4.5. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ"
4.5.1. Организация научно-методических исследований
в области образования
Целью проведения научно-методических исследований в области образования в университете является обобщение и распространение опыта ведущих преподавателей вуза, развитие научно-методических исследований на кафедрах, вовлечение значительного числа преподавателей в активную педагогическую деятельность, разработку и внедрение в учебный процесс новых интенсивных образовательных технологий.
Организация проведения, координация и сопровождение научно-методических работ возложена на институт научно-методических исследований в области образования (ИНМИО) (приказ ректора № 672 от 01.06.2001 г.).
Основной целью ИНМИО является организация и проведение научно-методических исследований, направленных на разработку стратегии, средств и методов развития системы высшего профессионального образования в Российской Федерации с учетом федеральных требований к содержанию образования, изменяющейся структуры макроэкономики, кадровых потребностей предприятий всех форм собственности, личностных потребностей обучающихся.
Деятельность ИНМИО направлена на развитие новых образовательных технологий, фундаментальных и прикладных научно-методических исследований в области образования, привлечения в университет дополнительных бюджетных и внебюджетных средств.
В числе основных задач, возложенных на ИНМИО, такие, как:
- разработка долгосрочных стратегических ориентиров по направлениям научно-методических исследований ЭТУ в области образования;
- разработка приоритетных научно-методических направлений ЭТУ в области образования;
- организация и проведение фундаментальных и прикладных исследований, а так же экспериментальных разработок в области новых образовательных программ, оценки эффективности и качества образования;
- привлечение профессорско-преподавательского состава, докторантов, аспирантов и студентов к выполнению научно-методических работ в области образования;
- организация и сопровождение внедряемых в практику учебного процесса ЭТУ новых форм и технологий обучения;
- координация своей деятельности с ФПКП в области повышения квалификации и подготовки кадров по новым формам и технологиям обучения;
ИНМИО осуществляет:
- проведение конкурсов научно-методических работ в области образования с финансированием из внебюджетных средств университета;
- организацию подачи конкурсных заявок (включая получение лотов, информационное оповещение, техническую поддержку оформления заявок, сдачу заявок);
- координацию, нормативно-методическое, информационно-аналитическое и организационное сопровождение научно-методических исследований в области образования по заданиям Министерства образования РФ;
- организацию, координацию и проведение инициативных научно-методических исследований в университете в области образования по заданию ректората;
- взаимодействие и проведение совместных работ с предприятиями – стратегическими партнерами и общественно-профессиональными объединениями в области научно-методических исследований;
- организацию экспертизы научно-методических работ в области образования;
- подготовку к изданию сборников научно-методических трудов в области образования;
- формирование программ и научно-методическое руководство проводимых в университете конференций, симпозиумов, семинаров по направлениям в области образования.
1. В университете сформированы следующие приоритетные направления научно-методических исследований (НМИ):
- разработка нормативно-методических документов, необходимых для перехода на двухуровневую подготовку по направлениям и специальностям (принципы научного проектирования и технологии разработки государственных образовательных стандартов профессионального образования в современных условиях, модели и образцы проектов стандартов для бакалавров и магистров по специальностям, реструктуризация учебного процесса в вузах с целью активного внедрения в общеевропейское образовательное пространство и т. п.);
- разработка системы оценки качества и эффективности образовательных программ (модели систем управления качеством вуза; модель конкурса Минобразования России "Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов"; конкретизирован перечень показателей государственной аккредитации вузов);
- разработка научно-методических материалов для мониторинга рынка труда Северо-Западного региона (элементы стратегического планирования в развитии высшего образования в регионе; методика формирования информационной среды; концепция регионального центра стратегического планирования и развития высшего профессионального образования; компетентностные модели выпускников с точки зрения стратегических партнеров; перспективы развития рынка труда Северо-Западного региона России и ближнего зарубежья);
- разработка методических документов по взаимодействию со стратегическими партнерами в области подготовки специалистов (модель многоуровневой подготовки специалистов для предприятий – стратегических партнеров; комплект нормативно-правовой документации, регламентирующей юридические и экономические отношения в цепи "университетский комплекс – стратегический партнер – обучающийся"; механизмы инновационного взаимодействия вузов с предприятиями и организациями – потребителями выпускников).
2. Объем выполненных проектов в области образования составил:
- в 2001 – 2002 г.г. 5 проектов - 5 млн. 80 тыс. рублей в год;
- в 2003 году 5 проектов - 6 млн. 996 тыс. рублей;
- в 2004 году 3 проектов - 5 млн. 61 тыс. рублей.
- в 2005 году 8 проектов - 12 млн. 300 тыс. рублей.
- в 2006 году 3 проекта - 25 млн. 300 тыс. рублей.
3. Научно-методическая, организационно-техническая поддержка проектов в области образования, выполняемых в СПбГЭТУ и координационная деятельность ИНМИО в ходе выполнения крупных корпоративных проектов, с участием вузов России.
3.1. Организация и проведение конференций и совещаний по выполнению научно-методических программ Министерства образования РФ:
а) 20-21 ноября 2002 г. по приказу Министерства образования РФ № 2206 от 13.06.2002. прошла отчетная научно-методическая конференция по проектам программы "Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования". Отчитывались 36 вузов;
б) 18-19 декабря 2003 г. по приказу Министерства образования РФ № 2730 от 25.06.2003 г. прошло Совещание по вопросам развития содержания высшего профессионального образования по результатам выполнения проектов в 2003 году программы "Научно-методическое обеспечение функционирования и модернизации систем образования".
3.2 Организация в 2004 году 3 координационных семинаров-совещаний по проекту, связанному с разработкой ГОСов:
а) 19 мая 2004 года – в СПбГЭТУ с участием председателей 16 УМО по образованию в различных областях знаний и представителей вузов на базе которых созданы УМО, присутствовало 48 человек. Председатель – Пузанков Д.В.
б) 28 сентября 2004 года – в СПбГЭТУ с участием 5 УМО и представителей соответствующих вузов, присутствовало 40 человек. Председатель – Пузанков Д.В.
в) 13 октября 2004 года с участием 13 УМО, представителей соответствующих вузов, а также Высшей школы экономики и Института содержания образования. Совещание проходило в Москве на базе Московского Энергетического института (технического университета), присутствовало 40 человек. Председатель – Пузанков Д.В.
4. Ежегодно, с 1995 года, университет проводит Международную научно-методическую конференцию "Современные технологии обучения".
5. Реализация следующих организационно-управленческих мероприятий:
- контроль качества, рассмотрение результатов выполнения этапов и завершенных научно-методических работ как выполняемых в ИНМИО, так и других проектов в области образования, выполняемых структурными подразделениями университета, на научно-методическом Совете ИНМИО (подготовка, оформление актов приемки-сдачи приемки завершенных работ и их последующая защита на комиссии Министерства образования РФ);
- проведение по заданиям Министерства образования РФ отчетных конференций в 2001, 2002 и 2003 годах по проектам, выполняемым вузами, подведомственными Министерству образования России;
- подготовка рабочих материалов, сбор, формирование и издание тезисов докладов на указанных конференциях;
- формирование пакета заявок на лоты от СПбГЭТУ для участия в открытых конкурсах по программам Министерства образования (методическое обеспечение участников конкурса, сбор документов, их обработка, размножение, оформление и доставка в конкурсный центр).
С целью исключения дублирования проектов, участия в конкурсах на выполнение научно-методических работ в области образования не актуальных или оформленных не в надлежащем порядке проектов, руководителями которых планируются сотрудники университета, проводиться предварительная экспертиза предлагаемых проектов на научно-методическом совете ИНМИО.
В 2001-2002 годах:
1. "Разработка принципов научного проектирования и технологии сопровождения государственных образовательных стандартов (ГОС) высшего профессионального образования в условиях изменяющейся структуры кадровых потребностей". Научный руководитель: ректор, д.т.н., профессор Пузанков Д.В.
2. "Реструктуризация учебного процесса в вузах России в условиях активизации самостоятельной работы студентов". Научный руководитель: ректор, д.т.н., профессор Пузанков Д.В.
3. “Организация образовательного процесса на основе образовательных программ как механизма интеграции потенциала вузов для элитарной подготовки специалистов”. Научный руководитель: проректор по учебной работе, д.т.н., профессор Ушаков В.Н.
4. "Методологические, теоретические и методические основы формирования сквозных образовательных программ высшего инженерного и технического образования на базе среднего профессионального образования". Научный руководитель: д.т.н., профессор Лукомский Ю.А.
5. "Разработка научно-методических основ стратегического планирования развития высшего образования в Северо-Западном регионе".Научный руководитель: ректор, д.т.н., профессор Пузанков Д.В.
В 2003 году:
1. "Модернизация структуры профессионального образования в интегрированных образовательных учреждениях в соответствии с потребностями современного рынка труда". Научный руководитель: ректор, д.т.н., профессор Пузанков Д.В.
2. "Разработка квалификационных моделей выпускников вузов с учетом требований рынка профессионального труда (на примере технических вузов)". Научный руководитель: первый проректор по научно-образовательной деятельности, д.т.н., профессор Кутузов В.М.
3. "Разработка моделей и образцов стандартов для бакалавров и магистров по специальности". Научный руководитель: ректор, д.т.н., профессор Д.В.Пузанков.
4. "Разработка принципов функционирования внутривузовской системы управления качеством высшего профессионального образования". Научный руководитель: к.т.н., декан ФЭМ Степанов С.А.
5. "Разработка требований к материально-техническому обеспечению и перечней учебной литературы для реализации ГОС высшего профессионального образования второго поколения по специальностям в области радиотехники, электроники, биомедицинской техники и автоматизации". Научный руководитель: ректор, д.т.н., профессор Д.В.Пузанков.
В 2004 году:
1. "Разработка стандартов по направлению подготовки бакалавров и магистров по специальности в области энергетики, материаловедения и транспорта". Научный руководитель: ректор, д.т.н., профессор Пузанков Д.В.
2. "Оптимизация перечня общепрофессиональных дисциплин федеральных компонентов для третьего поколения государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и их содержания для технических и технологических направлений подготовки и специальностей". Научный руководитель: ректор, д.т.н., профессор Пузанков Д.В.
3. "Доработка примерных программ по учебным дисциплинам федерального компонента государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения по специальностям в области радиотехники, электроники, биомедицинской техники и автоматизации". Научный руководитель: ректор, д.т.н., профессор Пузанков Д.В.
В 2005 году:
1. "Разработка и апробация современных технологий организации учебного процесса в инновационных образовательных учреждениях высшего профессионального образования". Научный руководитель: ректор, д.т.н., профессор Пузанков Д.В.
2. "Научно-методическое обеспечение по созданию и внедрению системы управления качеством в образовательных учреждениях профессионального образования".Научный руководитель: к.т.н., декан ФЭМ Степанов С.А.
3. "Участие в реализации проекта по мониторингу участия российских вузов в Болонском процессе". Научный руководитель: ректор, д.т.н., профессор Пузанков Д.В.
4. "Разработка методологии и технологической базы автоматизированного контроля соответствия основных образовательных программ ВУЗа требованиям ГОС ВПО нового поколения". Научный руководитель: ректор, д.т.н., профессор Пузанков Д.В.
5. "Совершенствование структуры ГОС ВПО на основе компетентностной модели выпускника и разработка информационной технологии их проектирования".
Научный руководитель: проректор по УМР, к.т.н., профессор Кузьмин Н.Н.
6. "Разработка измерительного комплекса для школьного экологического лабораторного практикума". Научный руководитель: д.т.н., профессор, зав. каф. Алексеев В.В.
7. "Разработка научно методического обеспечения и повышение квалификации преподавательских кадров по приоритетному направлению развития науки, технологии и техники РФ "Индустрия наносистем и материалов". Научный руководитель: д.т.н., профессор Лучинин В.В.
8. "Разработка научно-методического обеспечения информационной поддержки международного научно-образовательного сотрудничества вузов России". Научный руководитель: к.т.н., доцент Шапошников С.О.
В 2006 году:
1. "Разработка научно-методического обеспечения информационной поддержки международного научно-технического и образовательного сотрудничества вузов России на основе Internet-технологий". Научный руководитель: к.т.н., доцент Шапошников С.О.
2. "Разработка методики и информационной технологии проектирования государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования". Научный руководитель: д.т.н., профессор, ректор Д.В.Пузанков.
3. "Апробация, доработка и внедрение в образовательных учреждениях ВПО типовой модели системы качества образовательного учреждения" Научный руководитель: к.т.н., доцент, декан ФЭМ Степанов С.А.
Более полное описание указанных проектов приведено в Приложении 4.5.1
4.5.4. Организация отчетных конференций по проектам
Министерства образования РФ
1. Организация и проведение 29-30 ноября 2001 года отчетной научно-методической конференции по результатам выполнения проектов научно-технической программы "Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования", подпрограмма "Научное и научно-методическое обеспечение функционирования и развития системы образования" по заказу Министерства образования РФ и семинара "Модель развития университетского комплекса "ЛЭТИ". Объем финансирования – 68 тыс. руб.
В работе отчетной конференции приняли участие 84 человек, в том числе представители Министерства образования РФ: Иноземцева В.Е., Попова Е.П., Шестаков Г.К., Шленов Ю.В. Были заслушаны руководители 34 проектов из 22 вузов России, подведены итоги работы, а также определены направления коррекции научно-методических исследований на следующий год.
В рамках подготовки к отчетной конференции были организованы и проведены следующие мероприятия:
- семинар 10 октября 2001 года по результатам выполнения проектов программы творческими коллективами СПб ГЭТУ. Были заслушаны научные руководители 15 проектов;
- семинар 12 октября 2001 года по результатам выполнения проекта "Разработка принципов научного проектирования и технологии сопровождения государственных образовательных стандартов (ГОС) высшего профессионального образования в условиях изменяющейся структуры кадровых потребностей". Проект осуществлялся силами СПб ГЭТУ, СПб ГМТУ, СПб ГТУ.
Подготовлены к изданию и опубликованы материалы конференции в 2 книгах (736 стр.).
2. Организация и проведение 20-21 ноября 2002 года отчетной научно-методической конференции по результатам выполнения проектов трех подпрограмм научно-технической программы "Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования" по заказу Министерства образования РФ. Объем финансирования – 100 тыс. руб.
В работе отчетной конференции приняли участие 65 человек, в том числе представители Министерства образования РФ: Кружалин В.И., Демидова С.И., Попова Е.П. Были заслушаны отчеты по 45 проектам программы из 41 вуза России.
Подготовлены к изданию и опубликованы материалы конференции в 2 книгах (500 стр.).
В 2005 году университет профинансировал следующие научно-методические проекты:
1. "Разработка рейтинговой системы оценки деятельности студентов". Научный руководитель: д.т.н., профессор Н.В.Лысенко
2. "Организация разработки электронных учебно-методических комплексов по общеуниверситетским дисциплинам". Научный руководитель: д.т.н., профессор В.В.Алексеев
3. Разработка научно-методических основ повышения качества учебно-методических изданий. Научный руководитель: д.т.н., профессор К.Е.
4. Реконструкция зала социально-экономической литературы. Научный руководитель: директор библиотеки Р.А.Сухова
5. Разработка системы анализа книгообеспеченности в вузе. Научный руководитель: директор библиотеки Р.А.Сухова
В 2006 г.
