Поиск по сайту E-MAIL Главная страница
Разделы

Опыт работы базовой кафедры РИСК в СПбГЭТУ «ЛЭТИ»

Кафедра РИСК | Образование | Лекторы | Издания | Наука | Фотогалерея | История


ОАО «НПП «Радар ММС» в настоящее время имеет очень большую потребность в специалистах, выпускаемых СПбГЭТУ по многим специальностям и направлениям. На предприятии сейчас осваиваются и развиваются новые технологии создания и производства интеллектуальных радиоэлектронных систем и комплексов, востребованных в том числе и на экспорт, совершенствуется управление, информационное обслуживание и маркетинговая политика.
В последнее время все сильнее проявляет себя человеческий фактор. Необходима разработка для предприятия новой стратегии развития в условиях рыночной и нестабильной экономики, функционирующей в условиях ограничения использования всех видов ресурсов. На следующие 10 – 15 лет требуется заложить фундаментальную научно-техническую базу для создания высокоинтеллектуальных радиоэлектронных информационных систем нового поколения для различных областей применения.
В этом вопросе предприятие рассчитывает на СПбГЭТУ как на мощную научную организацию, где, как в любом хорошем вузе, каждая кафедра, а зачастую и небольшая группа ученых по своим идеям и проработкам представляет «НИИ в миниатюре». Мониторинг деятельности СПбГЭТУ, анализ публикаций его ведущих ученых, информационные материалы и проспекты убеждают в том, что в сложное перестроечное для образовательных учреждений время он выжил и в основном сохранил свой научный потенциал.
Что касается специалистов, выпускаемых сегодня СПбГЭТУ и попадающих на предприятие, то уровень их знаний достаточно высок. Университет постоянно обновляет номенклатуру специальностей и специализаций под изменяющиеся требования со стороны предприятий, в том числе и оборонных, причем указанное обновление предполагает глубокую базовую физико-математическую подготовку, которой всегда славился университет. Интересным является хорошо налаженное взаимодействие университета с ведущими зарубежными фирмами-производителями изделий микроэлектроники и программного обеспечения, а также современных технологий создания наукоемких изделий и управления соответствующими предприятиями. Как студенты, так и профессорско-преподавательский состав, ученые университета, таким образом, овладевают богатством технологий в тех областях, где сегодня в нашей стране наблюдается значительное отставание.
Учитывая потребности предприятия ОАО «НПП «Радар ММС» в квалифицированных специалистах и возможности СПбГЭТУ, руководство предприятия приняло решение организовать в ЛЭТИ свою базовую кафедру. Ректорат СПбГЭТУ оперативно откликнулся на это предложение и решил поддержать стремление предприятия наладить плодотворные контакты с университетом. С самого начала было принято совместное решение, что концепция создания указанной базовой кафедры должна в корне отличаться от той, которая закладывалась в создание подобных кафедр в прежнее время.
Во-первых, кафедра должна готовить не специалистов узкого профиля, а через нее должна вестись подготовка специалистов по номенклатуре специальностей и специализаций университета, по которым есть интерес со стороны предприятия. Таким образом, на базовую кафедру, по существу межфакультетскую, общеуниверситетскую, в значительно большей степени возлагаются организационные функции, нежели связанные с проведением учебного процесса. При этом кафедра должна вписываться в действующую организационную структуру университета, как соответствующее его подразделение. Ректоратом СПбГЭТУ было принято решение, учитывая, что большая часть специалистов, необходимых предприятию, являются радиоинженерами, назвать кафедру «Радиоэлектронные информационные системы и комплексы» (РИСК) и подчинить ее факультету радиотехники и телекоммуникаций. Заведующим кафедрой РИСК приказом ректора СПб ГЭТУ «ЛЭТИ» назначен генеральный директор — генеральный конструктор предприятия к.т.н., доцент Г.В.Анцев.
Организационные межфакультетские трудности решено преодолевать тесной связью учебного процесса для будущих специалистов предприятия с научными исследованиями, выполняемыми учеными и специалистами университета в интересах предприятия.
Основной формой подготовки специалистов для предприятия должны быть исследования, адаптирующие к нуждам предприятия потенциал, накопленный учеными университета.
Для установления взаимного интереса через базовую кафедру должны проводиться стажировки специалистов предприятия на ведущих кафедрах университета, организовываться встречи и семинары, обязательное участие ученых предприятия во всех научно-технических мероприятиях, проводимых в университете по профилю предприятия. Предприятие взяло на себя обязательство публиковать рекламные и информационные материалы СПбГЭТУ в своих подведомственных изданиях. Одной из форм подготовки специалистов для предприятия должен стать временный творческий коллектив, выполняющий для предприятия работы по согласованному с ним техническому заданию. В его состав входит ведущий ученый университета с группой специалистов, аспирантов и студентов. Студенты должны здесь стать эффективным звеном, трансформирующим после их прихода на предприятие выполненные исследования в соответствующие аппаратные и программные средства и технологии. Такая форма не исключает и классические формы подготовки специалистов для предприятия, но темы курсовых и дипломных работ, а также содержание рабочих программ части дисциплин специализации должны быть согласованы с базовой кафедрой. Указанные работы и в том и в другом случае должны выполняться с участием ведущих специалистов предприятия. Цель такой формы подготовки специалистов – получить молодых специалистов и научно-технический задел по целому ряду направлений, оживить комплекс «наука – образование – практика», создать мощный и эффективный полигон для научных и диссертационных исследований.
Организационно такие принципы закреплены в следующих документах:

  • соглашение о сотрудничестве между СПбГЭТУ и ОАО «НПП «Радар ММС»;
  • программа и план совместных работ;
  • перечень специальностей и специализаций, по которым будут готовиться специалисты для предприятия;
  • положение о базовой кафедре;
  • приказы по СПбГЭТУ и по ОАО «НПП «Радар ММС» о начале функционирования базовой кафедры.

Для улучшения взаимодействия в рамках выработанной совместно концепции в научно­технический совет предприятия введены проректоры по учебной и научной работе СПбГЭТУ, а в ученый совет факультета — руководители кафедры от предприятия.
С момента подписания в 2001 году Соглашения о сотрудничестве между предприятием и СПбГЭТУ и образования базовой кафедры «Радиоэлектронные информационные системы и комплексы» на факультете радиотехники и телекоммуникаций в 2002 г. получены первые положительные результаты. На предприятии создан научно-образовательный центр, обеспечивающий работу базовой кафедры как межфакультетской в СПбГЭТУ и организацию эффективного взаимодействия университета и предприятия. В этот центр включены научно-методический отдел и несколько исследовательских лабораторий. Начальник научно-образовательного центра Г.П.Соколов является одновременно куратором двух базовых кафедр от предприятия.
Особая роль во взаимодействии предприятия с университетом отводится аспирантуре университета и его системе дополнительного образования. Переучивание специалистов предприятия должно идти с учетом новой демографической ситуации в стране и регионе. В университете представлены рекламные стенды о предприятии и о базовой кафедре. На базе предприятия для студентов СПбГЭТУ проводится технологическая и преддипломная практика и не только готовящихся для работы на предприятии. В подготовке будущих специалистов принимают участие ведущие ученые и специалисты предприятия.
Приводим перечень специальностей для базовой кафедры предприятия в СПбГЭТУ «ЛЭТИ».
Факультет радиотехники и телекоммуникаций (ФРТ)

  • Радиотехника — 200700.
  • Радиоэлектронные системы — 201600.
  • Проектирование и технология радиоэлектронных средств — 200800.
Факультет электроники (ФЭЛ)
  • Микроэлектроника и твердотельная электроника — 200100.
Факультет компьютерных технологий и информатики (ФКТИ)
  • Вычислительные машины, комплексы, системы и сети — 220100.
  • Управление и информатика в технических системах — 210100.
Факультет электротехники и автоматики (ФЭА)
  • Системы управления летательными аппаратами — 210500.

Координатором специализаций при подготовке специалистов для предприятия является заместитель заведующего кафедрой радиосистем СПб ГЭТУ «ЛЭТИ» к.т.н., доцент И.М.Самойлов.
Рассматривается вопрос о включении в состав специальностей базовой кафедры специализации «Технические средства и технологии медицины критических состояний» с использованием созданного на предприятии совместно с кафедрой биомедицинской электроники и охраны среды СПб ГЭТУ «ЛЭТИ» (зав.кафедрой д.т.н., проф. Е.П.Попечителев) конверсионного научно-технического задела.
Устанавливается также взаимодействие по линии Фонда развития науки и образования в области радиотехники и телекоммуникаций по выполнению составных частей НИР с использованием научно-технического потенциала кафедр. Примером может служить проект создания отраслевой лаборатории на кафедре автоматики и процессов управления и намечающееся взаимодействие с кафедрой радиоэлектронных средств, руководимой проф. А.А.Головковым. Студентам и аспирантам предоставляется возможность публиковать свои научно-технические работы в сборниках статей, издаваемых по заказу предприятия, участвовать в научно-технических конференциях и практических семинарах.
На предприятии создается совет молодых специалистов. Студенты, намеченные кандидатами для обучения на базовой кафедре, принимаются на работу техниками по срочному трудовому договору. Выполняя конкретные задания руководителей, они участвуют в проектировании и изготовлении новой техники.
На предприятии вводится в действие «Положение о работе со студентами вузов и с молодыми специалистами». В приложении к нему приводятся формы следующих документов:

  • программа производственно-технологической практики студентов;
  • форма задания на производственно-технологическую практику студенту;
  • форма задания на преддипломную практику студенту;
  • методика проведения технологической практики студентов;
  • методика проведения преддипломной практики студентов;
  • памятка руководителю дипломного проектирования (с требованиями к содержанию и оформлению выпускной квалификационной работы и порядку ее прохождения и защиты);
  • индивидуальный план стажировки молодого специалиста;
  • договор о целевой подготовке студентов по заказу предприятия.

Предприятие совершенствует методы повышения квалификации своих специалистов и проводит апробацию новых форм взаимодействия базовой кафедры с кафедрами СПбГЭТУ (ЛЭТИ). За год работы базовой кафедры РИСК могут быть предложены следующие направления совершенствования учебного процесса:

  • введение в блоки образовательных дисциплин большего числа конкретных прикладных задач по тематике радиоэлектронного приборостроения, по степени возрастания сложности с использованием при их решении современных компьютерных технологий:
  • анализ изучаемых схем с помощью программы схемотехнического моделирования Microcap7;
  • использование в практических занятиях в компьютерном классе данных об электронных компонентах в фирменных DATA SHEETS;
  • обязательное использование фирменных Application Notes, т. е. схем и инструкций по применению микроэлектронных компонентов фирм;
  • подготовка принципиально новых лабораторных работ, в т.ч. по аналоговой ВЧ- и СВЧ-технике, на основе ПК.
  • обучение владению прикладными программами:
    • PROMT — электронные многоязычные переводчики,
    • FineReader – сканирование и распознавание текста,
    • PHOTOSHOP – графический редактор,
    • MATHCAD – обработка цифровых массивов,
    • EWB – простейшая и наглядная программа схемотехнического моделирования,
    • LABVIEW – программа структурного моделирования и др.
  • преимущественное выполнение курсовых проектов, бакалаврских, дипломных и магистерских работ в интересах конкретных предприятий и фирм-заказчиков разработки;
  • необходимость обучения поиску и использованию отечественных и зарубежных патентных материалов по разрабатываемой тематике;
  • обучение эффективному диалогу с ПК на английском языке (терминология, понятийный аппарат и др.) при использовании нерусифицированных компьютерных программ;
  • получение предварительных рекомендаций со стороны преподавателей о склонностях и способностях студентов при направлении их на практику по известным заранее темам;
  • выделение полного дня в неделю на старших курсах для практики на предприятии.

Для подготовки дипломированных специалистов по направлению 654200 – “Радиотехника” по специальности 201600 — «Радиоэлектронные системы» на базовой кафедре в СПб ГЭТУ «ЛЭТИ» ведущими специалистами предприятия д.т.н., проф. В.А.Сарычевым, к.т.н., доц. Г.В.Анцевым, к.т.н., ст.науч.сотр. А.В.Беловым, д.т.н., проф. В.В.Александровым, ст.преп. Г.П.Соколовым разработаны учебные программы и преподаются студентам 4 и 5 курсов (c 7 по 10-й семестры) следующие дисциплины:

  • Компьютерные технологии для радиоэлектронных систем;
  • Системы радиовидения;
  • Методы схемотехнического моделирования аналоговых схем;
  • Информационное обеспечение разработки РЭА на основе сетевых технологий.
Специалисты предприятия участвуют в издании учебных и методических пособий. Для примера могут быть названы следующие пособия, изданные за последний период:
  1. В.А. Сарычев. «Курсы лекций по радиотехническим цепям и сигналам в научно-технических сборниках «Проблемы транспорта».
  2. Г.В. Анцев, В.П. Ипатов, И.М. Самойлов. «Основы теории информации».
  3. Г.В. Анцев, В.А. Сарычев, В.А. Тупиков. «Принципы создания отечественных радиолокационных систем наведения ВТО».
  4. Г.В. Анцев, В.А. Сарычев, Г.П. Соколов. «Мобильные и интеллектуальные системы экстремальной медицины».

К молодым специалистам на предприятии отношение особое. Это связано в первую очередь с тем, что руководство предприятия взяло курс на омоложение кадрового состава. Существующее положение о молодых специалистах и ученых дает им ощутимые преимущества:

  • работа по плану стажировки молодого специалиста (первые один-два года);
  • работа в соответствии с программой технического и служебного роста (на 3 – 5 лет) и фиксация результатов в паспорте специалиста;
  • возможность публикаций своих научно-технических работ в отраслевых сборниках статей и участие в технических конференциях и семинарах;
  • включение молодых специалистов в список резерва на руководящие должности;
  • направление на учебу в аспирантуру.

При планировании НИОКР, новых поисковых и перспективных работ рассматриваются предложения специализированных кафедр технических вузов об использовании их научно-технического потенциала. При решении задач обеспечения предприятия квалифицированными инженерно-техническими и рабочими кадрами целесообразно сформировать политику в этой области в следующих направлениях:

  1. Повышение роли предприятия в организации цепочки: «школа — ПТУ — колледж — вуз — предприятие». Начинать желательно с оценки школьников в старших классах, в том возрасте, когда у ребят появляется мотивация выяснения, кому из них и по какой профориентации идти дальше.
  2. Внедрение систем тестирования (с построением карьерограмм, отбором кандидатов в резерв технических и управляющих руководителей и т. д.)
  3. Построение модулей управления персоналом (системные оболочки, в которые будут интегрироваться требуемые специальности при заполнении штатных расписаний специалистов в различных подразделениях и службах предприятия). При этом свои соображения на разных уровнях модулей должны высказать и психологи.
  4. Повышение квалификации работающих специалистов необходимо проводить более эффективно, подчиняя этот процесс плану технического перевооружения предприятия и плану его научно­технического развития. В частности, проводить повышение квалификации тех работников, которые будут способны на быстрый профессиональный рост (с включением в действие формулы «или хочет, или должен»).
  5. Проведение более действенной аттестации кадров на каждом этапе развития предприятия для оценки и возрастания ценности работника для предприятия и повышения его материальной заинтересованности.
  6. Использование современных технологий виртуальной реальности для повышения усвояемости материала у обучаемых специалистов: телекоммуникационных комплексов, электронных плакатов и средств мультимедиа, воздействия на органы чувств и других способов ввода информации (как, например, используемых в российско-финском проекте ФГУП «Адмиралтейские верфи») и т. д.

Руководство предприятия и технических университетов убеждено в том, что активное научно­техническое сотрудничество между предприятием и вузами, развитие научных школ и школ разработчиков с участием молодых творческих сил студентов — все это приведет к дальнейшему наращиванию научно-технического и производственного потенциала ОАО «НПП «Радар ММС». Предприятие рассматривает указанные технические университеты как долговременных и равноправных партнеров в кадровой и научной областях при решении практически всех задач, остро стоящих сегодня перед предприятием и оборонной отраслью в целом.

 

Кафедра РИСК | Образование | Лекторы | Издания | Наука | Фотогалерея | История

 

 
Назад
Дата последнего обновления: 24.12.2004
  © Copyright 1995-2004 Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет.