6.Деятельность университета как базового вуза Учебно-методического объединения

 

С 1987 года по настоящее время на базе СПбГЭТУ «ЛЭТИ» работает учебно-методическое объединение. Приказом Минвуза СССР от 18.09.87 № 650 было организовано УМО по образованию в области автоматики, электроники, микроэлектроники и радиотехники, которое существовало до 2000 г. и имело в своем составе 232 российских вуза и 19 ассоциированных членов из бывших стран СНГ.

В связи с утверждением приказом Минобразования России от 08.11.2000 №3200 нового Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования и направлений подготовки дипломированных специалистов в области техники и технологии приказом Минобразования РФ от 08.11.2000 № 3206 СПбГЭТУ «ЛЭТИ» был определен как базовый вуз УМО по образованию в области радиотехники, электроники, биомедицинской техники и автоматизации. По состоянию на 2006 год за УМО закреплены следующие направления и специальности ВПО:

Направления подготовки бакалавров:

220200.62 (550200) Автоматизация и управ­ление

210100.62 (550700) Электроника и микро­электроника

210200.62 (551100) Проектирование и тех­нология электронных средств

210300.62 (552500) Радиотехника

200300.62 (553400) Биомедицинская инже­нерия

210600.62 (554500) Нанотехнология

Направления подготовки магистров:

220200.68 (550200) Автоматизация и управ­ление

210100.68 (550700) Электроника и микро­электроника

210200.68 (551100) Проектирование и тех­нология электронных средств

210300.68 (552500) Радиотехника

200300.68 (553400) Биомедицинская инже­нерия

210600.68(554500) Нанотехнология

Направления и специальности подготовки дипломированных специалистов:

220200.65      (651900) Автоматизация и управление

220201.65      (210100) Управление и информатика в технических системах

220202.65      (210600) Корабельные системы управления

220203.65      (210800) Автономные информационные и управ­ляющие системы

200400.65      (653900) Биомедицинская техника

200401.65      (190500) Биотехнические и медицинские аппараты и системы

200402.65      (190600) Инженерное дело в медико-биологической практике

210100.65      (654100) Электроника и микроэлектроника

210101.65      (071400) Физическая электроника

210102.65      (180600) Светотехника и источники света

210103.65      (202000) Квантовая и оптическая электроника

210104.65      (200100) Микроэлектроника и твёрдотельная элек­троника

210105.65      (200300) Электронные приборы и устройства

210106.65      (200400) Промышленная электроника

210107.65      (200500) Электронное машиностроение

210108.65      (201900) Микросистемная техника

210300.65      (654200) Радиотехника

210301.65      (071500) Радиофизика и электроника

210302.65      (200700) Радиотехника

210303.65      (201500) Бытовая радиоэлектронная аппаратура

210304.65      (201600) Радиоэлектронные системы

210305.65      (201700) Средства радиоэлектронной борьбы

210312.65      (201400) Аудиовизуальная техника

210200.65      (654300) Проектирование и технология электрон­ных средств

210201.65 (200800) Проектирование и технология радиоэлек­тронных средств»

210202.65      (220500) Проектирование и технология

электронно-вычислительных средств

210600.65    ( 658300) «Нанотехнология»

210601.65     (202100) Нанотехнология в электронике

210602.65     (073800) Наноматериалы

 

 

В настоящее время в состав УМО входят 172 российских вуза и 69 филиалов.

По направлениям подготовки бакалавров и магистров и по одноименным им направлениям подготовки дипломированных специалистов созданы объединенные учебно-методические советы (УМС). Все шесть  советов возглавляют профессора, доктора наук сотрудники СПбГЭТУ «ЛЭТИ». Из двадцати трех учебно-методических комиссий (УМК) по специальностям 8 комиссий возглавляют сотрудники СПбГЭТУ «ЛЭТИ», в 15 председателями являются сотрудники других вузов (МГТУ, МЭИ, СПбГТУ, МГИЭМ, МАИ, СПбГУТ, ВладГТУ, РГРА, ТвГТУ).

В соответствии с принятой формой подготовки ежегодных отчетов о работе УМО в Минобрнауки его деятельность представляется по двум основным направлениям:

·        научно-методическое обеспечение учебного процесса;

·        организационно-методическая работа.

 

 

 

 

Научно-методическое обеспечение учебного процесса

 

2002 - 2003гг.

1.     Разработаны требования к  материально-техническому обеспечению учебного процесса по направлениям подготовки дипломированных специалистов, закрепленных за УМО по образованию в области радиотехники, электроники, биомедицинской техники и автоматизации.

2.     Разработаны примерные программы итоговых государственных экзаменов по направлениям и специальностям высшего профессионального образования в области радиотехники, электроники, биомедицинской техники и автоматизации.

3.     Разработаны в СПбГЭТУ «ЛЭТИ»  требования к выпускным квалификационным работам.

4.     Подготовлена электронная анкета «Книгообеспеченность направлений подготовки и специальностей ВПО».

5.     Подготовлен перечень специализаций по специальностям ВПО.

6.     Подготовлен перечень основной и дополнительной литературы по дисциплинам федерального компонента ГОС ВПО.

 

2003 - 2004гг.

1.     Разработана целевая программа по подготовке рукописей учебников и учебных пособий по дисциплинам федеральной составляющей направлений инженерной подготовки, слабо обеспеченных в настоящее время учебной литературой.

2.     Подготовлен перечень основной и дополнительной литературы из примерных учебных программ и стандартов для Центральной библиотеки образовательных ресурсов.

3.     Проведен сравнительный анализ действующих ГОС по направлениям подготовки УМО с учебными планами ведущих зарубежных вузов.

 

 

2004-2005гг.

1.     Проведена  работа по обеспечению учебной литературой  дисциплин федеральной составляющей ГОС бакалавров и инженеров.

2.     Проведен анализ имеющихся в вузах оценочных  средств для итоговой государственной аттестации выпускников вузов по направлениям, курируемым УМО.

3.     Разработано Положение о грифе УМО  для электронных учебно-методических материалов.

4.     Сформирована база данных по учебно-методической литературе, планируемой к изданию в вузах УМО в 2005 г.

5.     Разработаны примерные учебные программы по направлению подготовки инженеров, бакалавров и магистров «Нанотехнология».

 

2005-2006гг.

1.   Подготовлена комплексная заявка от УМО в план проведения всероссийской студенческой олимпиады на 2007 год.

2.   Представлены на сайте УМО отчеты базовых вузов по проведению III тура всероссийской студенческой олимпиады по направлениям, отнесенным к компетенции УМО.

3.   Созданы рабочие группы для проработки вопросов:

·     единообразие в назначении количества кредитов на дисциплины федерального компонента ГОС (циклов ГСЭ, ЕН, ОПД, СД);

·     формат и оптимальный размер модулей (в кредитах) в учебных планах;

·     оптимальная структура образовательных программ с точки зрения уровня и типа дисциплин;

·     разработка концепции информационно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов по дисциплинам федерального компонента ГОС.

·     направления модернизации процедуры итоговой государственной аттестации выпускников вузов.

4.   Обобщен опыт работы вузов УМО по созданию автоматизированных лабораторных практикумов с удаленным доступом.

5.   Сформированы базы данных по учебно-методической литературе, планируемой к изданию в вузах УМО в 2006 г.

6.   Подготовлена информация о ходе реализации в вузах УМО основных направлений Болонской декларации.

7.   Созданы базы данных о наличии в вузах электронных учебно-методических комплексов лабораторных практикумов удаленного доступа по направлениям подготовки закрепленным за УМО.

8.   Обсуждены на УМС и подготовлены предложения по следующим вопросам:

·     возможность и варианты перехода на двухуровневую систему подготовки специалистов в рамках действующих ГОС;

·     эффективные формы взаимодействия вузов УМО в вопросах академической мобильности студентов;

 

 

Организационно-методическая работа.

 

2001 – 2002 гг.

1. Проведено 1 заседание Совета УМО и  4 заседания Президиума Совета УМО.

2. Принято участие в выполнении работ в рамках 31 проекта по программам Минобразования России по совершенствованию системы высшего профессионального образования по направлениям подготовки   бакалавров, магистров и дипломированных специалистов, закрепленным за УМО.

3. Разработаны предложения по планам издания учебников и учебных пособий с грифами Минобразования России и УМО.

4. Подготовлены 3 заключения о целесообразности присвоения грифа Минобразования. 

5. Подготовлено 36 экспертных заключений о целесообразности присвоении грифа УМО «Рекомендуется  для  межвузовского  использования» 

6. Подготовлены экспертные заключения по открытию направлений и специальностей УМО в 28 вузах.

7.На 30% увеличено число вузов, принимающих участие в финансировании деятельности УМО.

 

2002 – 2003 гг.

1. 16.05.2002 г. проведено заседание Совета УМО с повесткой дня:

·        Об основных задачах, стоящих перед УМО вузов РФ.

·        О ходе выполнения плана работы 2002 - 2003 гг. и  задачах учебно-методического объединения по образованию в области радиотехники, электроники, биомедицинской техники и автоматизации на 2004 г.

·        Об обеспечении учебной литературой дисциплин федерального компонента ГОС ВПО для направлений инженерной подготовки.

·        Об опыте  взаимодействия УМС по направлению «Радиотехника» с издательством  «Радиотехника».

·        Отчет о финансовой деятельности  УМО в 2002 г. и о формировании   фонда УМО   на 2003 г.

·        О взаимодействии совета УМО и Головного совета Минобразования по радиотехнике, электронике и связи.

·        О развитии системы многоуровневой подготовки специалистов с ВПО в сфере техники и  технологий.

·        О создании РОУМО в Южном федеральном округе.

2. Проведено пять заседаний президиума Совета УМО.

3. Подготовлены экспертные заключения по открытию направлений и специальностей УМО в 23 вузах.

 

2003 - 2004гг.

1. Проведено два заседания Совета УМО (4 марта 2004 г. и 20 мая 2004 г.)

На обсуждение были вынесены следующие  вопросы:

·        О разработке макетов и пилотных вариантов ГОС ВПО для подготовки бакалавров и магистров по специальности.

·        Об оценке трудоемкости учебных дисциплин в системе зачетных единиц.

·        О модели внутривузовской системы управления качеством.

·        О формировании госзадания на подготовку специалистов с ВПО.

·        О ходе работ по определению перечня ведущих вузов России.

·        Обсуждение предложений по формированию плана работы совета УМО на текущий год.

·        «Об основных задачах, стоящих перед УМО вузов РФ».

·        «О выполнении плана работы учебно-методического объединения по образованию в области радиотехники, электроники, биомедицинской техники и автоматизации на 2003 г.   и  задачах УМО на 2004 г. ».

·        «Об открытии в рамках УМО по образованию в области радиотехники, электроники, биомедицинской техники и автоматизации нового направления подготовки специалистов, бакалавров,  магистров  «Нанотехнология».       

·        «Отчет о выполнении годового плана работы  и план на 2004 г. Сибирского регионального отделения УМО

·        «Отчет о выполнении годового плана работы  и план на 2004 г. Южного регионального отделения УМО.

·        «Отчет о финансовой деятельности  УМО в 2003 г. и о формировании   фонда УМО   на 2004 г.».

·        «О работе по обеспечению учебной литературой  дисциплин федеральной составляющей ГОС бакалавров и инженеров».

·        «О формах системы контроля качества образовательной деятельности в вузах и об  апробации модели внутривузовской системы менеджмента качества».

·        «О результатах сравнительного анализа действующих ГОС бакалавров по направлениям подготовки «Радиотехника» и «Электроника и микроэлектроника» с учебными планами ведущих зарубежных вузов».

2. Проведено шесть заседаний президиума Совета УМО.

3. Подготовлены экспертные заключения по открытию направлений и специальностей УМО в 18 вузах.

 

2004 - 2005гг.

1. Проведено два заседания Совета УМО (7 декабря 2004 г. и2-3 июня 2005 г.)

Рассмотрены следующие вопросы:

·         

·        Актуальные задачи, стоящие перед учебно-методическими объединениями вузов Российской Федерации.

·        Отчет об итогах работы УМО в 2004 г. и план работы объединения на 2005 г.

·        О формировании авторских коллективов, работающих над подготовкой рукописей учебников и учебных пособий по списку дисциплин, не обеспеченных в настоящее время литературой.

·        О расходовании средств в соответствии с «Порядком формирования и расходования средств, выделенных для оплаты рецензирования рукописей учебников и учебных пособий, представленных на предмет присвоения грифа Министерства или УМО по дисциплинам федеральной компоненты ГОС подготовки бакалавров и инженеров, не обеспеченным в настоящее время литературой».

·        Отчет о ходе расходования средств в 2004 г. и об утверждении сметы расходов на 2005 г.

·        Утверждение Положения о порядке присвоения грифа УМО по образованию в области радиотехники, электроники, биомедицинской техники и автоматизации.

·        Об учебно-методическом и материально-техническом обеспечении направления подготовки специалистов, бакалавров  и магистров  «Нанотехнология».

·        О результатах работы учебно-методических советов по выполнению решения Совета УМО от 20.05.2004 г.

·        Об апробации методики самооценки внутривузовских систем менеджмента качества.

·        Рассмотрение проекта Положения о грифовании электронных учебно-методических материалов.

·        О создании регионального отделения УМО в Уральском федеральном округе на базе Уральского государственного технического университета (УПИ).

·        О проведении Российских (региональных) студенческих олимпиад, организации Всероссийского конкурса студенческих научных работ и  выпускных квалификационных работ по специальностям и направлениям, отнесенным к компетенции объединения.

·        Об  опыте организации автоматизированных лабораторных  практикумов с удаленным доступом в Красноярском государственном техническом университете.

Обсуждены в форме круглых столов следующие вопросы:

1.Совершенствование структуры ВПО в сфере техники и технологий.

2.Возможные подходы к формированию нового перечня направлений подготовки и специальностей ВПО.

3.Современные подходы к организации сотрудничества вузов со стратегическими партнерами в сфере образования, инновационной деятельности и научных исследований.

4.О построении ГОС ВПО нового поколения на основе компетентностной модели выпускника технического вуза.

 

2. Проведено семь заседаний президиума Совета УМО.

3. Подготовлены экспертные заключения по открытию направлений и специальностей УМО в 27 вузах.

 

2005 – 2006 гг.

1. Проведено два заседания Совета УМО (20 декабря 2005 г.  и 21 апреля 2006 г.)

Рассмотрены следующие вопросы:

·        Отчет об итогах работы УМО в 2005 г. и план работы объединения на 2006 г.

·        О задачах УМО в связи с модернизацией  высшего профессионального  образования в России.

·        Отчет о расходовании средств в 2005 г. и об утверждении сметы расходов на 2006 г.

·        Отчет о выполнении годового плана работы  и план работы на 2006 г. Южного регионального отделения УМО.

·        Отчет о выполнении годового плана работы  и план работы на 2006 г. Сибирского регионального отделения УМО.

·        О плане работы Уральского регионального отделения УМО на 2006 г.

·        Предложения УМС по базовым вузам, ответственным за проведение всероссийских и региональных  студенческих олимпиад и конкурсов научных работ.

·        Концепция типовых решений при построении автоматизированных лабораторных практикумов с удаленным доступом (на примере  дисциплин радиотехнических специальностей).

·        Об организации взаимодействия вузов в процессе модернизации высшего профессионального образования в РФ в соответствии с Болонской декларацией.

·        Об организации взаимодействия УМО с работодателями.

·        Кредитно-модульная система организации учебного процесса в вузе.

·        Об изменениях в составах Совета УМО и УМС.

 

Обсуждены в форме круглых столов следующие вопросы:

1.Роль УМО в формировании содержания высшего профессионального образования в России.

2. Модель инновационного вуза.

 

Проведено совместное заседание Координационного Совета по технике и технологии, Совета Ассоциаций технических университетов и Совета Учебно-методического объединения по образованию в области радиотехники, электроники, биомедицинской техники и автоматизации в г. Санкт-Петербурге на базе СПбГЭТУ «ЛЭТИ».

В повестку дня включены следующие вопросы:

·                Особенности реализации основных положений Болонского процесса в инженерных вузах.

·                О структуре подготовки специалистов в СПбГЭТУ «ЛЭТИ». 

·                Принципы построения и Проект нового переченя направлений и специальностей в
области техники и технологии.

·                Подходы к построению и проект макета государственного образовательного стандарта ВПО нового типа.

·                Развитие информационных технологий в инженерном образовании.

·                О проекте нового закона об уровневой системе подготовки специалистов и структура ГОС ВПО с учетом сохранения непрерывной подготовки специалистов. О разработке образовательного стандарта послевузовского профессионального образования.

·        Об участии Ассоциации технических университетов в Международной выставке и Международной конференции VII Международного форума «Высокие технологии XXI века».

 

2. Проведено семь заседаний президиума Совета УМО.

 

3. Подготовлены экспертные заключения по открытию направлений и специальностей УМО в 42 вузах:

 

2006 – 2007 гг.

1. Проведено  заседание Совета УМО (18.10.2006 г.) по вопросу «О подготовке предложений УМО в список специальностей, по которым последующим постановлением Правительства РФ будет установлен срок непрерывной подготовки специалистов не менее 5 лет».

 

2. Проведено на 01.11.06 восемь заседаний президиума Совета УМО.

 

3. Подготовлены экспертные заключения по открытию направлений и специальностей УМО в 1 вузе.