Поиск по сайту E-MAIL Главная страница
Разделы

Интервью с сотрудниками кафедры РС

Кафедра РС | Образование | Дисциплины | Лекторы | Издания | Наука | Фотогалерея | История

Валерий Павлович ИПАТОВ

Опишите, пожалуйста, вкратце особенности финской образовательной системы

Финская образовательная система близка к общеевропейской и довольно серьезно отличается от российской. Начнем с того, что школьное обучение длится 11–13 лет и делится на две ступени. Дети, как правило, начинают учиться с семи лет, хотя возможен более ранний старт в приготовительных классах. Первая ступень – девятилетняя единая школа – ориентирована в основном на развивающее обучение, приобретение базовых знаний и воспитание качеств, необходимых для будущей социальной адаптации. Сильной стороной финского начального образования является языковая подготовка, предусматривающая изучение помимо двух государственных (шведский является таковым наравне с финским, хотя менее шести процентов граждан идентифицируют себя как шведскоговорящие) также двух иностранных языков, один из которых обычно английский, а другой выбирается из нескольких возможных. Практически каждый финский тинэйджер является живым доказательством высокого уровня школьного преподавания языков, довольно свободно владея английским. Большинство единых школ находится в ведении муниципальных властей, деятельность немногочисленных частных школ довольно жестко регламентируется государством.
По окончании первой ступени каждому молодому финну предстоит выбор одного из двух возможных путей продолжения образования. Первый – обучение в общеобразовательной школе второй ступени, дающей знания необходимые для поступления в высшие учебные заведения. Любопытно, что срок обучения в ней жестко не фиксирован и может охватывать от двух до четырех лет. За это время учащийся обязан изучить 75 курсов (45-49 из них обязательны, остальные по выбору) и по завершении сдать общегосударственные тесты по родному (финский/шведский/лапландский) и иностранному (по выбору) языкам, математике и общим предметам. Те, кто успешно прошел тесты, получают сертификат государственного образца, подтверждающий право на поступление в вуз.
Альтернативной ветвью является трехлетняя начальная профессиональная подготовка, осуществляемая учебными заведениями, родственными нашим колледжам и техникумам. Их выпускники, также получающие право на поступление в вузы, одновременно приобретают квалификацию того или иного профиля, достаточную для начала трудовой деятельности в промышленности или сфере обслуживания, или открытия собственного бизнеса. Понятно, что в программах подобных образовательных учреждений большой удельный вес принадлежит занятиям практического характера, включая работу в мастерских, на рабочих местах в фирмах и т.п.
Финские вузы делятся на две категории: университеты и политехнические институты. Университетское образование имеет старинные корни и полностью следует европейской традиции, включая номенклатуру направлений, процедуры и ритуалы. Университеты дают подготовку фундаментального характера, прекрасно оснащены, и, как и во многих развитых странах, являются основными центрами концентрации исследовательской активности в фундаментальных областях науки. Формально все университеты подчиняются Министерству образования Финляндии, однако пользуются практически неограниченной автономией в вопросах внутренней жизни, порядка зачисления студентов, организации учебного процесса, структуры образовательных программ, направлений исследований и т.п. Сравнительно небольшое население Финляндии, примерно равное населению Санкт-Петербурга, разбросано по большой территории, и география размещения двадцати финских университетов приблизительно отражает карту населенности регионов. Естественно, в Финляндии отсутствуют мегаполисы российских масштабов, и ряд университетов располагается в небольших городках, насчитывающих десятки тысяч жителей (Йоэнсу, Васа и др.).
Параллельную университетам ветвь составляют 29 политехнических институтов, расположенных в разных частях страны. Сеть их была учреждена как альтернативный вариант высшего образования в 1990 г. на основе существовавших на тот момент послешкольных профессиональных училищ. Политехнические институты, наравне с университетами, имеют прекрасную материальную базу, однако спецификой их образовательных программ является больший дрейф в сторону технологий, инженерии, реального бизнеса и т.д., хотя – сколь бы необычным это ни казалось на российский взгляд – в некоторых из них работают отделения медицинского, театрального или музыкального профиля. Политехнические институты обычно подведомственны местным властям, что ни в коей мере не снижает их статуса по сравнению с университетами в части технической оснащенности, качества обучения или оплаты труда работников.
Подчеркнем, что Финляндия пока не следует примеру ряда европейских стран, отказавшихся в последние годы от идеи бесплатного высшего образования. Вся образовательная цепочка в стране финансируется государством, и никакой платы за обучение – школьное или вузовское – учащийся не вносит. Интересно, что этот порядок распространяется на всех студентов, включая иностранных.
Отметим еще одну деталь. Законы Финляндии предусматривают обязательный воинский призыв для каждого мужчины, причем призывнику дана возможность самостоятельно выбрать удобный для него период прохождения службы в возрастном интервале от 19 до 28 лет. Срок воинской службы варьируется от полугода до года, опять же с учетом личных пожеланий. Избравшие годичную службу получают ко второму полугодию ранг младших командиров и проходят специальную подготовку, нацеленную на развитие лидерских навыков. Впоследствии лица, имеющие за плечами подобный опыт, рассматриваются при прочих равных условиях как приоритетные претенденты на управленческие должности в фирмах и госучреждениях. Студенты обычно прерывают учебу вскоре после поступления в вуз и по исполнении воинского долга возвращаются к учебе. Кратковременность пребывания в строю компенсируется интенсивностью и насыщенностью армейского труда, а гуманные бытовые условия, качественное питание, здоровый психологический климат и традиционное законопослушание делают попытки уклонения от призыва крайне нехарактерными для финского общества. Военное высшее образование целиком сосредоточено в нескольких вузах Министерства обороны, и никаких военных кафедр в финских университетах и политехнических институтах нет. Таким образом, такая российская мотивация высшего образования, как стремление избежать службы в армии, в Финляндии полностью отсутствует, и молодые люди выбирают профиль будущей деятельности, основываясь только на интересе к профессии и карьерных перспективах.
В целом финская образовательная система оставляет впечатление весьма четко отлаженного механизма и заслуженно считается одной из лучших в Европе.

Какие градации дипломированных специалистов приняты в Финляндии?

Университеты присуждают те же младшие степени, что с недавних пор приняты и у нас: бакалавра и магистра. Базой получения начальных степеней служит система кредитных единиц. Одна кредитная единица соответствует примерно 40 часам всех видов занятий, включая самостоятельную работу. Для получения степени бакалавра требуется набрать 120 кредитных единиц, на что отводится срок не менее трех лет. Магистерская степень «стоит» 160-180 кредитных единиц (120+40...60) с минимальным сроком обучения (включая бакалавриат) в пять лет. Студенты, избравшие магистерскую программу, точно соответствующую профилю их бакалаврской подготовки, должны набрать 40 кредитных единиц, из которых 20 образуются за счет изучения продвинутых курсов, а остальные 20 – цена магистерской диссертации. Те же, для кого магистерская программа не следует в русле бакалаврской, должны набрать еще 20 кредитных единиц, прослушав необходимые базовые курсы. Названные цифры являются стандартными, однако в зависимости от профиля программы и конкретного университета могут варьироваться в определенном диапазоне. Вплоть до настоящего времени действенных верхних ограничений срока обучения не существовало, так что случаи, когда лицо, формально числящееся студентом, годами не появлялось в университете, были обычным явлением. Стремясь изжить подобную практику (студенческий статус дает гражданину немалые привилегии, оплачиваемые налогоплательщиком), Министерство образования выступило с инициативой введения лимитов продолжительности пребывания в университет, вступление которой в законную силу ожидается в ближайшее время.
Как и в других странах, ученая степень доктора является в Финляндии высшей. Имеется и промежуточная степень лиценциата как прелюдия к докторской, однако обладание ею не необходимо, чтобы стать доктором, и престиж ее сравнительно невелик. Для получения степени доктора необходимо прослушать ряд продвинутых курсов, набрав 40 кредитных единиц, и защитить диссертацию, обобщающую результаты серьезного самостоятельного исследования. Непременным условием готовности к защите является наличие публикаций в авторитетных международных журналах и трудах конференций. На все это соискателю дается 4 года, в течение которых он получает вполне приличную стипендию. Если не сосредотачиваться на размере стипендии, подобная система весьма близка к нашей аспирантуре, а научная квалификация свежеиспеченных финского доктора и российского кандидата наук примерно одинакова. Существенным отличием, однако, является то, что в Финляндии опять же по общемировому образцу – ученые степени присуждаются только университетами, и никаких диссертационных советов на фирмах или промышленных предприятиях не существует. Сама процедура публичной защиты диссертации совмещает ритуальную торжественность (распорядитель облачен в университетскую мантию средневекового покроя) с предельной деловитостью. Оппонент только один, из числа экспертов в данной области, имеющих международную репутацию, и главный смысл защиты состоит именно в дискуссии с оппонентом, носящей подчас весьма принципиальный характер. Провальные сценарии защиты маловероятны, поскольку заключительному акту предшествует долгая подготовка и всесторонний анализ представленной работы специалистами выпускающего университетского подразделения.

На каких условиях российские граждане могут обучаться в университетах Финляндии?

Как уже сказано, финское университетское сообщество гармонично встроено в общемировое. Студенческая миграция чрезвычайно развита, и требуемые кредитные единицы можно набирать вне пределов родного университета. Зарубежные студенты охотно едут учиться в Финляндию, привлеченные отсутствием платы за обучение, высокими стандартами образования, благоприятной экологией, дружелюбием финнов и т.д. Характерны, скажем, такие цифры: из 17 000 студентов Университета Турку около тысячи – подданные приблизительно ста зарубежных стран. В принципе любой российский гражданин может по собственной инициативе поступить в финский университет, показав достаточный уровень подготовки и подтвердив финансовую состоятельность. Для получения студенческой визы лицу, действующему самостоятельно, необходимо представить доказательства способности тратить не менее 5500 евро в год. Разумеется, с точки зрения большинства российской молодежи названная сумма весьма значительна, поэтому альтернативным вариантом является получение образовательного гранта. Подобные гранты распределяются университетами, межуниверситетскими объединениями, государственными и частными фондами и пр. Претендентов обычно достаточно много из числа как финских, так и зарубежных граждан: типичен показатель 10-20 заявлений на один грант, но российские соискатели выступают в этих конкурсах традиционно успешно. Например, выпускник ФРТ 2003 года Алексей Дудков получил высшие баллы в состязании более ста соискателей 15 грантов, предоставляемых ТУКСом (Центром компьютерных наук Турку), и сейчас проходит подготовку по докторской программе.
Отдельно следует сказать о языке. Большинство базовых дисциплин преподается на финском языке, знание которого, таким образом, необходимо всем желающим получить степень бакалавра. Продвинутые же курсы, наоборот, по большей части читаются на английском, привлекая широкую интернациональную аудиторию. Тем самым, владение английским вполне достаточно для обучения в рамках как магистерской, так и докторской программ или для прохождения отдельных дисциплин в формате встроенного обучения, программ студенческого обмена и пр.

Каким основным критериям должен удовлетворять выпускник российского вуза (в частности, ЛЭТИ), желающий получить работу по специальности за рубежом?

В Финляндии трудится немало российских специалистов, в том числе и выпускников ЛЭТИ. Как правило, российский выпускник, не терявший времени понапрасну в студенческие годы, увлеченный своей профессией и стремящийся совершенствоваться в ней, рассматривается финскими фирмами и университетами как весьма желанная фигура. Не могу попутно не подчеркнуть, что марка ЛЭТИ имеет среди финских экспертов чрезвычайно высокую котировку. Когда во время ланча с коллегами из Хельсинкского Технического Университета, куда я был приглашен выступить с презентационной лекцией, я поинтересовался, известен ли им такой брэнд как ЛЭТИ, реакция была близка к возмущенной, словно спрашивалось о чем-то, чего образованному человеку не знать неприлично.

Какие черты финского высшего образования было бы, с вашей точки зрения, полезно перенять нам?

Признавая высокую эффективность финской образовательной системы, я бы не осмелился рекомендовать что-либо из нее перенимать, имея в виду низовой, университетский уровень. Финское образование функционирует четко, будучи вписанным в безотказно работающую общественную и государственную систему одной из самых благополучных и процветающих стран Евросоюза. Инструктаж же по поводу того, как приблизить российские реалии к европейским в части народного благосостояния, рационального хозяйствования, социальной гармонии и т.д., ежедневно дается в телепрограммах и на газетных полосах, и нам лучше завершить беседу, не касаясь этой темы.

Кафедра РС | Образование | Дисциплины | Лекторы | Издания | Наука | Фотогалерея | История

 

 
Назад
Дата последнего обновления: 24.12.2004
  © Copyright 1995-2004 Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет.