7.Филиал ГОУВПО «Санкт–Петербургский  государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И.Ульянова (Ленина) в г.Югорске

(ЮФ-СПбГЭТУ)

 

Для расширения образовательных возможностей населения и решения задач кадрового обеспечения социально-промышленного комплекса отдельных регионов используются, в основном, два решения: создание новых вузов в достаточно крупных центрах и организация малокомплектных учебных заведений (филиалов ведущих вузов) непосредственно в районах проживания. Вторая форма обладает рядом преимуществ, главные из которых: приближение образовательных услуг к потребителю, индивидуализация обучения, благоприятные социальные условия и сравнительно низкие экономические затраты.

Именно поэтому, по инициативе администрации города Югорска и руководства крупнейшего в мире предприятия по транспортировке газа «Тюментрансгаз» и в соответствии с региональной политикой развития универсального комплекса СПбГЭТУ «ЛЭТИ» в 1998 году был создан филиал Санкт – Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» им. В.И.Ульянова (Ленина) в городе Югорске (ЮФ-СПбГЭТУ), приказ Министерства общего и профессионального образования № 1321 от 22 мая 1998 г. Была получена лицензия Министерства образования РФ №16Г-227 от  на право ведения образовательной деятельности по направлению подготовки «Автоматизация и управление». В настоящее время учебный процесс в филиале проводится на основании лицензии от 19.10.2006, регистрационный №7704, серия А № 166822.

 

Социально–экономические предпосылки создания филиала

Филиал вуза достаточно хорошо известная организационная форма проведения учебного процесса на территориальном отдалении от основного учебного заведения. Однако, в подавляющем большинстве случаев филиалы используются для обучения по организационно-экономическим и гуманитарным специальностям. В частности в Ханты–Мансийском автономном округе из 25 лицензированных филиалов лишь 3 обеспечивают подготовку по техническим специальностям. Однако и они не осуществляют обучение по таким современным направления как: телекоммуникация, информационные технологии, инженерная защита окружающей среды и т.д. Как правило вузы идут по пути организации филиалов, не требующих серьезных затрат для создания лабораторной базы; для преподавания привлекаются местные специалисты, которые даже при высокой профессиональной квалификации не имеют достаточных методических навыков преподавания в высшей школе, от чего, зачастую, страдает качество обучения.

Характеристика города и региона.

Город Югорск с населением 28000 человек является городом окружного подчинения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Градообразующим предприятием города является крупнейшее предприятие ОАО «Газпром» – ООО «Тюментрансгаз», обеспечивающее перекачку 80% всего газа Западной Сибири. Общая численность работников «Тюментрансгаз» достигает 35000 человек.

Специфика транспортировки газа по сетям протяженностью более 26000 километров обуславливает значительное число постоянных жилых поселков вдоль трассы газопровода, обеспечивающих работу компрессорных станций и эксплуатацию газовых сетей. В дальнейшем, под термином «регион» подразумевается город Югорск с поселками вдоль трассы газопровода.

Следовательно, общая численность населения региона, для которого создавался филиал, насчитывает более 95000 человек

Высокая экономическая эффективность основного предприятия города позволяет активно развиваться социально-экономической сфере: создана собственная авиакомпания, строятся жилые дома, стадионы, бассейн, школы и др.

Высшие учебные заведения или их филиалы в регионе отсутствовали.

Социальные условия

Как показывает анализ, характеристикой региона является значительное количество выпускников школ и училищ стремящихся получить высшее не только гуманитарное, но и техническое профессиональное образование. Однако, в регионе в связи с отсутствием традиций и потенциала для проведения довузовской работы, уровень подготовки выпускников был объективно недостаточен для результативного участия во вступительных испытаниях в вузы.

С другой стороны, основной отсев студентов в вузах происходит на первых двух курсах обучения в высшей школе, причем, как правило, более 60 процентов из них составляют иногородние. Основными факторами, определяющими отчисление иногородних студентов, являются:

– проблемы с адаптацией к условиям жизни большого города,

– резкий переход от школьной методики преподавания к вузовской,

– бытовая неустроенность.

В значительной степени отмеченные проблемы обостряются для выпускников школ небольших поселков вдоль трассы газопровода, в связи с резким переходом к условиям жизни и учебы в больших городах.

Таким образом, наличие с одной стороны устойчивого спроса в регионе на образовательные услуги в области высшего технического образования, с другой стороны присутствие мощнейшего, обладающего значительными ресурсами, градообразующего предприятия, а также потенциал ведущего вуза страны в области электротехнического образования создали предпосылки для открытия филиала.

Организационной основой создания филиала стал договор о совместной деятельности, заключенный между Санкт–Петербургским государственным электротехническим университетом «ЛЭТИ», администрацией города Югорска и руководством ООО «Тюментрансгаз», в котором определены принципы взаимодействия и материальные обязательства сторон.

Цель и концепция деятельности филиала

Цель:Развитие системы образования на основе расширения образовательного пространства высшей школы за счет эффективной интеграции потенциалов ведущих вузов страны, администраций муниципальных образований, градообразущих предприятий и использования современных организационных и методических форм учебного процесса для обеспечения качественного высшего профессионального образования.

Для функционирования ЮФ-СПбГЭТУ была разработана системная концепция организации учебного процесса.Основными особенностями, которой являются:

– интеграция потенциалов базового ВУЗа, администрации муниципального образования и градообразующих предприятий для создания малокомплектного учебного заведения;

– унифицированный учебный план, обеспечивающий фундаментальную и общетехническую подготовку по группе специальностей, с возможностью последующего перевода студентов не только в СПбГЭТУ-«ЛЭТИ», но и в другие ВУЗы для завершения обучения;

 очная форма организации учебного процесса до уровня неполного высшего образования, реализуемая вахтовым методом штатными преподавателями СПбГЭТУ «ЛЭТИ»;

 модульный график выполнения учебного плана, позволяющий осуществлять изучение дисциплин в сжатые сроки. Модули имеют временные рамки в 8 - 10 недель, обусловленные объемом и спецификой входящих в него дисциплин;

– организация собственного преподавательского состава для частичной поддержки и резервирования учебного процесса.


Рис. 7.1

 

Функционирование филиала

Организация и управление учебным процессом

Руководство ЮФ-СПбГЭТУ осуществляется директором филиала Клыковой А.Г. на основании Положения, утвержденного ректором СПбГЭТУ «ЛЭТИ». Организационно – методическое сопровождение учебного процесса в филиале со стороны головного вуза осуществляет учебно-методический совет, председателем которого является проректор по учебной работе профессор Кузьмин Н.Н. В состав совета входят: директор филиала, заведующие кафедрами и ведущие преподаватели вуза, отвечающие за отдельные составляющие подготовки (по математике, физике, химии и т.д.), руководитель учебно-методического управления, главный бухгалтер и начальник планово-финансового управления.

Учебно-методический совет осуществляет утверждение состава преподавателей из числа штатных преподавателей вуза, для работы в филиале в соответствии с модульным учебным графиком. За время существования ЮФ-СПбГЭТУ в филиале работали 40 преподавателей СПбГЭТУ «ЛЭТИ», из них 5 профессоров, 26 доцентов, 3 ассистента и 6 старших преподавателей. Следует отметить, что на настоящий момент сформировался постоянный состав преподавателей по ряду основных дисциплин учебного плана. Причем, некоторые из них работают в филиале, начиная с момента его открытия.

С целью обеспечения высокого качества учебного процесса и соблюдения лицензионных требований, доля штатных преподавателей в филиале составляет 92 %. Из них доля преподавателей, имеющих ученую степень или звание, составляет 73 %. Преподаватели переводятся в штат филиала на время выполнения учебной нагрузки на основании дополнительных соглашений к их основным контрактам, заключенным в базовом вузе.

Созданы предпосылки для формирования собственного преподавательского состава в ЮФ-СПбГЭТУ. Так, преподавание по ряду предметов из блока гуманитарных и социально-экономических дисциплин осуществляется преподавателями, постоянно проживающими в городе Югорске. Причем, их квалификация была проверена и подтверждена в период обучения на факультете Повышения квалификации преподавателей в базовом вузе. Следует также отметить, что разработчиками рабочих программ по всем дисциплинам учебного плана ЮФ-СПбГЭТУ являются ведущие преподаватели СПбГЭТУ «ЛЭТИ».

Отмеченный подход в формировании профессорско-преподавательского состава филиала позволил с одной стороны, воспользоваться традиционно высоким учебно-методическим потенциалом СПбГЭТУ «ЛЭТИ» в области фундаментальной подготовки студентов на первых курсах, с другой – учесть особенности обусловленные модульным (вахтовым) способом реализации учебного процесса.

Учебный план

Особенностями унифицированного учебного плана, базирующегося на учебном плане подготовки по направлению «Автоматизация и управление» является его унификация, обеспечивающая возможность по окончании двух курсов продолжать обучение по образовательным программам  целой группы технических специальностей.

Унификация учебного плана заключается в том, что целевой функцией подготовки является возможность после окончания филиала и получения неполного высшего образования, продолжить обучение практически в любом техническом высшем учебном заведении. Причем различие в учебных планах будет минимальным, что дает возможность студенту быстро адаптироваться к новым условиям учебы.

Унифицированный учебный план ЮФ-СПбГЭТУ соответствует государственным образовательным стандартам по образовательным программам: 140601, 140604, 140605, 201002, 200401, 200402, 200106, 210103, 210201, 220201, 230101, 230102, 230104, 230105, 280202.

Различие в учебных планах при переходе студента для продолжения обучения в СПбГЭТУ - «ЛЭТИ» составляет не более двух дисциплин. По ряду образовательных программ отличие отсутствует полностью.

Учебный график

В основу модульного учебного графика заложены следующие принципы:

 полноценная очная схема организации учебного процесса, реализуемая вахтовым методом;

 возможность изучения дисциплин в сжатые сроки без снижения качества образовательного процесса;

 длительность модулей обусловлена объемом и спецификой входящих в него дисциплин;

 контроль качества подготовки осуществляется после каждого учебного модуля на сессии;

 виды отчетностей по дисциплинам, их количество и регламент проведения полностью соответствуют установленным нормам;

 продолжительность каникул соответствует требованиям установленным законодательством в области образования.

Разработанный модульный график позволяет обеспечивать фундаментальную и общетехническую подготовку по группе технических образовательных программ.

Выбранная 8-ми недельная длительность учебного модуля позволяет при сохранении требуемого объема часов на изучение всех дисциплин модуля, обеспечить возможность их качественного усвоения, без превышения при этом регламентированной стандартом еженедельной часовой аудиторной нагрузки на студента.

Модульный график состоит из четырех учебных модулей в учебном году. График предусматривает проведение сессий продолжительностью одна неделя после окончания каждого учебного модуля. Такой регламент позволяет с одной стороны предоставить студентам возможность хорошо подготовиться к экзаменам, с другой – не нарушает установленных нормативов.

Для лучшего усвоения учебного материала, по окончании четных модулей введена зачетная неделя, а сессия увеличена до двух недель.

Продолжительность каникул, предусмотренная модульным графиком, составляет две недели зимой и десять недель летом, что полностью соответствует требованиям, предъявляемым к продолжительности отдыха студентов.

Выбранная длительность учебных модулей оптимальна с точки зрения нагрузки на преподавателя. Исключение преподавателя на такой временной интервал из учебного процесса по основному месту работы не отражается на качестве его проведения, за счет внутренних ресурсов вуза. В социально-бытовом аспекте данная длительность учебного модуля (вахты) не наносит вреда морально-психологическому состоянию преподавателя, которому после возвращения не потребуется реабилитационный период, и он сразу может приступить к работе.

Используемый модульный принцип организации учебного процесса потребовал существенного изменения методики преподавания всех дисциплин, изучаемых в более сжатые, по сравнению с традиционными, сроки. Для ЮФ-СПбГЭТУ разработан системно-связанный комплект рабочих программ по всем дисциплинам, в которых оптимизированы все виды контрольных точек: курсовые работы, зачеты, самостоятельные и контрольные работы, текущий контроль. Оптимизация всех видов промежуточного контроля проведена с целью равномерного распределения нагрузки на студента.

Лабораторное обеспечение

Как уже отмечалось, без создания лабораторной базы, предусмотренной учебным планом невозможно организовать качественный учебный процесс в учебном заведении высшего технического профессионального образования.

В ЮФ-СПбГЭТУ организованы современные лаборатории по следующим дисциплинам: Химия, Физика, Теоретическая электротехника, Метрология, стандартизация и сертификация, Электроматериаловедение. Имеется дисплейный класс, состоящий из 21 компьютера, объединенных в локальную сеть, обеспечивающий технологическую поддержку курсов информационной направленности: Информатика, Программирование и основы алгоритмизации, Инженерная и компьютерная графика. Занятия по английскому языку проводятся в аудитории оснащенной 25 магнитофонами и видеокомплексом.

Студенты ЮФ-СПбГЭТУ

На базе ЮФ-СПбГЭТУ организована работа 6-ти месячных подготовительных курсов, осуществляющих довузовскую подготовку выпускников школ и техникумов региона. Подготовка проводится по двум направлениям. Техническое направление – обучается 100 человек по математике (100 час.), физике (100 час.), русскому языку (60час.). Гуманитарное направление – обучается 27 человек по русскому языку (60час.), литературе (50 час.), истории отечества (75 час.), английскому языку (75 час.). Занятия организованы по очной форме и проводятся преподавателями, имеющими многолетний опыт работы на подготовительных курсах в СПбГЭТУ «ЛЭТИ». К преподаванию на подготовительных курсах привлекаются и педагоги из числа наиболее квалифицированных учителей города Югорска. Проведение занятий на курсах осуществляется на основе методических материалов, разработанных Центром довузовской подготовки СПбГЭТУ «ЛЭТИ». Для абитуриентов из трассовых поселков реализуется заочная форма довузовской подготовки около 20человек.

Анализ показал, что выпускники подготовительных курсов практически в полном составе поступают в вуз, причем не только в ЮФ-СПбГЭТУ или СПбГЭТУ «ЛЭТИ» но и в другие вузы страны.

Динамика поступления в ЮФ-СПбГЭТУ по годам и составу абитуриентов приведена в таблице.

 

 

 

 

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Жители Югорска

33

41

51

61

81

38

55

61

79

Трассовые поселки

3

11

15

20

31

37

23

26

22

Всего

36

52

66

81

81

75

78

87

101

 

Прием студентов в филиал проводится в соответствии с Правилами приема студентов в СПбГЭТУ «ЛЭТИ». В ЮФ-СПбГЭТУ создана приемная комиссия, руководителем которой является директор филиала. Структура приема студентов следующая: в филиале имеются 7 мест (до 2006 года приема выделялось 5 мест), оплачиваемых за счет государственного бюджета (из плана приема в СПбГЭТУ «ЛЭТИ»), остальные студенты принимаются по контракту с полным возмещением затрат на обучение. Необходимо отметить, что для некоторых студентов контракт оплачивает предприятие ООО «Тюментрансгаз», а администрация города Югорска ежегодно выделяет финансовые ресурсы, позволяющие снизить стоимость обучения для других студентов. Такой подход еще раз подчеркивает заинтересованность региона в функционировании филиала.

 

Выпускники ЮФ-СПБГЭТУ

За время существования филиала состоялось семь выпусков студентов, получивших неполное высшее образование.

Год окончания филиала

Количество выпускников

Перевод

Прервали обучение

в базовый ВУЗ

в другие ВУЗы

Абсолт.

%

2000

35

23

66

12

2001

36

25

69

8

3

2002

45

29

64

16

2003

63

39

61

24

2004

56

39

70

17

2005

57

41

72

14

2

2006

53

49

92

4

В таблицах приведены данные по распределению студентов, окончивших филиал и выбравших ту или иную траекторию продолжения обучения.

 

Факультет

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

ФРТ

2

6

2

1

11

1

ФЭЛ

2

1

ФКТИ

5

6

2

5

4

5

ФЭА

3

6

8

4

12

11

17

ФПБЭИ

11

7

16

30

20

19

26

Всего:

23

25

29

39

39

41

49

Анализ успеваемости студентов-югорчан, продолживших обучение в СПбГЭТУ «ЛЭТИ», показал, что качество учебного процесса в ЮФ-СПбГЭТУ находится на высоком уровне и соответствует требованиям, предъявляемым к обучению на младших курсах в высших технических профессиональных заведениях.

С 2004 года в число специалистов, выпускаемых СПбГЭТУ «ЛЭТИ», входят и бывшие студенты югорчане, выпускники филиала. Всего выпущено 54 специалиста, пятеро из них получили диплом с отличием.

К числу других вузов, выбираемых выпускниками филиала для продолжения обучения, относятся: Уральский государственный технический университет (УГТУ–УПИ), Новосибирский электротехнический университет, Тюменский нефтегазовый университет, Политехнический университет и д.р.

Необходимо отметить, что между СПбГЭТУ «ЛЭТИ» и УГТУ–УПИ существует договор о сотрудничестве, предусматривающий перевод в УГТУ–ИПИ выпускников филиала, а также прием на первый курс университета абитуриентов по результатам выездной региональной олимпиады, проводимой СПбГЭТУ «ЛЭТИ» в городе Югорске.

Воспитательная работа

Студенты филиала принимают активное и постоянное участие в различных культурных, спортивных и других мероприятиях, проводимых в городе Югорске и регионе. Так только за последние два года ребята приняли участие в следующих мероприятиях:

1. Фестиваль «Студенческая весна – 2005», г. Ханты-Мансийск, представление в номинации «Хореография», «Музыка», «Театр».

2. Фестиваль «Мы будущее России» г. Югорск, представление в номинации «Художественная самодеятельность», «Музыка», «Театр».

3. Окружной конкурс «Студент года», г. Ханты-Мансийск. По итогам конкурса студент Зубарев Александр награжден путевкой в Болгарию.

4. Слет студенческих объединений Ханты-Мансийского автономного округа и конкурс «Студент года 2006», г. Ханты-Мансийск. По итогам конкурса студент Макаров Александр награжден путевкой в Болгарию.

5. Акция «Минздрав предупреждает …», г. Югорск, диплом 3-ей степени.

6. Конкурс «Будущие АСы КОМПьютерного 3D-моделирования», г. Югорск. По итогам 2005 года филиал СПбГЭТУ «ЛЭТИ» признан в числе лучших учебных заведений, использующих САПР КОМПАС в подготовке студентов.

7. III Региональная студенческая научно-практическая конференция, секция Актуальные вопросы экономики, г. Лангепас.

8. Туристический слет студенческой и работающей молодежи, г.Нижневартовск, 5-ое место среди 22-х команд участниц.

9. Чемпионат г. Югорска по пауэрлифтингу.

10. Первенство г. Югорска по баскетболу, 1-ое место.

11. Спартакиада среди студентов профессионального образования, 2-ое место.

12. Первенство г. Югорска по баскетболу среди среднеспециальных и высших учебных заведений под девизом «Спорт и здоровье – шаг к успеху», юноши 1-ое место, девушки 2-ое место.

Студенты филиала ежегодно участвуют в карнавале, посвященном Дню города и Дню газовика.

В филиале создан и успешно работает студенческий театр, руководимый профессиональным режиссером.

Навыки, приобретаемые студентами во время учебы в филиале, помогают им органично влиться в студенческую среду при переводе в головной вуз для продолжения обучения. Так в течении многих лет традиционно сильной является команда студентов из Югорска по мини-футболу, некоторые из них входят в состав сборной команды университета. На высоком профессиональном уровне выступают девушки, выпускницы филиала, в танцевальном ансамбле, принимающем участие в различных конкурсах города Санкт-Петербурга.

Югорское Землячество.

Комплексный подход, которым руководствовались участники проекта по открытию филиала в городе Югорске, предусматривает создание студентам и выпускникам ЮФ-СПбГЭТУ социальных условий, обеспечивающих возможность получения высшего образования.

Результатом выполнения достигнутых договоренностей явилось долевое участие СПбГЭТУ «ЛЭТИ», администрации города Югорска и градообразующего предприятия ООО «Тюментрансгаз» в создании Землячества югорских студентов в Санкт–Петербурге. Следует отметить, что в Санкт–Петербурге отсутствуют примеры организации подобных социальных комплексов для студентов, созданных на средства регионов.

Первая очередь Землячества была открыта в январе 2001 года после капитального ремонта здания общежития №6 на набережной реки Карповки. В настоящий момент на его территории проживает 86 студентов, обучающихся не только в СПбГЭТУ «ЛЭТИ», но и в других вузах Санкт-Петербурга. Однако, в связи с высоким качеством образовательных услуг, предоставляемых вузами Санкт-Петербурга, потребность в общежитии для проживания студентов–югорчан постоянно растет. Поэтому участниками проекта было принято решение об открытии второй и третьей очереди Землячества.

 

№ п.п.

Общежитие

Адрес

Дата открытия

Кол-во проживающих

Всего

Из них не «ЛЭТИ»

1.

Общежитие №6

наб. р. Карповки

февраль 2001

86

 

2.

Общежитие №8

ул. Торжковская

ноябрь 2004

98

7

3.

Общежитие№8

ул. Торжковская

сентябрь 2005

Рассматривается вопрос об открытии четвертой очереди Землячества на 35 – 40 мест.

Землячество представляет собой двух-, трехместные, комфортабельные комнаты для проживания студентов, учебные комнаты, спортивно-тренажерные залы. На этажах расположены душевая кабина, туалет, кухня, прачечная с установленными стиральными машинами.

Резюме

Создание филиала позволило решить следующие взаимосвязанные задачи:

– обеспечить выравнивание уровней довузовской подготовки, путем передачи в средние школы региона разработанных СПбГЭТУ «ЛЭТИ» в авторских методик преподавания основных дисциплин;

– провести плановую адаптацию к условиям преподавания в высшей школе, путем обучения на первых двух курсах без отрыва от привычных жизненных условий;

– обеспечить население образовательными услугами в области дополнительного профессионального образования.

 

Перспективы развития ЮФ–СПбГЭТУ

Расширение спектра предоставляемых образовательных услуг за счет открытия в филиале подготовки специалистов по специальности «Управление качеством». Документы на предоставления ЮФ-СПбГЭТУ права ведения образовательной деятельности по указанной специальности в объеме неполного высшего образования находятся в настоящий момент в Управлении лицензирования, аттестации и аккредитации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособнадзор).

Внедрение современных инновационных методов организации учебного процесса. В настоящее время проводятся консультации и рабочие совещания в рамках проекта по созданию комплексной системы подготовки кадров с использованием технологии дистанционного обучения на базе СПбГЭТУ «ЛЭТИ» в интересах ООО «Тюментрансгаз».

Одной из площадок, на которой будет разворачиваться система, является ЮФ-СПбГЭТУ.