8.  Развитие университетского комплекса

 

8.1.  Стратегическое планирование

 

Целью развития университетского комплекса является укрепление позиций ведущего вуза страны и лидера в своей сфере образования и науки. Коллектив и руководство вуза приняли решение о внедрении принципов и методов стратегического менеджмента основными видами деятельности, предполагающего разработку и реализацию стратегического плана развития. Стратегическое планирование деятельности в университете обеспечивает поиск оптимальных решений наиболее важных проблем при ограниченных ресурсах университета. В основе разработки стратегического плана университета положен программно-целевой метод, основанный         на разработке целевых программ и программ по направлениям.

Для достижения указанной цели и реализации стратегии университета был принят и выполнен стратегический план развития университета на 2000 – 2005 годы, реализовавший инновационную модель развития вуза и механизмы его трансформации в единый инновационный университетский комплекс.

Инновационная модель развития университета потребовала глубокой интеграции научной, образовательной и инновационной деятельности, разработки и внедрения механизмов, повышающих реальную конкурентоспособность вуза за счет повышения качества всех видов его деятельности. Инновации в научно-технической и образовательной сферах деятельности вуза позволили привлечь различные виды ресурсов для его развития. Главная задача инновационного университета - качественная подготовка инновационно ориентированных специалистов в приоритетных областях техники и технологий на основе единого процесса получения, распространения и применения новых знаний. Такая подготовка специалистов для инновационной экономики потребовала формирования инновационной среды вуза, а также соответствующей квалификации и культуры преподавателей.

Стратегия развития университета на 2006-2010 годы утверждена ученым советом университета 26 июня 2005 года. Университет, ориентируясь на динамичное развитие вуза как российского и международного центра образования, науки и культуры, ставит перед собой следующие стратегические цели:

·        подготовка высококвалифицированных специалистов, имеющих навыки непрерывного самообразования и профессиональной мобильности, и способных на основе глубоких фундаментальных знаний и специализированной практической подготовки внести весомый вклад в развитие российской промышленности, науки, образования и культуры;

·        активное воздействие на экономическое, социальное, культурное и нравственное развитие общества; удовлетворение потребностей личности и общества в высококачественном образовании, интеллектуальном, культурном и нравственном развитии;

·        развитие фундаментальной и прикладной науки как основы высокого качества образования, базы создания новейшей техники и технологий;

·        системная интеграция деятельности университета со стратегическими партнерами, направленная на формирование долговременной научной и образовательной кооперации, активизацию инновационной деятельности и развитие единого информационного пространства,

·        международное сотрудничество в сфере образования, науки и культуры.

Для достижения стратегических целей университет решает следующие задачи:

·        развитие системы непрерывного образования: общее и довузовское образование – среднее профессиональное образование – высшее профессиональное образование – послевузовское образование (аспирантура, докторантура) – повышение квалификации и переподготовка специалистов;

·        развитие фундаментальных и прикладных исследований, активное использование новейших научных достижений как основы подготовки высококвалифицированных специалистов и кадров высшей квалификации;

·        укрепление роли и статуса вуза как общественного института, обеспечивающего накопление и распространение знаний, духовной культуры, нравственности;

·        развитие университетского комплекса в направлении его функциональной и институциональной интеграции со стратегическими партнерами и использования современных методов управления;

·        сохранение и повышение качества человеческого потенциала вуза, последовательная реализация принципов социального партнерства между коллективом и администрацией университета.

Стратегический план развитияпредставляет собой совокупность согласованных по срокам и ресурсам планов развития основных направлений деятельности университета в целом и отдельных факультетов. По каждому из выделенных направлений выбраны и сформулированы приоритетные стратегии, их цели и ожидаемые конечные и промежуточные результаты в виде качественных или количественных характеристик. Разработкой и мониторингом выполнения стратегического плана занимается комитет по стратегическому планированию ученого совета вуза. Принятый стратегический план развития университета является основой для формирования годовых бюджетов вуза.

 

8.2. Инновационная модель университета

 

Основные исследования по разработке модели инновационного университета были получены в рамках НИР:      

1.     Разработка и апробация современных технологий организации учебного  процесса в инновационных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.  2005 г

2.     Разработка основ функционирования и развития учебно-научно-инновационного комплекса СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Программа Минобразования России «Инновационная деятельность в высшей школе» (2001 - 2002г.)

3.     Исследование инновационных систем и инновационной способности СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Программа Минобразования России «Инновационная деятельность в высшей школе»  (2002 г.)

4.     Разработка и внедрение системы управления результатами научно-исследовательской и инновационной деятельности на базе университетского учебно-научно-инновационного комплекса СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Программа Минобразования России «Инновационная деятельность в высшей школе»  (2003 г.)

5.     Разработка научно-методического обеспечения единой информационной системы поддержки инновационной деятельности высшей школы в Северо-Западном регионе на базе Инфопарка ЭТУ Минобразования России «Государственная поддержка региональной научно-технической политики высшей школы и развитие ее научного потенциала»: (2002 г.)

Результаты данных работ опубликованы в следующих монографиях:

1.     Модель развития университетского комплекса / Под. ред. Пузанкова Д.В., Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2001 г., с. 90

2.     Афанасьев В.П., Давыдов В.Б., Дмитриев Г.И., Кутузов В.М. и др. Развитие университетского комплекса: традиции и новации / Под общей ред. Д.В. Пузанкова / СПб,  Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2004, 304 с.

3.     В.М., Филиппов, Б.Л. Агранович, В.М. Кутузов, Д.В. Пузанков и др. Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы. Аналитический доклад/ Рукводитель авторского коллектива В.М. Филиппов. – М.: логос, 2005. – 540

4.     Афанасьев В.П., Кутузов В.М., Пузанков Д.В., Шестопалов М.Ю. / Организация научной и инновационной деятельности в иннновационном университете/  Модели инновационных вузов: /Под. ред. А.А. Климова -  М, 2005 г., 134.

5.     Пузанков Д.В., Вахабов А.А, Кутузов В.М., А.В. Муравьев,  Шестопалов М.Ю., Рыжов Н.Г. и др. Модели управления научно-инновационной деятельностью вуза, Ташкент, «Igtisod-moli8.a», 2006, 242 с.  

Отличительной особенностью инновационного университета является интеграция с научными  организациями, профильными для данного университета.  Процесс интеграции достигается за счет добровольного объединения кадровых, интеллектуальных, материально-технических, информационных и административных ресурсов на основе ассоциативного или договорного объединения партнеров (вузов, институтов РАН, ГНЦ, отраслевых НИИ и инновационно ориентированных малых предприятий технопарков и инновационно-технологических центров). Создаваемый инновационный комплекс должен строится как открытая многоукладная по формам интеграции система с распределенной структурой и гибкими коллегиальными формами управления.

         Структурно в инновационном университетском комплексе можно выделить три пояса взаимодействия и управления:

·        университетское ядро в виде совокупности взаимосвязанных подразделений и коллегиальных органов управления вуза научного, учебного, инновационного, административного и обслуживающего профилей, осуществляющих свои функции на основании устава университета и соответствующих положений;

·        инновационную инфраструктуру университета в виде самостоятельных юридических лиц различного правового статуса, созданных по инициативе или при участии вуза для выполнения функций, связанных с инновационной деятельностью в сфере науки, наукоемкого производства, сертификации, защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, трансферта технологий, подготовки и переподготовки кадров (взаимодействие с инфраструктурными подразделениями осуществляется на основе уставных документов, а также в рамках ассоциативной деятельности);

·        стратегических партнеров университета – предприятия и организации, вовлеченные в образовательную, научную и инновационную деятельность вуза на основе ассоциативных или двухсторонних договоров (соглашений) о сотрудничестве, долгосрочных программ или совместно реализуемых комплексных проектов.

В инновационном  университетском комплексе реализована следующая трехуровневая модель:

1.     Уровень структурных подразделений университета (научные, учебные и обслуживающие подразделения).

Основными задачами первого уровня являются:

·        продвижение новых знаний и фиксация результатов на каждом этапе научной деятельности;

·        разработка и внедрение новых методов подготовки специалистов, основанных на сочетании сквозной проектной деятельности и традиционных образовательных программ;

·        создание организационных основ подготовки студентов к проведению самостоятельной научно-исследовательской и конструкторской работы;

·        адресная подготовка специалистов для предприятий различных отраслей;

·        разработка системы управления качеством научно-инновационной деятельности в вузе;

·        оптимизация структуры и функций административных подразделений, обеспечивающих эффективное управление научно-инновационной и образовательной деятельностью в вузе;

·        организация взаимодействия структурных подразделений вуза с малыми и средними предприятиями, входящими в Технопарки, Инновационно-технологические центры, Научно-производственные центры;

·        нормативно-правовое и методическое сопровождение научно-инновационной деятельности;

·        правовая охрана объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и образования;

·        поиск потенциальных инвесторов и привлечение инвестиций в вуз;

·        содействие реализации научно-технических программ, направленных на создание наукоемких технологий и конкурентноспособной продукции;

·        содействие трансферу технологий на российский  и зарубежный рынки;

·        взаимодействие с фондами поддержки научной, образовательной и инновационной деятельности;

·        создание банков данных инновационных проектов.

2.     Уровень инновационной инфраструктуры (самостоятельные юридические лица, имеющие различный правовой статус и созданные по инициативе или при участии вуза, который осуществляет управление ими на основе уставных документов).

Основными задачами второго уровня являются:

·        создание общественного объединения малых и средних предприятий наукоемкого бизнеса, имеющих договорные отношения с вузом;

·        создание наукоемкой научно-технической продукции и конкуренстноспособных образцов новой техники и материалов, ориентированных на рынок высоких технологий;

·        содействие развитию информационной инфраструктуры поддержки научно-инновационной деятельности в вузе;

·        выработка механизма участия представителей вуза в деятельности предприятий и акционерных обществ, учредителем которых выступает вуз;

 

3.     Уровень стратегических партнеров (предприятия организации и учреждения, включая зарубежные фирмы, взаимодействующие с вузом на договорной основе).

Основными задачами третьего уровня являются:

·        развитие сети стратегического партнерства;

·        разработка моделей интеграции научно-технической, учебной и инновационной деятельности с профильными предприятиями промышленности и научными организациями;

·        разработка межвузовских программ целевой подготовки специалистов для промышленных предприятий и организаций;

·        разработка подходов опережающего планирования подготовки высококвалифицированных специалистов;

·        создание центров подготовки и переподготовки специалистов и перспективных научных исследований при содействии Министерств, ведомств, агенств;

·        создание регионального межвузовского центра взаимодействия с рынком труда;

·        создание регионального центра системных инноваций высшей школы;

·        анализ востребованности и трудоустройства выпускников кафедр, включая аспирантов;

·        разработка и внедрение эффективных механизмов прогнозирования рынка труда в приоритетных научно-образовательных направлениях;

·        создание эффективных механизмов независимой общественно-коллегиальной оценки качества подготовки специалистов, а также образовательных программ основного и дополнительного профиля;

·        проведение маркетинговых исследований в области подготовки высококвалифицированных кадров и инновационных наукоемких технологий.

Одной из основных целей развития инновационного университета  является повышение конкурентоспособности вуза в целом, обеспечение качества подготовки специалистов, отвечающего требованиям современного уровня инновационного развития за счет создания и коммерциализации производимой научно-технической и образовательной продукции и услуг, управление объектами интеллектуальной собственности, создания всеобщей системы управления качеством и эффективной телекоммуникационной среды. Управление интеллектуальной собственностью должно стать частью стратегического менеджмента. Интеллектуальную собственность следует рассматривать уже не как побочный продукт, получаемый в результате новых исследований и разработок, а как серьезное оружие в конкурентной борьбе. Определение целесообразности превращения интеллектуальных ресурсов в объекты интеллектуальной собственности и нематериальные активы, оценка их стоимости, выбор эффективной формы правовой охраны – все это важнейшие составляющие  управления интеллектуальной собственностью в инновационном университете.

 

 

 

 

структурные
СПб ГЭТУ
подразделения,Учебный блок,Научный блок,Инновационный блок,Инфраструктура инновационной деятельности
в сфере науки, образования и производства,Самостоятельные юридические лица
созданные по инициативе и при участии вуза,Предприятия и учреждения - партнеры по инновационной деятельности

взаимодействующие с вузом на основе соглащений и договоров,Рынок образовательных услуг,Рынок наукоемких разработок,Рынок труда
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


    

 

Структура управления инновационным университетом основана на планировании и организации взаимосвязей между инновационными подразделениями и инновационно-активными творческими коллективами, инновационной инфраструктурой, коллегиальным совещательным органом (советом) и системой управления учебной и научной деятельностью вуза с учетом требований рынка и внешней среды. Одна из возможных путей развития структуры инновационного блока является его включение  в число структурных подразделений вуза (кроме технопарка и малых инновационных предприятий). Очевидно, что данная модель пригодна только для крупного вуза, являющегося научно-техническим и образовательным центром крупного промышленного региона. При этом практически вся инфраструктура поддержки имеет возможность оказывать на договорной основе услуги сторонним организациям и должна вести самостоятельную хозрасчетную деятельность, направленную на получение прибыли.

Выполнение научно-исследовательских работ по разработке моделей инновационного комплекса, подходов в интеграции науки и образования, коммерциализации вузовских разработок, создании инновационных образовательных программ, взаимодействие с работодателями нашли свое отражение в проекте развития инновационного университета, поданным на конкурс инновационных вузов в первой половине 2006 года. И то, что по результатам экспертизы вуз оказался в числе 28 финалистов, а также единственным из технических университетов Санкт-Петербурга свидетельствует о правильно выбранной стратегии развития университета.

 


 

8.3. Развитие инновационной инфраструктуры в университете

 

Технопарк СПбГЭТУ создавался как элемент инфраструктуры инновационной деятельности университета.

Цель создания Технопарка - содействие инновационной деятельности в СПбГЭТУ, предметом деятельности Технопарка является создание условий, благоприятных организации и развитию  малых инновационных структур (малых фирм), ускоренному производственному освоению результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, изобретений, создание конкурентноспособных технологий, товаров и услуг и доведение их до потребителя на коммерческой основе.

В настоящее время  Технопарк является аккредитованным Министерством образования РФ Технопарком, объединяющем 28 малых и средних организаций, специализирующихся в области наукоемкой продукции.

Основные направления работы Технопарка ЭТУ являются:

·     привлечение к процессу создания и распространения научно-технической продукции научных кадров высокой квалификации;

·     создание новых рабочих мест для научного и инженерного персонала в сфере наукоемкого бизнеса;

·     передача технологий из вузовского сектора науки в сектор промышленности;

·     привлечение финансовых средств для развития инновационной деятельности;

·     содействие развитию международного сотрудничества в научной сфере, а также трансферу технологий на внутреннем и зарубежном рынках;

·     развитие инновационной инфраструктуры университета;

·     создание единой системы информационной поддержки всех участников инновационной деятельности;

·     обучение и подготовка предпринимателей в сфере экономики, менеджмента, маркетинга;

·     разработка перспективных планов развития Технопарка ЭТУ и формирование территориальной инновационной системы, ориентированной на эффективное использование научно-технического потенциала региона.

Основные направления разработок  Технопарка:

·     информационные технологии

·     электронные приборы и приборы для научных исследований

·     медицинские приборы и устройства

·     консалтинг в области менеджмента и трансфера технологий

Ежегодно продукция Технопарка экспонируется на международных и российских выставках и конференциях.

Развитие инновационной и внедренческой инфраструктуры предопределило создание ряда специализированных структурных подразделений, ориентированных на содействие развитию предпринимательской деятельности.

Объем реализации продукции фирмами и организациями Технопарка в 2006 году составил 210 млн. руб. В фирмах Технопарка работают порядка 250-300 преподавателей, научных сотрудников, аспирантов и студентов. Ежегодно организуется порядка 80-120 новых рабочих мест.

 

В структуре Технопарка созданы:

Инновационно-технологический центр

-         менеджмент и консалтинг инновационных проектов малых инновационных предприятий

-         привлечение и предоставление финансовых ресурсов и инвестиций для инновационных предприятий и проектов

-         реализация системных инноваций, международный контрактинг, научно-исследовательские работы, инжиниринг

-         предоставление помещений и услуг наукоемким фирмам

Научно-производственный центр

-         содействие развитию Ассоциации «Технопарк СПбГЭТУ»

-         обеспечение эффективного развития сотрудничества университета с малыми и средними фирмами

-         участие в разработке и реализации научно-технических программ

-         содействие развитию инновационной инфраструктуры и социальной сферы университета

-         организация сотрудничества с российскими и зарубежными центрами и Технопарками

Центр по связям с промышленностью и инновациями

-         содействие развитию сотрудничества университета и промышленных предприятий – стратегических партнеров университета

-         нормативно-правовое и методическое сопровождение сотрудничества с промышленными предприятиями

-         подготовка специалистов для промышленности

-         поиск потенциальных инвесторов

Центр коммерциализации и трансфера технологий

-         реализация политики форсированной и концентрированной ресурсной поддержки конкретных научных и технологических проектов

-         привлечение дополнительных бюджетных и внебюджетных средств

-         эффективное управление интеллектуальной собственностью

-         развитие инфраструктуры инновационного комплекса посредством создания регионального центра системных инноваций высшей школы

Студенческое учебно-проектное бюро

-         содействие заключению договоров с предприятиями – стратегическими партнерами

-         привлечение кафедр к новой образовательной технологии «обучение через исследование»

-         согласование стандартов учебных планов с целевой составляющей подготовки студентов по заказам предприятий.

Одним из ключевых моментов в развитии Технопарка университета является тесная связь малых и средних фирм Технопарка и кафедр университета. В рамках договорных отношений осуществляется передача интеллектуальной собственности, выпуск готовой продукции и целевая подготовка кадров как для фирм Технопарка, так и Заказчиков наукоемкой продукции. Особенностью рассматриваемой схемы является включение малого предприятия Технопарка СПбГЭТУ ЗАО «ЭЛТЕХ-Мед» в цепочку сотрудничества университета с крупными предприятиями-стратегическими партнерами ОАО «Светлана» и ОАО «НПП «Буревестник». Модель партнерства строилась под инновационное продвижение результатов НИР и продукции, разрабатываемой на кафедре «Электронные приборы и устройства», сочетающееся с кадровым обеспечением в форме подготовки целевых студентов и аспирантов, в том числе с использованием образовательной технологии «обучение через исследование» Все этапы и формы сотрудничества оговорены отдельными финансовыми договорами. В результате реализации указанных соглашений вуз получает заказы на научные исследования, а предприятия – результаты интеллектуальной деятельности, а также подготовленные кадры для внедрения и сопровождения разработок. Подготовка и переподготовка специалистов для работы на малом инновационном предприятии «ЭЛТЕХ-Мед», а также  для предприятий электронной промышленности, участвующих в кооперации по производству продукции, реализуются на базе студенческой учебно-научной лаборатории, созданной приказом ректора университета на основании Соглашения о сотрудничестве между вузом и  предприятием.

В последние годы активно проявляют себя молодежные коллективы, которые, в рамках  программы «СТАРТ», стремятся создать и развивать свой наукоемкий бизнес и войти в Технопарк университета. 

С 1996 года в Технопарке  издается Всероссийский научно-практический журнал «Инновации». В структуре Технопарка активно работает Региональный центр научно-технической экспертизы, обеспечивая экспертизу научно-технических и инновационных проектов в Северо-Западном регионе.  Центр трансфера и коммерциализации технологий входит в информационную сеть центров трансфера технологий высшей школы. Значимость и роль Технопарка СПбГЭТУ подтверждается участием его в создании Технико-внедренческой особой экономической зоны «Новоорловский парк» в сотрудничестве с Физико-техническим институтом им. А.Ф. Иоффе.

         Публикации в серии «Инновационная деятельность»

Г.Г. Андреев, А.В. Берестов, А.Д. Викторов, В.Е. Гантмахер, В.А. Зуев, С.В. Кортов, В.М. Кутузов, В.М. Рыльчиков, М.Ю. Шестопалов, И.Ф. Яриков Направления развития инновационной деятельности в высшей школе.– Мин. образования РФ, СПб., 2003 г. (Серия “Инновационная деятельность”, Вып. 26), с. 60.

Кутузов В.М., Пузанков Д.В., Рыжов Н.Г., Филиппов В.В., Шестопалов М.Ю., Шукшунов В.Е. Учебно-научно-инновационный комплекс Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» – Мин. образования РФ, СПб., 2002 г. (серия “Инновационная деятельность”, Вып. 18) с.40.

Технопарк принимает активное участие в международных проектах:

1.     GRANT AGREEMENT for an ACTION TEMPUS PROGRAMME UM_JEP-25085-2004 The action: SEASCAPE – System of Entrepreneurial activites’ support in Higher Education: Central Asian pilot organizational model 2005-2007 г.

2.     GRANT AGREEMENT for an ACTION TEMPUS PROGRAMME UM_JEP-23194-2002 The action: Promoting Entrepreneurial activities and technology Transfer in the system of Higher Education of the Republic of Moldova 2003-2005 г.

Участниками данных проектов являются ведущие специалисты в области трансфера технологий  из Германии, Испании, Голландии и России, основной задачей которых является разработка и адаптация моделей создания центров трансфера технологий в Молдове, Узбекистане и Киргизстане.

 

 

 

Создание и развитие проекта технопарка «Газпром – Санкт-Петербургские инновации»

 

Для решения этой задачи в рамках существующего соглашения о сотрудничестве между Санкт-Петербургом и ОАО Газпром предлагается разработать и реализовать инфраструктурный проект, направленный на создание инновационного научно-образовательного технопарка «Газпром – Санкт-Петербургские инновации».

Основными целями проекта «Технопарк «Газпром – Санкт-Петербургские инновации» являются:

·        подготовка инновационно ориентированных специалистов для предприятий ОАО «Газпром» на основе привлечения студентов и специалистов к проектной деятельности и инновационным разработкам по перспективной тематике и приоритетным направлениям технологического развития нефтегазовой отрасли.

·        развитие инновационной инфраструктуры отрасли и Санкт-Петербурга на базе ведущих технических университетов, НИИ и КБ, создающей благоприятные условия для повышения эффективности внедрения инновационных разработок, выпуска наукоемкой продукции и оказания услуг, ориентированных на потребности газовой отрасли.

В настоящее время в ОАО «Газпром» отсутствует оператор, действующий в нише науки, проектных решений, новых технологий и одновременно обеспечивающий подготовку кадров в интересах отрасли. Проект создания Технопарка «Газпром – Санкт-Петербургские инновации» решает эти проблемы и является новой формой комплексного сотрудничества отрасли и промышленных предприятий, проектных организаций, вузов и финансовых структур, направленной на создание основ системы подготовки кадров и научно-технологических разработок для ОАО «Газпром».

Стратегическое партнерство ОАО «Газпром»  и  Санкт-Петербурга в реализации проекта обеспечит решение следующих задач.

Для ОАО «Газпром»:

·        удовлетворение потребностей в конкурентоспособной продукции и услугах;

·        формирование сегмента промышленных, научно-исследовательских и проектных организаций, ориентированных на потребности ОАО «Газпром»;

·        обеспечение отрасли квалифицированными кадрами;

Для Санкт-Петербурга:

·        инвестиции в городскую экономику;

·        поставки оборудования городскому хозяйству;

·        развитие инновационной деятельности;

·        рост налоговых поступлений.

Принципы организации и функционирования Технопарка:

·        в технопарк входят малые и средние предприятия, работающие над научно-техническими и технологическими проблемами, связанными с реализацией инвестиционных и перспективных проектов по заказам ОАО «Газпром»;

·        Технопарк является интерфейсом между работающими в интересах развития газовой отрасли вузами и научными организациями, с одной стороны, и промышленными предприятиями и проектными организациями, с другой;

·        Технопарк является инструментом поиска, апробации и ускоренного внедрения новых идей и технологий в интересах газовой отрасли;

·        Технопарк по своему функционалу должен быть научно-образовательным в части содействия целевой подготовке и повышения квалификации кадров для ОАО «Газпром» и ее партнеров;

·        работой технопарка руководит научно-технический совет, в который входят представители ОАО «Газпром», органов государственной власти и управления Санкт-Петербурга, промышленных предприятий и проектных организаций, ведущие ученые технических вузов и научных организаций.

Реализация проекта Технопарка «Газпром – Санкт-Петербургские инновации» планируется в форме распределенной сетевой модели. Сетевая модель предполагает гибкое размещение образовательных, научно-проектных и внедренческих инновационных структур на распределенных площадках, определяемых участниками проекта в соответствии со складывающимися условиями и конъюнктурой. Такая модель взаимодействия участников инновационного Технопарка «Газпром – Санкт-Петербургские инновации» позволяет реализовывать открытую для сотрудничества региональную политику по привлечению к участию в проекте региональных инновационных предприятий, научных организаций и вузов.

Для успешного осуществления проекта необходимо объединить в единую корпоративную систему следующие направления деятельности:

·        подготовку и повышение квалификации специалистов по заказам ОАО «Газпром», включая подготовку топ-менеджеров;

·        научные исследования, инновационную деятельность и технологический трансфер в интересах нефтегазовой отрасли;

·        производство наукоемкой продукции, востребованной предприятиями отрасли;

·        инвестиции и финансирование в сферу подготовки кадров и инноваций.

В основу проекта положен принцип окупаемости, которая обеспечивается реализацией на базе созданной инфраструктуры технопарка программ подготовки кадров, научных исследований и инновационных разработок в интересах ОАО «Газпром».

Для коллегиального управления деятельностью Технопарка создается постоянно действующий наблюдательный орган, например, наблюдательный совет, и исполнительный орган – правление (дирекция) Технопарка. Совместное управление деятельностью Технопарка позволит создать единую систему организации корпоративного сотрудничества, обеспечит единство научного и образовательного процессов и оптимальное сочетание качественной фундаментальной подготовки выпускников с углубленной технологической ориентацией под конкретное предприятие или вид деятельности ОАО «Газпром».

В рамках проекта будет создана материальная база и информационно-методическое обеспечение Технопарка «Газпром - Санкт-Петербургские инновации», которая будет использована для удовлетворения долгосрочных потребностей ОАО «Газпром» в образовательных и научно-технических услугах, будут отработаны механизмы взаимодействия нефтегазовой отрасли, профильных вузов, научных и финансовых организаций.

Для решения поставленных задач на первом этапе прелагается создать Офис Технопарка «Газпром - Санкт-Петербургские инновации», основной целью которого является координация работ участников Соглашения по созданию Технопарка. В дальнейшем в структуре технопарка создаются два интегрированных структурных подразделения: учебно-научный и инновационно-технологический центры.

Учебно-научный центр создается для подготовки и переподготовки специалистов, информационно-методического и кадрового обеспечения учебного процесса, выполнения поисковых и прикладных исследований в интересах ОАО «Газпром». Он формируется из специализированных учебно-научных лабораторий (УНЛ) по приоритетным направлениям программы технологического развития отрасли в соответствии с потребностями ОАО «Газпром» в кадровом обеспечении.

Назначение УНЛ:

·        целевая подготовка инновационно ориентированных специалистов и повышение квалификации в интересах ОАО «Газпром», в том числе, через участие обучающихся в проектной деятельности и инновационных разработках по заданию предприятий отрасли;

·        выполнение поисковых и прикладных исследований в интересах ОАО «Газпром» по приоритетным направлениям программы технологического развития отрасли;

·        ускорение внедрения разработок на предприятиях отрасли за счет поддержки и развития малого предпринимательства;

·        опережающая подготовка элитных специалистов и кадровое сопровождение новых видов продукции и технологий, внедряемых на предприятиях ОАО «Газпром».

В процессе обучения будет использоваться новая образовательная технология «обучение через исследования», включающая:

·        развитие навыков самостоятельной исследовательской и проектной деятельности;

·        знакомство с будущим местом работы;

·        ранняя технологическая ориентация под конкретное предприятие;

·             возможность оценить способности будущего специалиста при сдаче результатов работы.

Начальные инвестиции в оборудование лабораторий, а также привлечение малых фирм технопарка к их оснащению обеспечит качество образовательного процесса и научных исследований на уровне мировых требований.

Другим интегрированным  подразделением Технопарка «Газпром - Санкт-Петербургские инновации» станет Инновационно-технологический центр (ИТЦ), объединяющий деятельность малых внедренческих научно-производственных предприятий, осуществляющих производство наукоемкой продукции и оказание услуг, а также выполнение опытно-конструкторских и проектных работ в интересах нефтегазовой отрасли.

В результате проекта будут отработаны основы стратегического партнерства крупнейшей национальной корпорации, ведущих технических университетов, научно-проектных организаций и финансово-инвестиционных структур. Концентрация образовательных, научных, производственных и финансовых ресурсов явится залогом будущих успехов и прогресса в повышении качества подготовки специалистов и развитии научных исследований в интересах ОАО «Газпром».

 

 

Выводы разделу:

1.     Внедрена система стратегического планирования в вузе, ориентированная на поэтапное развитие инновационного университета как российского и международного центра образования, науки и культуры.

2.     Разработана и внедрена трехуровневая модель инновационного университета.

3.     Разработана концепция интеграции вузов и научных учреждений, направленная на объединения усилий по подготовке высококвалифицированных кадров и реализации наукоемких инновационных проектов.

4.     Разработана комплексная система развития малых  и средних фирм Технопарка для реализации современных  и перспективных наукоемких проектов.

5.     Разработан и проходит стадию экспертной оценки инфраструктурный проект: Технопарка «Газпром-СпбИнновации»

6.      Активно развивается молодежная инновационная политика вуза, направленная на поэтапное вовлечение молодежи в наукоемкий бизнес и предпринимательскую деятельность, включая международное сотрудничество в области трансфера технологий