Санкт-Петербург english version 
Главная
Организаторы РОАИ-10
Программный комитет
Секретариат РОАИ-10
Предварительное расписание
Программа >>
Основные направления
Порядок участия
Порядок оплаты
Программа У.М.Н.И.К.
Контрольные даты
Оформление заявок >>
Оформление тезисов
Информация
Место проведения конференции
Санкт-Петербург
Великий Новгород
Культурные программы
Гостиницы
Новости
 

Санкт-Петербург

Санкт-Петербург - второй по величине город России - на протяжении двух столетий являлся столицей Российской империи. Этот прекрасный город каналов, созданный Петром Великим, часто называют "Северной Венецией".

Сегодня Петербург - это сокровищница архитектуры - под сводом северного неба традиционные формы древнерусских храмов обогатились приемами античной и европейской культовой архитектуры.

Величие полноводной Невы, торжественность ее гранитных набережных, простор площадей и перспективы проспектов, гладь каналов, изящество дворцов и размах грандиозных по замыслу архитектурных ансамблей, напряженный ритм современного города - создают незабываемый облик одного из красивейших городов мира.

 

ЭРМИТАЖ

Адрес: Дворцовая наб., 34
Режим работы: вт - вс с 10:30 до 17:00

Зимний дворец закончили строить в 1762 году, а уже через два года в непосредственной близости к нему по проекту Ж. Б. Валлен-Деламота возводится специальное здание для размещения художественных коллекций — Малый Эрмитаж, известный в XVIII веке как «Ламотов павильон».

Но коллекции разрастались с такой скоростью, что возведение новых зданий для них начиналось еще до окончания строительства предыдущих. С 1771 по 1787 год Ю. М. Фельтен строит Старый Эрмитаж, или, как его называли петербуржцы «Фельтенов дом», а с 1783 года Джакомо Кваренги начинает и одновременно с открытием Старого Эрмитажа заканчивает возведение Эрмитажного театра. Оба здания объединены Аркой над Зимней канавкой. Рассказывают, что завистники, пытаясь принизить архитектора в глазах императрицы, доказывали, что Арка непрочна и может упасть. Екатерина приказала тщательно проверить расчеты, после чего, как передает легенда, устроила в галерее над сводом Арки грандиозный пир, дабы завистники были посрамлены и все могли убедиться в прочности конструкции.

Зимняя канавка с нависшей над ней величественной Аркой до сих пор является одним из самых романтических уголков Петербурга. Остается добавить, что современные историки единодушно считают автором Арки архитектора Ю. М. Фельтена, современника Кваренги. Оба они участвовали в создании дворцового комплекса — один строил здание Старого Эрмитажа, другой — Эрмитажного театра. В XIX веке авторство Арки приписывалось Кваренги. И поскольку изложенная нами легенда в поздних источниках как будто не встречается, то и в ее пересказе мы оставляем имя Джакомо Кваренги.

После открытия Эрмитажного театра в строительной деятельности на Дворцовой площади наступает полувековое затишье. Затем, в 1839-1852 годах по проекту немецкого архитектора Лео фон Кленце сооружается очередное специальное музейное здание Нового Эрмитажа. Оно хорошо известно благодаря десяти мощным гранитным фигурам атлантов, созданных скульптором А. И. Теребеневым. На студенческом сленге крыльцо Нового Эрмитажа со стороны Миллионной улицы называется «Атланты», а у современных молодоженов существует примета. Если сразу после регистрации брака прийти к Атлантам и поочередно подержаться за большие пальцы ног мифических титанов, счастье в супружеской жизни будет гарантировано.

Все пять эрмитажных зданий объединены друг с другом внутренними переходами, коридорами, лестницами и галереями. Сегодня это один из крупнейших музеев мира. В сознании многочисленных туристов, гостей города, да и самих петербуржцев понятия Зимний дворец и Эрмитаж стали синонимами. Художественные коллекции Эрмитажа давно вошедшими в интерьеры бывших жилых и служебных помещений дворца, а интерьеры и убранство дворцовых покоев давно превратились в постоянные музейные экспозиции.

Открытие Эрмитажа было приурочено к прибытию в Петербург в 1764 году первой партии картин берлинского купца Гоцковского, приобретенных В. С. Долгоруким по заданию Екатерины II. И хотя создание в царском дворце художественной коллекции имело ярко выраженную политическую цель — доказать миру, что могущественная Россия способна ослепить блеском своей цивилизации любое европейское государство, в фольклоре факт создания Эрмитажа свелся к бытовому случайному происшествию. Согласно легенде, однажды, прогуливаясь по Зимнему дворцу, молодая императрица наткнулась в полутемной кладовке на большую картину «Снятие с креста». После смерти Елизаветы Петровны картину будто бы перенесли сюда из ее комнат. Екатерина надолго остановилась, любуясь мастерством живописца, а когда оторвалась от полотна, твердо решила создать у себя во дворце картинную галерею.

При Екатерине в Эрмитаже была основана и знаменитая, так называемая Русская библиотека. Трудолюбивая немка, Екатерина, по свидетельству современников, остро ненавидела всякую праздность и, говорят, любила, чтобы придворные во время дежурства во дворце занимались каким-либо делом. Павел Свиньин рассказывает, как однажды ее лакей так углубился в книгу, что даже не заметил императрицу, когда та остановилась около него. Прочитав название книги, императрица спросила лакея, понимает ли он прочитанное. Из ответа молодого человека государыня поняла, что чтение не только «избавляет служителей от вредной праздности и скуки, но и послужит к их пользе и образованию». В то же время императрица с удивлением узнала о трудностях, с какими достают они книги на родном языке. Это и побудило ее основать Русскую библиотеку, как об этом рассказывает легенда.

В настоящее время "Эрмитаж" остается эталоном абсолютной истины и недосягаемого совершенства. Целый ряд идиом с характерной ориентацией на этот безусловный идеал до сих пор пользуется устойчивым спросом в повседневном обиходе: "Если строить, то только... Эрмитаж", "Красиво, как в Эрмитаже".

наверх

РУССКИЙ МУЗЕЙ

Адрес: Инженерная ул., д.4
Режим работы: ср - вс с 10:00 до 17:00

Государственный Русский музей - крупнейшее в мире собрание русского изобразительного искусства. Он открылся 7 (19) марта 1898 года и стал первым в России государственным музеем русского искусства.

Коллекции Русского музея насчитывают около 400 000 экспонатов. В них представлены произведения всех основных направлений и школ отечественного изобразительного искусства, все его виды и жанры с Х по ХХ век. Ежегодно в стенах музея проходит около 30 временных выставок, ко многим из них издаются каталоги, альбомы, буклеты.

Музей размещается в четырех зданиях, расположенных в историческом центре Санкт-Петербурга. Это - Строгановский и Мраморный дворцы, Михайловский (Инженерный) замок и главное здание музея - Михайловский дворец с корпусом Бенуа. Государственный Русский музей - это и крупнейший научно - исследовательский центр, среди сотрудников которого - известные ученые-искусствоведы, доктора и кандидаты наук.

Широка и многообразна работа культурно-просветительской части музея. Более 20 лет Государственный Русский Музей является республиканским научно-методическим центром всех художественных музеев России. Программа развития и реконструкции Государственный Русский Музей является важной частью программы восстановления исторического центра Санкт-Петербурга к 300-летию города. Заметную поддержку музею оказывает Международное общество "Друзья Русского музея".

наверх

ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР

Позади памятника Петру Первому возвышается одно из самых грандиозных сооружений Петербурга — Исаакиевский собор. Его история восходит к эпохе Петра Великого.

Петр родился в день Исаакия Далматского, малоизвестного на Руси византийского монаха, некогда причисленного к лику святых. В 1710 году в честь своего святого покровителя Петр велит построить в Петербурге деревянную Исаакиевскую церковь. Она находилась в непосредственной близи к Адмиралтейству и была, собственно, даже не церковью, а «чертежным амбаром», в восточной части которого водрузили алтарь, а над крышей возвели колокольню.

В 1717 году на берегу Невы, западнее Адмиралтейства, по проекту архитектора Г. Маттарнови начали строить новую, уже каменную Исаакиевскую церковь. Но грунт под фундаментом неожиданно начал оседать, и церковь пришлось срочно разобрать. В 1768 году Екатерина II, всегда считавшая себя политической и духовной наследницей Петра, начала возведение очередного Исаакиевского собора по проекту Антонио Ринальди. Собор строился на новом месте, сравнительно далеко от берега. Он облицовывался олонецкими мраморами, яркий, праздничный и богатый вид которых, по мнению современников, достаточно точно характеризовал «золотой век» Екатерины. Но строительство затянулось, и к 1796 году — году смерти Екатерины — собор был построен лишь до половины.

В 1809 году Александр I объявил конкурс на проектирование нового Исаакиевского собора, а 26 июня 1818 произошла его торжественная закладка. Проект создал молодой французский архитектор Огюст Монферран, за два года до этого приехавший в Россию.

Учитывая особенности петербургской почвы, в основание фундамента будущего собора забивают 10 762 сваи. Этот, в общем-то обычный для Петербурга способ уплотнения грунта под фундамент, в данном случае по своим масштабам превзошел все виденное петербуржцами до этого. Восхищенные горожане рассказывали анекдот о том, как одна из свай неожиданно ушла в землю и бесследно исчезла. Вслед за ней начали забивать другую, но и та скрылась в болотистом грунте. Установили третью, четвертую... Пока в Петербург в адрес строителей не прибыло сообщение из Нью-Йорка: «Вы нам испортили мостовую». — «Причем здесь мы?» - ответили из Петербурга. — «Но на торце бревна, торчащего из земли, клеймо петербургской лесной биржи "Громов и К"», — пришел ответ из Америки.

Тема ненадежности петербургской почвы под таким гигантским сооружением никогда не покидала городскую мифологию. Рассказывают, как один из известнейших шалунов и затейников середины XIX века, он же — один из блестящих авторов пресловутых сентенций Козьмы Пруткова, Александр Жемчужников — «неистощимый забавник с необычным даром имитатора», как его аттестовали в Петербурге, однажды ночью, переодевшись в мундир флигель-адъютанта, объехал всех ведущих столичных архитекторов с приказанием «наутро явиться во дворец ввиду того, что провалился Исаакиевский собор». Впрочем, легенда о том, что Исаакиевский собор оседает под тяжестью собственного веса, жива до сих пор.

Поражал современников не только выраставший на глазах нескольких поколении сам собор. Удивлял размах строительства, его продолжительность. Встречаясь друг с другом, петербуржцы, вместо приветствия, доверительно обменивались очередными слухами. «Говорят, приезжий ясновидец предсказал Монферрану смерть сразу после окончания строительства». — - «То-то он так долго строит».

В те времена в столице одновременно шли три грандиозные стройки: железная дорога между Петербургом и Москвой, первый постоянный мост через Неву и Исаакиевский собор. Салонные пересмешники соревновались в остроумии: «Мост через Неву мы увидим, но дети наши не увидят, железную дорогу мы не увидим, но дети наши увидят, а Исаакиевский собор ни мы, ни дети наши не увидят».

По преданию, предсказания ясновидца начали сбываться в день освящения собора. Новый император Александр II в присутствии многочисленных гостей будто бы сделал замечание архитектору за «ношение усов» - привилегию, которой пользовались только военные. «Пораженный неприязненным к нему отношением императора, Монферран почувствовал себя дурно», а спустя месяц умер.

Существует и другое предание о неожиданной и скоропостижной смерти зодчего. В скульптурном декоре Исаакисвского собора есть группа святых, поклоном головы приветствующая появление Исаакия Далматского. Среди них скульптор поместил и фигуру Монферрана с моделью собора в руках. Считается, что идея этой композиции принадлежит самому зодчему. Это был его своеобразный автограф на своем великом произведении. Во время освящения один из приглашенных угодливо обратил внимание императора на то, что все святые преклонили свои головы перед Исаакием, и только архитектор, преисполненный гордыни, не сделал этого. Государь ничего не ответил, однако, проходя мимо архитектора, руки ему не подал и слова благодарности не проронил. Тот не на шутку расстроился, ушел домой до окончания церемонии, заболел... и через месяц скончался.

Появление Исаакиевского собора в ансамбле главных площадей Петербурга сразу же вызвало общественный протест, переросший в полемику, длящуюся до сих пор. Особенно острое критическое отношение собор вызвал у современников Монферрана, затем оно начало постепенно затухать, чуть ли не через сто лет неожиданно ярко вспыхнуло вновь в период пресловутой борьбы с космополитизмом и, наконец, вовсе исчезло в наши дни, когда в сотнях путеводителей и буклетов, проспектов и открыток собор предстает чуть ли не символом Петербурга, наряду с Адмиралтейством и «Медным всадником», оградой Летнего сада и Стрелкой Васильевского острова. И если говорят о его недостатках, то вскользь, мимоходом и гак непропорционально мало, что это бесследно растворяется в море хвалебных эпитетов. Между тем, по мнению многих исследователей, масса собора, удручающе огромная, несоразмерная с окружающими постройками, не может считаться признаком хорошего вкуса там, где именно соразмерность и сомасштабность всегда клали в основу любого проектирования. Да и соотношение отдельных объемов самого собора между собой не поддавалось никакой логике. Особенно раздражали знатоков курьезные колоколенки, посаженные по сторонам непропорционально высокого барабана. Все вместе это выглядело карикатурой на русское пятиглавие. Именно благодаря таким колоколенкам силуэт собора напоминал перегруженный излишествами настольный чернильный прибор. Неудивительно, что в народе, наряду с лестными микротопонимами, типа «Мраморный», собор приобрел обидное прозвище «Чернильница».

До 1940-х годов почти все отечественные путеводители отмечали, что собор излишне тяжел и грузен в своей пышности. В первую очередь он поражал «высокохудожественными деталями, редкостью и драгоценностью употребленных на его постройку материалов». Как рассказывает одно старое предание, кто-то из высокопоставленных сановников заметил, что если бы собор был весь вылит из серебра, то стоил бы не дороже, чем стоит теперь.

Строительство собора, продолжавшееся целых четыре десятилетия, завершилось в 1858 году. Однако строительные леса с него долго не снимались. Выстроенный, как тогда говорили, недобросовестно, он требовал постоянного ремонта и подновления. Причем, работы производились на деньги, специально отпускаемые из царской казны. Денег, похоже, не жалели, по этому поводу в городе родилась легенда, что дом Романовых падет, как только закончится окончательный ремонт и с собора снимут строительные леса. И действительно, леса с Исаакиевского собора впервые сняли только в 1916 году, чуть ли не накануне отречения Николая II от престола и падения самодержавия в России.

наверх

ЮСУПОВСКИЙ ДВОРЕЦ

Адрес: наб. р. Мойки, 94
Режим работы: с 11:00 до 16:00 без выходных

На набережной реки Мойки в середине XVIII века находилась усадьба, принадлежавшая графу П.И.Шувалову. Она была построена в 1790-х гг. по проекту Д. Кваренги. Позднее ею владел А.П.Шувалов.
В 1830 году дворец стал собственность князя Н.Б.Юсупова, одного из богатейших людей России.

Князья Юсуповы собрали во дворце богатую коллекцию живописи, скульптуры и предметов прикладного искусства.

В 1918 году дворец Юсуповых был отобран, находившиеся в нем произведения искусств частично распроданы, частично переданы в Государственный Эрмитаж.

Некоторое время он использовался в качестве дворца-музея. С 1925 года в нем размещается Дом работников просвещения (Дом учителя).

наверх

ПЕТЕРГОФ

Всемирно известные дворцы, парки и архитектурные ансамбли Петергофа представляют собой выдающийся памятник русской художественной культуры 18-19-го веков. Основанный в самом начале 18-го столетия императором Петром Первым, неподалеку от новой северной столицы - Санкт-Петербурга, Петергоф должен был стать самой роскошной летней царской резиденцией.

Главная заслуга в его создании принадлежит множеству выдающихся архитекторов, художников и неизвестных простых ремесленников. Восхитительные парки, фонтаны различных форм и типов (всего 176), 4 каскада, величественные дворцы, позолоченные статуи античных богов и героев, выдающиеся собрания скульптуры живописи и произведений декоративного искусства - все это делает Петергоф уникальным и бесценным достоянием мировой культуры.

После 1917-го года исторический ансамбль Петергофа стал государственной собственностью и был превращен в архитектурный и художественный музей. Сегодня, благодаря незабываемой красоте своих фонтанов, парков и дворцов, Петергоф стал наиболее привлекательным пригородным дворцовым ансамблем Северной Столицы России. Посетив Петергоф и испытав на себе его магическое очарование, вы получите не сравнимое ни с чем эстетическое наслаждение.

наверх

ПАВЛОВСК

Выдающийся дворцово-парковый ансамбль конца XVIII - начала XIX вв., летняя резиденция императора Павла I и его семьи. Один из самых крупных в Европе пейзажных парков - его площадь 600 га. Ансамбль дворца и парка создавался в течение 50 лет на берегах извилистой реки Славянка. Архитекторы Ч. Камерон, В. Бренна, Д. Кваренги, А. Воронихин, К. Росси, скульпторы М. Козловский, И. Мартос, И. Прокофьев, Ф. Гордеев, Г. Демут-Малиновский.

Формирование коллекций Павловского дворца связано с путешествием владельцев Павловска по Европе в 1781-1782 гг. Посещая мастерские известных мастеров, они приобретали и заказывали картины, мебель, бронзовые изделия, шелковые ткани, фарфоровые сервизы, привезли большое количество античной скульптуры из Италии, а также получили подарки от королевских дворов Европы.

В музее представлена великолепная коллекция русского портрета, живописных и графических видов Павловска. Вновь открыты после многолетней реставрации удивительные по красоте и гармонии Жилые комнаты императрицы Марии Федоровны, отделанные в начале XIX в. архитекторами Кваренги и Воронихиным.

наверх

ПУШКИН

Тишина и живописность парков, исторические достопримечательности, - все это делает город Пушкин не только историческим и культурным сокровищем, но и "Городом Муз".

"Здесь столько лир повешено на ветки…" - эти слова из стихотворения А.Ахматовой могли бы послужить эпиграфом к рассказу о литературных памятных местах города Пушкина. Удивительна и необычна его судьба. Развивавшийся в течение двух веков как загородная царская резиденция, он является замечательным памятником русской архитектуры и садово-паркового искусства XVIII века. Но наряду с этим город своей известностью обязан также нескольким поколениям поэтов, писателей, деятелей русской культуры, которые жили или бывали в нем. Его по праву называют "городом муз".

В этом городе прошли годы юности А.С.Пушкина. Он был одним из воспитанников Лицея - привилегированного учебного заведения для детей знатных дворян, и с тех пор город навсегда связан с именем поэта. Среди других поэтов и писателей, чьи творческие судьбы были связаны с этим замечательным городом - Н.М. Карамзин, В. Жуковский, Ф.И. Тютчев, С.А. Есенин, И. Ф. Анненский, А.Н. Ахматова, А.Н. Толстой.

Посетите Пушкин, пройдитесь по прекрасным аллеям парков и познакомьтесь с тем, что вдохновляло литераторов на написание их талантливых произведений.

наверх