Опыт работы базовой кафедры РИСК в СПбГЭТУ «ЛЭТИ»
Кафедра РИСК
| Образование
| Лекторы
| Издания
| Наука
| Фотогалерея | История
ОАО «НПП «Радар ММС» в настоящее время имеет очень большую потребность в специалистах, выпускаемых СПбГЭТУ по многим специальностям и направлениям. На предприятии сейчас осваиваются и развиваются новые технологии создания и производства интеллектуальных радиоэлектронных систем и комплексов, востребованных в том числе и на экспорт, совершенствуется управление, информационное обслуживание и маркетинговая политика.
В последнее время все сильнее проявляет себя человеческий фактор. Необходима разработка для предприятия новой стратегии развития в условиях рыночной и нестабильной экономики, функционирующей в условиях ограничения использования всех видов ресурсов. На следующие 10 – 15 лет требуется заложить фундаментальную научно-техническую базу для создания высокоинтеллектуальных радиоэлектронных информационных систем нового поколения для различных областей применения.
В этом вопросе предприятие рассчитывает на СПбГЭТУ как на мощную научную организацию, где, как в любом хорошем вузе, каждая кафедра, а зачастую и небольшая группа ученых по своим идеям и проработкам представляет «НИИ в миниатюре». Мониторинг деятельности СПбГЭТУ, анализ публикаций его ведущих ученых, информационные материалы и проспекты убеждают в том, что в сложное перестроечное для образовательных учреждений время он выжил и в основном сохранил свой научный потенциал.
Что касается специалистов, выпускаемых сегодня СПбГЭТУ и попадающих на предприятие, то уровень их знаний достаточно высок. Университет постоянно обновляет номенклатуру специальностей и специализаций под изменяющиеся требования со стороны предприятий, в том числе и оборонных, причем указанное обновление предполагает глубокую базовую физико-математическую подготовку, которой всегда славился университет. Интересным является хорошо налаженное взаимодействие университета с ведущими зарубежными фирмами-производителями изделий микроэлектроники и программного обеспечения, а также современных технологий создания наукоемких изделий и управления соответствующими предприятиями. Как студенты, так и профессорско-преподавательский состав, ученые университета, таким образом, овладевают богатством технологий в тех областях, где сегодня в нашей стране наблюдается значительное отставание.
Учитывая потребности предприятия ОАО «НПП «Радар ММС» в квалифицированных специалистах и возможности СПбГЭТУ, руководство предприятия приняло решение организовать в ЛЭТИ свою базовую кафедру. Ректорат СПбГЭТУ оперативно откликнулся на это предложение и решил поддержать стремление предприятия наладить плодотворные контакты с университетом. С самого начала было принято совместное решение, что концепция создания указанной базовой кафедры должна в корне отличаться от той, которая закладывалась в создание подобных кафедр в прежнее время.
Во-первых, кафедра должна готовить не специалистов узкого профиля, а через нее должна вестись подготовка специалистов по номенклатуре специальностей и специализаций университета, по которым есть интерес со стороны предприятия. Таким образом, на базовую кафедру, по существу межфакультетскую, общеуниверситетскую, в значительно большей степени возлагаются организационные функции, нежели связанные с проведением учебного процесса. При этом кафедра должна вписываться в действующую организационную структуру университета, как соответствующее его подразделение. Ректоратом СПбГЭТУ было принято решение, учитывая, что большая часть специалистов, необходимых предприятию, являются радиоинженерами, назвать кафедру «Радиоэлектронные информационные системы и комплексы» (РИСК) и подчинить ее факультету радиотехники и телекоммуникаций. Заведующим кафедрой РИСК приказом ректора СПб ГЭТУ «ЛЭТИ» назначен генеральный директор — генеральный конструктор предприятия к.т.н., доцент Г.В.Анцев.
Организационные межфакультетские трудности решено преодолевать тесной связью учебного процесса для будущих специалистов предприятия с научными исследованиями, выполняемыми учеными и специалистами университета в интересах предприятия.
Основной формой подготовки специалистов для предприятия должны быть исследования, адаптирующие к нуждам предприятия потенциал, накопленный учеными университета.
Для установления взаимного интереса через базовую кафедру должны проводиться стажировки специалистов предприятия на ведущих кафедрах университета, организовываться встречи и семинары, обязательное участие ученых предприятия во всех научно-технических мероприятиях, проводимых в университете по профилю предприятия. Предприятие взяло на себя обязательство публиковать рекламные и информационные материалы СПбГЭТУ в своих подведомственных изданиях. Одной из форм подготовки специалистов для предприятия должен стать временный творческий коллектив, выполняющий для предприятия работы по согласованному с ним техническому заданию. В его состав входит ведущий ученый университета с группой специалистов, аспирантов и студентов. Студенты должны здесь стать эффективным звеном, трансформирующим после их прихода на предприятие выполненные исследования в соответствующие аппаратные и программные средства и технологии. Такая форма не исключает и классические формы подготовки специалистов для предприятия, но темы курсовых и дипломных работ, а также содержание рабочих программ части дисциплин специализации должны быть согласованы с базовой кафедрой. Указанные работы и в том и в другом случае должны выполняться с участием ведущих специалистов предприятия. Цель такой формы подготовки специалистов – получить молодых специалистов и научно-технический задел по целому ряду направлений, оживить комплекс «наука – образование – практика», создать мощный и эффективный полигон для научных и диссертационных исследований.
Организационно такие принципы закреплены в следующих документах:
- соглашение о сотрудничестве между СПбГЭТУ и ОАО «НПП «Радар ММС»;
- программа и план совместных работ;
- перечень специальностей и специализаций, по которым будут готовиться специалисты для предприятия;
- положение о базовой кафедре;
- приказы по СПбГЭТУ и по ОАО «НПП «Радар ММС» о начале функционирования базовой кафедры.
Для улучшения взаимодействия в рамках выработанной совместно концепции в научнотехнический совет предприятия введены проректоры по учебной и научной работе СПбГЭТУ, а в ученый совет факультета — руководители кафедры от предприятия.
С момента подписания в 2001 году Соглашения о сотрудничестве между предприятием и СПбГЭТУ и образования базовой кафедры «Радиоэлектронные информационные системы и комплексы» на факультете радиотехники и телекоммуникаций в 2002 г. получены первые положительные результаты. На предприятии создан научно-образовательный центр, обеспечивающий работу базовой кафедры как межфакультетской в СПбГЭТУ и организацию эффективного взаимодействия университета и предприятия. В этот центр включены научно-методический отдел и несколько исследовательских лабораторий. Начальник научно-образовательного центра Г.П.Соколов является одновременно куратором двух базовых кафедр от предприятия.
Особая роль во взаимодействии предприятия с университетом отводится аспирантуре университета и его системе дополнительного образования. Переучивание специалистов предприятия должно идти с учетом новой демографической ситуации в стране и регионе.
В университете представлены рекламные стенды о предприятии и о базовой кафедре. На базе предприятия для студентов СПбГЭТУ проводится технологическая и преддипломная практика и не только готовящихся для работы на предприятии. В подготовке будущих специалистов принимают участие ведущие ученые и специалисты предприятия.
Приводим перечень специальностей для базовой кафедры предприятия в СПбГЭТУ «ЛЭТИ».
Факультет радиотехники и телекоммуникаций (ФРТ)
- Радиотехника — 200700.
- Радиоэлектронные системы — 201600.
- Проектирование и технология радиоэлектронных средств — 200800.
Факультет электроники (ФЭЛ)
- Микроэлектроника и твердотельная электроника — 200100.
Факультет компьютерных технологий и информатики (ФКТИ)
- Вычислительные машины, комплексы, системы и сети — 220100.
- Управление и информатика в технических системах — 210100.
Факультет электротехники и автоматики (ФЭА)
- Системы управления летательными аппаратами — 210500.
Координатором специализаций при подготовке специалистов для предприятия является заместитель заведующего кафедрой радиосистем СПб ГЭТУ «ЛЭТИ» к.т.н., доцент И.М.Самойлов.
Рассматривается вопрос о включении в состав специальностей базовой кафедры специализации «Технические средства и технологии медицины критических состояний» с использованием созданного на предприятии совместно с кафедрой биомедицинской электроники и охраны среды СПб ГЭТУ «ЛЭТИ» (зав.кафедрой д.т.н., проф. Е.П.Попечителев) конверсионного научно-технического задела.
Устанавливается также взаимодействие по линии Фонда развития науки и образования в области радиотехники и телекоммуникаций по выполнению составных частей НИР с использованием научно-технического потенциала кафедр. Примером может служить проект создания отраслевой лаборатории на кафедре автоматики и процессов управления и намечающееся взаимодействие с кафедрой радиоэлектронных средств, руководимой проф. А.А.Головковым. Студентам и аспирантам предоставляется возможность публиковать свои научно-технические работы в сборниках статей, издаваемых по заказу предприятия, участвовать в научно-технических конференциях и практических семинарах.
На предприятии создается совет молодых специалистов. Студенты, намеченные кандидатами для обучения на базовой кафедре, принимаются на работу техниками по срочному трудовому договору. Выполняя конкретные задания руководителей, они участвуют в проектировании и изготовлении новой техники.
На предприятии вводится в действие «Положение о работе со студентами вузов и с молодыми специалистами». В приложении к нему приводятся формы следующих документов:
- программа производственно-технологической практики студентов;
- форма задания на производственно-технологическую практику студенту;
- форма задания на преддипломную практику студенту;
- методика проведения технологической практики студентов;
- методика проведения преддипломной практики студентов;
- памятка руководителю дипломного проектирования (с требованиями к содержанию и оформлению выпускной квалификационной работы и порядку ее прохождения и защиты);
- индивидуальный план стажировки молодого специалиста;
- договор о целевой подготовке студентов по заказу предприятия.
Предприятие совершенствует методы повышения квалификации своих специалистов и проводит апробацию новых форм взаимодействия базовой кафедры с кафедрами СПбГЭТУ (ЛЭТИ).
За год работы базовой кафедры РИСК могут быть предложены следующие направления совершенствования учебного процесса:
- введение в блоки образовательных дисциплин большего числа конкретных прикладных задач по тематике радиоэлектронного приборостроения, по степени возрастания сложности с использованием при их решении современных компьютерных технологий:
- анализ изучаемых схем с помощью программы схемотехнического моделирования Microcap7;
- использование в практических занятиях в компьютерном классе данных об электронных компонентах в фирменных DATA SHEETS;
- обязательное использование фирменных Application Notes, т. е. схем и инструкций по применению микроэлектронных компонентов фирм;
- подготовка принципиально новых лабораторных работ, в т.ч. по аналоговой ВЧ- и СВЧ-технике, на основе ПК.
- обучение владению прикладными программами:
- PROMT — электронные многоязычные переводчики,
- FineReader – сканирование и распознавание текста,
- PHOTOSHOP – графический редактор,
- MATHCAD – обработка цифровых массивов,
- EWB – простейшая и наглядная программа схемотехнического моделирования,
- LABVIEW – программа структурного моделирования и др.
- преимущественное выполнение курсовых проектов, бакалаврских, дипломных и магистерских работ в интересах конкретных предприятий и фирм-заказчиков разработки;
- необходимость обучения поиску и использованию отечественных и зарубежных патентных материалов по разрабатываемой тематике;
- обучение эффективному диалогу с ПК на английском языке (терминология, понятийный аппарат и др.) при использовании нерусифицированных компьютерных программ;
- получение предварительных рекомендаций со стороны преподавателей о склонностях и способностях студентов при направлении их на практику по известным заранее темам;
- выделение полного дня в неделю на старших курсах для практики на предприятии.
Для подготовки дипломированных специалистов по направлению 654200 – “Радиотехника” по специальности 201600 — «Радиоэлектронные системы» на базовой кафедре в СПб ГЭТУ «ЛЭТИ» ведущими специалистами предприятия д.т.н., проф. В.А.Сарычевым, к.т.н., доц. Г.В.Анцевым, к.т.н., ст.науч.сотр. А.В.Беловым, д.т.н., проф. В.В.Александровым, ст.преп. Г.П.Соколовым разработаны учебные программы и преподаются студентам 4 и 5 курсов (c 7 по 10-й семестры) следующие дисциплины:
- Компьютерные технологии для радиоэлектронных систем;
- Системы радиовидения;
- Методы схемотехнического моделирования аналоговых схем;
- Информационное обеспечение разработки РЭА на основе сетевых технологий.
Специалисты предприятия участвуют в издании учебных и методических пособий. Для примера могут быть названы следующие пособия, изданные за последний период:
- В.А. Сарычев. «Курсы лекций по радиотехническим цепям и сигналам в научно-технических сборниках «Проблемы транспорта».
- Г.В. Анцев, В.П. Ипатов, И.М. Самойлов. «Основы теории информации».
- Г.В. Анцев, В.А. Сарычев, В.А. Тупиков. «Принципы создания отечественных радиолокационных систем наведения ВТО».
- Г.В. Анцев, В.А. Сарычев, Г.П. Соколов. «Мобильные и интеллектуальные системы экстремальной медицины».
К молодым специалистам на предприятии отношение особое. Это связано в первую очередь с тем, что руководство предприятия взяло курс на омоложение кадрового состава. Существующее положение о молодых специалистах и ученых дает им ощутимые преимущества:
- работа по плану стажировки молодого специалиста (первые один-два года);
- работа в соответствии с программой технического и служебного роста (на 3 – 5 лет) и фиксация результатов в паспорте специалиста;
- возможность публикаций своих научно-технических работ в отраслевых сборниках статей и участие в технических конференциях и семинарах;
- включение молодых специалистов в список резерва на руководящие должности;
- направление на учебу в аспирантуру.
При планировании НИОКР, новых поисковых и перспективных работ рассматриваются предложения специализированных кафедр технических вузов об использовании их научно-технического потенциала.
При решении задач обеспечения предприятия квалифицированными инженерно-техническими и рабочими кадрами целесообразно сформировать политику в этой области в следующих направлениях:
- Повышение роли предприятия в организации цепочки: «школа — ПТУ — колледж — вуз — предприятие».
Начинать желательно с оценки школьников в старших классах, в том возрасте, когда у ребят появляется мотивация выяснения, кому из них и по какой профориентации идти дальше.
- Внедрение систем тестирования (с построением карьерограмм, отбором кандидатов в резерв технических и управляющих руководителей и т. д.)
- Построение модулей управления персоналом (системные оболочки, в которые будут интегрироваться требуемые специальности при заполнении штатных расписаний специалистов в различных подразделениях и службах предприятия). При этом свои соображения на разных уровнях модулей должны высказать и психологи.
- Повышение квалификации работающих специалистов необходимо проводить более эффективно, подчиняя этот процесс плану технического перевооружения предприятия и плану его научнотехнического развития. В частности, проводить повышение квалификации тех работников, которые будут способны на быстрый профессиональный рост (с включением в действие формулы «или хочет, или должен»).
- Проведение более действенной аттестации кадров на каждом этапе развития предприятия для оценки и возрастания ценности работника для предприятия и повышения его материальной заинтересованности.
- Использование современных технологий виртуальной реальности для повышения усвояемости материала у обучаемых специалистов: телекоммуникационных комплексов, электронных плакатов и средств мультимедиа, воздействия на органы чувств и других способов ввода информации (как, например, используемых в российско-финском проекте ФГУП «Адмиралтейские верфи») и т. д.
Руководство предприятия и технических университетов убеждено в том, что активное научнотехническое сотрудничество между предприятием и вузами, развитие научных школ и школ разработчиков с участием молодых творческих сил студентов — все это приведет к дальнейшему наращиванию научно-технического и производственного потенциала ОАО «НПП «Радар ММС».
Предприятие рассматривает указанные технические университеты как долговременных и равноправных партнеров в кадровой и научной областях при решении практически всех задач, остро стоящих сегодня перед предприятием и оборонной отраслью в целом.
|