РЕКОМЕНДАЦИИ
семинара для руководящего состава системы высшего и послевузовского профессионального образования в области организации научных исследований
1-3 декабря 2004 года, Санкт-Петербург
В соответствии с государственным контрактом по выполнению работ и оказанию услуг от 25.10.2004г. № 662 и распоряжением руководителя Рособразования Г. А. Балыхина от 11.2001г. № на базе Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» 1-3 декабря 2004 года проходил семинар для руководящего состава системы высшего и послевузовского профессионального образования в области организации научных исследований.
В работе семинара приняли участие более 350 человек: ректоры, проректоры по научной работе и инновационной деятельности, руководители научно-исследовательских частей и секторов вузов, директора научно-исследовательских институтов и их заместители, члены экспертных советов ВАК, члены и председатели головных научных советов, руководящие работники Минобрнауки РФ, Рособразования, Роснауки, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Администрации Санкт-Петербурга.
На семинаре были рассмотрены актуальные вопросы по следующим направлениям:
- Основные направления государственной инновационной политики;
- Организация научных исследований в Роснауке в 2005 году;
- Аттестация и аккредитация вузов и научных организаций;
- Развитие научного потенциала высшей школы;
- Региональная научно-техническая политика;
- Интеграция науки и образования на современном этапе;
- Малый инновационный бизнес и коммерциализация интеллектуальной собственности;
- Проблемы подготовки кадров высшей квалификации в условиях административной реформы;
- Управление качеством в сфере науки и образования;
- Проблемы и перспективы формирования интегрированных университетских комплексов.
В рамках семинара работали тематические круглые столы по следующим направлениям:
- Подготовка кадров высшей квалификации: образовательный, научный, кадровый и социальный аспекты;
- Развитие национальной инновационной системы и высшая школа. Подготовка кадров для инновационных направлений экономики;
- Организация и проведение фундаментальных и прикладных исследований в высшей школе.
В рамках семинара работала также научно-практическая конференция «Планирование и обеспечение подготовки кадров для промышленно экономического комплекса региона», обсуждавшая проблемы и перспективы взаимодействия вузов и работодателей.
Участники семинара считают, что проблемные вопросы, поднятые и рассмотренные на семинаре, актуальны и своевременны для системы высшего профессионального образования России. Поставленные перед семинаром задачи решены в полном объеме.
Участники семинара считают необходимым отметить, что высшая школа является многофункциональной системой, обладающей высоким научным потенциалом. В системе высшего образования насчитывается 208436 чел. научно-педагогических работников, из которых докторов наук- 24551 чел., кандидатов наук - 103672 чел. Объем финансирования научных исследований и разработок в 2003 г. составил свыше 11.0 млрд. руб. Наибольшая доля работ (65.1%) выполнена из средств внебюджетных источников. По результатам научных исследований и разработок опубликованы 8221 монография, 9154 сборников научных трудов, 291087 статей в отечественных и зарубежных изданиях. Результаты научных исследований внедряются в учебный процесс, в 2003 году издано 24538 учебников и учебных пособий. В 2003 г. получено 3498 патентов на изобретения, зарегистрировано 2179 программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем. На выставках демонстрировалось 76418 экспонатов, получено 16901 наград, почетных дипломов, премий.
Участники семинара отмечают активную роль вузовского сектора науки в развитии промышленно-экономических комплексов регионов, в формировании и становлении инновационно ориентированных технологических кластеров, в межотраслевом и международном научно-техническом сотрудничестве. Было обращено внимание на то, что в большей части субъектов РФ научно-исследовательская деятельность и подготовка инновационно ориентированных специалистов осуществляется только на базе вузов.
Отмечая возросшее участие вузов в выполнении актуальных разработок оборонного характера, участники семинара выражают озабоченность наличием формальных бюрократических ограничений на получение вузами лицензий на право выполнения оборонного государственного заказа в части НИОКР.
Большое внимание в работе семинара было уделено вопросам интеграции науки и образования. Участники семинара обращают внимание на недостаточную проработку правового статуса учебно-научно-инновационных комплексов, слабое правовое и нормативное обеспечение взаимодействия вузов с работодателями. Было отмечено, что сотрудничество с предприятиями – стратегическими партнерами вузов сдерживает отсутствие налоговых и иных стимулов федерального и регионального уровней в отношении предприятий и организаций, вкладывающих материально-технические и финансовые ресурсы в развитие университетов и университетских комплексов.
Учитывая недостаточную эффективность работы аспирантуры и докторантуры, участники семинара высказывают пожелания обобщить, проанализировать и распространить опыт работы вузов с высокими показателями защит диссертаций. В частности, нашла одобрение практика подготовки аспирантов и докторантов на базе ведущих научно-педагогических школ (коллективов).
В ходе работы семинара отмечалась недостаточное использование экспертно-аналитического потенциала высшей школы в задачах государственной и ведомственной экспертизы, невостребованность Головных научных советов, созданных на основании приказа Минобразования РФ от 17.03.2003 г. № 1006.
В дискуссиях в рамках круглых столов на основании опыта работы региональных объединений руководителей научной и инновационной деятельности вузов РФ (проректоров по научной и инновационной работе) высказано пожелание формирования ассоциативной структуры в масштабах страны, выполняющей функции коллегиального координирующего и экспертно-аналитического органа в сфере науки и инноваций.
Заслушав и обсудив представленные доклады и выступления, участники семинара рекомендуют :
- Просить Министерство образования и науки РФ, в соответствие с посланием Президента Российской Федерации В.В. Путина в части развития вузовской науки, предусмотреть выделение целевых средств организациям, подведомственным Федеральному агентству по образованию, на проведение научных исследований в 2006 и последующих годах.
- Сформировать в Федеральном агентстве по образованию структуру, обеспечивающую организационное и финансовое сопровождение научной и инновационной деятельности подведомственных вузов, включая привлечение к научной и инновационной деятельности студентов и аспирантов.
- Считать инновационную деятельность в сфере науки и образования приоритетным направлением ведомственной научной программы «Развитие научного потенциала высшей школы», обратив особое внимание на необходимость развития инфраструктуры инновационной деятельности при вузах. Включить в перечень показателей по оценки рейтингов вузов итоги деятельности инновационно-технологических центров и технопарков при вузах.
- При конкурсном формировании и отборе проектов ведомственной научной программы «Развитие научного потенциала высшей школы» на 2006 год учитывать комплексные результаты выполнения проектов программы в 2005 году. Обратить внимание управляющих органов программы на необходимость обеспечения полного инновационного цикла и сбалансированного финансирования его этапов от фундаментальных исследований до коммерциализации результатов.
- Считать институциональную, структурную и интеллектуальную интеграцию в сфере науки и образования приоритетным направлением развития государственного сектора науки и образования. С этой целью необходимо ускорить разработку концептуальных, правовых и нормативных основ интеграции, разработать эффективные механизмы поддержки создания университетских комплексов и их трансформации в инновационные кластеры и консорциумы.
- С целью повышения качества научной и образовательной деятельности одобрить и распространить практику заключения долгосрочных комплексных договоров вузов и предприятий - стратегических партнеров, в первую очередь, потребителей выпускников и результатов НИОКР.
- Восстановить статус региональной политики в сфере науки, образования и инновационной деятельности, усилить межрегиональную интеграцию и сотрудничество при координирующей роли Минобрнауки РФ.
- Учитывать эффективность работы аспирантуры и докторантуры при формировании плана приема аспирантов и докторантов. Целесообразно дифференцировать продолжительность обучения в аспирантуре по отраслям науки, учитывая сложившийся контингент аспирантов и реальные условия подготовки диссертационных работ, в том числе путем введения дополнительных форм подготовки до поступления в аспирантуру (стажировки и др.).
- Ввиду усложненной процедуры получения вузами лицензий на право выполнения оборонного государственного заказа в части НИОКР и выпуска продукции просить Минобрнауки РФ разработать и согласовать на Правительственном уровне систему лицензирования вузов по межведомственным соглашениям.
- Считать целесообразным создание ассоциативной структуры при Союзе ректоров вузов РФ, объединяющей региональные ассоциации (объединения) проректоров по научной работе, действующие при региональных советах ректоров вузов.
- Учитывая необходимость регулярного информирования и обмена мнениями по вопросам организации научных исследований просить Федеральное агентство по образованию в рамках ФПРО запланировать в 2005 году проведение совещания (семинара) руководящего состава системы высшего и послевузовского профессионального образования в области организации научных исследований.
|