Поиск по сайту E-MAIL Главная страница
Разделы

Интервью с сотрудниками кафедры ТОР

Кафедра ТОР | Образование | Дисциплины | Лекторы | Лаборатории | Издания | Наука | Фотогалерея | История

Валерий Александрович СТЕПАНОВ

Институт кураторства в ЛЭТИ возник приблизительно во второй половине шестидесятых годов, как форма воспитательной и учебной работы со студентами, как средство повышения эффективности этой работы. Пик этой работы на кафедре ТОР пришелся на конец семидесятых – начало восьмидесятых годов, и, конечно, она принесла определенные результаты. Повысилось качество отбора абитуриентов при поступлении в ВУЗ; повысилась в среднем успеваемость студентов; стало более массовым участие студентов в студенческом научном обществе (СНО); повысился уровень дипломных работ; усилился интерес к науке и научной работе. Выпускалась настенная газета СНО с фотографиями, с великолепным юмором, было выпущено около 10 номеров. Стал более тесным и неформальным контакт студентов и преподавателей кафедры ТОР. Преподаватели руководили научной работой сразу нескольких студентов.
Интересно проводились выпускные вечера под названием «Последний звонок»; осуществлялась связь с выпускниками кафедры. Многие выпускники после окончания ВУЗа были распределены работать на кафедру ТОР (оставлены на кафедре): Данилин А.А., Ушаков В.Н., Сугак М.И., Малышев В.Н., Корнеев А.Д., Черногубовский М. , Грачев С.В. И многие другие.
Выдающимися кураторами были доценты Саблин Е.С., Степанов В.А., Густов Ю.А. и другие. Группа 418 (год приема 1974) почти в полном составе (26 человек) закончили ВУЗ, и из них 11 человек имели дипломы с отличием.
Однако, в дальнейшем, приблизительно во второй половине восьмидесятых годов работа кураторов очень сильно формализовалась (по всему институту особенно), а с началом «перестройки» предельно минимизировалась.
В настоящее время происходит некоторое возрождение кураторской работы и её модернизация. Например, определён единый «вечный» куратор первого курса. Работа куратора с первым курсом специфична. Первый год обучения в ВУЗе (а точнее первый семестр) является переходным и в сознании студентов, и в самом учебном процессе: от школьной формы обучения к вузовской. Утрачена ежедневная, еженедельная форма контроля успеваемости студентов. У студента складывается ложная, пагубная иллюзия некой «свободы» и «свободного времени», которое он использует не на учёбу, а на развлечения или работу. В результате он начинает пропускать занятия (особенно лекционные), перестаёт понимать излагаемый для него материал, подходит к сессии неподготовленным, «заваливает» сессию, и его отчисляют.
Вот об этой самой главной ошибке самым серьёзным образом надо убедительно предупредить первокурсника. Сделать это надо на примерах, фактах, результатах, статистике, в длительных беседах с каждым индивидуально и с группой в целом. Помочь научиться самоконтролю – в этом основная цель и благородный долг куратора первого курса. У куратора первого курса имеется порядка десяти рекомендаций, правки, советов студентам, соблюдение которых обязательно приведет к успеху.
Задача кураторов старших курсов заключается, прежде всего, в привлечении студентов к научной работе. Эта работа очень индивидуальна и вести её надо начиная со второго и третьего курсов до конца учебы. Таких студентов бывает немного, буквально единицы, но они создают благоприятный климат в группе, хороший пример для остальных. Поэтому эта работа является очень важным и благородным делом.

 

 
Назад
Дата последнего обновления: 24.12.2004
  © Copyright 1995-2004 Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет.