роль на факультетском уровне выполняют научно-технические комиссии ученых советов факультетов, в задачу которых входит, в том числе, и подготовка предложений по стратегическим направлениям развития научно-исследовательских работ и их взаимосвязи с учебным процессом на факультете, анализ показателей работы научных коллективов, приемка выполненных этапов и НИР в целом и многое другое.

Усиление коллегиальных форм управления стратегией развития научно-исследовательской деятельности на уровне факультетов обеспечивается экспертными советами по 11 основным научно-образовательным направлениям, сформированным с широким  (не менее 50%) участием представителей промышленности, отраслевой и академической науки. Среди основных задач, решаемых экспертными советами по научно-образовательным направлениям, следует назвать:

-       формирование независимых и обоснованных экспертных оценок состояния и направлений развития фундаментальных и прикладных исследований;

-       экспертизу тематических планов НИОКР факультетов;

-       выработку рекомендаций по открытию новых специальностей включая аспирантуру и докторантуру;

-       подготовку предложения по совершенствованию содержания и форм организации научной и научно-технической деятельности и др.

С 1997 г. в университете активно работает совет по поддержке научно-исследовательской работы студентов, аспирантов и докторантов СПбГЭТУ «ЛЭТИ», который возглавляется проректором по научной работе и осуществляет научно-методическое и организационное руководство деятельностью системы научно-исследовательской работы студентов (НИРС) и поддержки студентов, аспирантов и докторантов.

 

4.4.2. Финансирование научных исследований в 2002-2006 гг.

 

На протяжении последнего пятилетия основной задачей университета являлось укрепление финансового положения, в том числе за счет увеличения объемов финансирования НИОКР. Прочная материальная база позволяет естественным путем решать такие проблемы, как повышение кадрового потенциала, укрепление материально-технической базы научных исследований. За период с 2002 г. по 2006 г. удалось не только сохранить положительную тенденцию роста объемов НИОКР университетского комплекса СПбГЭТУ «ЛЭТИ», финансируемых из различных источников, но и добиться их существенного увеличения в основном за счет внебюджетных средств (рис. 4.4.2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.4.4.2

Сравнительный анализ динамики увеличения объемов финансирования СПбГЭТУ «ЛЭТИ» и ассоциации «Технопарк СПбГЭТУ» свидетельствует о том, что темпы роста объемов в университете на протяжении пяти лет были несколько выше.

Динамика роста объемов финансирования научных исследований  из разных источников по годам приведена на гистограмме (рис. 4.4.3).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.4.4.3

 

Финансирование научных исследований за последние пять лет увеличилось почти в 12 раз. Очевидно, что за последние годы определяющее значение имело увеличение объемов финансирования НИОКР по хозяйственным договорам и международным контрактам. В таблице 4.4.1 показана зависимость коэффициентов роста объемов финансирования НИОКР в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» из различных источников по годам. Из рисунка видно, что последние два года наиболее динамично увеличиваются объемы НИОКР по хоздоговорам и международным проектам.

Увеличение объемов НИОКР университета в 2006 г. по сравнению с 2001 г. составило почти в 3 раза. Существенно увеличилось отношение объемов внебюджетных к бюджетным НИОКР, которое в 2006 г. превысило 50%.

На рис. 4.4.4  представлена диаграмма, отражающая долю финансирования НИОКР в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» из разных источников в 2006 г.

 

 

 


Таблица 4.4.1.

Структура финансирования НИД СПбГЭТУ

 

№ п/п

Источники финансирования

Объем финансирования,
тыс. руб.

2006 г.

2005 г.

2001

2002

2003

2004

2005 г.

2006 г.

 

1.       

Тем. план НИР по заданию Рособразования РФ

3 335.1

3 507.8

5 347.5

6 865.6

7328.2

8862.4

1,21

2.       

Программы Рособразования
(Минобразования России)

17 852.4

16 688.7

18 535.0

24 769.4

35616.4

31229.0

0,88

3.       

Федеральные целевые программы:

- в том числе программа развития образования (ФПРО)

 

3 670.0

 

 

1 000.0

 

2 460.0

 

 

1 200.0

 

2 310.0

 

 

1 000.0

 

1 510.0

 

 

0.0

 

2000.0

 

 

2000.0

 

25500.0

 

 

25500.0

12,75

4.       

НТП Миннауки

1 780.0

1 567.3

461.7

332.0

3580.0

5.       

Научно-технические программы, гранты Роснауки  и инноваций

3910.0

6.       

Гранты Рособразования
(Минобразования России)

3 078.0

5 166.0

5 248.8

6 425.9

0

0

7.       

Гранты президента России

0

0

0

0

0

600.0

8.       

Гранты РФФИ, РГНФ

812.5

1 468.5

1 288.4

1 523.6

1295.3

2414.8

1,86

9.       

Гранты регионального бюджета

0

1 021.0

1 936.3

975.0

600.0

600.0

1,00

10.   

Хозяйственные договоры (НИОКР)

13 077.8

32 986.7

85 643.3

35 264.0

71482.9

 

87580.4

 

1,23

11.   

Международные контракты, гранты

5 929.0

8 048.3

4 832.0

4 526.5

12712.9

3369.4

0,27

ИТОГО:  

49 534.8

72 914.3

125 603.0

83 392.0

134 615.7

164 066.0

1,22

 


 

Структура финансирования НИД СПбГЭТУ
в 2006 году

Рис. 4.4.4

 

4.4.3. Выполнение научных исследований по заданиям Министерства образования России

 

Фундаментализация научных исследований является основой для более широкого развития прикладных исследований и разработок в вузе. Фундаментальные исследования сконцентрированы в НИР, выполняемых в рамках тематического плана по заданию Минобразования РФ, по грантам различного уровня, отдельным научным и научно-техническим программам. В 2001-2005 гг. в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» проводилась работа по совершенствованию организации и повышению эффективности фундаментальных научных исследований в университете в рамках тематического плана НИР по заданию  Минобразования России. Разработано и введено новое Положение по конкурсному распределению средств, поступающих по тематическому плану НИР, с  соответствующим нормативным обеспечением экспертизы и конкурсного отбора проектов. СПбГЭТУ «ЛЭТИ» был инициатором формирования программы поддержки ведущих научно-педагогических коллективов. В порядке эксперимента в рамках темплана с 1996 г. отрабатывались механизмы конкурсной поддержки таких коллективов.

Тематический план НИР по заданию Минобразования России представлен тремя разделами:

·        Раздел I. «Поддержка проектов по приоритетным для СПбГЭТУ «ЛЭТИ» направлениям исследований» (основной критерий – привлекаемых дополнительные средства и ресурсы);

·        Раздел II. «Поддержка проектов ведущих научно-педагогических коллективов (школ) СПбГЭТУ «ЛЭТИ»» (основной критерий – подготовка через исследования кадров высшей квалификации для СПбГЭТУ «ЛЭТИ»);

·        Раздел III. «Поддержка проектов аспирантов и докторантов» (основной критерий – восстановление научно-педагогического резерва и гарантии кафедры о принятии на научную и педагогическую работу).

II и III разделы темплана ориентированы на интеграцию фундаментальных исследований и подготовку кадров высшей квалификации. Ежегодно в рамках темплана проводится конкурс на лучшие НИР среди аспирантов, докторантов и молодых ученых. По результатам конкурса победители (20-25 человек) получают целевую финансовую поддержку своих исследований.

За последние годы доля фундаментальных работ в рамках темплана увеличилась с 85 до 100 % в 2005 г.

В качестве примера в табл. 4.4.2 приведена структура тематического плана НИР на 2006 г. (в тыс. р.).


Таблица 4.4.2

Структура тематического плана НИР на 2006 г.

 

Факультет 

Разделы

ФРТ

ФЭЛ

ФКТИ

ФЭА

ФПБЭИ

ФЭМ

ГФ

Всего

I раздел
(инициат. НИР)

300.0

1221.0

345.0

313.0

221.0

100.0

0.0

2500.0

II раздел
(научно-педагогические школы)

400.0

600.0

600.0

400.0

400.0

0.0

200.0

2600.0

III раздел
(поддержка
аспирантов и докторантов)

37.0

179.0

0.0

54.0

115.0

15.0

300.0

700.0

ИТОГО:

737.0

2000.0

945.0

767.0

736.0

115.0

500.0

5800.0

 

С целью повышения заинтересованности кафедр и факультетов в результатах научно-исследовательской деятельности в университете введена система мер, направленная на поощрение коллективов в зависимости от достигнутого уровня результативности.

В настоящее время при формировании тематического плана НИР конкурсный отбор проектов проводится с учетом таких показателей, как объем внебюджетного финансирования, количество и уровень публикаций, эффективность подготовки кадров высшей квалификации, степень привлечения студентов к выполнению НИР и др.

 

 

4.4.4.Подготовка кадров высшей квалификации

 

Подготовка кадров высшей квалификации  (ПКВК) в университете осуществляется в следующих формах:

-  докторантура

-  аспирантура (очная и заочная)

-  прикрепление соискателей

-  стажировка перед поступлением в аспирантуру

-  дополнительные образовательные услуги в сфере послевузовского профессионального образования (обучение аспирантов и соискателей сторонних организаций по дисциплинам кандидатского минимума)

Приём в аспирантуру начат в 1930 г., в докторантуру - в 1988 году.

Перечень специальностей в аспирантуре и докторантуре

 

01.01.01-  Математический анализ (только докторантура)

01.01.02-  Дифференциальные уравнения (только аспирантура)

01.01.09 -  Дискретная математика и математическая кибернетика

                  (только аспирантура)

01.04.03 -  Радиофизика

01.04.06 -  Акустика

01.04.10 -  Физика полупроводников

02.00.04 -  Физическая химия (только аспирантура)

05.02.23 - Стандартизация и управление качеством продукции

                  (только аспирантура)

05.09.01 -  Электромеханика и электрические аппараты

05.09.03 -  Электротехнические комплексы и системы

05.09.05 -  Теоретическая электротехника

05.09.10 -  Электротехнология

05.09.12 -  Силовая электроника

05.11.03 -  Приборы навигации

05.11.07 -  Оптические и оптико-электронные приборы и комплексы

05.11.13 -  Приборы и методы контроля природной среды, веществ,   

                  материалов и изделий

05.11.16 -  Информационно-измерительные и управляющие системы

05.11.17 -  Приборы, системы и изделия медицинского назначения

05.12.04 -  Радиотехника, в том числе системы и устройства       

                   телевидения

05.12.07 -  Антенны, СВЧ устройства и их технологии

05.12.13 -  Системы, сети и устройства телекоммуникаций

05.12.14 – Радиолокация и радионавигация

05.13.01 -  Системный анализ, управление и обработка информации

05.13.05 -  Элементы и устройства вычислительной техники и систем

                   управления

05.13.06 -  Автоматизация и управление технологическими процессами и   производствами                                       

05.13.11 -  Математическое и программное обеспечение вычислительных   машин, комплексов и компьютерных сетей

05.13.12 -  Системы автоматизации проектирования

05.13.13 -  Телекоммуникационные системы и компьютерные сети

05.13.15 -  Вычислительные машины и системы

05.13.18 -  Математическое моделирование, численные методы и

                   комплексы

05.27.01 -  Твердотельная электроника, радиоэлектронные компоненты,

                  микро- и  наноэлектроника на квантовых эффектах

05.27.02 -  Вакуумная и плазменная электроника

05.27.03 -  Квантовая электроника

05.27.06 -  Технология и оборудование для производства полупроводников,  материалов и приборов электронной техники

07.00.02 -  Отечественная история (только аспирантура)

08.00.05 -  Экономика и управление народным хозяйством

                  (только аспирантура)

09.00.01 -  Онтология и теория познания (только аспирантура)

09.00.08 -  Философия науки и техники (только аспирантура)

09.00.11 -  Социальная философия

10.02.22 -  Языки народов зарубежных стран (только аспирантура)

22.00.04 -  Социальная структура, социальные институты и процессы

                   (только аспирантура)

23.00.01 -  Теория политики, история и методология политической науки

25.00.36 -  Геоэкология (только аспирантура)

 

В 2002-2006 г.г. список специальностей в аспирантуре увеличился. В 2004 г. получена лицензия на приём в аспирантуру по специальностям :

05.02.23 - Стандартизация и управление качеством продукции

22.00.04 -  Социальная структура, социальные институты и процессы

Кроме того, в результате деления специальности 05.12.04 начат приём по специальности

05.12.14 – Радиолокация и радионавигация

Подготовка докторантов осуществляется по 32 специальностям, в основном – по техническим и физико-математическим, а также по одной философской.

 

Динамика численности аспирантов и докторантов

 

     ПРИЁМ В АСПИРАНТУРУ РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН
и граждан других стран СНГ

 

Год

Контрольные цифры

Фактический приём

(включая приём вне плана, на контрактной основе)

очно

заочно

очно

заочно

2002

125

20

94

20

2003

100

20

100

17

2004

85

15

94

16

2005

75

11

92

11

на 10.11.06

60

10

67

9

Ежегодный приём в докторантуру в течение всего срока её существования в университете стабилен и за редкими исключениями составляет 5 чел./год. Сокращение количества мест,  финансируемых из госбюджета приводит к увеличению внепланового (контрактного) приёма

 

Структура контингента аспирантов и докторантов

Численность аспирантов по факультетам (включая иностранцев)

Факультет

Кол-во аспирантов за

5 лет

% защит

ФРТ

135

22,8 %

ФЭЛ

207

20,2 %

ФКТИ

354

13,2 %

ФЭА

132

19,8 %

ФПБЭИ

185

20,4 %

ФЭМ

18

25,0 %

ГФ

79

7,6 %

 

Места в аспирантуре, финансируемые из госбюджета распределяются между факультетами с учётом результативности обучения (т.е. % защит)

На 01.11.2006 в аспирантуре обучается 284 гражданина РФ (очно – 237 чел., заочно – 47 чел.), а также 39 иностранных граждан из 13 независимых стран и из Палестинской автономии.

Обучение аспирантов осуществляется по 42 специальностям на всех  7 факультетах университета. Основная масса аспирантов обучается по техническим и физико-математическим специальностям; кроме того, в перечне специальностей аспирантуры университета имеются относящиеся к химическим, историческим, экономическим, философским, филологическим, социологическим, политологическим наукам и наукам о Земле.

Научное руководство аспирантами осуществляют  122  профессора, доктора наук и 91  доцент, кандидат наук. Успешно защищают кандидатские диссертации 40-50% лиц, прошедших обучение в аспирантуре и практически все иностранцы. В  течение  2001-2004 годов защиты составили 30-35 % от выпуска, а среди  иностранцев – около 60%, а в 2005 году защитились 44% аспирантов, в том числе все иностранные аспиранты

В течение 2001-2006 годов прикреплено  49 соискателей.

 

Связь с работодателями при выборе тематики диссертационных исследований и финансирования процесса обучения в аспирантуре

Тематика диссертационных исследований аспирантов и докторантов, как правило, тесно связана с направлениями научной работы как на кафедрах университета, так и на предприятиях – стратегических партнёрах СПбГЭТУ «ЛЭТИ». Корреляция темы предполагаемой диссертации аспиранта и научно-исследовательских работ кафедры или предприятия устанавливается вначале заведующими кафедрами при подписании заявлений о приёме в аспирантуру и определении, кому из профессоров или доцентов будет поручено научное руководство аспирантами, а затем комиссией по зачислению под председательством проректора по научной работе перед принятием решения о зачислении в аспирантуру. В отдельных случаях зачисление в аспирантуру было отложено на один-два месяца для уточнения связи тематики диссертации и тем научных работ. Значительная часть экспериментальных исследований в рамках работы над диссертациями проводится аспирантами на оборудовании, принадлежащем организациям – стратегическим партнёрам, эти же организации внедряют разработки аспирантов, о чём составляют соответствующие акты.

 

Организация учебного процесса в аспирантуре

В университете разработан типовой учебный план подготовки аспирантов, соответствующий «Временным требованиям к основной образовательной программе Послевузовского профессионального образования (аспирантура)», утверждённым Минобразованием в 2002 г., и предполагающий наличие в течение  первого года обучения изучение аспирантами ряда учебных дисциплин и педагогическую практику. Типовой учебный план аспирантской подготовки приведен в Приложении 4.4.1

 

План-график мероприятий по контролю за ходом обучения

План-график мероприятий по контролю за ходом обучения регламентирован нормативными документами Минобразования. Кроме того, для улучшения контроля за ходом обучения аспирантов в него внесена процедура текущего ежеквартального контроля. Таким образом, текущий контроль включает следующие мероприятия:

-                        ежегодная учебная аттестация – май-июнь

-                        текущий (ежеквартальный) контроль хода обучения – февраль, ноябрь

-                        сессия – май-июнь

-                        дополнительная сессия – октябрь-ноябрь

 

Поддержка активно работающих аспирантов и докторантов (конкурсы, материальное стимулирование)

Аспиранты участвуют в конкурсах на стипендии президента и правительства Российской Федерации, региональных конкурсах грантов Санкт-Петербурга. В университете совет НИРС проводит конкурс грантов, поддержка аспирантов, а также докторантов и молодых научных сотрудников заложена в систему распределения средств на научные исследования, выполняемые по ЕЗН

 

 

 

 

Защита диссертаций аспирантами, докторантами и соискателями, результативность форм ПКВК

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАЩИТ ПО СРОКАМ ОКОНЧАНИЯ АСПИРАНТУРЫ

(по аспирантам - гражданам РФ)

Год

Выпуск, чел.

Количество защит

В срок

В течение года после окончания обучения

Через два года после окончания обучения

Более, чем через два года после окончания обучения

2002

86

8

13

4

3

2003

90

10

12

3

3

2004

78

11

12

2

5

2005

91

15

11

6

6

до 10. 11. 2006

86

12

10

3

2

 

Использование кадров, прошедших обучение в аспирантуре и докторантуре на кафедрах СПбГЭТУ «ЛЭТИ»

Привлечение аспирантов к работе на кафедрах в качестве преподавателей и научных сотрудников начинается в основном с самого начала их обучения. В первую очередь это касается юношей и девушек, постоянно проживающих в Санкт-Петербурге и пригородах. Сопоставление данных ОК и ОДА показывает, что на кафедрах в той или иной форме работает 40-45 % аспирантов. Независимо от результата обучения эти аспиранты остаются на кафедрах и по окончании аспирантуры, однако, как правило, на долях ставок. Продолжение работы на кафедре по окончании аспирантуры помогает её выпускникам, не защитившимся в срок защитить диссертации в течение года-трёх лет спустя окончания обучения.

 

Организация учёта аспирантов и докторантов в ОДА

 

Учёт ведётся в электронном виде по форме, рекомендованной Минобразованием РФ, а также на бумажной основе – с помощью личных карточек каждого аспиранта и докторанта и в журналах.

 

Рекламно-информационная деятельность ВУЗа в сфере ПКВК

Рекламно-информационная деятельность проводится в следующих формах :

- размещение информации об аспирантуре на сайте университета

- представление информации о возможностях СПбГЭТУ «ЛЭТИ» в сфере ПКВК в различных справочных изданиях и базах данных, создаваемых Минобразованием

- участие представителей СПбГЭТУ «ЛЭТИ» в мероприятиях по обмену опытом ПКВК (научно-методических конференциях, семинарах, школах)

- подготовка научно-методических статей в специализированных изданиях

- подготовка статей об аспирантуре в газете «Поиск» и в многотиражной газете «Электрик» СПбГЭТУ «ЛЭТИ»

- вывешивание в здании университета плакатов, посвящённых юбилейным датам аспирантуры СПбГЭТУ «ЛЭТИ», научным достижениям отдельных аспирантов и докторантов

 

Социальная поддержка аспирантов

Меры социальной поддержки:

-                        выплата стипендии; активно работающим аспирантам выплачивается повышенная стипендия;

-                        выплата материальной помощи при рождении детей, при других обстоятельствах, требующих оказания материальной поддержки;

-                        предоставление льготных месячных проездных билетов на городской транспорт;

-                        предоставление льготных путёвок через профсоюзный комитет обучающихся.

 

4.4.5.Работа диссертационных советов

Основой для воспроизводства и наращивания интеллектуального потенциала, формирования научной элиты СПбГЭТУ является подготовка кадров высшей квалификации через аспирантуру и докторантуру университета.

После проведения в 2001 году реформы диссертационных советов в СПбГЭТУ созданы и функционируют 9 диссертационных советов по защитам докторских и кандидатских диссертаций по 27 научным специальностям, которые успешно функционируют  на протяжении последних 5 лет.

Диссертационные советы СПбГЭТУ

Шифр диссертационного совета

Шифр и название специальности

Руководитель диссертационного совета

Д 212.238.01

 

05.13.11 – математическое и программное обеспечение вычислительных машин, комплексов и компьютерных сетей (технические науки);

д.т.н., проф.
Пузанков Д.В.

05.13.13 – телекоммуникационные системы и компьютерные сети (технические науки);

05.13.15 – вычислительные машины и системы (технические науки);

05.13.18 – математическое моделирование, численные методы и комплексы (технические науки).

Д 212.238.02

05.13.05 – элементы и устройства вычислительной техники и систем управления (технические науки);

д.т.н., проф.
Герасимов И.В.

05.13.12 – системы автоматизации проектирования, (технические науки).

Д 212.238.03

05.12.04 – 05.12.04 - радиотехника, в том числе системы и устройства радионавигации, радиолокации и телевидения (технические науки);

д.т.н., проф.
Быков Р.Е.

05.12.07 – 05.12.17 - антенны, СВЧ устройства и их технологии (технические науки);

05.12.13 – 05.12.13 - системы, сети и устройства телекоммуникаций (технические науки).

Д 212.238.04

01.04.10– физика полупроводников (технические, физико-математические науки);

д.т.н., проф.
Таиров Ю.М.

05.27.01 – твердотельная электроника, радиоэлектронные компоненты, микро- и наноэлектроника на квантовых эффектах (технические науки);

05.27.06 – технология и оборудование для производства полупроводников, материалов и приборов электронной техники (технические науки).

Д 212.238.05

05.09.03 – электротехнические комплексы и системы (технические науки);

д.т.н., проф.
Путов В.В.

05.09.05 – теоретическая электротехника (технические науки);

05.09.10 – электротехнология (технические науки);

05.09.12– силовая электроника (технические науки).

 


 

Шифр диссертационного совета

Шифр и название специальности

Руководитель диссертационного совета

Д 212.238.06

05.11.13 – приборы и методы контроля среды, веществ и материалов (технические науки);

д.т.н., проф.
Попечителев Е.П.

05.11.16 – информационно- измерительные и управляющие системы (приборостроение, медико-биологические и экологические исследования) (технические науки);

05.11.17 – приборы системы и изделия медицинского назначения (технически науки);

01.04.06 – акустика (технические науки);

19.00.03 – психология труда, инженерная психология и эргономика (технические науки).

Д 212.238.07

05.13.01 – системный анализ, управление и обработка информации (технические системы) (технические науки);

д.т.н., проф.
Советов Б.Я..

05.13.06– автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (промышленность) (технические науки).

Д 212.238.08

01.04.03 – радиофизика (физико-математические науки);

д.т.н., проф.
Быстров Ю.А.

05.27.02 – вакуумная и плазменная электроника (технические науки);

05.27.03 – квантовая электроника (технические науки);

05.11.07 – оптические и оптико-электронные приборы и комплексы (технические науки).

СД 212.021.01

05.13.01– системный анализ, управление и обработка информации (технические системы) (технические науки);

д.т.н., проф.
Лукомский Ю.А.

05.09.03 – электротехнические комплексы и системы (технические науки).

 


Защита в диссертационных советах СПбГЭТУ в 2001-2005 гг.


п/п

Председатель
совета

Количество защит

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

Д

К

Д

К

Д

К

Д

К

Д

К

1.

Пузанков Д.В.

2

3

5

1

4

3

2.

Герасимов И.В.

1

3

1

1

1

6

6

3.

Быков Р.Е.

5

4

1

4

5

2

4

4.

Таиров Ю.М.

1

5

1

4

2

1

2

1

7

5.

Путов В.В.

1

5

1

6

1

2

4

7

6.

Попечителев Е.П.

2

9

3

8

3

7

1

7

2

11

7.

Советов Б.Я.

1

13

2

2

3

9

2

2

8

8.

Быстров Ю.А.

2

4

1

2

3

5

9.

Лукомский Ю.А.

1

ИТОГО:

6

44

7

32

12

36

4

34

5

51

 

Защиты диссертаций в диссертационных советах СПбГЭТУ в 2005 году

N
п/п

Председатель совета

Кол-во защит

В том числе

 из СПбГЭТУ

из других
организаций

Д

К

Д

К

Д

К

1.

Пузанков Д.В.

3

2

1

2.

Герасимов И.В.

6

2

4

3.

Быков Р.Е.

2

4

2

2

2

4.

Таиров Ю.М.

1

7

6

1

1

5.

Путов В.В.

7

1

6

6.

Попечителев Е.П.

2

11

8

2

3

7.

Советов Б.Я.

8

6

2

8.

Быстров Ю.А.

5

3

2

9.

Лукомский Ю.А.

Всего за 2005 год

5

51

30

5

21

 


4.4.6. Результативность научно-исследовательской деятельности

Результаты фундаментальных и прикладных исследований, проводимых в СПбГЭТУ, находят свое отражение в опубликованных монографиях, научных сборниках, статьях и других объектах авторского права и интеллектуальной собственности.

В 2005 г. преподавателями, научными сотрудниками, докторантами и аспирантами вуза опубликовано 16 монографий, в том числе в зарубежных издательствах – 3, издано 96 учебника и учебных пособия, 1449 статей в отечественных и зарубежных издательствах, в том числе 500 в зарубежных изданиях.

В 2005 г. по сравнению с 2001 г. относительное изменение числа публикаций составило:

·     увеличение по учебникам и учебным пособиям – 10.4%;

·     увеличение по статьям - 29.6%.

В 2005 г. работниками вуза получено 16 патентов России, зарегистрировано 4 программы для ЭВМ, баз данных, топологий интегральных микросхем; подано 9 заявок на объекты промышленной собственности, было поддержано 59 патентов.

В 2005 г. по сравнению с 2001 г. имело место следующее относительное изменение количества:

·     патентов России - увеличение на 56.3%;

·     программ для ЭВМ, баз данных, топологий интегральных микросхем - увеличение на 50.0%;

·     поддерживаемых патентов - увеличение на 71.1%;

Динамику соответствующих показателей результативности научно-исследовательской деятельности по уровню правовой охраны и коммерческой реализации результатов НИР за 2001 - 2005 гг. иллюстрирует таблица.

 


 

Показатели уровня правовой охраны и коммерческой реализации
результатов научно-исследовательской деятельности в 2001 - 2005 гг.

Показатель

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

Патенты России

7

13

5

9

16

Программы для ЭВМ, базы
данных, топологии интегральных микросхем

2

16

9

6

4

Заявки на объекты промышленной собственности

14

7

8

15

9

Поддерживаемые патенты

17

37

42

24

59

 

Следует отметить положительную динамику по другим показателям результативности научно-исследовательской деятельности таким как участие в выставках, проведение семинаров, совещаний и конференций, полученных наградах, премиях, дипломах, которую иллюстрирует таблица.

 

Показатели участия участие в выставках, проведение семинаров и конференций, представленных экспонатов, полученных научных наградах  в 2001 - 2005 гг.

Показатель

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

Участие в выставках, всего

22

26

28

18

23

- в т.ч. в международных выставках

14

17

12

9

14

Количество представленных экспонатов, всего

147

200

292

118

149

- в т.ч. в международных выставках

46

64

132

77

35

Проведение семинаров, совещаний, конференций, симпозиумов, всего

21

30

32

25

26

- в т.ч. в международных

8

14

15

10

10

Награды, премии, дипломы

169

81

124

232

289

 


По рубрикам, согласованным с основными научно-образовательными направлениями СПбГЭТУ "ЛЭТИ", выпускается журнал «Известия СПбГЭТУ "ЛЭТИ"» по научным направлениям, который внесен в список официально признанных изданий ВАК для докторских диссертаций. Для организации подготовки тематических выпусков журнала в редакционные коллегии всех факультетов переданы специализированные компьютеры. Издаются российские журналы "Известия вузов. Радиоэлектроника" и "Инновации", также внесенные в перечень ВАК, и регулярная научно-методическая серия "Инновационная деятельность".

Научно-технические мероприятия,
проведенные на базе СПбГЭТУ «ЛЭТИ» в 2006 году

№ п/п

Тип и наименование мероприятия

1.

Ежегодная научно-техническая конференция профессорско-преподавательского состава

2.

Международная конференция «История и философия науки: взаимосвязи, парадигмы и дискурсы»

3.

Всероссийская конференция «Критерии качества в преподавании иностранных языков в неязыковых вузах»

4.

II Всероссийская научно-техническая конференция «Биотехнические системы в XXI в.»

5.

Всероссийский семинар по проблемам медико-технического образования

6.

12-я Международная научно-методическая конференция «Современное образование: содержание, технологии, качество»

7.

61-я НТК Санкт-Петербургского научно-технического общества радиотехники, электротехники и связи им. А.С.Попова, посвященная изобретению радио

8.

6-й Всероссийский фестиваль студентов «Паблик рилейшнз – профессия третьего тысячелетия»

9.

Международный научно-технический семинар «Современные проблемы техники и электроники СВЧ»

10.

Научно-практический семинар «Новое поколение 8-разрядных микроконтроллеров С-868 фирмы InfineonTechnologies»

11.

9-я молодежная школа по наноэлектронике

12.

5-я международная конференция «Телевидение: передача и обработка изображения», посвященная 120-летию СПбГЭТУ «ЛЭТИ»

13.

VIII Международная конференция по мягким вычислениям и измерениям SCM-2006

14.

Всероссийская научная конференция «Управление и информационные технологии УИТ-2006»

15.

2-й Международный семинар “Современные проблемы вычислительной электродинамики”

16.

1-я международная летняя студенческая школа по Всеобщему управлению качеством 1stInternationalStudentSummerSchoolonTQM

17.

IV международный конгресс «Слабые и сверхслабые поля и излучения в биологии и медицине»

18.

Научно-методический семинар «Сердце IEEE»

19.

V научно-практическая конференция «Планирование и обеспечение подготовки кадровдля промышленно-экономического комплекса региона»

20.

2-я молодежная школа «Технология и дизайн микросхем»

21.

Региональная научно-практическая конференция “Проблемы прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций и их последствий”

22.

Международная школа аспирантов

23.

VII научно-практическая конференция пользователей ГИС Eski и LeicaGeosystems Северо-Западного региона России

24.

Международная конференция «Наука, образование и общество в XXI веке»

25.

Семинар для руководящего состава предприятий-поставщиков ОАО «Газпром» «Корпоративные стандарты ОАО «Газпром» на системы менеджмента качества СТО ГАЗПРОМ серии 9000»

 


 

Участие СПбГЭТУ в выставках 2006 года

№ п/п

Название выставки

Кол-во
экспонатов

1.

VI международный салон «Инновации. Инвестиции» (Москва, ВВЦ, 7-10 февраля 2006 г.)

4

2.

Х международный промышленный форум «Российский промышленник – 2006» (ЛенЭКСПО, 25-28 сентября 2006 г.)

7

3.

Выставка достижений в рамках международной конференции по обмену специалистами (КНР, г.Шеньян, 19-21 сентября 2006 г.)

5

4.

Выставка в рамках IV международного конгресса «Слабые и сверхслабые поля и излучения в биологии и медицине» (СПбГЭТУ,
4-7 июля 2006 г.)

5

5.

Всероссийская вы ставка «Образование и карьера ХХI века» (СПб., Центральный выставочной зал манежа, 24-25 ноября 2006 г.)

10

6.

Санкт-Петербургский образовательный форум «Интеллектуальный потенциал России» (СКК  «Юбилейный, 22-24 марта 2006 г.)

10

 

 

Выводы по разделу

 

1.     За последние 5 лет в диссертационных советах СПбГЭТУ в среднем за год защищено 4,6 кандидатских и докторских диссертаций на 100 человек научных и научно-педагогических кадров (аккредитационный показатель - 3).

2.     С 2002 по 2006 год показатель защиты диссертаций аспирантами не позднее, чем через год после окончания аспирантуры от числа поступивших увеличился с 17% до 36%.

3.     Число отраслей наук, в рамка которых выполняются научные исследования в университете за последние 5 лет находится на уровне 9-10 (при аккредитационном показателе 5).

4.     Число отраслей наук по специальностям научных работников аспирантуры за последние 5 лет в среднем составило 5 (аккредитационный показатель).

5.     Среднегодовое количество монографий на 100 основных штатных педагогических работников с учеными степенями, изданными за последние 5 лет составило 3 (аккредитационный показатель).

6.     Среднегодовой объем финансирования за 5 лет составил более 120,0 млн. руб., а среднегодовой объем научных исследований на единицу научно-педагогического персонала за 5 лет составил боле 110,0 тыс. руб. (аккредитационный показатель 18,0 тыс руб.). При этом объем финансирования по привлеченным средствам (хозяйственные договора и международные контракты) в общем объеме финансирования научных исследований СПбГЭТУв 2006 году  составил более 55%.