4.9. Система менеджмента качества образовательной деятельности
4.9.1. Основные направления повышения качества образовательной деятельности вуза
Одной из приоритетных задач модернизации и развития высшего профессионального образования на современном этапе является обеспечение качества профессионального образования, удовлетворяющего общество, работодателей и выпускников.В системе образования РФ осуществлен переход к комплексной оценке деятельности вузов на базе утвержденного перечня показателей аккредитации, включающего, в частности, и показатель 1.2 3 «Эффективность внутривузовской системы обеспечения качества образования» (приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки № 1938 от 30.09.2005 г.) По существу оценка этого показателя должна базироваться на анализе наличия и эффективности системы обеспечения качества образования, что напрямую обязывает образовательные учреждения приступить к созданию такой системы, далее называемой системой качества (СК) образовательного учреждения (ОУ).
В связи с этим, а также учитывая что создание системы обеспечения качества образования является ключевой сферой компетентности высшего руководства вуза, в СПбГЭТУ было принято стратегическое решение о начале работ по созданию системы менеджмента качества.С этой целью в СПбГЭТУ разработан и реализован стратегический план развития на 2001-2005 г.г., в котором специальный раздел был посвящен внедрению принципов менеджмента качества. В соответствии с этим планом в вузе была разработана и принята ученым советом Концепция построения системы менеджмента качества образовательной деятельности (СМК ОД).
В связи с тем, что в СПбГЭТУ принят программно-целевой подход решения крупных комплексных проблем, в соответствии с принятой концепцией была разработана внутривузовская программа разработки и внедрения СМК ОД. В рамках этой программы на первом этапе приказом ректора университета был создан Совет по качеству во главе с первым проректором по научно-образовательной деятельности, разработана и принята ученым советом политика в области качества, созданы университетские подразделения «Служба качества университета» (СКУ), «Центр менеджмента качества в образовании» (ЦМКО) и «Аналитический центр» (АнЦ), действующие в соответствии с утвержденными положениями. Советом по качеству разработаны проект организационной структуры системы качества университета и план мероприятий по разработке и внедрению СМК ОД вуза.
В 2005 году был разработан план стратегического развития университета на 2006-2010 годы. Основные направления стратегии развития университета на 2006-2010 годы включают в себя:
· совершенствование многоуровневого университетского образования, обеспечивающего высокое качество подготовки и востребованность специалистов;
· модернизацию содержания образовательного процесса, учитывающего новейшие достижения науки, техники и технологий; создание системы опережающей подготовки кадров в интересах прогнозируемого развития науки, экономики, культуры, образования;
· активное взаимодействие с работодателями по формированию требований к содержанию и оценке качества образовательных программ; развитие на основе стратегического партнерства системы целевой подготовки по заказам промышленных предприятий, учреждений, и организаций социальной сферы;
· активный выход университета на мировые образовательные рынки, расширение системы и использование новых форм обучения иностранных студентов и аспирантов;
· повышение качества и эффективности подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре и докторантуре по актуальным научным направлениям, организацию совместной со стратегическими партнерами деятельности аспирантуры, докторантуры и специализированных советов по защитам диссертаций;
· разработку, внедрение и использование современных педагогических и информационных технологий, форм открытого образования и дистанционного обучения в университете, его филиалах и представительствах, на базовых кафедрах и у других участников образовательного процесса;
· расширение сферы и спектра услуг дополнительного образования и модернизацию системы повышения квалификации и переподготовки работников промышленности, образования, науки, культуры и государственной службы;
· расширение сферы информационного обеспечения учебной деятельности университетского комплекса, включая библиотечное обслуживание в сети ETUNET;
· повышения качества учебно – методического, материально – технического, информационного и кадрового обеспечения образовательного процесса.
Применительно к сфере высшего образования качество результатов образовательной деятельности определяется качеством знаний, навыков и умений выпускников вузов, их активной гражданской позицией, уровнем культуры и нравственности. Понятно, что высокое качество результатов может быть достигнуто только при хорошем качестве образовательного процесса, которое определяется с одной стороны его содержанием, а с другой – его обеспеченностью материально-техническими, информационными и кадровыми ресурсами. В то же время высокое качество образовательного процесса может быть обеспечено только при качественном функционировании всей системы вуза, включая качество менеджмента на всех уровнях управления и качество организации вспомогательных процессов.
4.9.2. Подготовка кадров для СМК ОД
В рамках ряда международных проектов были подготовлены, сдали соответствующие экзамены и получили сертификаты аудиторов Европейской организации по качеству (ЕOQ) и Германского общества по качеству (DGQ) 7 сотрудников СПбГЭТУ. В рамках курсов по повышению квалификации сотрудников и руководящих работников вуза в области менеджмента качества прошли обучение 45 человек, получив сертификат менеджеров систем качества в системе сертификации ГОСТ Р. Данные сотрудники образуют основу института уполномоченных по качеству и групп по качеству основных подразделений вуза. Список и должности сотрудников приведены в таблице 4.9.1.
Таблица 4.9.1.