1. Информационное наполнение сайта СПбГЭТУ для поддержки кредитно-модульной организации учебного процесса и апробация балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов в рамках эксперимента, проводимого на факультете Экономики и менеджмента. Научный руководитель: директор ИНМИО, д.тн., профессор Лысенко Н.В.
2. Разработка методических и нормативных материалов по переходу на кредитно-модульную организацию учебного процесса в рамках эксперимента, проводимого на факультете Экономики и менеджмента. Научный руководитель: к.т.н., доцент, декан ФЭМ Степанов С.А.
Более полное описание указанных проектов приведено в Приложении 4.5.2.
1. "Разработка нормативных документов, регламентирующих деятельность базовых кафедр факультета в условиях стратегического партнерства с отраслевыми организациями". Научный руководитель: директор ИНМИО, д.т.н., профессор Лысенко Н.В.
2. "Роль базовых кафедр в двухступенчатой системе подготовки специалистов". Научный руководитель: директор ИНМИО, д.т.н., профессор Лысенко Н.В.
3. "Разработка механизмов интеграции вузов и стратегических партнеров при реализации двухступенчатой системы подготовки специалистов по направлению радиотехника". Научный руководитель: директор ИНМИО, д.т.н., профессор Лысенко Н.В.
4. "Повышение качества процесса обучения на факультете радиотехники и телекоммуникаций СПбГЭТУ (в том числе и на базовых кафедрах) на основе общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ и сертификации выпускников". Научный руководитель: директор ИНМИО, д.т.н., профессор Лысенко Н.В.
Более полное описание указанных проектов приведено в Приложении 4.5.3.
С 1995 года издается сборник научно-методических трудов. «Современные технологии обучения», объемом 7-12 печатных листов и тиражом до 300 экз. В сборнике печатаются научно-методические статьи не только преподавателей и сотрудников СПбГЭТУ, но также и других вузов Санкт-Петербурга и России.
Основными темами статей являются инновационные эффективные модели развития вузов России. Обсуждаются проблемы реализации Болонского процесса в Российской образовательной системе, перспективные технологии обучения, реализующие современные тенденции развития высшей школы и базирующиеся на системах компьютерной и информационной поддержки образовательных программ. Ряд работ посвящен созданию и внедрению в практику вузов системы управления качеством образования.
В 2006 году сборник стал выходить под названием "Современное образование: содержание, технологии, качество". (Современное образование: содержание, технологии, качество: Сб. науч.-метод. тр. СПб: Изд-во СПбГЭТУ "ЛЭТИ", 2006. Вып. 8. 202 с.).
В сборник "Современное образование: содержание, технологии, качество" вып. 8 вошло 27 статей 56 авторов из СПбГЭТУ, СПб гос.политехнического университета, СПб государственного университета, СПб государственного университета технологии и дизайна, СПб гос.университета педагогического мастерства, СПб государственного инженерно-экономического университета, Международного университета научно-технического творчества и развития, СПб военного инженерно-технического университета, Севмашвтуза, филиала Санкт-Петербургского морского технического университета, Южно-Уральского государственного университета, Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасский политехнический институт), Воронежской государственной академии искусств, Воронежского государственного педагогического университета, Дагестанского государственного педагогического университета, Дагестанского государственного университета, Шахтинского института Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасский политехнический институт), Федерального государственного унитарного предприятия «Научно-исследовательского института "Вектор"».
4.5.8. Проведение ежегодной Международной научно-методической конференции
Ежегодно с 1995 г. в СПбГЭТУ "ЛЭТИ" проходит Международная научно-методическая конференция "Современные технологии обучения".
В 2006 году 20-21 апреля прошла XII Международная научно-методическая конференция под новым названием "Современное образование: содержание, технологии, качество".
Тематика последней конференции охватывала следующие направления:
1. Инновационные модели развития вузов России.
2. Эффективные модели непрерывного образования.
