Поиск по сайту E-MAIL Главная страница
Разделы

Немного из истории
ФРТ В ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РАДИОТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Образование радиотехнического факультета в 1945 году в составе Ленинградского электротехнического института им. В.И. Ульянова (Ленина) (ЛЭТИ) стало важным звеном в цепи исторических фактов, связанных со становлением и развитием радиотехнического образования в СССР и России.
ЛЭТИ, образованный в 1886 году, как Высшее техническое училище почтово-телеграфного ведомства, обречен был на роль центра кристаллизации идей практического применения электромагнитной теории Максвелла и Герца. В этом утверждении нет ничего необычного. С момента организации специализированного училища по подготовке высоко профессиональных техников-телеграфистов и до изобретения радио А.С.Поповым, прошло менее девяти лет. В этот период в мире и России самым удачным образом сложились условия, необходимые для появления совершенно нового направления в человеческой деятельности. Одно из них заключалось в накоплении, как теоретических результатов, так и первых практических (может быть скорее экспериментальных) применений электромагнитной теории. Результаты экспериментальных исследований Фарадея были теоретически осмыслены в работе Максвелла “Трактат об электричестве и магнетизме” (1873г.) Эксперименты Герца вплотную приблизили возможность передачи и приема информации в форме электромагнитных волн. Кроме того усилилась общественная потребность в новом виде связи. Известно, что если перед обществом возникает задача, какой бы она ни казалась фантастической на тот момент, задача находит свое решение. Объединение этих условий привело к изобретению радио в 1895 году.
ИПАТОВ Валерий Павлович В Электротехническом институте, в который было преобразовано Училище, совершенно естественным образом формировалась, говоря современным языком, радиотехническая школа. Высокий стандарт образования в области телеграфии, который был задан основателями училища, с необходимостью порождал интерес к “телеграфии без проводов”, как в то время называли возможность передачи сообщения электромагнитными волнами. Поэтому первый научный доклад Попова “Телеграфирование без проводов” в стенах Электротехнического института (ЭТИ) в 1897 году свидетельствует о том, что в ЭТИ были слушатели, движимые интересом и подготовленные к восприятию новых идей. Другими словами в ЭТИ уже в конце19-го столетия сформировалась научная среда, воспринимавшая идеи электромагнетизма. Достаточно сказать, что в ЭТИ с 1893 года преподавал профессор Боргман, который написал (1893г.) двухтомный курс “Основания учения об электрических и магнитных явлениях”. Он содержал основные разделы теории электромагнетизма, которые сложились к этому времени и существуют по сей день: электростатика, постоянный ток, магнетизм, электромагнетизм, электродинамика. В таком объеме этот курс читался для студентов ЭТИ. Поэтому сейчас совершенно ясно, что Электротехнический институт ожидал лидера, и им стал А.С.Попов. В 1899 году А.С.Попову Ученый совет института присвоил звание “Почетного инженера электрика”, а в 1901 году А.С.Попов стал профессором кафедры “Физики”.
Сейчас, спустя сто с лишним лет, ясно, что с приходом А.С.Попова, в ЭТИ утверждается направление подготовки специалистов в области радиотехники. В 1901 году при кафедре “Физики” создается исследовательская лаборатория по беспроводной телеграфии. В 1902-1903 годах А.С.Попов читает курс “Телеграфирование без проводов”. За период 1901 – 1905 годов складывается первоначальная система образования в области радио. Она представляла собой соединение научно-педагогической деятельности Попова А.С. с постановкой курсов радиотелеграфирования в рамках дисциплин проводной телеграфии. Внезапная смерть А.С.Попова в январе 1906 года, не прервала сложившуюся структуру радиотехнической подготовки. Она уже приобрела вполне системный характер: к началу 1906 года в ЭТИ сложился профессорско-преподавательский коллектив, осуществлявший подготовку специалистов в области радио, возникли научно-учебные лаборатории и, как следствие, стали появляться молодые люди, выпускники ЭТИ, активно работавшие в области радиотехники. По учебному плану 1906 года специальности (“подотдела”) “Телеграфы и телефоны” читались дисциплины “Беспроволочный телеграф” (проф. П.С.Осадчий, Н.А.Скрицкий), “Электрические колебания и волны” (проф. А.А.Петровский). В этот период издаются учебные пособия по лекционным курсам и лабораторным работам. Учебное пособие Петровского А.А. “Научные основания беспроволочной телеграфии” по курсу “Электрические колебания и волны” на долгие годы сохранило актуальность.
После окончания ЭТИ (1913 г.) в институте начал работу И.Г.Фрейман (1917 г.). В тот же год он пишет “Краткий очерк основ радиотехники”, содержащий первые сведения об электронной лампе. В 1917 И.Г.Фрейман создал и возглавил кафедру “Радиотехники” до года своей смерти в 1929 году. И.Г.Фрейман в 1924 году издал учебник “Основы радиотехники”. Надо сказать, что учебники того времени имели характер монографии, и лишь методическая направленность делала доступным пониманию студентами самых современных проблем радиотехники. В 1928 году вышло второе издание учебника И.Г.Фреймана.
В 1925 году в ЛЭТИ образуется кафедра под названием “Общий курс радиотехники” (заведующий кафедрой, профессор Скрицкий Н.А.), а кафедра И.Г.Фреймана переименовывается в кафедру “Специального курса радиотехники”. Таким образом, во второй половине 20-х годов в ЛЭТИ, по существу, возникла организационная структура, поддерживавшая радиотехническую подготовку (cм.схему). Ее основу в эти годы составили курсы: “Общий курс радиотехники”, “Электровакуумные приборы”, “Машины высокой частоты” (проф. Вологдин В.П.), “Конструкции приборов высокой частоты”(проф. Щеглов Е.Я.), “Основы проектирования радиосвязи” (проф. Шорин А.Ф.), “Радиоизмерения ” (проф. Соколов С.Я.), “Расчеты по специальному курсу радиотехники” (проф. Берг А.И.). И с позиций сегодняшнего дня не может не вызвать уважения научная прозорливость людей, стоявших у истоков радиотехники и радиотехнического образования в России. Спустя многие десятилетия, созданная ими структура радиотехнического образования в ЭТИ-ЛЭТИ была воспроизведена в вузах страны, организованных в 30-е годы прошлого столетия. Это Ленинградский электротехнический институт связи им. М.А. Бонч-Бруевича, Ленинградский институт авиационного приборостроения, Московский энергетический институт, Московский авиационный институт и ряд других вузов.
Известно, что существует два способа создания организационных структур. Один состоит в том, что структура создается, говоря образно, на пустом месте. И тогда ее задачей является создание и развитие того направления, ради которого она была создана. Таким ярким примером является учреждение Петром Первым в 1724 году Академии наук в относительно отсталой в научном отношении России. И трехвековая история Академии свидетельствует о поразительной прозорливости ее создателя. История не приемлет сослагательного наклонения, но вопрос можно поставить: а что было бы, если в 1724-м Академия не была создана. По-видимому, ответ очевиден. В другом случае, вновь создаваемая структура объединяет уже имеющиеся, тем самым придает новый организационный скелет. В структуре вуза таким подразделением является факультет, объединяющий кафедры близкого учебно-научного профиля. На определенном этапе консолидация действий кафедр, объединенных в факультет, дает бесспорно положительный результат. К середине 30-х годов прошлого столетия были образованы кафедры радиотехнического профиля: Радиопередающие устройства (проф. А.И.Берг), Радиоприемные устройства (проф. В.И.Сифоров), Теоретические основы радиотехники (проф. М.С.Нейман), Радиоизмерения (проф. Г.А.Кьяндский).
В 30-е годы, до начала войны, радиотехнические дисциплины были представлены курсами: радиоприемные устройства, радиопередающие устройства, питание радиоустройств, радиосети, распространение радиоволн, короткие и ультракороткие волны, радиоизмерения, расчет и проектирование радиоустройств, конструкции радиоустройств и др. Профессорско-преподавательский состав кафедр составили специалисты, имена которых составили плеяду выдающихся ученых в области радиотехники: А.И.Берг, В.И.Сифоров, А. А.Пистолькорс, А.Н.Щукин, А.М.Кугушев, И.В.Бренев, Б.П.Асеев, Л.Б.Слепян, Н.М.Изюмов, С.Я.Соколов, С.А.Дробов, М.П.Долуханов.

Выпуск радистов ЛЭТИ 1931 года
Сидят: первый справа - Евтеев Ф.Е., далее - ........., Сифоров В.И., Берг А.И., Волынкин В.И., Кьяндский Г.А.

В предвоенный период ЛЭТИ претерпел ряд организационных изменений. Они коснулись, прежде всего, специальностей энергетического профиля. В связи с созданием Московского энергетического института, с развитием электроэнергетических специальностей в Ленинградском политехническом институте, ЛЭТИ остается “слаботочный” профиль. В нем продолжалось развитие специальностей в области электроники, автоматики и радиотехники. Таким образом, к началу Великой Отечественной войны 1941-45 г.г., институт представлял собой высококлассный профессорско-преподавательский и научный коллектив работников, частично относящихся к “старой” энергетической школе и работающих в новейших областях радиотехники, электроники и автоматики.
В сентябре 1945 в ЛЭТИ был образован радиотехнический факультет, в состав которого вошли довоенные кафедры радиотехнического профиля и три новых кафедры “Радиосистем”, “Конструирования и технологии производства радиоаппаратуры” и “Телевидения”. Год образования этих трех кафедр – 1945.


Выпуск Радиотехнического факультета ЛЭТИ 1953 года

На компакт-диске далее будут представлены исторические очерки обо всех кафедрах радиотехнического факультета, поэтому во вступительной части нет более необходимости говорить о них подробно. Тем не менее, следует сказать, что радиотехнический факультет, ныне факультет Радиотехники и телекоммуникаций, к своему 60-летию подошел в строгом системном единстве кафедр, объединенных общей целью подготовки специалистов радиотехнического профиля. Настоящее время факультет образует пять основных кафедр: Теоретических основ радиотехники, Телевидения и видеотехники, Радиоэлектронных средств, Радиосистем, Микрорадиоэлектроники и технологии радиоаппаратуры и три базовых кафедры: Средства специальной радиоэлектроники (базовое предприятие НИИ “Вектор”), Радиоэлектронных и информационных систем и комплексов (базовое предприятие ОАО “Радар ММС”) и Радиоастрономии (базовая организация Институт прикладной астрономии АН РФ).
Профессорско-преподавательский состав факультета – 134 человека, из них 25 профессоров, 71 доцент, 32 ассистента и 6 старших преподавателей. В их числе чл.-корр. АН А М.Финкельштейн, Заслуженные деятели науки и техники РФ: профессора Ю.М.Казаринов и Р.Е.Быков, Заслуженные деятели науки РФ: профессора И.Г.Мироненко и В.П.Ипатов, Заслуженные работники высшего образования: профессора И.Б.Вендик, С.С.Соколов. Многие сотрудники факультета награждены знаком “Почетный работник высшего профессионального образования”. Кафедры факультета ведут подготовку по направлениям: Радиотехника, Проектирование и технология электронных средств, по специальностям: Радиотехника, Проектирование и технология радиоэлектронных средств, Связь с подвижными объектами, Радиотехнические системы.
Более чем вековая история радиотехники и радиотехнического образования в Электротехническом институте Александра III, Ленинградском электротехническом институте им. В.И.Ульянова (Ленина), Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете им. В.И.Ульянова (Ленина) наложила отпечаток на современное состояние образовательной научной деятельности в ЛЭТИ. Он заключается, прежде всего, в наследии особого питерского духа профессорско-преподавательского сообщества. Для научно- педагогических школ факультета характерен ориентир на высокие профессиональные и этические стандарты, заданные основателями радиотехники в вузе. Ученые факультета остаются приверженцами классических научных школ в радиотехнике, следуя их традициям фундаментальных исследований, взаимодействиям науки и образования. Проблема преемственности научных поколений в настоящее время достигла критического состояния. В особо тяжелое положение высшую школу и науку ставит ее постоянное реформирование в течение последних пятнадцати лет. Социальный статус преподавателя высшей школы низведен до неприемлемого уровня. И, тем не менее, притягательная сила науки такова, что молодые люди идут в науку, видя в своих руководителях примеры для подражания. Может быть самым ярким свидетельством сказанному является присуждение государственной премии РФ за 2003 год аспирантам кафедры Микрорадиоэлектроники и технологии радиоаппаратуры И.А.Колмакову, Я.А.Колмакову, П.Н.Юдину, Д.В.Холодняку (научный руководитель проф. И.Б.Вендик). Особенность науки такова, что она обретает вечность только в преемственности ее достижений приходящими на смену поколениями ученых. Вся столетняя история радиотехники, как науки и образования в нашем вузе, шестидесятилетние традиции факультета дают основания для оптимизма. В каких организационных рамках будет существовать университет в будущем неизвестно, но хочется верить в то, что Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет, его научно-педагогические школы радиотехники останутся звеньями российской и мировой системы высшего образования.

Попечительский совет
 
Назад
Дата последнего обновления: 28.12.2004
  © Copyright 1995-2004 Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет.