В
настоящий период формируется единое мировое образовательное
пространство, выражающееся, прежде всего в гармонизации образовательных
стандартов, подходов, учебных планов, специальностей в разных
странах мира.
Открытое образовательное пространство предполагает
рост мобильности студентов и сотрудничества преподавателей университетов разных
стран, что, как ожидается, будет способствовать достижению гражданами успехов
в выбранной профессии, улучшению системы трудоустройства выпускников университетов,
повышению статуса этих стран в сфере образования.
Академическая мобильность автоматически и зачастую
подсознательно развивает в студентах определенные качества: умение выбирать пути
взаимодействия с окружающим миром; способность мыслить в сравнительном аспекте;
способность к межкультурной коммуникации; способность изменять самовосприятие;
способность рассматривать свою страну в кросскультурном аспекте; знание о других
культурах, изученных изнутри и др.
Одним из основных инструментов развития академической
мобильности является признание квалификаций и документов об образовании. В связи
с этим существует определенная законодательная база, которая помогает закрепить
на национальном и международном уровне сопоставление дипломов различных вузов.
Академическая мобильность может осуществляться по трем основным направлениям:
• внутригородская
мобильность, которая предполагает возможность выбора различных учебных курсов
в разных университетах в рамках одного города
• внутрироссийская
мобильность
• международная мобильность
В настоящее время в России предпринимаются практические
шаги по осуществлению эффективной академической мобильности по всем трем основным
направлениям. Руководствуясь опытом зарубежных стран, учитывая специфику российского
образования, разрабатываются совместные образовательные программы и проекты,
имеющие своей конечной целью подготовку высококвалифицированных специалистов
по различным направлениям.