3. Реализация Болонского процесса в Российской образовательной системе.
4. Перспективные технологии обучения.
5. Психолого-педагогические аспекты обучения.
6. Общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ и сертификация выпускников.
7. Внутривузовские системы управления качеством высшего профессионального образования.
Организаторами конференции являлись:
·Министерство образования и науки РФ
·Комитет по науке и высшей школе Санкт-Петербурга
·Международная академия наук высшей школы
·Совет ректоров вузов Санкт-Петербурга
·СПб государственный электротехнический университет «ЛЭТИ»
·Академия проблем качества
·Учебно-методическое объединение по образованию в области радиотехники, электроники, биомедицинской техники и автоматизации
·Представительство Федерального Агентства по промышленности в Северо-Западном Федеральном округе РФ
·Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) Санкт-Петербурга
·Государственный институт прикладной астрономии РАН
·ФГУП НИИ «Вектор»
·ФГУП ЦНИИ «Электроприбор»
В состав организаторов конференции в разные годы входили следующие вузы:
·Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
·Санкт-Петербургский государственный университет
·Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им.проф. М.А.Бонч-Бруевича
·Московский государственный технический университет им.Н.Э.Баумана
·Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна
·Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики
·Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
·Военно-морской институт радиоэлектроники
·Санкт-Петербургский государственный морской технический ун-т
Перечень изданных материалов конференции за период с 2002 по 2006 гг.
1. Материалы VIII Международной научно-методической конференции "Современные технологии обучения" 24 апреля 2002 г.: т.1, т.2, СПб, Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ». 2002. 572 с. Опубликовано 349 тезисов.
2. Материалы IX Международной научно-методической конференции "Современные технологии обучения" 23 апреля 2003 г.: ч. 1, ч.2, СПб, Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ». 2003. 632 с. Опубликовано 375 тезисов.
3. Материалы X Международной научно-методической конференции "Современные технологии обучения" 21 апреля 2004 г.: т.1, т.2, СПб, Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ». 2004. 564с. Опубликовано 323 тезиса.
4. Материалы XI Международной научно-методической конференции "Современные технологии обучения: международный опыт и российские традиции" 20 апреля 2005 г.: т.1, т.2, СПб, Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ». 2005. 477с. Опубликовано 269 тезисов.
5. Материалы XII Международной научно-методической конференции "Современное образование: содержание, технологии, качество" 20-21 апреля 2006 г.: т.1, т.2, СПб, Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ». 2006. 463 с. Опубликовано 232 тезиса.
В материалах конференции опубликованы тезисы докладов авторов из почти 90 городов России, а также из ближнего (Белоруссия, Украина, Казахстан) и дальнего зарубежья (Германия, Польша, Швеция, Канада, Англия, США).
4.5.9. Организация подачи конкурсных заявок
Усилиями сотрудников вуза готовились предложения по участию в различных конкурсах, программах.
В 2003 году:
- по научной отраслевой программе «Научно-методическое обеспечение функционирования и модернизации системы образования» - 17 проектов;
- по научно-технической программе «Создание системы открытого образования» - 12 проектов;
- по федеральной целевой программе "Развитие единой образовательной информационной среды" – 2 проекта;
- по научной программе "Федерально-региональная политика в науке и образовании" – 2 проекта;
- по конкурсу "Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках Федеральной программы развития образования в 2003 году" – 6 проектов.
В 2004 году:
- по научно-отраслевой программе "Научно-методическое обеспечение функционирования и модернизации системы образования" – 19 проектов.
В 2005 г.:
- по программе «Развитие научного потенциала высшей школы», подпрограмма 4 «Исследования в области образования, молодежной политики и социальной политики в сфере образования» - 20 проектов.
В университете на базе ИНМИО создан научно-методический Совет, формирующий приоритетные направления научно-методических исследований в области образования в университете, а также осуществляющий приемку полугодовых и отчетных материалов по научно-методическим проектам, проводимым в СПбЭТУ.