4.1.Организация методической работы и использование инновационных методов в обучении

 

4.1.1. Методическая работа в СПБГЭТУ

 

Основными структурами, ответственными за организацию методической работы в СПБГЭТУ, являются учебно-методическая комиссия при Ученом Совете СПБГЭТУ и методический отдел.

 

Основные направления работы учебно-методической комиссии

 

Учебно-методическая комиссия (УМК) Ученого совета СПбГЭТУ «ЛЭТИ» является постоянной комиссией, которая создается решением Ученого совета на период его деятельности.

Состав комиссии и область ее компетенции объявляются приказом ректора и отражаются в соответствующем «Положении об УМК». Комиссия за отчетный срок работала по годовым планам. Председатель комиссии ежегодно отчитывается перед Ученым советом о ее деятельности.

         Задачи, относящиеся к  компетенции УМК, определяются Ученым советом.

Решения УМК имеют рекомендательный характер. При вынесении на обсуждение Ученого совета университета тем, входящих в область компетенции УМК, члены комиссии предварительно рассматривают их и готовят проект решения Ученого совета.

         Функционально УМК взаимодействует с учебно-методическими комиссиями факультетов. Председатели комиссий факультетов приглашаются на заседания УМК. Решения УМК, касающиеся факультета исполняются учебно-методическими комиссиями факультета.

         В 2002-2006 г.г. заседания УМК проводились не менее двух раз в семестр и на них  рассматривались темы, обусловленные преобразованиями в сфере высшего, профессионального образования в связи с введением многоуровневой подготовки, реализацией рекомендаций Болонского соглашения и разработкой систем менеджмента качества с целью активного привлечения  возможностей работодателей.

         Основными направлениями, в рамках которых группировались вопросы, для рассмотрения на УМК были:

         1. Направления реформирования и развития новых технологий ведения учебного процесса высшего, профессионального образования в условиях широкого внедрения много уровневой системы;

         2. Организация учебного процесса, работы факультетов, кафедр и профессорско-преподавательского состава;

         3. Система менеджмента качества высшего образования.

         По первому направлению УМК рассматривала:

         -направления и содержание бакалаврской и магистерской подготовки, учитывающей их преимущественную ориентацию на практическую деятельность;

                   -содержание и формы проведения государственных экзаменов в рамках государственной аттестации выпускников факультетов;

         -организация практик и требования к выпускным квалификационным работам бакалавров и магистров;

         -направления и технологии усиления фундаментальной подготовки выпускников технических факультетов;

         -принципы унификации на межфакультетском уровне учебных планов подготовки бакалавров, специалистов и магистров;

         -концепция построения и внедрения электронных учебно-методических материалов, обеспечивающих многоуровневую подготовку в СПБГЭТУ;

         -направления и задачи модернизации системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава в СПБГЭТУ;

         -введение системы зачетных единиц для оценки трудоемкости учебного процесса;

         - разработка концепции и внедрения рейтинговой системы оценки деятельности обучающихся в учебном процессе

         По второму направлению:

         -учебно-методическое обеспечение учебного процесса;

         -принципы распределения внебюджетных средств для обеспечения учебного процесса кафедр и факультетов;

         -модернизация системы показателей деятельности кафедр по разделу «Учебно-методическая работа» (2002-2006) а также в комплексе с другими разделами;

         -методическое обеспечение учебного процесса на открытом факультете (очно-заочная и заочная формы);

         -направления модернизации издательской деятельности с целью поддержки возрастания роли самостоятельной работы обучающихся в учебном процессе;

         -графики учебных процессов и координация учебных планов;

         -перспективы открытия общетехнического факультета;

         -модернизация положений о промежуточной аттестации обучающихся;

         По третьему направлению:

         -разработка стратегического плана развития ЭТУ;

         -разработка и внедрение системы менеджмента качества высшего образования в СПБГЭТУ с ориентацией на выполнение требований системы стандартов ИСО-9000;

         -состояние и перспективы развития библиотечного комплекса СПБГЭТУ с целью повышения качества учебного процесса и реализации требований по книгообеспеченности;

         -состояние и перспективы развития материально-технической базы, поддерживающей направления подготовки выпускников в сфере традиционных и наукоемких технологий;

         -разработка регламента деятельности УМК;

         В 2005 году в связи с избранием нового состава Ученого совета была сформирована новая учебно-методическая комиссия университета. Для нее были определены следующие направления и задачи:

         -переход на двухуровневую систему подготовки содержания новых практикоориентированных ОП с участием стратегических партнеров;

         -кредитно-модульная система организации учебного процесса. Повышение роли самостоятельной работы студентов;

         -развитие рейтинг-системы оценки деятельности студентов;

         -внедрение информационных технологий в учебный процесс. Внедрение электронных учебно-методических материалов и тестовых методов контроля;        -

         -развитие ИОП в системе непрерывного образования и создание со стратегическими партнерами корпоративной системы повышения квалификации;

         -использование результатов научной и инновационной деятельности в процессе разработки и реализации ИОП.

         В 2005-2006 годах комиссия рассмотрела:

         -требования к учебно-методическим материалам для реализации учебного процесса на ОФ;

         -концепция модернизации системы довузовской подготовки в СПБГЭТУ с учетом введения системы ЕГЭ и планируемым изменением демографической ситуации;

         -требования к модернизации учебных планов подготовки бакалавров, инженеров и магистров в условиях внутрифакультетской унификации и внедрению двухуровневой подготовки;

         -разработка регламента работы УМК;

         -требования к учебно-методическим изданиям, ориентированным на поддержку повышения роли самостоятельной работы студентов в учебном процессе;

         -модернизация положения о промежуточной аттестации студентов СПБГЭТУ в учебном процессе;

         - экспериментальной внедрение балльно-рейтинговой системы оценки деятельности студентов на технических факультетах.

         По рассмотренным темам были приняты решения, рекомендованные к применению ответственными подразделениями университета.

 

Основные направления работы методического отдела

 

Методический отдел (МО) входит в состав УМУ университета и организует учебно-методическую работу, проводимую на факультетах и кафедрах.

Деятельность методического отдела УМУ можно классифицировать по следующим основным направлениям:

 1 . Лицензирование и аттестация отдельных образовательных программ.

2 .Подготовка предложений, связанных с реализацией единства федеральной  и внутривузовской политики в области образования и установлением требований к содержанию и уровню подготовки специалистов по направлениям и специальностям.

3.Организационно-методическое обеспечение учебного процесса при подготовке бакалавров, инженеров и магистров по направлениям и специальностям СПБГЭТУ.

4.Внутривузовская издательская деятельность по обеспечению учебного процесса в СПБГЭТУ.

5.Осуществление внешних связей СПБГЭТУ как на общероссийском уровне, так, в основном, на региональном уровне среди вузов Санкт-Петербурга и Северо-Запада России.

Лицензирование и аттестация отдельных образовательных программ.

За прошедший после предыдущей комплексной оценки деятельности вуза срок в университете были вновь открыты три образовательные программы по специальностям 031203 (023000) «Теория и практика межкультурной коммуникации», 220101 (351700) «Эргономика» и 210103 (202000) «Квантовая и оптическая электроника». Кроме того, в настоящее время завершается работа по открытию подготовки бакалавров по направлению «Нанотехнологии», а также по открытию подготовки специалистов по специальности «Управление качеством» в филиале университета в г. Югорске с неполным циклом обучения. Методический отдел университета организовывал, координировал и контролировал работу по подготовке материалов к лицензированию, проводимую выпускающими кафедрами, готовил документы к отправке в Управление по лицензированию, аттестации и аккредитации Рособрнадзора.

В отчетный период к аттестации и аккредитации были представлены следующие образовательные программы, по которым прошел первый выпуск специалистов: 230201 (071900) «Информационные системы и технологии», 080500 (521500) – направление подготовки бакалавров «Менеджмент», 080507 (061100) «Менеджмент организации», 090102 (075200) «Компьютерная безопасность», 200101 (190100) «Приборостроение», 220501 (340100) «Управление качеством». По всем этим образовательным программам аттестация прошла успешно, и уже получены приложения к свидетельству об аккредитации университета. В феврале 2007 г. будет проходить аттестация по двум образовательным программам: 210402 (201200) «Средства связи с подвижными объектами» и 210312 (201400) «Аудиовизуальная техника». В июне 2007 г. пройдет аттестация трех образовательных программ: 031203 (023000) «Теория и практика межкультурной коммуникации», 220101 (351700) «Эргономика» и 080503 (351000) «Антикризисное управление». Документы к аттестации этих программ сейчас находятся в стадии подготовки. Методический отдел совместно с выпускающими кафедрами готовит материалы по самообследованию аттестуемых программ, готовит материалы, представляемые в Рособрнадзор и ведет  с ним переписку.

 

Разработка учебных планов

 

Работа методического отдела в 2002 – 2006 г.г. в основном была связана с разработкой учебных планов и учебно-методических комплексов по дисциплинам по направлениям и специальностям СПБГЭТУ, а также  технологии их реализации в вузе.

Определяя требования к разработке учебных планов в СПБГЭТУ, методический отдел исходил из того, что учебные планы вуза прежде всего должны соответствовать Государственному образовательному стандарту (ГОС)по наименованию, составу циклов дисциплин, перечню дисциплин федерального компонента и суммарной трудоемкости   по циклам и по каждой дисциплине. Отличия в названиях и, частично, содержании ряда дисциплин учебных планов от указанных в ГОС связаны, в основном, с историческими традициями обучения в СПБГЭТУ и, как правило, отражают сложившиеся научные школы университета.

При определении объема аудиторной работы и распределении аудиторных часов по видам занятий были учтены рекомендации примерного учебного плана и примерных программ дисциплин. Вузовский компонент специализированной подготовки выпускников отражает современный уровень науки и техники в конкретной области, основные тенденции развития,  а также запросы потребителей, и в первую очередь, стратегических партнеров СПБГЭТУ.

Более углубленное изучение ряда предметов в СПБГЭТУ по сравнению с обязательным минимумом содержания, устанавливаемым ГОС, объясняется наличием наукоемких специальностей на ряде кафедр вуза и фундаментализацией образования в университете в целом. Эти отличия  от объемов, определенных ГОС, укладываются для всех специальностей в дополнительные полгода обучения в СПБГЭТУ по сравнению с типовым пятилетним сроком реализации образовательной программы, определяемым в ГОС. Дополнительные требования к содержанию и уровню подготовки выпускников по этим специальностям были утверждены Министерством образования Российской Федерации в 2002 году.

Оптимальная организация учебного процесса в СПБГЭТУ потребовала реализации максимально возможной степени унификации объема и содержания подготовки по дисциплинам циклов ГСЭ, ЕН и ОПД на первых годах обучения на технических факультетах, реализующих подготовку по направлениям, для которых стандарты задают примерно одинаковые объемы и содержание дисциплин естественнонаучной и общепрофессиональной подготовки.. Кроме того, на всех факультетах была осуществлена унификация подготовки бакалавров и дипломированных специалистов по каждому направлению на первых трех курсах обучения, а на четвертом курсе предусмотрена возможность подготовки бакалавров по «академической» ветви (ориентированной на продолжение образования в магистратуре) или «прикладной» ветви (ориентированных на практическую деятельность после завершения бакалаврской подготовки). Для обеспечения целевой подготовки дипломированных специалистов, в том числе за счет средств предприятий и организаций, в учебных планах дипломированных специалистов на четвертом и пятом курсах  предусмотрены модули дисциплин специализаций.

 Исходя из установленной в ГОС максимальной недельной трудоемкости для студентов, равной 54 часам, МО совместно с учебным отделом установил ограничения по объему аудиторной работы в неделю (27 часов в среднем за период теоретического обучения при уменьшении недельной  нагрузки в отдельных семестрах от 32 до 20 часов по мере увеличения номера семестра) и по количеству экзаменов, зачетов, курсовых проектов и работ в каждом семестре.

 В настоящее время подготовка студентов в СПБГЭТУ проводится по 50 планам подготовки дипломированных специалистов по дневной, 24 - по вечерней и 7 по заочной формам обучения, 24 планам подготовки бакалавров и 51 плану подготовки магистров. Компьютерная база данных учебных планов обеспечивает оперативное получение разнообразных документов, характеризующих содержание  образовательных программ по всем направлениям и специальностям подготовки в СПБГЭТУ.

 

Создание учебно-методических комплексов  по   дисциплинам учебного плана

 

Другим важнейшим элементом основной образовательной программы вуза являются учебно-методический комплексы (УМКД) по  всем дисциплинам учебного плана. Состав УМКД определен в соответствии с письмом Рособрнадзора № 02-55-77 ин/ак от 17.04.2006 и включает в себя рабочую программу дисциплины и ее учебно-методическое обеспечение (контрольные экземпляры учебной литературы; методических указаний по лабораторным работам, практическим и семинарским занятиям, курсовым проектам (работам), выполнению рефератов и т.п.; заданий на курсовые проекты и работы, тем рефератов, индивидуальных домашних заданий и т.п.; контролирующих материалов, включая экзаменационные вопросы или билеты, контрольные задания и вопросы для текущего контроля, тесты и т.п.), а также ;дополнительные учебно-методические материалы[1] по усмотрению кафедры.

Для обеспечения необходимого единообразия при оформлении рабочих программ в университете на основе формы примерной рабочей программы, предложенной Минобразованием, МО разработал шаблон внутривузовской рабочей программы. Особенностью его явилась специальная форма представления списка рекомендованной литературы, позволяющая в дальнейшем обеспечить автоматизированный ввод этой информации в существующую в вузе систему контроля книгообеспеченности учебного процесса.

Контроль за согласованием содержания рабочих программ дисциплин с рабочими программами ранее изученных дисциплин, на которые они опираются, и, при необходимости, с рабочими программами дисциплин, изучаемых в пределах одного семестра, осуществлялся МКФ или предметными комиссиями.

Соответствие содержания и оформления РП внешней и внутренней нормативной документации контролировалось МО.

МО также осуществлял контроль и анализ информационно-методического обеспечения дисциплины, рекомендованного в рабочей программе. При необходимости результаты анализа информационно-методического обеспечения дисциплины направлялись в качестве рекомендаций кафедре-разработчику РП и в редакционно-издательский совет по учебно-методической литературе (РИС УМЛ) для планирования издательской деятельности ВУЗа.

Разработанные и утвержденные УП и РП хранятся в МО в электронном виде и на твердом носителе.

 

Эксперимент по  кредитно-модульной организации учебного процесса

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.07.2005 № 215 «Об инновационной деятельности высших учебных заведений по переходу на систему зачетных единиц» и на основании решения Ученого Совета университета от 04.07.2006 с 1 сентября 2006 года в СПБГЭТУ проходит эксперимент  по организации учебного процесса с использованием системы зачетных единиц (кредитно-модульной системы) на факультете Экономики и менеджмента (ФЭМ) по направлению 080500 "Менеджмент" и специальностям 220501 "Управление качеством",

080507 "Менеджмент организации" и  080503 "Антикризисное управление".

  В рамках эксперимента был разработан пакет нормативных документов, определяющих организацию учебного процесса с использованием кредитно-модульной системы, используется балльно-рейтинговая система оценки результатов обучения студентов, информационное сопровождение учебного процесса осуществляется с помощью программно-технического комплекса поддержки кредитно-модульной организации учебного процесса.

На начальном этапе внедрения КМС для осуществления информационной поддержки учебного процесса используется специально разработанная интерактивная программно-информационная оболочка, позволяющая:

-       вводить и поддерживать в актуальном состоянии учебные планы подготовки специалистов с ВПО по программам обучения на факультете;

-       формировать типовые учебные планы и на их основе составлять индивидуальные учебные планы студентов;

-       вести учет контингента студентов, как по академическим учебным группам, так и по временным группам, формируемым в соответствии с выбором учебных дисциплин в индивидуальных учебных планах;

-       формировать данные для расчета учебной нагрузки кафедр и отдельных преподавателей;

-       вести персональный учет результатов текущей, промежуточной и итоговой аттестации успеваемости студентов;

-       организовывать ссылки на информационные ресурсы университета, кафедр, преподавателей;

-       организовывать авторизованный доступ студентов, преподавателей, администрации к соответствующим информационным ресурсам.

Администрирование и наполнение содержанием системы информационной поддержки учебного процесса осуществляет академический консультант.

В функциональные обязанности академического  консультанта, кроме того, входит:

-       подготовка и представление всех необходимых информационных материалов участникам учебного процесса;

-       содействие студентам в выборе и реализации индивидуальных образовательных траекторий;

-       индивидуальное консультирование студентов по вопросам организации учебного процесса;

-       курирование всех студентов, обучающихся по одной, максимум двум образовательным программам на факультете.

Кроме того, в рамках работ по внедрению Болонских принципов в университете в 2006 году было разработано программное обеспечение для заполнения приложения к диплому европейского образца, а также осуществлен перевод на английский язык текстов, необходимых для заполнения его разделов, включая названия дисциплин всех учебных планов, реализуемых в СПбГЭТУ. Начиная с 2007 года, приложение к диплому европейского образца на английском языке будет выдаваться  по запросу иностранных и российских выпускников университета.

 

4.1.2. Использование современных технологий обучения

 

Большое внимание уделяется использованию современных педагогических технологий, основанных на использовании передовых информационных и коммуникационных технологий.

Работы по внедрению и использованию современных технологий обучения проводятся в нескольких направлениях:

-          создание  современного учебно-методического обеспечения учебного процессаи совершенствование организации учебного процесса путем внедрение новых технологий обучения, в том числе дистанционных образовательных технологий (ДОТ) по инновационным  проекта

-стирования, й, чключая а основе  сковского и как они согласуютой части руки не из того места и это до;

-          программно-техническое обеспечение учебного процесса с использованием современных технологий обучения;

-          повышение квалификации ППС и УВП в области разработки современного учебно-методического обеспечения  и использования новых технологий обучения;

-          предоставление дистанционных образовательных услуг.

Использование современных информационных технологий в учебном процессе позволяет:

-          сочетать высокую экономическую эффективность и гибкость учебного процесса;

-          широко использовать информационные ресурсы в учебном процессе;

-          существенно расширить возможности традиционных форм обучения;

-          позволяет реализовать новые эффективные формы обучения.

 

Создание  современного учебно-методического обеспечения учебного процесса и совершенствование организации учебного процесса

 

Преподавателями СПбГЭТУ активно разрабатываются электронные учебно-методические материалы (ЭУММ), а также используются в учебном процессе следующие технологий:

-          использование в аудиториях современного презентационного оборудования (мультимедийные проекторы, экраны и прочее) для более эффективного предъявления учебного материала (презентации, графическая информация, научная визуализация средствами специального программного обеспечения).

-          контролируемая самостоятельная работа студентов с ЭУММ (электронные учебные пособия и электронные учебники);

-          промежуточная аттестация студентов в форме компьютерного тестирования;

-          использование автоматизированных лабораторных практикумов с поддержкой компьютерного моделирования и удаленного доступа к оборудованию.

В целях технического сопровождения разработчиков ЭУММ в структуре Отдела Новых Технологий Обучения (ОНТО) ЦНИТ функционирует специальный методический кабинет, оборудованный необходимым компьютерным оборудованием, оргтехникой и лицензионным программным обеспечением, и компьютерных класс для апробации ЭУММ. Кроме этого, авторы ЭУММ получают консультационную помощь технических специалистов ОНТО ЦНИТ непосредственно на своем рабочем месте в методическом кабинете.

К разработке ЭУММ привлекаются аспиранты и студенты. Так, например, на факультете приборостроения, биомедицинской и экологической инженерии (ФПБЭИ) студенты-учащиеся магистратуры участвуют в инициативной разработке ЭУММ  по дисциплинам специализаций магистерской подготовки. Работы прошлых лет находятся в открытом доступе в каталоге системы дистанционного обучения СПбГЭТУ (см. рис. 4.1.1).

Рис. 4.1.1. Каталог студенческих работ.

 

Краткий перечень электронных учебный пособий и учебников, разработанных преподавателями СПбГЭТУ и размещенных на университетском сервере системы дистанционного обучения (ДО), приведен ниже:

-          Формальные языки, грамматики, автоматы;

-          Объектно-ориентированное программирование;

-          Инженерная графика;

-          Методы и средства контроля химического загрязнения окружающей среды;

-          Суперкомпьютерные технологии;

-          Метрология;

-          Теоретические основы электротехники;

-          Электростатика. Постоянный ток;

-          Микроволновые полупроводниковые приборы;

-          Микроволновые вакуумные приборы;

-          Теория и методы принятия решений в управлении;

-          Линейная алгебра и основы математического анализа;

-          Теоретическая электротехника;

-          Актуарная математика;

-          Технологические основы электронного бизнеса;

-          Введение в объектно-ориентированное программирование на языке Java;

-          Программирование на Java;

-          Разработка приложений для WebSphere Application Server;

-          Пользователь Linux;

-          Основы администрирования Linux;

-          Пользователь ОС Solaris 10;

-          Программирование под XWindow;

-          Математика (для абитуриентов);

-          Физика (для абитуриентов);

-          курс повышения квалификации ППС по разработке ЭУММ.

 

Рис. 4.1.2. Пример электронного учебника по микроволновым вакуумным приборам.

 

Студенты СПбГЭТУ имеют возможность во внеаудиторные часы самостоятельно изучать ЭУММ, а также читать в электронном виде печатные учебно-методические пособия, изданные в СПбГЭТУ. Управление изучением ЭУММ осуществляется с помощью системы ДО, доступ к которой возможен как из университетских компьютерных классов, так и извне СПбГЭТУ через сеть Интернет. Для поддержки самостоятельной работы студентов в структуре ОНТО ЦНИТ функционирует специальный компьютерный Класс Открытого Доступа (КОД). В этом компьютерном классе студенты могут ежедневно работать с информационными сервисами корпоративной сети университета, выполнять научные расчеты, пользоваться лицензионным программным обеспечением, обращаться к ресурсам сети Интернет.

Для текущего контроля самостоятельной работы  и проведения промежуточной аттестации студентов на факультетах СПбГЭТУ,а также вьетнамских студентов, обучающихся в форме экстерната по совместной образовательной программе СПбГЭТУ «ЛЭТИ» и Ханойского технологического университета (Вьетнам) по направлению 230100.62 «Информатика и вычислительная техника»,  разрабатываются и используются компьютерные педагогические тестовые материалы.

В качестве примере приведен перечень дисциплин направления “Информатика и вычислительная техника” (факультет компьютерных технологий и информатики), обеспеченных компьютерными тестами:

-          Физика;

-          Алгебра и аналитическая геометрия;

-          Математический анализ;

-          Теория вероятности, математическая статистика и случайные процессы;

-          Начертательная геометрия;

-          Теоретическая электротехника;

-          Дискретная математика;

-          Информатика;

-          Программирование;

-          Программирование Java;

-          Организация ЭВМ и систем;

-          Структуры и алгоритмы обработки данных;

-          Операционные системы;

-          Архитектура вычислительных систем.

Для поддержки учебного процесса в СПбГЭТУ также разработаны и используются автоматизированные лабораторные практикумы:

-          “Суперкомпьютерные технологии” с удаленным доступом к суперкомпьютеру Parsytec CC;

-          “Компьютерные технологии в научных исследованиях” с удаленным доступом к уникальному измерительному оборудованию емкостной спектроскопии полупроводников;

-          виртуальный практикум “Теоретические основы электротехники”;

-          виртуальный практикум “Электропривод”;

-          учебная лаборатория по программному обеспечению для встроенных систем.

 

Рис. 4.1.3. Пример компьютерного теста по теоретической электротехнике.

Программно-техническое обеспечение учебного процесса

 

Научно-техническими специалистами и преподавателями ЭТУ в 1999 году была разработана типовая структура системы ДО. Эта типовая  структура предусматривает интеграцию шести функциональных подсистем (см. рис. 4-4):

-          подсистема управления;

-          подсистема организации учебного процесса (Виртуальный университет);

-          подсистема обучения;

-          подсистема тестирования и сертификации;

-          подсистема взаимодействия;

-          лабораторная подсистема.

 

 

 

Рис. 4.1.4.  Функциональная структура системы дистанционного обучения СПбГЭТУ.

 

В настоящее время в СПбГЭТУ технически реализовано и используется в учебном процессе уже второе поколение системы ДО, в основе которой лежит портальная платформа IBM Workplace Collaborative Learning 2.6.1 (WCL) (http://lms.lspace.etu.ru)и система LotusLearningSpace 5.01 (http://lscore.lspace.etu.ru). IBM WCL – это усовершенствованная система управления обучением, которая помогает оптимизировать управление образовательными программами вне зависимости от того, основаны ли они на очном или электронном видах обучения. IBM WCL поддерживаеттакиепромышленныестандарты, как Shareable Content Object Reference Model (SCORM) и Aviation Industry CBT Committee (AICC).

Для организации синхронного и асинхронного обучения используются средства организации взаимодействия портальной платформы IBM Workplace и специальный продукт для поддержки интерактивного обучения в виртуальном пространстве  – Lotus Learning Virtual Classroom.

При всех своих достоинствах и функциональных возможностях система IBM WCL не закрывает всех позиций, описанных выше, поэтому для расширения ее функциональных возможностей используется дополнительный комплекс программных средств. В частности, для более полной и качественной реализации подсистем обучения, тестирования и сертификации в дополнение используется программное обеспечение фирмы Adobe: Captivate, Presenter, Acrobat, Authorware, CourseBuilder, Flash.

Для реализации Подсистемы Доступа к специализированному лабораторному оборудованию – пакет LabVIEW фирмы National Instruments. Этот пакет обеспечивает программную поддержку автоматизированных систем для научных исследований (АСНИ) и автоматизированных систем управления (АСУ), и может использоваться, как для построения виртуальных (компьютерное моделирование) приборов, так и для обеспечения удаленного доступа к существующему лабораторному оборудованию. Технология виртуальных приборов позволяют легко модифицировать как параметры, так и методику проведения лабораторных работ под конкретный контингент обучаемых.

Дополнительно для повышения книгообеспеченности учебного процесса и поддержки самостоятельной работы студентам-читателям библиотеки предоставлен доступ к электронным копиям печатных учебно-методических пособий, опубликованных в университетском издательстве.  Для каталогизации и хранения библиотечных ресурсов используется автоматизированная библиотечная  информационная система (АБИС) ИРБИС (http://library.eltech.ru/), поддержка и администрирование которой осуществляется техническими специалистами Отдела Сетевых Технологий (ОСТех) ЦНИТ.

 

Повышение квалификации ППС и УВП в области современных технологий обучения

 

В 2004 году СПбГЭТУ выполнял задание Министерства науки и образования РФ по переподготовке и повышению квалификации специалистов и преподавателей российских высших образовательных учреждений в области информационных компьютерных технологий (72 часа). Было переподготовлено более 300 человек, из них более 50 сотрудников ЭТУ.

В 2005 году специалистами ОНТО ЦНИТ и преподавателями кафедр СПбГЭТУ было проведено повышение квалификации 100 преподавателей СПбГЭТУ (см. рис. 4.1.5) по программе «Повышения квалификации преподавателей вузов в области информационно-технологических основ создания и использования электронных учебных материалов в программах высшего профессионального образования» (72 уч. часа). Содержание программы повышения квалификации приведено в Приложении 4.1.1.

 

Рис. 4.1.5. Повышение квалификации преподавателей в классе открытого доступа ЦНИТ.

 

Кроме того, на базе Факультета повышения квалификации преподавателей ежегодно ведется плановая переподготовка преподавателей и учебно-вспомогательного персонала СПбГЭТУ в области информационных и современных образовательных технологий. Обучение проводят специалисты ОНТО ЦНИТ и преподаватели кафедр СПбГЭТУ.

 

Предоставление дистанционных образовательных услуг

 

Центр Довузовской Подготовки СПбГЭТУ совместно с ОНТО ЦНИТ второй год ведет подготовку абитуриентов по физике и математике с использованием дистанционных образовательных технологий (http://lscore.lspace.etu.ru/ppk/). Абитуриенты получают через Интернет доступ к ЭУММ, решают контрольные работы, проходят промежуточные компьютерные тесты, общаются с преподавателями с помощью электронной почты и других компьютерных средств взаимодействия.

В 2006 году СПбГЭТУ приступил к выполнению пилотного проекта по организации комплексной системы дистанционного обучения и подготовки кадров в регионе ХМАО-Югра. Данный пилотный проект охватывает следующие объекты:  Югорский филиал СПбГЭТУ, лицей №1 г. Югорска и среднюю общеобразовательную школу № 4 поселка Югорск-2. Пилотный проект предусматривает создание и проверку работоспособности первой очереди аппаратно-программного комплекса системы дистанционного обучения с использованием как спутниковых каналов федеральной телекоммуникационной сети сферы образования RUNNet, так  и имеющихся наземных каналов связи. В дальнейшем в 2007-2009 гг. планируется в регионе ХМАО-Югра создать систему предоставления дистанционных образовательных услуг студентов филиала СПбГЭТУ, для школьников  и сотрудников предприятий региона.

 

4.1.3. Планирование  и организация издательской деятельности, состояние библиотечного комплекса

Планирование издательской деятельности университета

         Главной особенностью организационно-методической деятельности редакционно-издательского совета по учебно-методической литературе (РИС УМЛ) и методического отдела (МО) учебно-методического управления (УМУ) за 2002-2004 гг. являлась работа, проводимая кафедрами СПБГЭТУ в соответствии с решением Ученого совета от 31.10. 2001г. и имеющая цели анализ и оценку книгообеспеченности (КО) дисциплин и видов их занятий, предусмотренных учебными планами приема 2002 гг., для получения информации о КО по всем основным образовательным программам (ООП) университета.

         Указанная работа впервые позволила  при планировании выпуска УМЛ-2005 г. (а также в планах выпуска УМЛ 2006 и 2007 г.) использовать коэффициент КО учебных дисциплин и видов их занятий как один из важных параметров, обеспечивающих конкретность решения вопросов о включении (или не включении) в план выпуска предложенных кафедрой учебных пособий (УП) или методических указаний (МУ).      Для удобства использования информации о КО страница сводного плана выпуска УМЛ практически по каждой позиции была дополнена значением КО. В соответствии с алгоритмом применения КО, разработанным совместно РИС УМЛ, МО и кафедрами, такие рукописи, предложенные кафедрой, которые уже на момент предложения характеризуются высоким значением КО (КО > 0,5), не исключаются из дальнейшего рассмотрения только по этой единственной причине. Накопленный к настоящему времени опыт нередко обнаруживает, что при подробном обсуждении такой рукописи ее высокая КО оказывается обусловленной устаревшими МУ, требующими существенной переработки и переиздания в связи с коренной модернизацией лабораторного оборудования, аппаратуры и приборов. При этом устаревшие МУ подлежат списанию.

Работа по автоматизации учета, каталогизации и предметизации учебно-методической литературы в библиотеке СПБГЭТУ за последние годы существенно продвинута и находится в завершающих стадиях заполнения электронного каталога, наполнения различных БД (контингента читателей, учебных планов, учебных дисциплин и т.п.). Запуск в эксплуатацию автоматизированной библиотечной системы без сомнения позволит решать важную для совершенствования учебного процесса задачу анализа и оценки книгообеспеченности как дисциплин в целом, так и видов их занятий не только с большей точностью, но и с большей скоростью, достаточной для осуществления мониторинга книгообеспеченности учебных дисциплин и автоматизированной коррекции списка литературы в их рабочих программах.

В 2004 г. издательством СПбГЭТУ "ЛЭТИ" по согласованию с редакционно-издательским советом по учебно-методической литературе (РИС УМЛ) изданы "Требования к оформлению авторских оригиналов учебных пособий и методических указаний для их выпуска в издательстве СПбГЭТУ «ЛЭТИ»", составленные на основе издательских стандартов и ведомственных нормативных документов с учетом издательских традиций университета. В 2006 г. подготовлены к печати "Методические рекомендации авторам рукописей учебных пособий и методических указаний, выпускаемых издательством СПбГЭТУ «ЛЭТИ».

Конкурс рукописей учебных пособий

В соответствии с приказом ректора  СПбГЭТУ "ЛЭТИ" от 16.11.2005 г. № 1733, имеющего целью совершенствование информационно-методического обеспечения учебного процесса и повышение качества издаваемой в СПбГЭТУ учебной литературы, организован конкурс рукописей учебных пособий, подготовленных преподавателями университета к изданию в 2006 г., разработан и утвержден Порядок проведения конкурса, предусматривающий право участия в конкурсе как рукописей учебных пособий, включенных в план выпуска в 2006 г., так и внеплановых рукописей, причем установлено, что внеплановые рукописи, занявшие одно из призовых мест, получают право быть опубликованными Издательством ЭТУ сверх плана за счет бюджета.

Для рассмотрения рукописей конкурсная комиссия имеет право привлекать экспертов; для облегчения работы экспертов РИС УМЛ кроме "Рекомендаций РИС авторам" была подготовлена также "Памятка экспертам". 

Порядком проведения конкурса предусматривалось три уровня отличия лучших конкурсных рукописей УП: 1-е, 2-е, и 3-е места, различающиеся размером денежных премий. Премия за рукопись, занявшей 1-е место, составляла 10000 руб., за 2-е место – 7500 руб., за 3-е место – 5000 руб.

Указанным приказом ректора университета большое значение придавалось широкому информированию студентов, аспирантов и сотрудников о проведении конкурса и его результатах: предусматривалось освещение в газетах «Электрик», «Вести ЛЭТИ», помещение информации на сайт УМК ученого совета ЭТУ, организация выставки лучших учебных пособий в библиотеке ЭТУ. В результате рассмотрения представленных на конкурс рукописей конкурсной комиссией 1-е место и премия 10 тысяч рублей присуждены внеплановому учебному пособию "МОДЕЛИРОВАНИЕ НЕПРЕРЫВНЫХ СИСТЕМ", объемом 10,75 п.л., предназначенному для студентов-заочников. обучающихся по специальности 230104.65 и подготовленному профессором кафедры САПР Владимиром Ивановичем Анисимовым.

За период 2002-2006 гг. РИС УМЛ запланировано, а издательством СПБГЭТУ выпущено более 280 наименований учебных пособий, около 265 наименований методических указаний; общий объем выпущенной УМЛ составил за истекшее пятилетие 1949 п.л. Распределение выпуска УМЛ в СПБГЭТУ по факультетам и по годам представлено  в таблице 4.1.1.

Таблица 4.1.1

Факультет

Объем выпуска УМЛ по годам, в п.л.

2002

2003

2004

2005

2006

1

РТФ

35

33

45

43

44.5

2

ФЭТ

80

76

82

85

85

3

ФАВТ

51

52

59

59

59

4

ФЭА

53

52

61

61

61

5

ФПБЭИ

57

56

65

66

65

6

ФЭМ

13

19

20

21

34

7

ГФ

20

30.5

27

27

27

8

ФВО

16

21,5

16

10

2

ИТОГО:

325

340

375

372

377.5

ВСЕГО:

1789.5

 

        

Выпуск литературы издательством университета

 

Важнейшим компонентом образовательного процесса была и остается учебно-научная литература. Ее издание невозможно без квалифицированного персонала (редакторы, верстальщики, печатники, переплетчики) и современной производственной базы.

Вопросы развития производственной базы издательства (в состав которого входит и типография) постоянно контролируются ректоратом.

Благодаря этому издательской структуре университета за последнее десятилетие удалось пройти путь от редакционно-издательского отдела с двумя множительными машинами (РЭМ и «Ромайор») до современного вузовского издательства, оснащенного новейшим оборудованием.

Решающий шаг в этом направлении был сделан в 2002 г., когда, несмотря на финансовые трудности, было приобретено новое оборудование на сумму около 3 млн руб. Его состав приведен в таблице 4.1.2.

Таблица 4.1.2.

п/п

Состав
оборудования

Марка

Цена

Функциональное
назначение

1

Цифровой дупликатор

DupLO 63SI

283 581

Печать

2

Цифровой дупликатор

DupLO 63SI

283 581

Печать

3

Миниколлатор

DupLO 
DC10Amini

171 180

Подборка отпечатанного
материала

4

Миниколлатор

DupLO 
DC10Bmini

177 255

Подборка отпечатанного
материала

5

Буклетмейкер

DupLO 
DBM 120

243 810

Фальцовка и скрепление

в тетради

6

Триммер
фронтальной
подрезки

DupLO 
DBM 120T

188 190

Фронтальная подрезка
готовой продукции

7

Листовая печатная
офсетная машина

ADAST
ROMAYOR

796 250

Печать

8

Электростатический формный автомат

ELEFAX
PM-65

366 425

Изготовление форм
для офсетной печати
на гидрофильной бумаге

9

Контактно-копировальная
рама

SACK
20
 0751

175 175

Изготовление форм
для офсетной печати

на алюминиевой фольге

10

Принтер

XantePM3

155 225

Вывод пленок А3+

Итого:

2 840 672

 

Необходимо заметить, что в течение последних лет производственная база издательства периодически пополнялась новыми единицами оборудования в соответствии с программой, утвержденной решением ректората от ноября 2004 г. Так, в 2005–2006 гг. были приобретены:

– цифровая печатная машина DupLO 460E;

– переплетная машина DupLODB 200;

– четыре издательские системы на базе IBMPC.

Общая сумма затрат на это оборудование составила около 1 млн руб. Кроме того, было отремонтировано 200 м2 рабочих площадей на общую сумму порядка 2 млн руб. Благодаря этим своевременным мерам, вопрос об издательском обеспечении учебно-научной деятельности университета на сегодня практически решен.

Базовым документом, регламентирующим СПбГЭТУ деятельность, является Сводный план по выпуску УМЛ и НТЛ, который ежегодно утверждается редакционно-издательским советом университета. Основные показатели издательской деятельности университета приведены в таблице 4.1.3.

Таблица 4.1.3

п/п

Вид продукции

Год

2002

2003

2004

2005

2006

1

Учебные пособия, печ. л.

240,00

250,00

276,00

257,50

250,25

2

Методич. Указания, печ. л.

85,00

90,00

99,00

114,50

127,50

3

Научные сборники

(журналы)

Известия СПбГЭТУ «ЛЭТИ», печ. л.

74,00

74,00

105,50

74,00

113,50

Известия вузов
России. Радиоэлектроника, печ. л.

40,00

40,00

40,00

40,00

60,00

5

Монографии, поз.

17

19

12

16

17

Таким образом, работа, проведенная в 2001–2006 гг., завершила модернизацию производственной базы издательства: его техническое оснащение и кадровый потенциал вполне соответствует уровню издательской структуры ведущего вуза России. 

 

4.1.4. Состояние библиотечного комплекса

 

Общая характеристика библиотеки

 

Библиотека СПбГЭТУ выполняет функции методического зонального центра по Северо- Западному району (приказ Минобразования РФ № 1247 от 27.04.2000) и  является библиотекой первой категории (приказ Федерального агентства по образованию № 244 от 15.11.2004).

Библиотека осуществляет выполнение Программы развития библиотеки на 2004-2009 г.г., утвержденную на заседании Ученого Совета ЭТУ 27.05.2004 г. Основными направлениями данной программы являются:

-Существенное улучшение обеспеченности студентов учебной литературой за счет широкого использования электронных версий изданий;

-Расширение возможностей самостоятельной работы студентов в читальных залах с использованием АИС и средств поддержки учебного процесса;

- Расширение свободного доступа к литературе;

- Развитие технологий массового автоматизированного обслуживания студентов.

Библиотека занимает площадь 1493 кв.м. и состоит из 7 отделов (отдел комплектования, отдел каталогизации, справочно-библиографический отдел, отдел учебной литературы, отдел научной литературы, отдел социально-экономической литературы, отдел автоматизации). Каждый отдел обслуживания включает в себя абонемент и читальный зал. Отдел учебной литературы кроме основного абонемента имеет отдельный абонемент изданий ЭТУ и два читальных зала.  Читальный зал №1 «Открытого доступа» был полностью реконструирован и оборудован новой техникой в результате участия библиотеки в проекте «Повышение эффективности образовательной и научной деятельности университетского комплекса на основе развития и интеграции электронной библиотеки в структуру управления вузом» (2002-2003 г.г.). Читальный зал обеспечивает  свободный доступ к фондам и удаленным информационным ресурсам через Интернет.  Читальный зал открытого доступа предоставляет качественно новый уровень обслуживания пользователей на основе штрих-кодовых технологий. На примере читального зала открытого доступа была разработана концепция реконструкции читального зала отдела социально-экономической литературы. Удаленно расположенный абонемент и фонд социально-экономической литературы  был включен в университетскую сеть и проведено подключение его компьютеров в рамках библиотечной локальной сети. Модернизированный читальный зал социально-экономической литературы  введен в эксплуатацию в 2006 году.

Штат библиотеки насчитывает 37 человек. Из них 23 человека имеют высшее образование, 3 человека – среднее специальное, 11 человек – среднее. Средний возраст сотрудников 45 лет.

 

Структура библиотечного фонда

 

Показателями, характеризующими фонд библиотеки, являются:

·        Общий обьем фонда,

·        распределение фонда по направлениям,

·        количество новых поступлений,

·        количество изданий, представленных на открытом доступе,

·        количество книговыдач,

·        обращаемость фонда

 

На 01.01.06 фонд библиотеки насчитывал    1 016 4696 экземпляров.

В фонде  библиотеки имеется литература по следующим направлениям:

·        научно – техническая

·        учебная 

·        социально-экономическая

·        художественная

·        издания на иностранных языках

·        издания на  электронных носителях

На открытом доступе библиотеки представлено 43246 изданий в двух  читальных залах открытого доступа.

Динамика изменения величины фонда приведена  в таблице 4.1.4.

Таблица 4.1.4

 

2001

2002

2003

2004

2005

Общий фонд (экз.)

1 171 884

1 178 825

1 135 099

1 083 817

1 016 466

В том числе:

 

 

 

 

 

    учебная

945 415

967 181

936 192

894 682

853 670

    научная

185 799

170 807

157 838

148 019

162 786

 

Увеличение в 2002 году фонда обусловлено началом финансирования комплектования вузовских библиотек из федерального бюджета. Средства расходовались в основном на пополнение и обновление учебного фонда библиотеки. Некоторое сокращение фонда связано со списанием  непрофильных и устаревших по содержанию изданий, в первую очередь учебной литературы.

 

Динамика ежегодных поступлений приведена в таблице 4.1.5

                                                                                  Таблица 4.1.5

Таблица 4.4

 

Поступило экземпляров

Поступило наименований

2001

33377

1098

2002

51757

902

2003

47360

1161

2004

43415

1215

2005

38597

1259

 

С 2003 года при комплектовании акцент делается на расширение ассортимента закупаемой литературы по одной дисциплине за счет уменьшения экземпляров закупаемой литературы.

 

Объем и динамика выдачи литературы по направлениям фонда библиотеки представлены в таблице 4.1.6 

   

Таблица 4.1.6                                                                                                                                     

 Выдано литературы

 

2001

2002

2003

2004

2005

Всего книговыдач:

858 726

929 516

950 005

950 417

954 231

-         из них

научной литературы

 

158 628

 

158 546

 

121 980

 

70 098

 

87 748

 

-   учебной литературы

 

511 751

 

 

582 375

 

615 656

 

668 502

 

651 683

 

 

-   социально-экономической литературы

 

139 167

 

139 376

 

156 546

 

157 869

 

158 259

 

- художественной литературы

 

 

45 604

 

45911

 

52 626

 

52 901

 

55 100

 

- справочно-библиографической  отдел

 

 

 

3 576

 

 

3 308

 

 

3 197

 

 

1 047

 

 

1 441

 

 

Таблица 4.1.7 отражает коэффициент динамики роста количества книговыдач

Таблица 4.1.7

2001

2002

2003

2004

2005

1,06

1,08

1,02

1,00

1,004

 

Увеличение книговыдачи с 2002 года    связано с обновлением фонда за счет комплектования фонда учебной литературой из средств федерального бюджета. Кроме того, с 2003 года началась  книговыдача  для студентов гуманитарного факультета многоэкземплярной учебной литературы из фонда отдела художественной литературы. Увеличение книговыдачи связано с тем, что на открытом доступе в новом читальном зале (открытого доступа) представлена наиболее спрашиваемая часть фонда,  периодические издания за  последние 3 года и библиографические базы ВИНИТИ и Книжной палаты, пользующиеся большим спросом среди профессорско- преподавательского состава и аспирантов университета.

Обращаемость, т. е. отношение количества выданных экземпляров к количеству экземпляров в фонде, характеризующая качество фонда библиотеки, приведена в таблице 4.1.8.

 

Таблица 4.1.8

 

2001

2002

2003

2004

2005

Обращаемость общего фонда

0,73

0,79

0,84

0,88

0,95

Обращаемость научной литературы

0,43

0,39

0,31

0,23

0,27

Обращаемость учебной литературы

0,64

0,70

0,77

0,86

0,89

 

Высокий показатель  обращаемости фонда, свидетельствует о  соответствии фонда учебно-образовательному процессу университета, о правильной политике комплектования учебной и научной литературы  в соответствии с учебными планами, т.е. в целом о правильной политике управления фондом.

 Источниками комплектования фонда являются:

·        закупка по договорам с издательствами

·        закупка по договорам  с книготоргующими организациями

·        внутривузовская учебная литература

·        подписка на отечественную периодику

·        подписка на  удаленные БД: электронные версии научных баз данных компании EBSCOPublishing, ИНИОН, OxfordReferenceOnline компании OxfordUniversityPress

·        замена утерянных читателями книг

·        дары

Кроме того, имеется бесплатный  доступ к зарубежным научным ресурсам в рамках государственного контракта по теме «Создание системы доступа к научным электронным ресурсам для российских образовательных организаций», финансируемого Федеральным агентством по науке и инновациям

Обслуживание читателей

 

Показателями обслуживания читателей библиотеки являются:

·        состав читателей,

·        количество посещений, читаемость,

·        книгообеспеченность

На 01.01. 2006г. читателями библиотеки состоят 13072 человека.

 

Состав читателей приведен в таблице 4.1.9

                                                                                                                                    Таблица 4.1.9

 

 

2001

2002

2003

2004

2005

студенты

9 253

9 926

10 485

10 815

10 747

ППС и научные сотрудники

 

980

 

951

 

974

 

986

 

893

Аспиранты и докторанты

 

414

 

398

 

309

 

345

 

326

Сотрудники

790

842

851

889

974

Сторонние читатели

 

296

 

245

 

266

 

290

 

132

Общее количество читателей

 

11 733

 

12 362

 

12885

 

13325

 

13072

 

Незначительное  уменьшение количества читателей библиотеки связано с некоторым сокращением в 2005 году приема на первый курс. Увеличение среди читателей категории сотрудников университета связано с широким спектром имеющейся в библиотеке профессиональной и специальной литературы, связанной с новейшими технологиями.

 

Количество посещений отражает таблица 4.1.10

                                                                                                                              Таблица 4.1.10

 

2001

2002

2003

2004

2005

Всего посещений

 

491 696

 

 

515 167

 

568 148

 

587 621

 

590 552

Из них:

отдел научной литературы

 

84 117

 

84 115

 

83 316

 

65 423

 

65 311

Отдел учебной литературы

 

257 445

 

302 530

 

340 697

 

376 617

 

377 186

Отдел социально-экономической литературы

 

89 785

 

90 301

 

102 234

 

103 279

 

103 389

Отдел справочно-библиографической

 

4 302

 

6 224

 

6 466

 

6 678

 

7 466

Отдел художественной литературы

 

31 537

 

31997

 

35 435

 

35 624

 

37 200

 

В связи с тем, что все отделы библиотеки автоматизированы и подключены к единой локальной сети, читатели имеют доступ к электронному каталогу с любой точки обслуживания библиотеки.  В показателях посещений отделов учтено  количество обращений к каталогам.

Динамика роста количества посещений.

 

2001

2002

2003

2004

2005

1,12

1,05

1,01

1,03

1,005

 

Увеличение количества посещений происходит  за счет  увеличения интереса читателей к электронным сервисам библиотеки, собственным и удаленным информационным ресурсам, таким как электронный каталог нашей библиотеки, возможность поиска необходимой литературы в электронных каталогах других библиотек (включая корпоративный каталог библиотек учебных учреждений Северо - Западного региона, одним из составителей которого является и наша библиотека),  полнотекстовым научным журналам,  ГОСТам, реферативным базам ВИНИТИ и Книжной палаты, базе «Консультант» и другим.

Вышеперечисленные электронные сервисы в течение нескольких лет предоставляются в читальном зале открытого доступа и в справочно-библиографическом отделе, а с 2006 года – и в отделе социально- экономической литературы.

 

Количественное соотношение фонда и читателей т.е. количество книг на одного читателя показано в  следующей таблице 4.1.11.

                                                                                                                                Таблица 4.1.11

 

 

2001

2002

2003

2004

2005

Количество книг на одного читателя

99,88

95,36

88,10

81,32

77,76

 

Уменьшение этого показателя (с учетом роста обращаемости фонда) в 2005 году показывает, что политика выведения непрофильных и устаревших по содержанию изданий из фонда библиотеки, в частности  фонда учебной литературы,  была обоснована и привела к более интенсивному использованию соответствующего задачам учебного процесса фонда.

Исследование книгообеспеченности в контексте специальностей и дисциплин, представленных в университете стало возможным благодаря модулю «Книгообеспеченность» в новой версии  АБИС «Ирбис», разработанный  ГПНТБ (Государственная Публичная Научно- техническая библиотека г. Москва) по заказу   библиотеки СПбГЭТУ при участии сотрудников УМУ.  Данная разработка дает возможность получить коэффициент книгообеспеченности по различным параметрам.

 

Читаемость- количество выданных изданий, приходящихся на одного читателя - показана в таблице 4.1.12

                                                                                                                                Таблица 4.1.12

 

2001

2002

2003

2004

2005

Общая читаемость

73,19

73,19

73,79

71,32

73,00

 

Высокий показатель читаемости  обусловлен оптимальным комплектованием фонда, большим притоком новых изданий, в первую очередь учебной литературы.

Обслуживание читателей производится по единому читательскому билету. Обслуживание ведется  на четырех абонементах и в пяти читальных залах на 360 мест. Наряду с традиционными формами обслуживания, внедряется поэтапное автоматизированное обслуживание читателей. Ведется автоматизированная книговыдача на 1-3 курсах с использованием штрихкодовых технологий с читательскими билетами нового образца (ламинированный читательский билет).

 

Электронная библиотека

 

Внедрение новых информационных технологий стало возможным в результате участия библиотеки за отчетный период в следующих международных проектах:

·         «Корпоративная библиотечная система для науки и высшего образования» (2002 г.)

·        Корпоративный проект Минобразования РФ  «Создание методической, информационной и технологической среды для обеспечения и контроля качества научно-технических, производственных и образовательных услуг системы образования» (2001-2002 г.г.)

·        . Проект Национальный Фонд Подготовки Кадров «Повышение эффективности образовательной и научной деятельности университетского комплекса на основе развития и интеграции электронной библиотеки в структуру управления вузом» (2002-2003 г.г.)

·        ТЕМПУС (2002-2004) «Joint European Project on Networking Project»

 

В библиотеке заложены основы для создания «электронной библиотеки», которая является  составной частью принятой Программы развития библиотеки на 2004-2009 г.г.

В результате выполнения проектов библиотека располагает несколькими серверами и целым рядом персональных ЭВМ для автоматизации основных библиотечных технологических процессов. Основной сервер служит для организации локальной библиотечной сети, которая подключена к университетской сети. Вспомогательный сервер предназначен для ведения рабочих каталогов персонала библиотеки и читателей. Библиотека имеет также сервер для удаленного доступа к ресурсам библиотеки  по WEB и Z интерфейсам и выделенный почтовый сервер.

  Доступ читателей к электронному каталогу осуществляется с выделенных персональных компьютеров, расположенных в библиотеке университета или через специализированный Web-сервер (адрес – www.library.eltech.ru). Данный Web-сервер интегрирован с автоматизированной библиотечной системой, позволяет проводить многокритериальный поиск необходимой литературы.

Парк ЭВМ библиотеки  составляет 77 персональных компьютеров, в том числе 36 компьютеров образуют автоматизированные рабочие места для читателей. Для удобства читателей на этих компьютерах установлены типовые офисные приложения и организован выход в Интернет, что дает возможность студентам как выполнять традиционное конспектирование, так и осуществлять оформление сделанных учебных заданий машинным образом с учетом принятых в мире стандартов на издательскую продукцию.

         В библиотеке внедрена автоматизированная библиотечная система ИРБИС, позволяющая автоматизировать библиотечные процессы. Сформированы электронный каталог и электронные библиографические базы данных. В настоящее время в электронном каталоге присутствуют описания более 42 тыс. изданий и статей, а в библиографических базах данных насчитывается свыше 1,5 миллионов библиографических записей.

В библиотеке ведется работа по реализации мероприятий по поэтапному вводу автоматизированного обслуживания по нескольким направлениям: присвоение штриховых кодов на всю вновь поступающую литературу, штрихкодирование учебной литературы, имеющейся в фонде, отладка и ввод АРМа «Книговыдача», переход на читательские билеты нового образца.

В библиотеке внедрены технологические процессы выдачи и приема книг на основе штриховых кодов. Такие коды присвоены учебной литературе, предназначенной для выдачи студентам 1-3 курсов всех факультетов. Студентам 1-4 курсов всех факультетов выданы пластиковые карточки с фотографией студента и соответствующим штрих-кодом (ламинированный читательский билет), по аналогии с традиционной банковской карточкой. Форма читательского билета и электронного формуляра разработаны библиотекой. Читательские билеты нового образца изготавливаются сотрудниками библиотеки с помощью технологии и на оборудовании, закупленного в ходе реализации проекта НФПК.

 Для улучшения качества обслуживания читателей в библиотеке начат перевод в электронную форму учебно-методической литературы последних лет изданий, выпущенных университетским издательством. В электронном виде доступны свыше 700 учебных пособий и свыше 900 авторефератов диссертаций.

С целью улучшения планирования выпуска университетских изданий и закупок литературы автоматизированная библиотечная система включает в себя и базу данных с нормативно-методическими сведениями – 150 учебными планами и 10 000 дисциплин, причем осуществляется «привязка» таких сведений к каждому студенту, студентов насчитывается свыше 12000 человек.

Библиотека ввела следующие электронные формы обслуживания, направленные на создание условий для самостоятельной работы читателей:

·        свободный доступ в читальных залах к информационным ресурсам библиотеки (электронным каталогам, предметным базам данных,  Интернет и внешним базам данных)

·        удаленный доступ к электронным сервисам библиотеки (поиск информационного ресурса) с компьютеров, расположенных на кафедрах университета на основе нового поколения автоматизированной библиотечной системы, содержащей дополнительный модуль работы с полнотекстовыми документами 

·        доступ к корпоративному каталогу вузовских библиотек Санкт-Петербурга.

·         Электронный заказ по корпоративному каталогу.

·        Информационное обучение читателей пользованию библиотечной системой.

Библиотекой были разработаны программы обучения новым библиотечно-информационным технологиям для студентов 1 и4 курсов, аспирантов и изданы обучающие материалы: библиотечный гид, учебный фильм о библиотеке и др. В течение 2005 года были проведены занятия для студентов 1 курса- 180 часов, для студентов старшихкурсов- 284 часа, для аспирантов- 12 часов. В связи с возросшим  интересом к новым электронным сервисам библиотеки, а также к  «электронной» составляющей фонда  со стороны преподавателей и сотрудников университета, библиотека  разрабатывает обучающую программу и  для этой категории читателей.