№ п/п |
Ф.И.О. |
Подразделение, должность, ученое звание |
1. |
Аббакумов К. Е. |
Проф. Каф. ЭУТ, д.т.н. |
2. |
Азарьева В. В. |
Директор ЦМКО, к.т.н. |
3. |
АфанасьевА. В. |
Ст.н.сотр. ЦМИД, к.т.н. |
4. |
Васильков Д. В. |
Ассистент каф. МСК |
5. |
Вирьянский З. Я. |
Доцент каф. МСК, к.т.н. |
6. |
Гигаури Н. К. |
Доцент каф. ИН.ЯЗ, к.т.н. |
7. |
Глухова Н. В. |
Зав. каф. ИМ, к.э.н. |
8. |
ГончаровН. В. |
Ассистент каф. ЛИНС |
9. |
Демина Е. А. |
Нач. отдела ИНМИО |
10. |
Долидзе Р. В. |
Зам. денана ФПБЭИ |
11. |
Ермолаенкова Е. Э. |
Программист каф. САПР |
12. |
Ивашенцова Е. С. |
Программист ЦМКО |
13. |
Исаев Ю. Н. |
Директор ЦНИТ, к.т.н. |
14. |
Киселева Л. А. |
Программист ЦМКО |
15. |
Колесникова Т. Г. |
Ассистент каф. ЛИНС |
16. |
Комарова Г. Н. |
Зам. начальника ОМС |
17. |
Королев П. Г. |
Доцент каф. ИИСТ, к.т.н. |
18. |
Кузьмин Н. Н. |
Проректор по УР, к.т.н., профессор |
19. |
Кутузов В. М. |
1-ый проректор по НИД, д.т.н., профессор |
20. |
Мамистов С. В. |
Зам. 1-го проректора по АФХВ |
21. |
Мамонтов А. Н. |
Рук. аналитического центра, к.т.н. |
22. |
Марасина Л. А. |
Руководитель метод. Отдела, к.т.н. |
23. |
Масленникова Е. С. |
Аспирант каф. МСК |
24. |
Минаев А. В. |
Рук. учебного отдела, к.т.н. |
25. |
Мончак А. М. |
Доцент каф. ТВ, зам. декана ФРТ |
26. |
Муравьев А. В. |
Директор ЦСПИ, к.т.н. |
27. |
Олехова Н. И. |
Зав. лаб. Каф. ПЭ |
28. |
Павлов В. Н. |
Зам. 1-го проректора, к.т.н. |
29. |
Павловская М. В. |
Доцент каф. Ф, зам. декана ФЭЛ, |
30. |
Рагозина А. А. |
Ассистент каф. ПЭ |
31. |
Райчук Ю. А. |
Ст. преподаватель каф. ИМ |
32. |
Русяева Т. Л. |
Экономист ФЭА |
33. |
Семенова С.В. |
Начальник ОМС |
34. |
Слезин А. Ф. |
Ассистент каф. МСК |
35. |
Смольянинов А. В. |
Доцент каф. МО ЭВМ |
36. |
Степанов И. В. |
Доцент каф. МСК, к.т.н. |
37. |
Татаринов Ю. С. |
Проректор по ИТ, доц., к.т.н. |
38. |
Терентьева И. С. |
Начальник ПЛО |
39. |
Федоров С. В. |
Нач. отдела по упр. недвижимостью |
40. |
Федосеева С. П. |
Программист каф. МСК |
41. |
Чигирь М. В. |
Зав. каф. ПЭ, к.э.н. |
42. |
Чугунов Л. А. |
Зам. декана ФКТИ, к.т.н. |
43. |
Шавыкин В. А. |
Руководитель УМУ, к.т.н. |
44. |
Шевченко М. Е. |
Доцент, зам. декана ФРТ, к.т.н. |
45. |
Щербаков А. Ю. |
Доцент каф. МСК, к.т.н. |
В результате комплекса проведенных работ в области качества, СПбГЭТУ первым из российских вузов был принят в 2003 г. в Европейскую сеть университетов по подготовке магистров наук в области всеобщего управления качеством (European Master Programme in Total Quality Management – EMP TQM), реализуемой под эгидой Европейского фонда по менеджменту качествома (European Foundation for Quality Management – EFQM). С ноября 2005 года СПбГЭТУ «ЛЭТИ» является полным членом в Европейской сети университетов EMP TQM.
В марте 2002 г. в СПбГЭТУ создан Центр менеджмента качества в образовании (ЦМКО), являющийся учебно-методическим и консультационным подразделением в организационной структуре системы качества университета. Создание Центра было вызвано необходимостью поддержки работ в области менеджмента качества в университете и явилось результатом участия в ряде российских и международных проектов, в процессе выполнения которых был накоплен большой теоретический материал и практический опыт внедрения методов менеджмента качества в образовании. Основными задачами Центра являются учебно-методическая и консультационная поддержка работ по внедрению принципов и методов менеджмента качества, организация и проведение семинаров, циклов лекций, курсов повышения квалификации и дополнительного образования в области менеджмента качества для сотрудников университета и других образовательных учреждений, методические и консультационные услуги по внедрению современных методов и инструментов менеджмента качества в образовании для других образовательных учреждений России, поддержка веб-сайта «Качество и образование» www.tqm.spb.ru, разработка, подготовка к изданию и распространение учебно-методических материалов по вопросам менеджмента качества в образовании и т.п.
На базе ЦМКО СПбГЭТУ с 2002 по 2006 г. проведено 12 курсов повышения квалификации "Управление качеством в образовании", объемом 72 академических часа, включая выездные курсы. Подготовлен 301 специалист из 128 вузов и ссузов РФ. Проведено 5 выездных семинаров по вопросам менеджмента качества в образовании. В результате подготовлено 132 специалиста высшей школы. В программу последних трех курсов включены материалы по типовой модели системы качества образовательного учреждения, разработанные СПбГЭТУ. Разработан полный комплект документов методического обеспечения курса. Подготовлено и опубликовано методическое пособие по курсу – Менеджмент качества в образовательных учреждениях: Материалы курса повышения квалификации/ Д.В. Пузанков, С.А. Степанов, В.В. Азарьева, В.С. Соболев и др., Части 1 и 2. – СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2006. – 427 с.
В ноябре 2005 г. в результате выполнения проекта Национального фонда подготовки кадров «Участие в реализации проекта по мониторингу участия российских вузов в Болонском процессе», раздел «Проблема качества образования и разработка сопоставимых методологий и критериев оценки качества образования» на базе ЦМКО создан Консультационный центр по направлению "Проблема качества образования и разработка сопоставимых методологий и критериев оценки качества образования".
В 2006 г. на базе ЦМКО создан Межвузовский центр по сопровождению внедрения типовой модели системы качества образовательного учреждения в рамках выполнения государственного контракта от 19.08.2006 № П-178 по проекту «Апробация, доработка и внедрение в образовательных учреждениях ВПО типовой модели системы качества образовательных учреждений». Центр функционирует в целях развития СК в ОУ РФ и совершенствования механизмов гарантий качества в сфере профессионального образования.
Основными направлениями деятельности центра являются:
- повышение квалификации сотрудников ОУ в области качества и подготовка экспертов-аудиторов СК ОУ;
- консультационные работы по разработке, внедрению, поддержанию и оценке СК ОУ на основе типовой модели;
Центр функционирует в соответствии с Положением, утвержденным ректором СПбГЭТУ и согласованным с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Положение о межвузовском центре определяет:
- организационную структуру центра;
- основные функции и задачи;
- направление деятельности;
- права и обязанности по отношению к вузам РФ и органам управления образованием РФ.
Центр имеет разработанный информационный веб-ресурс, отражающий информацию об опыте разработки и внедрения типовой модели СК ОУ в вузах РФ. На базе Межвузовского центра в рамках выполнения проекта проведены курсы повышения квалификации по внедрению типовой модели СК ОУ и подготовке экспертов-аудиторов по оценке СК ОУ.
4.9.3. Комплекс мероприятий, направленных на повышение качества ОД
Одной из важнейших задач деятельности вуза является анализ удовлетворенности основных потребителей образовательной услуги. К этим потребителям относятся, во-первых, бюджетные и контрактные студенты, обучающиеся по ООП ВПО, а, во-вторых, работодатели – основные потребители выпускников, прямо (в случае оплаты обучения за контрактных студентов) или опосредованно (в случае приема на работу бюджетных выпускников) заинтересованные в качестве образовательной услуги. Для опроса и анкетирования удовлетворенности выпускников, отслеживания их карьерного роста в вузе создан «Отдел профессиональной адаптации и трудоустройства». Для опроса студентов в процессе обучения создан «Центр социологических исследований». Для взаимодействия с рынком труда и базовыми работодателями создан «Центр по связям с промышленностью и инновациям», который осуществляет мониторинг профильных сегментов рынка труда и взаимодействие со стратегическими партнерами вуза (см Раздел 3.5.). Для системного взаимодействия с профильными для вуза отраслями промышленности в университете разработана, принята ученым советом и реализуется комплексная программа «Стратегическое партнерство», целью которой является объединение интеллектуального потенциала и корпоративных ресурсов для качественной подготовки кадров и выполнения исследований и разработок в интересах сторон на основе долгосрочных соглашений. Разработана концепция и положение по данной программе (Приложение 3.5.1), приняты критерии и показатели эффективности сотрудничества кафедр и предприятий – стратегических партнеров. В рамках данной программы разработаны нормативные документы, регламентирующие взаимодействие вузов и предприятий при совместной подготовке специалистов.
На базе СПбГЭТУ создан и функционирует Региональный совет по взаимодействию вузов и промышленных предприятий Северо-Западного федерального округа, координирующий участие работодателей в независимой оценке качества подготовки выпускников и совместной подготовке кадров. Под эгидой Регионального совета с 2002 года ежегодно проводится научно-практическая конференция «Планирование и обеспечение подготовки кадров для промышленно-экономического комплекса региона», в рамках которой рассматриваются вопросы качества подготовки специалистов для инновационной экономики.
В СПбГЭТУ ученым советом ежегодно утверждаются основные научно-образовательные направления, являющиеся приоритетными для образовательной и научной деятельности вуза. Введен типовой паспорт научно-образовательного направления, позволяющий в рамках принятых критериев и показателей эффективности деятельности кафедр и факультетов оценить состояние и перспективы развития научно-образовательного направления. Структура паспорта научно-образовательного направления имеет вид:
1. Наименование научно-образовательного направления (НОН)
2. Факультеты, кафедры и другие подразделения вуза по данному НОН
3. Перечень направлений подготовки бакалавров и магистров
4. Перечень специальностей подготовки дипломированных специалистов
5. Номенклатура специальностей подготовки научных работников (аспирантура и докторантура)
6. Наименование диссертационных советов (перечень специальностей ВАК)
7. Приоритетные направления фундаментальных исследований
8. Критические технологии федерального уровня
9. Области знаний по рубрикатору ГРНТИ (трехуровневые коды)
10. Наименование научно-технических направлений и тематики исследований (наименование и основные результаты НИОКР за 3 года)
11. Ведущие научно-педагогические школы (коллективы)
12. Перечень стратегических партнеров и малых предприятий технопарка
Паспорта направлений составляются отдельно для кафедр и факультетов, а также интегрально по научно-образовательному направлению вуза.
Для получения независимых внешних оценок качества образовательной среды вуза, результатов НИОКР, подготовки специалистов и аспирантов в университете созданы Экспертные советы по научно-образовательным направлениям, действующие на основании утвержденного положения. Экспертные советы имеют статус коллегиальных экспертных органов ученого совета университета и формируются преимущественно из представителей стратегических партнеров вуза, основных работодателей, их профессиональных ассоциаций и союзов. Их основные функции:
• Экспертиза и анализ действующих и разрабатываемых образовательных программ, учебных планов, учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного процесса
• Оценка качества и выработка рекомендаций по совершенствованию подготовки дипломированных специалистов, бакалавров, магистров и аспирантов
• Выработка рекомендаций по открытию новых образовательных направлений, специальностей и специализаций, включая аспирантуру
• Экспертные оценки состояния и перспектив развития приоритетных для вуза направлений фундаментальных и прикладных исследований
• Анализ состояния и перспектив развития науки, техники и наукоемкого производства по профильным для вуза направлениям на региональном, федеральном и международном уровнях
4.9.4. Деятельность рабочей группы по разработке и внедрению СМК ОД
Для реализации основных положений политики качества в СПбГЭТУ была создана рабочая группа по разработке и документированию системы качества образовательной деятельности во главе с уполномоченным по качеству - первым проректор по научной и образовательной деятельности. В рабочую группу вошли ведущие специалисты университета в области учебной и методической работы, специалисты в области качества. Все участники рабочей группы прошли обучение в области качества по программе «Управление качеством в образовании». За отчетный период рабочей группой выполнены следующие работы:
По учебно-методическому блоку разработаны:
· сетевой график и таблица очерёдности разработки и документирования СМК;
· матрица распределения ответственности и полномочий членов рабочей группы по разработке и документированию процессов ООД;
· частные технические задания на выполнение работ для четырёх блоков (сетей) процессов СК ООД: Учебно-методический блок (основной образовательный процесс); Блок менеджмента ресурсным обеспечением; Блок мониторинга, измерений, анализа и улучшен6ий СК; Блок менеджмента сетей и процессов (Деятельность руководства по обеспечению качества образования).
б). Идентифицированы процессы жизненного цикла ООД – основного образовательного процесса, в виде последовательного потока подпроцессов, этапов и стадий в соответствии с требованиями международного стандарта ИСО 9001:2000 применительно к СПбГЭТУ.
в). Проведен анализ существующих процессов учебно-методического блока СК ООД (основного образовательного процесса) в соответствии с требованиями руководящих и регламентирующих документов (формализации знаний о структуре ООП ВУЗа, анализа того «как есть», выявления «узких мест» и проектирования функциональной структуры «как должно быть», в виде сводной карты процессов основной услуги ОД ВУЗа для её дальнейшей детализации и разработки базовых карт процессов и другой необходимой документации в соответствии с МС ИСО/ТР 10013:2001).
г). Выделены наиболее важные рабочие процессы УМБ СК ООД и определены их конкретные разработчики из числа членов рабочей группы и других сотрудников университета.
д). Оформленасводная ведомость разработки и документирования процессов учебно-методического блока.
е). Структурированы все процессы образовательной деятельности университете по блокам (сетям) процессов и сформирована единая структура (реестр) процессов СК ООД.
ж). Разработаны и формализованы Стандарты ООД (в виде карт процессов, блок схем и функциональных модульных диаграмм) следующих процессов основного образовательного процесса ВУЗа:
· «Итоговая аттестация, оформление и выдача документов об образовании» (рассмотрен и принят на Совете по качеству);
· «Разработка новых рабочих программ» (рассмотрен и принят на Совете по качеству);
· «Формирование плана приёма в соответствии с перечнем реализуемых в ВУЗе образовательных программ»;
· «Формирование (оптимизация) реализуемых в ВУЗе специальностей или направлений подготовки и закрытие существующих но неперспективных»;
· «Разработка новых учебных планов».
з). Определён перечень рекомендуемых измеряемых характеристик качества основных процессов вуза и результатов его деятельности, согласованный с новым перечнем показателей государственной аккредитации.
и). Разработаны проекты документированных процедур:
· «Внутренние аудиты»;
· «Управление несоответствиями в процессах ООД»;
· «Корректирующие и предупреждающие действия».
По блоку ресурсного обеспечения:
а).Проведена идентификация и классификация основных рабочих процессов ресурсного обеспечения. Всего сформулировано более 30 видов процессов и подпроцессов, необходимых для обеспечения учебной деятельности в университете. Установлено отсутствие информации о близких по смыслу документированных процедурах, разработанных ранее в других вузах.
б). Описаны этапы жизненного цикла обеспечивающих услуг и реализующих эти услуги подразделения вуза, подлежащие отражению в базовых картах процессов:
· Организация работ по развертыванию вида деятельности – формирование подразделений, подготовка положений о них, формирование штатного расписания, подготовка должностных инструкций, набор, обучение и переподготовка персонала;
· Планирование физических и финансовых затрат на обеспечение деятельности планируемого финансового или календарного года. Стратегическое и тактическое планирование деятельности.
· Внутреннее планирование в пределах выделенных ресурсов;
· Реализация планов – основные технологические ограничения, нормативные ограничения, экстренные действия, взаимодействие с внутренними и внешними службами, взаимодействие в процессе проверок.
· Аналитическая деятельность обеспечивающих подразделений
· Меры контроля и надзора в процессе деятельности, мониторинг со стороны руководства.
в). Выделены наиболее важные рабочие процессы ресурсного блока ОД вуза, подлежащие первоочередной регламентации и документированию. Фактически описано в предварительном порядке 12 подпроцессов (кадровое, финансовое обеспечение образовательной деятельности и обеспечение образовательной деятельности учебными помещениями, включая их содержание и ремонт, общежитиями, транспортным обеспечением, обеспечением электрической энергией, водой, теплом);
г). Проведен анализ существующих (внутренних и внешних) документов, регламентирующих ресурсное обеспечение ОД вуза. Подготовлены ссылки на имеющиеся или разрабатываемые внутренние и внешние нормативные документы по рассматриваемым процедурам, в т.ч. законодательные требования, стандарты, кодексы, руководства, требования и т.д.;
д). Выполнена разработка и документирование процессов обеспечения ОД университета трудовыми ресурсами (персоналом), с учетом требований к компетентности персонала (в соответствии с полученным образованием, дополнительной подготовкой, навыками и опытом, стажем), для соответствия государственным требованиям в части образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов. Рассмотрены процедуры формирования штатного расписания университета и его подразделений, проведения конкурсного отбора, формирования штатного расписания внебюджетной (платной) образовательной деятельности;
е). Выполнена разработка и документирование процесса финансового обеспечения ОД вуза. Описаны процедуры формирования бюджета университета, процедуры формирования цены платных образовательных услуг, процедуры распределения средств за платные образовательные услуги между участвующими в процессе подразделениями;
ж). Проведена разработка и документирование процессов (подпроцессов):
· обеспечения и поддержания в рабочем состоянии инфраструктуры вуза (аудиторный и жилой фонд),
· обеспечение энергией (все виды);
· обеспечение транспортным обслуживанием;
· обеспечение инфраструктуры текущим (хозяйственным) обслуживанием;
· обеспечение зданий и сооружений необходимым объемом ремонтов;
· обеспечение соблюдения мер безопасности.
Описание выполнено в виде связанных карт рабочих процессов ресурсного обеспечения вуза, содержащих описание их входов, выходов, регламентирующих документов (где имеются), измеряемых характеристик качества процессов и их результатов, а также упоминает целевые значения измеряемых характеристик процессов, их результатов и предлагаемых методов их контроля.
4.9.5. Разработка модели СМК ОД вуза
Важнейшим вопросом при разработке СМК является выбор модели совершенствования деятельности вуза и соответствующих ей критериев.В 2005 г. в результате выполнения работ по государственному контракту от «15» сентября 2005 г. № 715 по проекту «Научно-методическое обеспечение по созданию и внедрению системы управления качеством в образовательных учреждениях профессионального образования» Санкт-Петербургским государственным электротехническим университетом «ЛЭТИ» (СПбГЭТУ) совместно с Московским институтом стали и сплавов (технологическим университетом), Московским государственным технологическим университетом «Станкин» были разработаны проекты нормативных документов типовой модели системы качества образовательного учреждения (СК ОУ):
- Азарьева В.В., Круглов В.И., Пузанков Д.В. и др. Практические рекомендации по выбору типовой модели системы управления качеством образования для вузов и ссузов.- Санкт-Петербург, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2005, 200 с.
- Азарьева В.В., Круглов В.И., Пузанков Д.В. и др. Методические рекомендации для вузов и ссузов по проектированию и внедрению систем качества в образовательных учреждениях. - Санкт-Петербург, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2005, 132 с.
- Азарьева В.В., Круглов В.И., Степанов С.А. и др. Терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования.- Санкт-Петербург, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2005, 63 с.
- Азарьева В.В., Круглов В.И., Пузанков Д.В. и др. Методические рекомендации для вузов и ссузов по организации и проведению самооценки эффективности функционирования систем управления в области менеджмента качества на основе модели совершенствования деятельности. - Санкт-Петербург, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2005, 84 с.
- Азарьева В.В., Круглов В.И., Степанов С.А. и др. Методические рекомендации для независимых экспертов, осуществляющих оценку эффективности функционирования системы управления качеством образования в вузах и ссузах. - Санкт-Петербург, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2005, 48 с.
Указанные выше документы позволяют осуществить выбор типовой модели управления качеством образования, ее разработку и реализацию, а также ее внутреннюю и внешнюю оценку. Эти документы одобрены Координационным Советом по управлению качеством в образовании, созданном при Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки. Решением Совета СПбГЭТУ поручено обучение по программам повышения квалификации в области управления качеством высшего профессионального образования руководителей, работников учебных заведений, разработчиков и экспертов в соответствии с принятыми документами.
В качестве модели, на основе которой проводится самооценка университета, используется модель совершенствования деятельности вуза, основанная на принципах всеобщего менеджмента качества (TQM) и рекомендованная к внедрению как типовая модель для образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования. Данная модель разработана с участием СПбГЭТУ в рамках Федеральной программы развития образования на 2005 год по проекту «Научно-методическое обеспечение по созданию и внедрению системы управления качеством в образовательных учреждениях профессионального образования».
В основу типовой модели СМК вуза положены Бельгийско-нидерландская модель улучшения качества высшего образования, основанная на модели Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM), и модель конкурса Рособрнадзора и Рособразования «Системы обеспечения качества подготовки специалистов», которые дополнены стандартами и директивами ENQA, требованиями и рекомендациями стандартов серии ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9000-2001).
4.9.6. Основные результаты по разработке СМК ОД
Типовая модель СМК ОД предполагает использование процессного подхода к описанию деятельности вуза. С этой целью были разработаны и спроектированы первоочередные процессы СМК ОД при реализации основных образовательных программ (ООП) высшего профессионального образования (ВПО). Перечень первоочередных процессов приведен в таблице 4.9.2.
Таблица 4.9.2.
Реестр основных видов деятельности и процессов ОУ
№ п/п |
Наименование вида деятельности или процесса |
Иден. № |
|
I |
Образовательная деятельность |
||
1 |
Деятельность руководства по обеспечению качества образования |
СК-Сп-5 |
|
|
1.1 |
Обеспечение разработки политики, целей в области качества и доведение их до сведения персонала ОУ |
Ск-ДП-5.3 |
|
1.2 |
Обеспечение планирования создания СК ОД ОУ, её развития и постоянного улучшения |
СК-ДП-5.4 |
|
1.3 |
Обеспечение определения и выполнения требований потребителей |
СК-ДП-5.2 |
|
1.4 |
Распределение ответственности и полномочий работников ОУ |
Ск-ДП-5.5 |
|
1.5. |
Обеспечение СК необходимыми ресурсами |
СК-ДП-5.1 |
|
1.6 |
Анализ СК ОУ со стороны руководства |
СК-ДП-5.6 |
2 |
Основные процессы образовательной деятельности ОУ |
СК-Сп-7 |
|
|
2.1 |
Маркетинговая деятельность ОУ – определение целей, функций и создание функционирование организационного комплекса МД по изучению рынков труда и образовательных услуг |
СК-Сп-2-7.3 |
|
2.2 |
Планирование образовательного процесса (бизнес планирование) |
СК-Сп-7.1 |
|
2.3 |
Работа с потребителями |
СК-Сп-7.2 |
|
2.4 |
Проектирование и разработка образовательного процесса |
СК-Сп-7.3 |
|
2.5 |
Довузовская работа с абитуриентами, учащимися школ и другими заинтересованными сторонами |
СК-Сп-7.4а |
|
2.6 |
Прием в университет на первый курс |
СК-Сп-7.4б |
|
2.7 |
Закупки необходимого учебного оборудования |
СК-Сп-7.4в |
|
2.8 |
Реализация основных образовательных программ (учебный процесс) |
СК-Сп-7.5 |
|
2.9 |
Воспитательная и внеучебная работа с обучаемыми |
СК-СП-2-7.2 |
|
2.10 |
Проектирование и реализация программ дополнительного образования |
|
3 |
Вспомогательные процессы образовательной деятельности ОУ |
СК-Сп-6 |
|
|
3.1 |
Планирование, обеспечение наличия и управление финансовыми и материальными ресурсами для достижения целей обеспечения качества образования |
СК-Сп-6.1 |
|
3.2 |
Кадровое обеспечение ОД – обеспечение компетентности, осведомлённости, подготовке и мотивации сотрудников, а также ведение и поддержание в рабочем состоянии записей об их образовании и подготовке, навыках и опыте |
СК-СП-6.2 |
|
3.3 |
Формирование и управление инфраструктурой ОУ |
СК-СП-6.3 |
|
3.4 |
Формирование и управление производственной ОУ средой (создание необходимых условий осуществления ОД – комбинации человеческого и физического факторов) |
СК-СП-6.4 |
|
3.5 |
Программное и информационное обеспечение ОП |
СК-СП-6.5 |
|
3.6 |
Обеспечение безопасности жизнедеятельности (БЖД.) |
СК-Сп-6.6 |
4* |
Деятельность в рамках процессов ОД по измерению, анализу и улучшению |
СК-Сп-8 |
|
|
4.1 |
Мониторинг и контроль работы системы качества ОУ, её процессов и предоставляемых интеллектуальных услуг |
СК-Сп-8.2-4 |
|
4.3 |
Улучшение процессов посредством использования политики и целей в области качества, результатов аудитов, анализа данных, а также управления несоответствиями, корректирующими и предупреждающими действиями |
СК-Сп-8.5-4 |
II |
Научная деятельность |
||
III |
Инновационная деятельность |
В рамках выбранной модели СМК ОД вуза были разработаны спецификации и соответствующие им документированные процедуры в соответствии с перечнем, приведенным в таблице 4.9.3. В настоящее время эти нормативные документы, регламентирующие деятельность СМК вуза проходят апробацию и внедрение.
Таблица 4.9.3.
Перечень спецификаций, документированных процедур и внутривузовских нормативно-правовых документов СМК ОД
Кодовое обозначение |
Наименование процедуры |
Основной образовательный процесс |
|
СК-Сп-7.3 |
Проектирование и разработка основного образовательного процесса |
СК-ДП-7.3а |
Формирование плана приема в соответствии перечнем реализуемых в ВУЗе образовательных программ |
СК-ДП7.3б |
Разработка новых учебных планов |
СК-ДП-7.3в |
Разработка (корректировка) учебно – методических комплексов по дисциплинам специальностей и направлениям подготовки (УМКД) |
СК-ДП-7.3г |
Разработка новых рабочих программ |
СК-Сп-7.3д |
Формирование образовательной среды |
СК-ДП-7.3д-1 |
Материально – техническое обеспечение учебного процесса |
СК-ДП-7.3д-2 |
Программное и информационное обеспечение учебного процесса. Обеспечение учебного процесса ЭУМК |
СК-ДП-7.3д-3 |
Кадровое обеспечение учебного процесса. |
СК-ДП-7.3ж |
Управление изменениями учебных планов |
СК-ДП-7.3з |
Плановое и организационно-методическое обеспечение учебного процесса |
СК-СП-7.5 |
Реализация основных образовательных программ |
СК-ДП-7.5а |
Порядок организации и проведения практик студентов |
СК-ДП-7.5б |
Промежуточная аттестация студентов |
СК-ДП-7.5в |
Итоговая аттестация |
СК-ДП-7.5г |
Оформление и выдача документов об образовании |
СК-ДП-7.5д |
Мониторинг и контроль качества проведения учебного процесса |
СК-ДП-7.5е |
Контроль освоения студентами образовательных программ |
Норм. Док. |
Сетевой график проведения итоговой аттестации |
Норм. Док. |
Положение об итоговой аттестации |
Норм. Док. |
Методические указания по содержанию и проведению ГЭ |
Норм. Док. |
Требования к содержанию и оформлению выпускной квалификационной работы, рекомендации по содержанию отзыва и рецензии |
Норм. Док. |
Методические указания по разработке учебных программ |
Норм. Док. |
Методические указания к проведению теоретического обучения по различным видам занятий |
Норм. Док. |
Положение о практиках |
Норм. Док. |
Положение о промежуточной аттестации |
Норм. Док. |
Положение о текущем контроле |
СК-Сп-7.4а |
Довузовская подготовка |
СК-ДП-7.4а-1 |
Планирование и организация довузовской подготовки |
СК-ДП-7.4а-2.1 |
Подготовка абитуриентов и учащихся старших классов на очных ППК, работающих на территории университета |
СК-ДП-7.4а-2.2 |
Подготовка абитуриентов и учащихся старших классов на очных ППК, работающих на территории университета |
СК-ДП-7.4а-2.3 |
Подготовка абитуриентов и учащихся старших классов на дистанционных ППК |
СК-ДП-7.4а-2.4 |
Подготовка учащихся старших классов в специализированных классах школ Санкт-Петербурга и Ленинградской области |
СК-ДП-7.4а-2.5 |
Подготовка абитуриентов (граждан РФ) на ПО |
СК-ДП-7.4а-2.6 |
Подготовка абитуриентов (иностранных граждан) на ПО |
СК-ДП-7.4а-3.1 |
Профориентационная работа на территории университета |
СК-ДП-7.4а-3.2 |
Профориентационная работа вне территории университета |
СК-ДП-7.4а-3.3 |
Рекламно-информационная деятельность |
СК-ДП-7.4б |
Прием абитуриентов на 1-й курс университета |
Воспитательная и внеучебная работа с обучаемыми |
|
СК-Сп-2-7.2 |
Воспитательная и внеучебная работа с обучаемыми в вузе |
СК-Сп-2-7.2.1 |
Воспитательная и внеучебная деятельность в общежитиях университета |
СК-Сп-2-7.2.2 |
Воспитательная и внеучебная деятельность в университете |
Норм. Док. |
Разработка проектов положений о структурных подразделениях, ведущих воспитательную и внеучебную работу в вузе |
Норм. Док. |
Разработка проектов положений о структурных подразделениях, ведущих воспитательную и внеучебную работу |
Норм. Док. |
Разработка методических рекомендаций по организации и проведению внеучебных культурно-массовых и спортивных мероприятий |
Норм. Док. |
Разработка проектов положений об органах студенческого самоуправления, участвующих в реализации воспитательной и внеучебной деятельности в вузе |
Норм. Док. |
Разработка методических рекомендаций по организации студенческого самоуправления в общежитиях университета |
Процессы ресурсного обеспечения |
|
СК-СП-6.2 |
Кадровое обеспечение образовательной деятельности |
СК-ДП-6.2-1 |
Формирование штатного расписания университета и его подразделений |
СК-ДП-6.2-2 |
Замещение должностей работников университета |
СК-ДП-6.2-3 |
Повышение квалификации работников университета |
СК-ДП-6.2-4 |
Подготовка резерва на замещение должностей ППС и руководящих должностей (зав. кафедрами, руководители аппарата управления и центральных подразделений, лабораторий, центров и др.). |
Норм. Док. |
Положения о формировании штатного расписания ППС университета |
Норм. Док. |
Перечень требований к квалификации и специальной подготовке руководителей и персонала центральных подразделений. |
Норм. Док. |
Положение о ФПКП |
Норм. Док. |
Положени о ФППК |
Норм. Док. |
Алгоритмы планирования повышения квалификации и переподготовки для руководителей и персонала центральных подразделений. |
Норм. Док. |
Принципы формирования кадрового резерва. Критерии оценки деятельности заведующего кафедрой по подготовке резерва на замещение должностей ППС и руководящих должностей на кафедре. |
Норм. Док. |
Разработка предложений по дальнейшему улучшению СК в части кадрового обеспечения образовательной деятельности |
СК-Сп-6.3 |
Управление инфраструктурой и производственной средой |
СК-ДП-6.3-1 |
Правовое, нормативное и финансовое обеспечение деятельности по управлению объектами недвижимости и земельными участками |
СК-ДП-6.3-2 |
Правовое, нормативное и финансовое обеспечение содержания учебных помещений различного назначения |
СК-ДП-6.3-7 |
Текущая эксплуатация учебных помещений различного назначения |
СК-ДП-6.3-9 |
Текущая эксплуатация учебного оборудования |
СК-ДП-6.3-10 |
Текущая эксплуатация инженерного оборудования обеспечивающего назначения |
СК-ДП-6.3-12 |
Капитальный ремонт, модернизация, реконструкция учебных помещений различного назначения |
