3.5. Востребованность выпускников и взаимодействие с работодателями

 

3.5.1. Характеристика состояния и основные задачи взаимодействия вузов и работодателей

 

Характеристика состояния системы высшего профессионального образования дана в принятых Правительством РФПриоритетных направлениях развития образовательной системы РФ. Особо отмечены такие негативные тенденции как рост массовости высшего профессионального образования в ущерб качеству, снижение качества материально-технической базы и образовательной среды вузов в целом, неконкурентный уровень заработной платы и социального статуса педагогических работников, приводящей к ослаблению качества кадрового обеспечения.

К числу основных проблем высшего профессионального образования в этом документеотнесены несоответствие содержания и технологий образования требованиям современного общества и экономики, отставание системы образования от требований социально-экономического развития страны и дефицит преподавательских и управленческих кадров необходимой квалификации.

Приоритетными направлениями модернизации высшего профессионального образования,непосредственно затрагивающими взаимодействие вузов и бизнес-сообщества как основного потребителя выпускников и образовательных услуг,признаны:

·                    Развитие современной системы непрерывного профессионального образования.

·                    Повышение качества профессионального образования.

·                    Повышение доступности профессионального образования.

·                    Повышение инвестиционной привлекательности учреждений образования.

Стратегические задачи развития высшего профессионального образования, изложенные в утвержденной Правительством РФ 03.09.05 г.Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, формулируются как:

·                    Совершенствование содержания и технологий образования, развитие фундаментальности и практической направленности образовательных программ.

·                    Развитие системы обеспечения качества образовательных услуг в соответствии с запросами граждан, общества и рынка труда.

·                    Повышение эффективности управления и создание новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования

Приоритетный национальный проект «Образование» в части государственной поддержки вузов, реализующих инновационные образовательные программы, основными задачами считает кадровое обеспечение инновационного развития предприятий, отраслей и регионов, повышение качества естественнонаучного и инженерного образования и обеспечение его соответствия запросам рынка труда и технологий.

         Основываясь на перечисленных концептуальных документах федерального уровня, ученый совет СПбГЭТУ определил основные задачи развития взаимодействия с работодателями как:

1)                 Усиление практической направленности образовательных программ на основе интеграции научной и образовательной деятельности и стратегического партнерства.

2)                 Создание системы взаимодействия с работодателями.

3)                 Обеспечение деятельности регионального совета по вопросам взаимодействия вузов и промышленных предприятий в Северо-Западном федеральном округе.

4)                 Участие в создании и работе совместных ассоциативных структур с профессиональным бизнес-сообществом и органами власти.

5)                  Участие в реализации программы взаимодействия Администрации СПб и ОАО «Газпром».

Участие работодателей предполагается в следующих направлениях совместной деятельности:

1)                 Мониторинг и прогнозирование потребностей рынка труда, планирование регионально-отраслевого заказа на специалистов.

2)                 Совместная разработка образовательных программ и профессиональных требований к выпускникам.

3)                 Совместная реализация образовательных программ (финансовое, материально-техническое, технологическое и кадровое обеспечение).

4)                 Общественно-профессиональная аккредитация и оценка качества содержания образовательных программ.

5)                 Оценка качества и сертификация выпускников, оценка качества образовательной среды вуза, включая научные исследования и подготовку кадров высшей квалификации.

Решение перечисленных задач должно обеспечить качественную и востребованную целевую подготовку и повышение квалификации специалистов, повышение конкурентоспособности вуза на рынке труда и образовательных услуг, повышение качества профессиональной подготовки и конкурентоспособности выпускников.

 

3.5.2. Программа «Стратегическое партнерство»

 

В соответствии со стратегическим планом развития университета в СПбГЭТУ принят программно-целевой метод решения комплексных проблем. Считая задачу восстановления и развития связей кафедр и факультетов университета с промышленными предприятиями, проектными и научными организациями приоритетной и долгосрочной, ученый совет принял решение о разработке и формировании целевой программы «Стратегическое партнерство». Была разработана и принята концепция программы, утверждено Положение и критерии оценки эффективности стратегического партнерства (см. Приложение 3.5.1).

Целью программы является обеспечение высокого качества профессиональной подготовки специалистов на основе комплексного сотрудничества университета с заинтересованными предприятиями и организациями - стратегическими партнерами путем объединения интеллектуального потенциала, материальных, финансовых и корпоративных ресурсов партнеров.

Основные задачи Программы:

1)                 Прогноз потребностей рынка труда и обеспечение раннего трудоустройства выпускников.

2)                 Совместная разработка содержания, информационно-методического и материально-технического обеспечения основных и дополнительных образовательных программ.

3)                 Совместная реализация и ресурсная поддержка образовательных программ,технологических и преддипломных практик студентов.

4)                 Разработка профессиональных требований к специалистам.

5)                 Оценка качества образовательных программ и качества подготовки выпускников. Обеспечение деятельности экспертных советов по научно-образовательным направлениям СПбГЭТУ.

6)                 Привлечение студентов к реальной проектной и исследовательской деятельности. Внедрение образовательной технологии «обучение через исследовательские проекты» при подготовке практико-ориентированных специалистов.

Механизмы и логистика реализации Программы:

1)                 Долгосрочный двухсторонний договор (соглашение) о стратегическом партнерстве с указанием основных направлений сотрудничества.

2)                 Согласованный план (программа) работ на текущий год с указанием конкретных мероприятий, сроков их выполнения, ожидаемых результатов и ответственных исполнителей от каждой стороны.

3)                 Финансовые договоры по реализации конкретных мероприятий плана, совместные решения, приказы, акты о выполнении.

4)                 Годовой отчет о фактическом выполнении плана (программы) работ по конкретным мероприятиям.

5)                 Сбор данных для расчета показателей эффективности стратегического партнерства, утвержденных ученым советом университета на 2006 год.

Критерии оценки эффективности реализации Программы:

1)                 Масштабы и результативность целевой подготовки.

2)                 Ресурсная и финансовая поддержка партнерства (переданное оборудование, ремонт, издание учебной и научной литературы, поддержка совместных мероприятий, финансирование НИОКР).

3)                 Фактическое привлечение сотрудников предприятий к учебному процессу (лекции и практические занятия, руководство практиками, курсовым и дипломным проектированием).

4)                 Создание совместных научно-образовательных структур (научных и учебных лабораторий, центров, базовых кафедр).

5)                 Реальное участие предприятий в подготовке новых курсов и образовательных программ.

6)                 Реальное участие работодателей в оценке качества (экспертизе) образовательных программ и выпускников.

Показатели эффективности на 2006 год

         (Приняты решением ученого совета университета от 8 декабря 2005 г.)

1)                 Численность студентов кафедры, прошедших преддипломную практику или дипломное проектирование на предприятиях – стратегических партнерах, чел.

2)                 Численность студентов кафедры, проходящих подготовку в рамках целевых образовательных программ, реализуемых совместно со стратегическими партнерами, чел.

3)                 Численность выпускников кафедры, принятых на работу на предприятия – стратегические партнеры, чел.

4)                 Объем финансирования НИОКР, проводимых кафедрой по заданиям стратегических партнеров, включая привлеченные ресурсы, тыс. руб.

5)                 Численность сотрудников предприятий – стратегических партнеров, привлеченных к преподавательской деятельности на кафедре на постоянной основе, чел.

6)                 Число научно-технических и учебно-методических мероприятий, проведенных кафедрой совместно с предприятиями – стратегическими партнерами, единиц

7)                 Наличие совместных научно-образовательных структур, единиц

Органы управления Программой:

·                    Коллегиальный орган управления Программой, выполняющий функции совета Программы – Комитет по стратегическому планированию ученого совета университета.

·                    Административный орган, выполняющий функции исполнительной дирекции программы – специально созданное функциональное подразделение университета «Центр по связям с промышленностью и инновациям».

·                    Координатор программы на уровне университета – первый проректор по научно-образовательной деятельности

·                    Экспертные органы Программы – сформированные по решению ученого совета университета и действующие на основании утвержденного положенияЭкспертные советы по основным научно-образовательным направлениям, состоящие, в основном, из представителей стратегических партнеров.

Нормативно-методическое обеспечение Программы включает:

·                    Сборник нормативных документов «Стратегическое партнерство» (в настоящее время действует третье издание 2006 года)

·                    Перечень основных научно-образовательных направлений СПбГЭТУ, ежегодно утверждаемый ученым советом университета.

·                    Типовые паспорта основных научно-образовательных направлений университета и отдельных кафедр, обеспечивающих данное научно-образовательное направление.

·                    База данных по программе «Стратегическое партнерство», включающая данные о сотрудничестве с более 40 предприятиями и организациями.

 

3.5.3. Модели взаимодействия вуза и предприятий – партнеров

 

Под стратегическим партнерством университета и предприятия (организации) понимаются двухсторонние договорные отношения, содержащие следующие характерные элементы:

-       долгосрочную программу (план) подготовки специалистов для предприятия с учетом перспектив развития отрасли и предприятия;

-       целевую составляющую подготовки студентов, реализуемую совместно сотрудниками вуза и предприятия, включая опережающую подготовку кадров для освоения новых видов продукции и технологий;

-       создание базы для проведения технологических практик студентов и дипломников;

-       проведение совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), привлечение вузовских ученых к модернизации и созданию новой продукции и технологий, их внедрению и коммерциализации;

-       создание в вузе новых и переоснащение имеющихся учебно-научных лабораторий;

-       целевую подготовку для предприятия кадров высшей квалификации;

-       организационное, материально-техническое и финансовое содействие привлечению к научной работе «целевых» студентов и аспирантов;

-       наличие коллегиальных экспертно-аналитических и совещательных органов, координирующих взаимодействие вуза и предприятия;

-       создание совместных структур научно-образовательного или инновационного профиля, в том числе базовых кафедр с новой функциональной нагрузкой и организационно-экономической моделью.

В каждом конкретном случае договор о стратегическом партнерстве должен формироваться исходя из двусторонних интересов, образуя в итоге комплексную программу взаимодействия диполя «вуз – предприятие», которая может изменяться и корректироваться по мере изменения внешних условий.

Основным стимулом формирования партнерских отношений является заинтересованность сторон во взаимовыгодном сотрудничестве в области подготовки высококвалифицированных кадров, укреплении материально-технического обеспечения учебного процесса, модернизации производства и выпускаемой продукции. Все это повышает конкурентоспособность партнеров.

Стратегические партнеры, вкладывая ресурсы в развитие вуза, имеют право и должны участвовать в оценке качества выпускников, учебных программ и планов, выработке рекомендаций по развитию новых форм профессиональной подготовки специалистов, оценке качества научных исследований в вузе, подбору преподавателей. Это реализуется через участие представителей предприятий – стратегических партнеров в работе экспертных советов вузов по основным научно-образовательным направлениям.

В СПбГЭТУ опробованы и используются на практике несколько моделей стратегического партнерства. Примером комплексного сотрудничества может служить модель стратегического партнерства, реализуемого СПбГЭТУ и ФГУП «НИИ "Вектор"». В рамках соглашения о стратегическом партнерстве функционирует базовая кафедра, на которой реализуется программа целевой подготовки для студентов пятого курса. Предприятие формирует перспективный (не менее, чем на 3 года) план потребностей в выпускниках вуза, структурированный по годам и по специальностям. Ежегодно «целевые» студенты нескольких кафедр объединяются в отдельную группу, для них формируется индивидуальный план, в котором часть дисциплин (обычно две дисциплины в семестр) в рамках дисциплин по выбору заменяется на специальные дисциплины, читаемые на базовой кафедре по согласованию с предприятием. Студенты, участвующие в целевом обучении, оформляются по совместительству на предприятие на вторую половину рабочего дня с заработной платой от 1,5 до 4 тыс. руб.

Для повышения и поддержания квалификации преподавателей вуза НИИ «Вектор» привлекает их к профильным НИОКР. С этой целью сторонами ежегодно формируется тематический план НИОКР, финансируемый предприятием. Если преподаватели кафедр вуза готовы выполнить НИОКР в полном объеме, вуз заключает с предприятием хозяйственный договор. Если речь идет о выполнении составной части НИОКР или разработка требует использования специального оборудования (стендов), преподаватели по согласованию сторон оформляются для выполнения работ на предприятии.

Другой формой целевой подготовки студентов, используемой целым рядом предприятий, является обучение через исследовательские проекты. Для внедрения этой образовательной технологии в СПбГЭТУ было создано студенческое учебно-проектное бюро с «открытой» структурой. Основная цель деятельности бюро – привлечение к научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам (проектам) «целевых» студентов – достигается за счет средств и материально-технических ресурсов, выделяемых вузу заинтересованными предприятиями-партнерами. Это оформляется либо как отдельный договор с техническим заданием, ориентированным на определенную группу студентов, либо как дополнение к договору на НИОКР, выполняемую сотрудниками вуза, в техническом задании которого содержится раздел, ориентированный на студентов. В обоих случаях проекты выполняются студентами под руководством преподавателей вуза и, возможно, сотрудников предприятия-заказчика в лабораториях вуза и/или  предприятия. Студентам читаются специальные курсы, как правило, в интенсивной форме, без освоения которых качественное выполнение проектного задания практически невозможно.

Преимуществами данной образовательной технологии являются:

-       развитие навыков самостоятельной научно-исследовательской и проектной деятельности;

-       предварительное знакомство с будущим местом работы и коллективом;

-       ранняя технологическая ориентация будущего специалиста на конкретное предприятие;

-       возможность оценить способности будущего специалиста при защите и сдаче результатов работы заказчику.

Организационно студенческое учебно-проектное бюро построено по принципу «открытых» структур, что на практике означает свободный доступ к информационным и административным ресурсам для любой кафедры вуза, открывающей отделение бюро на своей территории. Структурно бюро состоит из группы управления, технической группы и так называемых проектных групп, формируемых под конкретные проекты на кафедрах.

Основные задачи группы управления – содействие заключению договоров с предприятиями-заказчиками «целевых» выпускников, привлечение кафедр к новой образовательной технологии, обеспечение документооборота внутри и вне вуза, нормативно-правовое и методическое сопровождение деятельности бюро, стыковка и согласование стандартных учебных планов с целевой составляющей подготовки, включая саму работу в рамках проекта.

Например, при подготовке учебной программы для группы магистров, обучающихся в рамках соглашения с компанией «Моторола», преподавателям ряда кафедр вуза пришлось разработать вновь или модернизировать 15 курсов. Этот подготовительный этап занял целый учебный год и был профинансирован фирмой-заказчиком, включая издание переведенных или написанных заново учебников и учебных пособий, подготовку и запуск учебных лабораторий. Фирма поддерживает и стимулирует модернизацию учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного процесса. Это позволило вузу получить современную и постоянно обновляемую, а потому конкурентоспособную образовательную программу с качественным кадровым, материально-техническим и учебно-методическим обеспечением.

Техническая группа занимается ресурсным и материально-техническим обеспечением деятельности бюро, созданием и функционированием центров коллективного пользования для студентов, входящих в проектные группы. Как показал более чем пятилетний опыт использования образовательной технологии «обучение через исследования» для организации целевой подготовки подготовка группы из 10 студентов при двух руководителях-консультантах требует НИОКР с годовым объемом около 500 тыс. руб.

Еще одна оригинальная модель стратегического партнерства реализуется с ФГУП «ЦНИИ "Электроприбор"». Для организации целевой подготовки в структуре ЦНИИ «Электроприбор» создан отдел подготовки кадров и сформирована координационная группа из преподавателей кафедр СПбГЭТУ, чьи выпускники востребованы предприятием. Группы целевых студентов формируются на четвертом курсе на конкурсной основе путем индивидуального собеседования студентов с отборочной комиссией. Прошедшие конкурсный отбор студенты оформляются в качестве сотрудников предприятия, и как сотрудникам предприятия им формируется задание на изучение определенных дисциплин. Целевая подготовка осуществляется на территории предприятия во второй половине дня по специально сформированной программе, причем студенты не освобождаются от основной образовательной программы в вузе, поэтому целевая подготовка является для них дополнительной. По результатам обучения на четвертом курсе осуществляется конкурсный отбор хорошо успевающих студентов. Принципиальным моментом является прием зачетов и экзаменов по целевой программе специальной комиссией, формируемой приказом директора предприятия. Как правило, в оценке знаний студентов преподаватели не участвуют.

В рамках обучения в ЦНИИ «Электроприбор» практикуется коллективное выполнение практических заданий студентами, что прививает навыки работы в команде. Одной из форм контроля выполнения заданий являются научно-практические молодежные конференции с обязательным выступлением «целевых» студентов. Лучшие работы премируются (из специального фонда) в виде командирования с докладами на международные конференции.

Наряду со студентами целевой подготовкой в НИИ «Электроприбор» охвачены «целевые» аспиранты. Интерес представляет эксперимент, в рамках которого «целевые» аспиранты обучаются в аспирантуре СПбГЭТУ по контрактам с ЦНИИ «Электроприбор» не только для предприятия-заказчика, но и для кафедр вуза, в качестве преподавательского состава которых оно заинтересовано. Этот новый элемент сотрудничества подтверждает серьезность намерений и заинтересованность сторон в долгосрочном стратегическом партнерстве.

ЦНИИ «Электроприбор» имеет партнерские отношения в сфере целевой подготовки кадров с несколькими техническими университетами Санкт-Петербурга. Это позволяет реализовать совместные межвузовские программы обучения целевых студентов, включая основные образовательные программы на старших курсах. Интеграция потенциалов и ресурсов ряда вузов существенно экономит затраты и повышает качество интегрированных образовательных программ. В настоящее время четырьмя вузами – СПбГЭТУ «ЛЭТИ», СПбГУАП, СПбИТМО и БГТУ – разработана и реализуется на территории и материально-технической базе ЦНИИ «Электроприбор» совместная программа в рамках специальности «Навигация и управление движением» для потока около 80 человек (четыре полные группы).

Модель стратегического партнерства с АО «НПО "Буревестник"» отличается включением в сотрудничество малого предприятия Технопарка СПбГЭТУ ЗАО «ЭлТех-Мед». В данном случае модель партнерства строилась под инновационное продвижение результатов НИР и продукции, разрабатываемой на кафедре «Электронные приборы и устройства». После этапа НИР, реализуемого на кафедре, на этапе ОКР к разработке наукоемкой продукции подключается малое предприятие, которое далее передает конструкторскую документацию для внедрения и производства продукции предприятию. Для загрузки программного обеспечения и финишной настройки продукции изделия возвращаются малому предприятию. Персонал пользователя (покупателя продукции) готовится силами сотрудников кафедры и малого предприятия. Продажа и гарантийное обслуживание продукции осуществляется как малым предприятием «ЭлТех-Мед», так и НПО «Буревестник». Все этапы и формы сотрудничества оговорены отдельными финансовыми договорами. Права на интеллектуальную собственность закреплены юридически за всеми участниками инновационного цикла.

При постоянном обновлении моделей и расширении номенклатуры изделий на предприятии встал вопрос кадрового сопровождения инновационной продукции. С этой целью была организована базовая кафедра, осуществляющая целевую подготовку группы студентов с использованием образовательной технологии «обучение через исследования».

Структурно данная модель сотрудничества включает в себя помимо базовой кафедры учебную лабораторию, исследовательскую лабораторию, производственный участок финишной сборки и настройки, демонстрационно-тренинговый центр.

При невозможности или нецелесообразности формирования полной группы «целевых» студентов в интересах одного предприятия возможна кооперация в организации целевой подготовки для группы предприятий близкого профиля. Это позволяет снизить себестоимость целевой подготовки специалистов для каждого предприятия путем объединения их ресурсов. В настоящее время в СПбГЭТУ прорабатывается модель базовой кафедры, действующей при ассоциации «Системы морской связи», которая объединяет девять предприятий радиотехнического профиля. Аналогичные цели преследует учебно-научная лаборатория «Современные электротехнологии», поддерживаемая ВНИИ токов высокой частоты, НИИ сварки и ОАО «Силовые машины». Перспективным представляется создание центра целевой подготовки кадров при технопарках и инновационно-технологических центрах (ИТЦ), объединяющих в своей деятельности малые наукоемкие предприятия определенного профиля. При этом целевая подготовка кадров может вестись как для самих малых предприятий ИТЦ и технопарков, так и для их партнеров – потребителей продукции или результатов исследований.

 

3.5.4. Программа сотрудничества СПбГЭТУ и ОАО «Газпром»

 

В связи с подписанием Губернатором Санкт-Петербурга В. И. Матвиенко и Председателем правления ОАО «Газпром» А. Б. Миллером Соглашения о сотрудничестве Санкт-Петербурга и ОАО «Газпром», включающего развитие научных исследований и подготовку кадров в интересах промышленности города и нефтегазовой отрасли страны, а также учитывая накопленный в СПбГЭТУ опыт подготовки специалистов для дочерних обществ ОАО «Газпром» (см. раздел, посвященный Югорскому филиалу СПбГЭТУ) в 2005 году университетом была разработана и представлена руководству ОАО «Газпром» Концепцияи основные направления Программы сотрудничества ОАО «Газпром» и СПБГЭТУ. Концепция и основные направления программы сотрудничества были одобрены и приняты к реализации.

Главной целью сотрудничества являлось создание основ современной системы социального партнерства крупных национальных корпораций и высшего технического образования, предусматривающего:

·                    создание корпоративной системы подготовки инновационно ориентированных высококвалифицированных специалистов на базе интеграции фундаментальной и прикладной науки, профессионального образования и высокотехнологичного производства;

·                    формирование совместной научно-образовательной и инновационной инфраструктуры;

·                    проведение прикладных научно-технических работ и опытно-конструкторские разработок в интересах отрасли;

·                    выпуск инновационной продукции для предприятий ОАО «Газпром».

Программасостоит из следующих основных разделов (подпрограмм):

I.                        Подготовка кадров для предприятий ОАО «Газпром» (подпрограмма «Кадры»);

II.                        Выполнение поисковых и прикладных исследований и ОКР в интересах предприятий ОАО «Газпром» (Подпрограмма «Наука»);

III.                        Создание на базе СПбГЭТУ учебно-научного центра ОАО «Газпром» в форме научно-образовательного инновационного технопарка (Подпрограмма «Инфраструктура»);

IV.                        Подпрограмма «Социальная поддержка обучающихся».

Основными тематическими направлениями сотрудничества в области подготовки кадров и научных исследований в рамках данной программы являются:

·                    Информационные технологии и информационно-измерительные системы;

·                    Вычислительная техника и программное обеспечение;

·                    Корпоративные информационно-управляющие системы;

·                    САПР- и CALS- технологии;

·                    Системы управления и автоматизация производственных процессов и технологических комплексов;

·                    Микро- и наносистемная техника;

·                    Радиоэлектроника и телекоммуникации;

·                    Биомедицинские технологии и приборостроение;

·                    Системы неразрушающего и дистанционного контроля;

·                    Технологическая и информационная безопасность систем, машин и механизмов;

·                    Менеджмент качества;

·                    Экологический мониторинг и защита окружающей среды;

·                    Связи с общественностью.

Подпрограмма «Кадры» ориентирована на следующие категории обучающихся:

·                    Абитуриенты (школьники) – слушатели подготовительных курсов филиалов центра довузовской подготовки СПбГЭТУ в приоритетных для отрасли регионах;

·                    Студенты целевой подготовки по заказу ОАО «Газпром»;

·                    Студенты младших курсов региональных филиалов СПбГЭТУ;

·                    Студенты очно-заочной формы обучения, реализуемой на основе новых дистанционных технологий;

·                    Студенты старших курсов, магистры и аспиранты, обучающиеся в рамках элитной подготовки и целевой подготовки кадров высшей научной квалификации;

·                    Сотрудники предприятий ОАО «Газпром», обучающиеся по программам повышения квалификации;

·                    Стажеры из числа сотрудников предприятий ОАО «Газпром» и преподавателей.

Для стратегического развития ОАО «Газпром» необходима инновационная среда, формирующая и закрепляющая в отрасли качественный человеческий капитал и обеспечивающая ускоренное освоение новых технологий. Это требует глубокой интеграции учебного процесса, научно-проектной деятельности и высокотехнологичного производства, т. е. разработки принципиально новых образовательных программ и форм их реализации. Для решения этой задачи в рамках сотрудничества Санкт-Петербурга и ОАО «Газпром» разработан инфраструктурный проект, направленный на создание инновационного научно-образовательного технопарка «Газпром – Санкт-Петербургские инновации» (рис.3.5.1).

Основной целью проекта «Технопарк «Газпром – Санкт-Петербургские инновации» является подготовка инновационно ориентированных специалистов для предприятий ОАО «Газпром» на основе привлечения студентов и специалистов к проектной деятельности и инновационным разработкам по перспективной тематике и приоритетным направлениям технологического развития нефтегазовой отрасли.

 

 

Подпись: Подготовка кадровПодпись: Научные исследованияПодпись: Инкубация малых предприятий

Подпись: Технологические разработки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 3.5.1. Функциональная структура Технопарка

Предлагается реализация проекта Технопарка «Газпром – Санкт-Петербургские инновации» в форме распределенной сетевой модели. Сетевая модель предполагает гибкое размещение образовательных, научно-проектных и внедренческих инновационных структур на распределенных площадках, определяемых участниками проекта в соответствии со складывающимися условиями и конъюнктурой. Такая модель взаимодействия участников инновационного Технопарка «Газпром – Санкт-Петербургские инновации» позволяет реализовывать открытую для сотрудничества региональную политику по привлечению к участию в проекте региональных инновационных предприятий, научных организаций и вузов.

В структуре координационного совета, созданного в рамках соглашения о сотрудничестве Санкт-Петербурга и ОАО «Газпром», создана секция науки, высшей школы и проектных организаций, функционирующая на базе СПбГЭТУ под председательством ректора университета проф. Пузанкова Д.В. Секцией разработана программа перспективных НИОКР, предлагаемых к реализации предприятиями, вузами и проектными организациями города в интересах нефтегазовой отрасли. В 2006 году разработан и реализуется проект внедрения технологий дистанционного обучения при подготовке и переподготовке кадров для дочерних предприятий ОАО «Газпром». Проект имеет важное значение для обеспечения деятельности Югорского филиала СПбГЭТУ, а также подготовки абитуриентов и школьников малокомплектных школ в удаленных трассовых поселках.

 

 

 

 

3.5.5. База данных стратегического партнерства

 

Перечень организаций и предприятий, заключивших соглашение о сотрудничестве с СПбГЭТУ, приведен в таблице 3.5.1. Все организации – партнеры разделены в таблице 3.5.1 на 3 группы.

В первую группу входят ведущие стратегические партнеры, имеющие многолетний опыт работы с СПбГЭТУ в области целевой подготовки специалистов, создания специализированных организационных структур (учебно-научные центры, лаборатории и конструкторские бюро, базовые кафедры), в проведении совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Все эти мероприятия имеют соответствующее финансирование со стороны организаций, результаты этой деятельности отражены в таблице 3.5.2. Формы взаимодействия вуза с такими организациями приняли устойчивый и долговременный характер.

Во вторую группу  включены партнеры, организационное и финансовое взаимодействие с которыми началось или возобновилось сравнительно недавно и имеет хорошие перспективы развития. Показатели стратегического партнерства во второй группе, как правило, в целом не достигли планируемых значений, хотя по многим позициям сотрудничество развивается успешно.

В третью группу попали организации, с которыми соглашения о стратегическом партнерстве заключены в 2006 году. Партнерство в третьей группе можно считать перспективным развивающимся, но не достигшем плановых показателей.

Решение об отнесении организаций – стратегических партнеров к той или иной группе принимается комитетом по стратегическому планированию ученого совета университета после ежегодного подведения итогов программы «Стратегическое партнерство». Большое значение имеет рассмотрение сотрудничества в рамках данной программы на ежегодной научно-практической конференции «Планирование и обеспечение подготовки кадров для промышленно-экономического комплекса региона», традиционно проходящей в декабре.


 Таблица 3.5.1

База данных стратегического партнерства в ЭТУ

Стратегический партнер

Нормативно-методическая база

Организационная структура

Целевая подготовка и переподготовка кадров

Объемы НИР, другое финансирование

Факультет, кафедра,

ответственное лицо

1.1.1      Соглашение о сотрудничестве

Наличие документов

Состо-яние

I. Ведущие партнеры

1

ЗАО «Моторола ЗАО»

№ 6419/ВТ-232

Договор о предоставлении услуг

+

Учебно-научный центр и лаборатория

Ежегодный выпуск 25-30 магистров

2004 г. Хоздоговора на сумму:

1.ВТ 232 - 1356,5 тыс. руб.

2. АСОИУ 124/МК - 630,0 тыс. руб.

в 2005 году:

3. АСОИУ 129/МК – 616,0 тыс. руб.

4. ВТ 238 – 550,0 тыс. руб.

5. ВТ 240 – 692 385 тыс. руб.

Кафедра ВТ

Куприянов М.С.

Кафедра АСОИУ

Мустафин Н.Г.

2

Государственное унитарное предприятие Научно-исследовательский институт «Вектор»;

№1 СП/ЦСПИ-2000

Положение о базовой кафедре «Средств специальной радиоэлектроники»

+

Учебно-научная лаборатория “Методы и средства цифровой обработки информации” Базовая кафедра «Спецэлектроника» Некоммерческий фонд «перспективных научных исследований и подготовки кадров в области радиоэлектроники и телекоммуникаций»

группа студентов 10-12 человек

Хоздоговорная НИР « Разработка модуля цифровой обработки импульсных сигналов на базе программируемых логических матриц»

Объем –500,0 т.р. – 2002 г.

2003 г. – 500 тыс. руб.

2004 г. – Хоздоговора на сумму:

1. АПУ-97 - 375,0

2. РЭС-68 – 250,0 т. р.

3. ПМЧС-2 - 122,66 т.р.

2005 год:

4. АПУ 100 – 300,0 тыс. руб.

5. РЭС 71 – 150,0 тыс. руб.

ФРТ,

Федюковский Ю.И.

 

ФКТИ,

Канатов И.И.

Кафедра РЭС Головков А.А.

3

ОАО «Научно-производственное предприятие «Радар ммс»;

№2 СП/ЦСПИ-2001

Приказ о создании базовой кафедры (приказ № 682 от 17.05.2002)

+

Базовая кафедра “Радиоэлектронные информационные системы и комплексы”, Учебно-научный центр «Радар ммс»

5-6 человек студентов, технологическая практика

Ремонт помещения базовой кафедры

Объем - 60,0 тыс. руб.

Кафедра РИСК

Самойлов И.М.

Кафедра РС

Кутузов В.М.

Положение о базовой кафедре “Радиоэлектронные информационные системы и комплексы

+

Комплект типовых нормативно-методических документов по организации сотрудничества вуз-предприятие

+

4

Научно-производственное предприятие «Буревестник»

ЗАО «Элтех-Мед»

№3 СП/ЦСПИ-2001

№ 19 СП/ЦСПИ-2003

Соглашение о создании  учебно – научной лаборатории “Рентгеновских приборов и устройств”

+

1. Кафедральная учебно-научная лаборатория “Рентгеновских приборов и устройств”

2. Научный центр на базе ЗАО «Элтех-Мед» (450 кв.м.)

Целевая группа 5-6 человек ежегодно Технологическая практика 1-ой группы

2004 г. Хоздоговор на сумму:

1. ЭПУ –100,0 т.р.

2. ЭПУ – 200,0 т.р.

3. Инновационный проект – 4 000 т.р.

Ремонт помещения лаборатории в ЭТУ

Объем – 50,0 тыс. руб.

Кафедра ЭПУ

Быстров Ю.А.,

Потрахов Н.Н.

Перечень  оборудования, передаваемого для оснащения лаборатории

+

Положение о студенческой учебно-научной лаборатории “Рентгеновских приборов и устройств”

+

Приказ № 698 от 23.05.03 г. об организации учебно-научной лаборатории рентгенотелевизионных систем (УНЛ РТС)

 

5

ГУП «ВНИИТВЧ»,

ГУП «Институт сварки России»

 

Соглашение об организации межотраслевой лаборатории «Современных электротехнологии»

+

Факультетская межотраслевая лаборатория

«Современных электротехнологии»

(6 корпус 3 этаж)

4 аспиранта

1. Приобретение и передача оборудования на сумму 10 тыс. $

2.Хоздоговор на сумму – 45,0 тыс. руб.

3. СЭТ 16 – 380,0 тыс. руб.

ФЭА,

Васильев А.С.

Дзлиев С.В.

Положение о межотраслевой лаборатории «Современные электротехнологии»

+

Приказ № 1470 от 14.12.2001 о создании межотраслевой лаборатории «Современные электротехнологии»

+

6

Открытое акционерное общество «Ковровский электромеханический завод»

№ 4 СП/ЦСПИ – 2001

Соглашение об организации “Учебно-научного центра мехатронных комплексов подвижных объектов»

+

Учебно-научный центр «Мехатронных комплексов подвижных объектов»

2-аспиранта, технологиче-ская практика – 3 человека

Ремонт помещения центра

Объем – 70,0 тыс. руб.

Оборудование

Объем –  160,0 тыс. дол. США

ФЭА,

Путов В.В.

Гаврилов С.В.

Договор на передачу технологического оборудования для оснащения учебно-научного центра от 19.11.2001г.

+

7

ЦНИИ «Электроприбор»

№ 10 СП/ЦСПИ - 2002

Соглашение о межотраслевой целевой подготовке инженерных научных кадров на базе ЦНИИ «Электроприбор» в области управления движением и навигации

+

Центр на базе ЦНИИ «Электроприбор».

Проведение уникальных научных исследований

15 человек студентов от ЭТУ

2004 г. Хоздоговор на сумму:

1. МО-76 – 32,5 т.р.

2. ЛИНС 44 – 4 280 000

3. ЛИНС 46 – 450,0 т.р.

2005г.:

1. № 6537/Мо-77 – 240,0 т.р.

Кафедра КСУ,

Лукомский Ю.А.,

Кафедра ЛИНС Филатов Ю.В.

Кафедра МО ЭВМ

Яновский В.В.

8

Акционерное общество закрытого типа «Светлана-Рентген», ЗАО «Светлана - Оптоэлектроник»

№ 8 СП/ЦСПИ – 2002

Соглашение о создании  учебно-научной лаборатории “Рентгеновских приборов и устройств”

+

Учебно-научная лаборатория “Рентгеновских приборов и устройств”,

«ОМК»

Технологиче-ская практика – 2 групп

1.Хоздоговор с ЗАО «Оптоэлектроник» - 60,0 тыс. руб.

2.Хоздоговор САОЗТ «Светлана-Рентген» - 50,0 тыс. руб.

3.Ремонт лаборатории – 50,0 тыс. руб.

2004 г. Хоздоговор на сумму:

1. ЭПУ-239 – 280,0 т.р.

2. ЭПУ 243 – 220,0 т.р.

Кафедра ЭПУ,

Быстров Ю.А., доц.Степанов В.А.

Кафедра МЭ

Таиров Ю.М.,

Пихтин А.Н.

Методические указания по дисциплине “Рентгеновские приборы и устройства”

+

9

Институт химии силикатов РАН им. И.В. Гребенщикова

Фонд развития новых медицинских технологий «АЙРЭС»

№ 24-СП/ЦСПИ-2003

Приказ о создании лаборатории «Фрактальная нанотехнология»

+

-

Целевая подготовка 3-4 выпускника в год

Технологическая практика

ФЦНТП «Интеграция» -

1 400 тыс. руб. Совместный проект – 6 000 тыс. руб. (доля ЛЭТИ – 2 400 тыс. руб.)

Хоздоговор на сумму:

1. МИТ 161 – 15,0 тыс. руб.

Кафедра МЭ

Таиров Ю.М.

Афанасьев В.П.

Положение о совместной межпрофильной научно-исследовательской лаборатории «Фрактальная нанотехнология»

+

10

ОАО «Силовые машины- ЗТЛ, ЛМЗ, Электросила, Энергомашэкспорт»

№ 38-СП/ЦСПИ-2004

-

-

-

Технологическая практика – 1 группа

2004 г. Хоздоговора на сумму:

1. СЭТ-13 – 260,0 т.р.

2. САУ-243 – 1998,0 т.р.

3. РАПС 49 – 150,0 т.р.

Кафедра ЭТПТ, Лаб-ия СЭТ

Дзлиев С.В.

II. Перспективные партнеры

1

Научно-исследовательский институт «Электрон»;

№ 6 СП/ЦСПИ – 2001

Соглашение о создании учебно-научной лаборатории “Устройств отображения информации

+

-

-

Передано лабораторное оборудование на сумму 10 тыс. $

Кафедра ЭПУ,

Быстров Ю.А.

2

ЗАО «Светлана-Электронприбор»

№ 23-СП/ЦСПИ-2003

пролонгирован

Положение о учебно-научной лаборатории микроволновой электроники и технологий (МЭТЛаб)

+

Совместная учебно-научная лаборатория в ЭТУ

-

Передано оборудование на сумму – 20,0 тыс. руб.

 

Кафедра РТЭ,

Янкевич В.Б.

Договор безвозмездного пользования оборудованием

+

3

Федеральное государственное унитарное предприятие специальное конструкторское бюро «Титан»

№ 34-СП/ЦСПИ-2004

-

-

-

Подготовка специалистов – 3 выпускника

Хоздоговор № 6464/АПУ-98 200 тыс. с 01.10.04 по 31.05.05 (копия)

2004 г Хоздоговор на сумму:

1. АПУ-98 – 200,0 т.р..

Кафедра АПУ

Кузьмин Н.Н.

Власенко С.В.

4

ОАО «Красногвардеец»,

ЗАО «НПФ «ТЕХНОМЕДЦЕНТР»

№ 11 СП/ЦСПИ - 2002

Положение об учебно-научной лаборатории «Новой техники для медицины критических состояний»

+

Учебно-научная лаборатория «Новой техники для медицины критических состояний»

-

-

ФПБЭИ,

Юлдашев Д.З.

5

СПб филиал института океанологии им. П.П. Ширшова РАН

№ 13 СП/ЦСПИ - 2002

Соглашение о создании учебно-исследовательская лаборатория «Измерение характеристик природной среды»

+

Межкафедральная учебно-исследовательская лаборатория «Измерение характеристик природной среды»

-

Соглашение о передачи оборудования (Объем 10 тыс. дол. США).

Передано оборудование от фирмы MICROCHIP

ФПБЭИ

Попечителев Е.П.

Кафедра ИИСТ, Алексеев В.В.

АООТ «Опытный завод» ХК Ленинец

№ 14 СП/ЦСПИ – 2002

6

ФГУП «Брянский электромеханический завод»

№ 15-СП/ЦСПИ-2002

Договор консорциума

-

-

-

Изготовление макетных и опытных образцов разрабатываемой аппаратуры 300 тыс. руб.

Кафедра ВТ

Софьяников Н.М.

7

ЗАО «Научно-промышленная группа «Алтек»

№ 25-СП/ЦСПИ-2003

Договор с МГП «Акустика»

+

-

Повышение квалификации сотрудников «Алтек»

ЭУТ - 215 - 60 000 тыс. руб.

Договор на повышение квалификации 5 – 7 специалистов в год (30 – 40 тыс. руб. в год)

Кафедра ЭУТ

Паврос С.К.

8

ОАО РНИИ «Электронстандарт»

№ 27-СП/ЦСПИ-2003

Соглашение о создании лаборатории

-

-

-

Оборудование – на 680 т.р.

2004 г. Хоздоговора на сумму:

1. ВТ-231 – 180,0 т.р.

2. Ф-233 – 72,0 т.р.

3. ЦМИД 123 – 300,0 т.р.

Кафедра МЭ

Таиров Ю.М.,

Мошников В.С.

Лучинин В.В.

9

Научно-производственная фирма  «Ракурс»

№ 16-СП/ЦСПИ-2002

-

-

Учебный центр «Компьютерные средства автоматизации» год создания 1994

2004 год технологическая практика – 7 человек

2005 год технологическая практика – 6 человека, дипломная практика – 2 человека

Ремонт помещений УЦ, оснащение мебелью и учебной техникой. Объем 8500 у.е.

Договор на целевую подготовку. Форма ВТК. 30 т.р. – 1 человек

Кафедра РАПС

Цирлин Л.А.

10

ОАО «Информационные телекоммуникационные технологии», «ИНТЕЛТЕХ»

№ 43-СП/ЦСПИ-2005

-

-

Учебно-научная лаборатория

Целевая подготовка 5 чел., технологическая практика 5 чел.

Договор ВТ 235 – 6455 (млн. руб.)

Сделан ремонт помещения

Кафедра ВТ

Копия соглашения, оригинал у Куприянова

III. На стадии развития партнерства

1

Научно-производственное объединение «Аврора»

№ 7 СП/ЦСПИ – 2001

-

-

-

-

-

Кафедра КСУ,

Зуев В.А.

2

Российский морской регистр судоходства

№ 9 СП/ЦСПИ – 2002

-

-

-

-

-

Кафедра МСК,

Степанов С.А.

3

ООО «Научно-техническая фирма Вольта»

№ 12 СП/ЦСПИ - 2002

-

-

-

-

-

Кафедра РТЭ,

Янкевич В.Б.

4

НПК ЛУЦ НИИЭФА

им. Д.В. Ефремова

№ С-9 СП/ЦСПИ – 2000

-

-

-

-

-

Кафедра ЭПУ,

Барченко В.Т.,

Кафедра РТЭ,

Григорьев А.Д.

5

ФГУП «НИИ автоматизированных систем и комплексов связи «Нептун»

№ 21-СП/ЦСПИ-2003

Положение о студенческий учебно-научной лаборатории автоматизированных систем и комплексов связи

+

-

-

-

Кафедра РЭС

Головков А.А.

Полевой В.В.

6

ЗАО «ПЭК» Петербургская электронная компания

№ 22-СП/ЦСПИ-2003

-

-

-

-

-

Кафедра ЭПУ

Быстров Ю.А.

7

ОАО «Кулон»

№ 26-СП/ЦСПИ-2003

-

-

-

-

-

Кафедра МЭ

Изумрудов О.А.,

Таиров Ю.М.

8

ООО «Северный дом»

№ 28-СП/ЦСПИ-2003

-

-

-

-

Оборудование – на 100 т.р.

Кафедра МЭ

Изумрудов О.А.

9

ОАО НИИ «Гириконд»

№ 29-СП/ЦСПИ-2004

-

-

-

-

-

Кафедра МЭ

Таиров Ю.М.

10

Институт химии силикатов им. И.В. Гребенщикова РАН

№ 30-СП/ЦСПИ-2004

-

-

-

-

-

Кафедра МЭ

Таиров Ю.М.

11

ООО «Компания»Нординкрафт»

№ 31-СП/ЦСПИ-2004

-

-

-

-

ЭУТ-216 -1 800 000 руб. 2004-2005г.г.

Кафедра ЭУТ

Паврос С.К.

12

ОАО «Завод Электропульт»

№ 32-СП/ЦСПИ-2004

-

-

-

-

-

Кафедра САУ

Гаврилов С.В.

Путов В.В.

13

Санкт-Петербургское Общественное Движение Молодых Специалистов науки и техники

№ 33-СП/ЦСПИ-2004

-

-

-

-

-

ЦСПИ

Муравьев А.В.

14

Закрытое акционерное общество «ОВ»

№ 35-СП/ЦСПИ-2004

-

-

-

-

-

Кафедра ИИСТ

Алексеев В.В.

Комаров Б.Г.

15

ООО «Азимут-Инжиниринг»

№ 36-СП/ЦСПИ-2004

-

-

-

-

-

Кафедра АПУ

Кузьмин Н.Н.

Наседкин А.В.

234-07-61

16

ОАО Солтекс

№ 37-СП/ЦСПИ-2004

-

-

-

-

-

ЦСПИ

Муравьев А.В.

17

Компания ElmosDesignServicesB.V., Венло, Нидерланды

№ 39-СП/ЦСПИ-2004

-

-

-

-

Зарубеж. командировки, студентов, аспирантов – 1750 т.р.

Кафедра МЭ

Таиров Ю.М.

18

Малое Государственное Предприятие «Лазерная физика» (учредитель – ВНЦ ГОИ им.С.И.Вавилова)

№ 40-СП/ЦСПИ-2004

-

-

-

-

-

Кафедра ЛИНС

Филатов Ю.В.

19

Закрытое акционерное общество «ТД» Турмалин»

№ 41-СП/ЦСПИ-2005

-

-

-

-

-

Кафедра ИИСТ

Алексеев В.В.

20

Федеральное государственное предприятие «Научно-исследовательский институт Лазерной физики»

№ 42-СП/ЦСПИ-2005

-

-

-

-

-

Кафедра ФЭОП

Бузников А.А.

21

Федеральное государственное унитарное предприятие НПО «Импульс»

№ 44-СП/ЦСПИ-2005

-

-

-

-

-

Кафедра АПУ

Солодовников А.И.

22

Институт космофизических исследований и распространения радиоволн ДВО РАН

№ 45-СП/ЦСПИ-2005

-

-

-

-

-

ФРТ

Лысенко Н.В.

23

Закрытое акционерное общество «Элкотек»

№ 46-СП/ЦСПИ-2005

-

-

-

-

-

Кафедра РАПС

Цирлин Л.А.

ЦСПИ

Муравьев А.В.

24

ЗАО «Центр Новых Технологий Электро Энергетики»

№ 47-СП/ЦСПИ-2005

-

-

-

-

-

Кафедра САУ

(в стадии подписания)

25

ОАО «Авангард»

№ 48-СП/ЦСПИ-2005

-

-

-

-

-

Кафедра МИТ

Мироненко И.Г.

26

ООО «Ингредиент»

№ 49-СП/ЦСПИ-2005

-

-

-

-

-

Кафедра РТЭ

Янкевич В.Б.

 


 

Таблица 2

Сводный анализ взаимодействия со стратегическими партнерами

Год

Преддипломная и технологическая практики с трудоустройством (чел.)

Количество договоров

Договоры, сумма тыс.руб.

Созданные базовые кафедры, учебные и научные лаборатории и центры

2006(план)

330

7

10000,0

3

2005

326

10

9141,0

3

2004

320

12

5882,6

3

2003

-

12

-

5


 

3.5.6. Прогнозирование оценки востребованности выпускников СПбГЭТУ на основе анализа заявок на специалистов.

 

Долгосрочный прогноз потребностей в специалистах с высшим образованием по основным направлениям подготовки и специальностям для всех регионов России был проведен в 2002 г. в соответствии с приказом Минобразования РФ № 3198 от 24.09.2001 г. под эгидой Центра по формированию и конкурсному размещению государственного задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием (ВПО).

Данные по прогнозу потребностей в инженерах на 2006-2010 гг по группам специальностей подготовки в СПбГЭТУ для Санкт-Петербурга и Ленинградской области приведены в табл. 3.5.3.

Таблица 3.5.3

 

Прогноз потребности в специалистах с высшим профессиональным образованием (человек) для Санкт-Петербурга (числитель) и Ленинградской области (знаменатель)

Группа специальностей подготовки

Годы

2006

2007

2008

2009

2010

Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника

159 / 120

1595/100

1650/105

1700/105

1750/105

Приборостроение и оптотехника

745 / 16

745 / 15

755 / 15

765 / 15

775 / 15

Электронная техника, радиотехника и связь

1395 / 80

1395 / 50

1420 / 50

1450 / 50

1480 / 50

Автоматика и управление

605 / 40

605 / 50

615 / 50

625 / 50

635 / 50

Информатика и вычислительная техника

1220 / 80

1220 / 80

1240 / 80

1260 / 80

1280 / 80

Всего:

5560/336

4890/295

5680/300

5800/300

592 / 300

 

Ситуация, сложившаяся на рынке труда в 2005-2006 гг., подтвердила правильность прогноза. Наблюдавшийся в эти годы рост промышленности Санкт-Петербурга не был обеспечен подготовкой в вузах города достаточного количества инженеров с современным уровнем знаний и умений, что привело в конце 2006 г. к кризису кадрового рынка квалифицированных специалистов. Так, на 06.10.06 г в банке предложений Городской службы занятости значилось 886 вакансий для технических специалистов с ВПО (из них – 558 инженерных должностей, 108 – на должности конструкторов и 120 технологов). Особенно тяжелое положение сложилось в военно-промышленном комплексе и на предприятиях, связанных с современными технологиями. Анализ этих вакансий показал, что треть из них может быть заполнена выпускниками СПбГЭТУ – это говорит о соответствии структуры подготовки инженеров запросам промышленности региона.

Следует отметить, что некоторые вакансии ФСЗН СПб предлагают низкие зарплаты (5000 – 8000 руб. для молодых специалистов), что явно ниже запросов выпускников. Поэтому такие предложения вакантны в течение нескольких месяцев и вряд ли будут заполнены молодыми инженерами. Более оперативную информацию можно получить из городских специализированных изданий. Так например, за период с 9.10.06 по 13.10.06 в них было опубликовано 65 инженерных вакансий, которые распределяются по факультетам СПбГЭТУ следующим образом: ФРТ – 17; ФЭЛ – 16; ФКТИ – 20; ФЭА – 10; ФПБЭИ – 2.

Более высокую оплату труда (10000 -15000 руб.) предлагают предприятия и организации, знакомые с качеством подготовки специалистов в СПБГЭТУ и непосредственно обратившиеся в отдел профессиональной адаптации и трудоустройства (ОПАиТ) университета. В то же время количество вакансий, предлагаемых для выпускников различных факультетов, кафедр и специальностей сильно различаются. Например, явными лидерами являются факультеты электроники, радиотехники и телекоммуникаций, на факультете электротехники и автоматики большинство заявок на выпускников кафедры РАПС. Некоторые узкоспециализированные кафедры (ЭАС, КСУ, ЛИНС и др.) напрямую работают с профильными предприятиями, обеспечивая полную занятость выпускников.

О востребованности на рынке труда инженеров из СПбГЭТУ можно судить по сведениям ФСЗН Санкт-Петербурга о количестве выпускников, зарегистрированных в качестве безработных (табл. 3.5.4).

По сравнению с другими вузами Санкт-Петербурга СПбГЭТУ имеет один из самых низких процентов безработных выпускников (в 2005 г. – менее 0,1 %).

На протяжении трех лет число выпускников, зарегистрированных в качестве безработных, составляет (0,4 – 0,7) % от выпуска по очной форме обучения, что является одним из лучших показателей среди вузов Санкт-Петербурга. Распределение выпускников, зарегистрированных в качестве безработных по специальностям и направлениям подготовки носит случайный характер и составляет не более 1 человека в год по специальности. Исключением являются 5 человек, зарегистрированных в качестве безработных в 2005 г. по специальности «Связи с общественностью». Анализ этой ситуации будет продолжен по результатам 2006 г., к сожалению, соответствующие данные за 2006 г. Управление ФГСЗН по Санкт-Петербургу сможет представить только в первом квартале 2007 г. Пока же можно предположить, что на рынке труда Санкт-Петербурга начинается перепроизводство соответствующих специалистов, поскольку в настоящее время 28 вузов города готовят студентов по специальности «Связи с общественностью», к тому же объемы подготовки в каждом вузе весьма значительны (до 100 и более человек в год).

 


                                                                                                                                                                         Таблица 3.5.4

                   Количество выпускников ЭТУ "ЛЭТИ",

                                                                 зарегистрированных в службе занятости Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

 

 

Шифр специальности

Наименование специальности

2003 г.

2004 г.

2005 г.

Кол-во выпускни-ков, чел.

Кол-во выпускников, зарегистрир.  ФСЗН СПб, чел.

Кол-во выпускни-ков, чел.

Кол-во выпускников, зарегистрир.  ФСЗН СПб, чел.

Кол-во выпускни-ков, чел.

Кол-во выпускников, зарегистрир.  ФСЗН СПб, чел.

210302

Радиотехника

67

1

59

1

85

1

210304

Радиоэлектронные системы

24

1

21

 

33

 

210400

Телекоммуникации

18

 

11

1

 

210101

Физическая электроника

15

 

17

 

23

1

230101

Вычислительные машины, комплексы, системы и сети

41

1

22

 

26

 

230102

Автоматизированные системы обработки информации и управления

52

 

51

1

42

 

140601

Электромеханика

9

1

8

 

11

 

140604

Электропривод и автоматика промышленных установок и технологич. комплексов

22

1

14

 

31

1

140605

Электротехнологические установки и системы

29

1

32

 

32

1

200105

Акустическиее приборы и системы

14

 

9

1

15

 

080507

Менеджмент организации

 

 

24

1

030602

Связи с общественностью

60

 

77

1

101

5

Итого:

 

6

 

5

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание: по другим специальностям подготовки в СПбГЭТУ обращений в службу занятости не зарегистрировано

 


3.5.7. Организация практики

 

Таблица 3.5.5

Виды и сроки проведения практики

 

 

 

 

 

Форма обучения

Вид практики

Специальность (направление) подготовки

Семестр

Продолжи-тельность недель

Очное обучение

Учебная вычислительная

230105, 230401

4

3

Ознакомительная

080500

4

4

Ознакомительная

030602

6

4

Производственно-технологическая

Бакалавры техн. напр., 230104, 230105, 230401

6

4

Учебная

351700, 031203

6

4

Учебно-ознакомительная

280202

6

3

Учебно-ознакомительная

080503, 080507, 220501

6

4

Производственная

080500

6

4

Производственно-технологическая

Специалисты техн.спец. (кроме 230104, 230105, 230401)

8

4

Учебно-производственная

030602

8

4

Экономическая

080503

8

4

Эконом. практ. и практ. менеджм.

080507

8

4

Преддипломная

030602, 080503

10

8

Преддипломная

Специалисты техн. спец. 

11

8

Научно-исследовательская

магистры

2

6

Учебная педагогическая

магистры

4

4

Очно-заочное обучение

Ознакомительная

030602

6

4

Производственно-технологическая

Специалисты техн. спец.

8

4

Учебно-производственная

030602

10

4

Преддипломная

Специалисты техн. спец., 030602

12

6

Заочное обучение

Производственно-технологическая

140604, 210105, 210302, 230101, 230102, 230104

8

4

Преддипломная

140604, 210105, 210302, 230101, 230102, 230104

12

6

Второе высшее образование

Ознакомительная

080500

6

2

Учебно-ознакомительная

080503

6

4

Производственная

220501

8

4

Экономическая

080500

8

4

Практика студентов является составной частью основной образовательной программы ВПО и имеет целью закрепление и расширение теоретических знаний, полученных ими в процессе обучения, а также приобретение опыта работы и практических навыков в сфере будущей профессиональной деятельности.

Порядок проведения практики определяется ГОС ВПО, который намечает формирование практической подготовки, исходя из умений выпускника, характеризующих его готовность к самостоятельной работе по профилю подготовки. В условиях реформ в Высшей школе ГОС ВПО постоянно корректируются с целью усиления соответствия вузовского образования требованиям рынка, что предопределяет необходимость внесения изменений в действующую систему практической подготовки.

В этой связи по линии нормативного обеспечения  практики переработаны, утверждены и введены в действие следующие основные внутривузовские документы, регламентирующие проведение практики:

·        положение о порядке проведения практики студентов;

·        программы практик, в том числе унифицированные для студентов технических направлений подготовки (специальностей);

·        форма договора на проведение практики студентов, заключаемого при ее проведении в сторонней организации;

·        форма задания на практику студенту, содержащего тему, план практики, отзыв о практике, итоги аттестации.

По заданию учебно-методического объединения вузов РФ по образованию в области радиотехники, электроники, биомедицинской техники и автоматизации подготовлен и утвержден комплект примерной документации о порядке проведения практики студентов.

По действующим учебным планам в университете проводится ряд видов практики для студентов различных форм обучения (табл. 3.5.5).

В условиях принятой в вузе многоуровневой системы образования практика осуществляется на разных уровнях – для специалистов, для бакалавров, для магистров. Отметим, что в результате расширения форм обучения по линии получения второго высшего образования и открытия новых направлений подготовки и специальностей число практик в течении последних пяти лет увеличилось и в настоящее время включает 26 видов.

Содержание практики по ее видам определяется выпускающими кафедрами на основе ГОС ВПО с учетом интересов и возможностей организаций, в которых они проводятся. Сроки и продолжительность практики устанавливаются в соответствии с учебными планами и годовым календарным учебным графиком.

Методика проведения практики имеет целью создание благоприятных условий для ее прохождения студентами на предприятии и в университете.

Практика проводится на договорных началах на сторонних предприятиях (компаниях, фирмах) по профилю подготовки или на выпускающих кафедрах и в других подразделениях университета. Общее руководство и организация практики, включая оформление договоров с предприятиями на ее проведение, осуществляется отделом профессиональной адаптации и трудоустройства. Для решения конкретных вопросов организации практики и контроля за ее прохождением приказом ректора назначаются руководители практики от выпускающей кафедры. При проведении практики на стороннем предприятии с его стороны назначается представитель – соруководитель практики от предприятия.

В организационном плане принят алгоритм действий, включающий следующие мероприятия:

·        назначение руководителей практики от выпускающей кафедры;

·        выбор базового предприятия и заключение с ним договора на проведение практики;

·        согласование с предприятием программы и сроков прохождения практики;

·        проведение на кафедре организационного собрания студентов по вопросам практики;

·        направление студентов на практику на предприятие с выделением им рабочих мест;

·        выдача студентам индивидуальных заданий на практику, согласованных с предприятием;

·        контроль прохождения практики руководителями;

·        аттестация студентов по завершении практики;

·        подготовка кафедрой итогового отчета о результатах проведения практики и его представление в отдел ПАиТ.

Наиболее массовыми являются производственно-технологическая практика студентов технических направлений подготовки (специальностей), а также преддипломная практика. Они рассматриваются нами как действенные формы взаимодействия с предприятиями по линии организации на договорной основе целевой подготовки специалистов и их адресного трудоустройства.

Во время производственно-технологической практики на 4 курсе происходит первое знакомство  студента и предприятия. Студент оценивает перспективы развития предприятия, возможности личного карьерного роста на нем. Предприятие «присматривается» к студенту с позиции его полезности как потенциального работника. Если стороны «понравятся» друг другу, студент включается в систему целевой подготовки и по ее программе поддерживает контакты с предприятием в течение всего последующего года.

На преддипломной практике такой студент, уже зная специфику работы на предприятии, приобретает практические навыки в разработке реальной инженерной задачи или исследовании насущной научной проблемы. В период дипломного проектирования он реализует накопленные знания при выполнении выпускной работы по теме из числа актуальных задач, решаемых на предприятии.

В итоге выигрывают обе стороны. Предприятие получает специалиста, имеющего специальные и практические навыки решения производственных задач, обладающего опытом работы в трудовом коллективе и способного без периода адаптации включиться в текущую инженерную или научно-исследовательскую деятельность. Устраивает это и студента. Ведь сразу после окончания университета он может трудиться с полной отдачей сил, занимать более высокие, чем молодой специалист должности и иметь соответственно более высокую заработную плату.

В организации практики важную роль играет наличие мест ее проведения. В условиях существования многих организаций различных форм собственности их выбор приобретает особое значение. В этом отношении университет ориентируется, главным образом, на ведущие в своей области предприятия, которые могут быть использованы не только для проведения практики, но и в более широком плане долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества – это прежде всего предприятия, являющиеся стратегическими партнерами университета. Вопросы стратегического партнерства, в том числе, и в контексте практики подробно рассмотрены ранее (см. раздел 3.5.1.). Поэтому здесь мы приведем лишь примеры таких предприятий. К ним относятся:

·        федеральные государственные унитарные предприятия (ГУП ЦНИИ «Электроприбор», ФГУП НИИ «Вектор» и др.);

·        акционерные общества (ОАО «Силовые машины», ОАО НПП «Радар ММС», ЗАО «Светлана-оптроник» и др.);

·        организации системы РАН (физико-технический институт им. А.Ф.Иоффе, институт химии силикатов РАН им. И.В.Гребенщикова и др.);

·        иностранные компании и фирмы со смешанным капиталом (ЗАО «Моторола ЗАО», ЗАО «Элкотек» и др.).

 

 

3.5.8. Работа по трудоустройству студентов и выпускников

 

  Основная тяжесть работы по этому направлению лежит на отделе профессиональной адаптации и трудоустройства (ОПАиТ), который был создан в 2002 г. на основе общественной организации «Фонд содействия трудоустройства выпускников ЭТУ» и является одним из ведущих центров трудоустройства в Санкт-Петербурге.

Работа ОПАиТ в области трудоустройства проводится по ряду направлений.

 

Профориентация и раннее трудоустройство студентов.

 

Для современного студенчества характерна высокая степень мотивации обучения в вузе. Поэтому, уже начиная с 3 курса, многие студенты обращаются в ОПАиТ за помощью в поиске временной работы в семестре на неполный рабочий день (или на период летних каникул) с учетом их будущей специальности. ОПАиТ проводит поиск работодателей, способных предложить студентам работу с гибким графиком и режимом рабочего времени, дающие им возможность приобрести полезные навыки по будущей специальности без ущерба для учебы. Особое внимание уделяется работодателям, готовым длительно взаимодействовать со студентами: вначале студент на 3-4 курсах работает по собственной инициативе, на 4 курсе проходит на этом предприятии производственно-технологическую практику, на 5 курсе поступает в группу целевой подготовки или работает по совместительству, затем выполняет дипломный проект  и переходит в основной штат предприятия. Подбор вакансий для каждого студента, готового пройти этот путь, проводится индивидуально. Учитываются знания и навыки, которыми обладает студент, его место жительства, материальное положение, личные предпочтения тому или иному виду инженерной деятельности. Особенно сложно трудоустроить студента на самой ранней стадии, на которой он может рассчитывать только на рабочую вакансию (монтажник, сборщик, регулировщик, ремонтник, оператор ПЭВМ и т. п.). Работодатели отдают предпочтение студентам с хорошей успеваемостью, владеющим компьютером (основным является знакомство с AutoCad), знающим современную элементную базу и разговорный английский язык. Препятствием для трудоустройства часто является отсутствие постоянной регистрации в Санкт-Петербурге и Ленинградской области; практически невозможно трудоустроить граждан СНГ. Тем не менее за 2005 – 2006 гг с помощью ОПАиТ нашли работу более 100 студентов 3-4 курсов.

Отдельным направлением является трудоустройство студентов открытого факультета (вечерняя и заочная форма обучения), которые уже работают, но хотят сменить работу с учетом будущей специальности (в 2005-2006 гг таких обращений было более 20). Основным препятствием при этом была сравнительно низкая зарплата, которая предлагалась соискателям без опыта работы по специальности.

В поисках временной работы (прежде всего в период летних каникул) ОПАиТ взаимодействует со студенческим профкомом, предоставляя рабочие вакансии из базы данных ФСЗН Санкт-Петербурга.

 

Проведение презентаций фирм, формирование программ и групп целевой подготовки.

 

         Совместно с деканатами и выпускающими кафедрами ОПАиТ в соответствии с соглашениями о стратегическом партнерстве участвует в оформлении договоров и в формировании групп студентов на целевую подготовку. Для организаций с небольшими потребностями в специалистах составлялись программы целевого обучения 1-3 студентов. Всего в группах целевой подготовки в 2005-2006 уч. г. обучалось  80 студентов.

Важным средством привлечения студентов для работы в крупных и передовых в своей отрасли организаций является проведение презентаций фирм, в которых участвуют  не только  работники  службы персонала, но и ведущие технические специалисты. Наиболее эффективны презентации, которые проводятся в вузе для студентов определенных специальностей. В 2005-06 гг ОПАиТ организовал и провел в СПбГЭТУ презентации фирм ЗАО «Элкотек», НПП «Радар ММС», ФГУП НИИ «Вектор»; ОАО «Светлана-оптроник», ОАО «Сбербанк РФ», которые посетили более 300 студентов 4-5 курсов. По направлениям ОПАиТ более 100 студентов СПбГЭТУ участвовали в городских презентациях фирм с иностранным участием «Шелл», «Моторола», «LG», «SamsungElectronics»,  финансовой корпорации «Уралсиб».

ОПАиТ располагает банком имеющихся вакансий и имеет сведения о работодателях. В необходимых случаях работодатель заполняет анкету, приведенную в приложении 3.5.2.

 

Индивидуальное адресное трудоустройство выпускников

 

С целью обеспечения полной занятости выпускников ОПАиТ организует двухступенчатое анкетирование студентов выпускного курса.

Первое анкетирование проводится после окончания теоретического обучения в конце 5 курса. Анкета (см. приложение 3.5.3) состоит из трех основных разделов, которые можно охарактеризовать как информационный раздел о будущем выпускнике, раздел, характеризующий навыки и умения студента, а также его опыт практической работы и раздел, связанный с пожеланиями и представлениями студента о будущей работе. Информация, полученная в результате анкетирования, используется отделом ПАиТ и кафедрами университета и позволяет учитывать интересы предприятия и студента при направлении последнего на преддипломную практику, дипломное проектирование с возможностью последующего трудоустройства. Такая оптимизация существенно улучшает возможности трудоустройства студента на стадии дипломного проектирования. Таким образом, свыше 50 % выпускников выполняют дипломные проекты по месту своей будущей работы. Оптимальным следует считать (70-80) % соответствующих выпускников. В (20-30) % выпускников, выполняющих дипломные проекты на кафедрах университета,, очевидно должны входить студенты – потенциальные аспиранты; студенты (5-8 %), предполагающие в дальнейшем работать не по избранной специальности (как правило, предприятия не заинтересованы брать студентов только на выполнение дипломного проекта) и ряд иногородних студентов, а также студентов стран СНГ, предполагающих в дальнейшем работать вне Санкт-Петербурга.

Второе анкетирование (см. приложение 3.5.4.) проводится в период защиты выпускных работ (февраль). Основная цель этого анкетирования – выявление выпускников, не имеющих работы на момент окончания вуза, или желающих сменить место работы (например, найти работу, более близкую к профилю полученной специальности). Результаты этого анкетирования дают возможность получить статистику трудоустройства выпускников и сформировать банк данных специалистов, которые могут заместить имеющиеся в ОПАиТ вакансии.

В качестве примера приведены результаты анкетирования выпускников, окончивших университет в феврале 2006 г. (табл. 3.5.6). Выборка студентов, заполняющих анкету в последние годы составляет (80-90)% (в 2006 г. – 86 %). Из них на момент окончания университета имели работу по специальности 67,3 % выпускников. С 18,4 % выпускников, не определившимися на момент окончания с работой, в дальнейшем отделом ПАиТ проводится индивидуальная работа, предлагаются соответствующие вакансии, и через месяц после окончания вуза нетрудоустроенными остаются (2-3) % выпускников, с которыми проводится дальнейшая работа по обеспечению их занятости.

Дополнительные опросы студентов, не пожелавших заполнить анкету или не ответивших на вопрос о своей будущей работе, показали, что они не нуждаются в работе, и их трудовая деятельность, как правило, связана не строго с полученной специальностью, но соответствует профилю подготовки специалистов в СПбГЭТУ.

В целом в последние годы (2002-2006 гг) ситуацию с трудоустройством выпускников можно считать благополучной, поскольку количество заявок на выпускников превышает их выпуск. Реализация программы стратегического партнерства способствует развитию целевой подготовки и соответственно закреплению студентов на предприятиях в период их обучения на старших курсах.

 


 

Таблица 3.5.6

Статистика трудоустройства выпускников технических факультетов

СПбГЭТУ "ЛЭТИ" по результатам их анкетирования  

 

Данные по состоянию на 01.03.06 г.

Факультет

Кафедра

Выпуск,

 

чел.

Заполн.анкет.

 

 

Работают

Не имеют

работы

Не ответили

 

по спец-ти

 

не по

спец-ти

 

  чел.

    %

  чел.

   %

  чел. 

   %

    чел.

   %

  чел.

     %

ФРТ

ТОР

18

17

94,4

15

88,2

0

0,0

0

0,0

2

11,8

 

РЭС

32

27

84,4

19

70,4

0

0,0

8

29,6

0

0,0

 

РС

40

11

27,5

3

27,3

3

27,3

2

18,2

3

27,3

 

ТВ

32

27

84,4

11

40,7

2

7,4

11

40,7

3

11,1

 

МИТ

30

7

23,3

3

42,9

1

14,3

2

28,6

1

14,3

ИТОГО

 

152

89

58,6

51

57,3

6

6,7

23

25,8

9

10,1

ФЭЛ

КЭОП

9

9

100,0

8

88,9

1

11,1

0

0,0

0

0,0

 

ЭПУ

24

24

100,0

17

70,8

1

4,2

6

25,0

0

0,0

 

РТЭ

8

8

100,0

7

87,5

0

0,0

1

12,5

0

0,0

 

ФЭТ

27

16

59,3

9

56,3

1

6,3

4

25,0

2

12,5

 

ЭП

12

12

100,0

4

33,3

1

8,3

1

8,3

6

50,0

 

МЭ

42

42

100,0

24

57,1

1

2,4

9

21,4

8

19,0

ИТОГО

 

122

111

91,0

69

62,2

5

4,5

21

18,9

16

14,4

ФКТИ

ВТ

71

17

23,9

8

47,1

0

0,0

4

23,5

5

29,4

 

МО ЭВМ

41

34

82,9

29

85,3

1

2,9

3

8,8

1

2,9

 

АПУ

45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АСОиУ

75

44

58,7

28

63,6

1

2,3

7

15,9

8

18,2

 

САПР

46

21

45,7

12

57,1

1

4,8

7

33,3

1

4,8

ИТОГО

 

278

116

41,7

77

66,4

3

2,6

21

18,1

15

12,9

  ФЭА

РАПС

34

19

55,9

12

63,2

2

10,5

4

21,1

1

5,3

 

САУ

36

26

72,2

5

19,2

5

19,2

7

26,9

9

34,6

 

ЭТПТ

27

20

74,1

3

15,0

1

5,0

8

40,0

8

40,0

 

КСУ

20

14

70,0

12

85,7

0

0,0

2

14,3

0

0,0

 

ЭАС

28

25

89,3

10

40,0

1

4,0

14

56,0

0

0,0

ИТОГО

 

145

104

71,7

42

40,4

9

8,7

35

33,7

18

17,3

ФПБЭИ

ЛИНС

21

18

85,7

7

38,9

1

5,6

8

44,4

2

11,1

 

ИИСТ

46

46

100,0

31

67,4

5

10,9

10

21,7

0

0,0

 

ЭУТ

28

23

82,1

12

52,2

2

8,7

7

30,4

2

8,7

 

БМЭиОС

35

25

71,4

11

44,0

 

 

8

32,0

6

24,0

 

ИЗОС

18

16

88,9

12

75,0

0

0,0

4

25,0

0

0,0

ИТОГО

 

148

128

86,5

73

57,0

8

6,3

37

28,9

10

7,8

ФЭМ

МСК

26

22

84,6

13

59,1

 

0,0

7

31,8

2

9,1

ИТОГО

 

26

22

84,6

13

59,1

 

0,0

7

31,8

2

9,1

ИТОГО  по

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

университету

871

570

65,4

325

57,0

31

5,4

144

25,3

70

12,3