СК-ДП-6.3-14 |
Капитальный ремонт и модернизация учебного оборудования |
СК-ДП-6.3-15 |
Капитальный ремонт, модернизация, реконструкция инженерного оборудования обеспечивающего назначения |
СК-ДП-6.3-16 |
Обеспечение образовательного учреждения расходуемыми ресурсами (в т.ч. энергетическими и коммунальными ресурсами) |
СК-ДП-6.3-17 |
Обеспечение безопасной и комфортной производственной среды |
СК-Сп-6.5 |
Обеспечение безопасности жизнедеятельности |
СК-ДП-6.5-1 |
Общее планирование деятельности в области БЖД |
СК-ДП-6.5-2 |
Обеспечение мероприятий в области БЖД для обучающихся |
СК-ДП-6.5-3 |
Мероприятия в области БЖД для проживающих в общежитиях |
СК-ДП-6.5-4 |
Мероприятия в области БЖД для работников университета |
СК-ДП-6.5-5 |
Технологии мониторинга и аттестации рабочих и учебных мест |
СК-ДП-6.5-6 |
Углубленное обучение в области БЖД отдельных групп персонала |
СК-ДП-6.5-7 |
Обеспечение БЖД при организации питания и отдыха |
СК-ДП-6.5-8 |
Планирование и обеспечение мероприятий БЖД на период ЧС |
СК-ДП-6.5-11 |
Обеспечение БЖД путем подготовки инфраструктуры ВУЗа |
СК-ДП-6.5-12 |
Финансовое обеспечение процессов БЖД |
Маркетинг образовательной деятельности |
|
СК-Сп-2-7.3 |
Маркетинг образовательной деятельности |
СК-ДП-2-7.3-1 |
Разработка стратегического плана маркетинга |
СК-ДП-2-7.3-2 |
Проведение маркетинговых исследований |
СК-ДП-2-7.3-3 |
Модернизация перечня и содержания ОП |
СК-ДП-2-7.3-4 |
Реализация маркетинговых коммуникаций |
СК-ДП-2-7.3-5 |
Контроль маркетинговой деятельности |
Перечень разработанных в вузе документов системы качества:
1). Политика СПбГЭТУ в области качества;
2). Миссия СПбГЭТУ;
3). Организационная структура СК ОД СПбГЭТУ;
4). Функциональная модель и функциональная схема процессов ОД вуза;
5). Полный реестр видов деятельности и процессов университета;
6). Спецификации процессов верхнего уровня:
· «Маркетинг образовательной деятельности»;
· «Проектирование и разработка основного образовательного процесса»;
· «Довузовская подготовка»;
· «Реализация основных образовательных программ»;
· «Формирование и управление инфраструктурой и производственной средой университета»;
· «Обеспечение безопасности жизнедеятельности»;
· «Кадровое обеспечение образовательной деятельности».
7). Документированные процедуры системы качества ООД в соответствии с таблицей 4.9.3:
8). Проектыобязательных документированных процедур:
· «Управление документацией»;
· «Управление записями»;
· «Внутренние аудиты»;
· «Управление несоответствиями»;
· «Корректирующие и предупреждающие действия».
4.9.7. Результаты самооценки СМК ОД вуза
Под моделью совершенствования деятельности университета, используемой при самооценке СК ОД, понимается определенная совокупность критериев и составляющих, характеризующих основные компоненты деятельности вуза с позиций менеджмента качества, а также описание «уровней совершенства» (квалиметрических шкал в виде матриц) всех составляющих, которые в совокупности определяют все процессы, направленные на достижение требуемых результатов по качеству. Модель содержит 9 критериев и 55 подкритериев и составляющих, перечень которых представлен в таблице 4.9.4.
Таблица 4.9.4
Критерий 1. Лидирующая роль руководства |
|
1.1 |
Личное участие руководства ОУ в формировании и развитии миссии, видения, основных ценностей, политики, основных целей и задач в области качества |
1.2 |
Личное участие руководства в обеспечении разработки, внедрения и постоянного совершенствования системы качества (СК) ОУ |
1.3 |
Личное участие руководства ОУ в работе с внешними заинтересованными сторонами (потребителями, поставщиками, партнерами, представителями общественности и др.) |
1.4 |
Личное участие руководства ОУ в обеспечении обратной связи с персоналом для улучшения своей деятельности |
1.5 |
Личное участие руководства ОУ в подготовке и организации проведения лицензирования, аттестации, государственной и общественно-профессиональной аккредитации |
Критерий 2. Политика и стратегия |
|
2.1 |
Разработка и совершенствование политики и стратегии и степень участия в этих процессах заинтересованных сторон (студентов, персонала ОУ, потребителей, поставщиков, партнеров, представителей общественности и др.) |
2.2 |
Механизмы сбора и анализа разносторонней информации о результативности и эффективности функционирования ОУ при формировании его политики и стратегии |
2.3 |
Механизмы проекции внедрения политики и стратегии на все уровни управления, структурные подразделения и ключевые процессы ОУ |
2.4 |
Механизмы информирования персонала ОУ и студентов о проводимой политике и стратегии |
Критерий 3. Менеджмент персонала |
|
3.1 |
Кадровая политика и принципы управления развитием персонала |
3.2 |
Механизмы определения квалификационных требований к персоналу, его подготовке и повышению квалификации |
3.3 |
Механизмы мотивации, вовлечения и поощрения персонала за деятельность по улучшению качества функционирования ОУ |
3.4 |
Обеспечение обратной связи и диалога между персоналом, студентами и руководством ОУ |
3.5 |
Повышение качества рабочей среды, обеспечение социальной защиты и повышение благосостояния персонала |
Критерий 4. Ресурсы и партнеры |
|
4.1 |
Управление финансовыми ресурсами |
4.2 |
Управление материальными ресурсами |
4.3 |
Управление эффективностью технологий обучения и контроля знаний |
4.4 |
Управление информационными ресурсами |
4.5 |
Взаимодействие с внешними партнерами (работодателями, школами и лицеями, средними специальными учебными заведениями, другими вузами) |
Критерий 5. Менеджмент процессов |
|
5.1 |
Деятельность по разработке, внедрению и улучшению СК ОУ |
5.1.1 |
Внедрение процессного подхода |
5.1.2 |
Управление документацией |
5.1.3 |
Управление записями |
5.1.4 |
Планирование и построение организационной структуры СК, распределение ответственности и полномочий |
5.1.5 |
Построение, поддержание и развитие системы измерений и мониторинга процессов ОУ |
5.1.6 |
Планирование процессов ОУ |
5.1.7 |
Внутренние аудиты (проверки) и самооценка ОУ и его структурных подразделений |
5.1.8 |
Процессы, связанные с постоянным улучшением, корректирующие и предупреждающие действия |
5.2 |
Основные процессы научно-образовательной деятельности |
5.2.1 |
Маркетинговые исследования рынка научных, образовательных услуг и рынка труда |
5.2.2 |
Проектирование и разработка образовательных программ |
5.2.3 |
Довузовская подготовка и прием студентов |
5.2.4 |
Реализация основных образовательных программ |
5.2.5 |
Воспитательная и внеучебная работа с обучаемыми |
5.2.6 |
Проектирование и реализация программ дополнительного образования |
5.2.7 |
Подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура, докторантура) |
5.2.8 |
Научно-исследовательская и инновационная деятельность |
5.3 |
Вспомогательные процессы ОУ |
5.3.1 |
Бухгалтерско-финансовое обеспечение научно-образовательного процесса |
5.3.2 |
Кадровое обеспечение |
5.3.3 |
Закупки и взаимодействие с поставщиками материальных ресурсов |
5.3.4 |
Управление образовательной средой |
5.3.5 |
Издательская деятельность |
5.3.6 |
Библиотечное и информационное обеспечение |
5.3.7 |
Управление инфраструктурой и производственной средой |
5.3.8 |
Обеспечение БЖД |
5.3.9 |
Социальная поддержка студентов и сотрудников ОУ |
Критерий 6. Удовлетворенность потребителей |
|
6.1 |
Удовлетворенность студентов и выпускников |
6.1.1 |
Механизмы сбора и анализа информации об удовлетворенности студентов и выпускников |
6.1.2 |
Уровень удовлетворенности студентов и выпускников |
6.2 |
Удовлетворенность работодателей |
6.2.1 |
Механизмы сбора и анализа информации об удовлетворенности работодателей |
6.2.2 |
Уровень удовлетворенности работодателей |
Критерий 7. Удовлетворенность персонала |
|
7.1 |
Механизмы сбора и анализа информации об удовлетворенности персонала |
7.2 |
Уровень удовлетворенности персонала |
Критерий 8. Влияние ОУ на общество |
|
8.1 |
Механизмы сбора информации о влиянии ОУ на общество |
8.2 |
Уровень восприятия ОУ обществом |
Критерий 9. Результаты деятельности ОУ |
|
9.1 |
Механизмы сбора и анализа информации о результатах деятельности ОУ |
9.2 |
Финансовые результаты деятельности ОУ |
9.3 |
Другие нефинансовые результаты деятельности ОУ |
Использую выбранную модель управления качеством на основе совершенствования деятельности вуза, приведенную выше критериальную базу и методику, разработанную а рамках Федеральной программы развития образования на 2005 год по проекту «Научно-методическое обеспечение по созданию и внедрению системы управления качеством в образовательных учреждениях профессионального образования», была проведена самооценка эффективности функционирования системы управления в области менеджмента качества.
Для оценки «уровней совершенства» критериев и их составляющих, анализа результатов и формулировки выводов и рекомендаций по дальнейшему улучшению были привлечены руководители различных уровней и подразделений вуза, компетентные специалисты, работающие в соответствующих подразделениях, а также преподаватели кафедр. В экспертную группу вошли:
1) Первый проректор по научно-образовательной деятельности - руководитель рабочей группы
2) Проректор по научной работе
3) Заместитель первого проректора по административным, финансовым и хозяйственным вопросам
4) Заместитель первого проректора по научно-образовательной деятельности
5) Руководитель аналитического центра университета
6) Декан технического факультета
7) Заведующий общеобразовательной кафедрой
8) Заведующий выпускающей кафедрой
9) Руководитель службы качества университета
10) Директор научно-исследовательского института университета
11) Профессор выпускающей кафедры
12) Доцент общеобразовательной кафедры
Основным критерием при формировании рабочей группы, участвующей в самооценке, является компетентность членов группы в рассматриваемых вопросах (в оцениваемых критериях и их составляющих) и их осведомленность о реальном положении дел в вузе по оцениваемой проблеме.
Использовался метод индивидуальной работы экспертов с последующим усреднением результатов по группам критериев. При работе экспертов допускалось неполное заполнение опросных листов (анкет) в случае явной некомпетентности эксперта по конкретному направлению (вопросу). Это исключало аномальные ошибки (выбросы), характерные для некомпетентных экспертов. По сути, это эквивалентно групповой (совместной) работе экспертной группы.
Результаты самообследования приведены в форме лепестковой диаграммы на рис. 4.9.2. Проведенный анализ показал возможные направления основных улучшений деятельности вуза, которые войдут в краткосрочные и среднесрочные целевые программы по направлениям деятельности университета на 2007 и последующие годы. Наиболее низкий показатель по критерию8 «Влияние ОУ на общество» объясняется отсутствием формального описания и документирования данного вида деятельности университета, хотя для этого в вузе созданы соответствующие структуры (Отдел по связям с общественностью, Центр по связям с промышленностью, Центр довузовской подготовки, Центр социологических исследований, Ассоциация выпускников университета) и ведется достаточно интенсивное взаимодействие с бизнес-сообществом, выпускниками университета, включая зарубежных выпускников, образовательным и научным сообществом, коллегиальными органами управления Санкт-Петербурга. Следует отметить, что лепестковая диаграмма, построенная по минимальным значениям всей совокупности экспертных оценок (за исключением нулевых), имеет численные показатели, в среднем меньшие на 0,9-1,1.Очевидно, это объясняется подробным инструктажем членов рабочей группы по порядку заполнения опросных таблиц.
Рис. 4.9.2. Лепестковая диаграмма
ФРТ ФЭЛ ФКТИ ФЭА ФПБИ ФЭМ
Внешняя среда
Функциональная схема процесса предоставления образовательных
услуг