4.9. Система менеджмента качества образовательной деятельности

 

4.9.1. Основные направления повышения качества образовательной деятельности вуза

Одной из приоритетных задач модернизации и развития высшего профессионального образования на современном этапе является обеспечение качества профессионального образования, удовлетворяющего общество, работодателей и выпускников.В системе образования РФ осуществлен переход к комплексной оценке деятельности вузов на базе утвержденного перечня показателей аккредитации, включающего, в частности, и показатель 1.2 3 «Эффективность внутривузовской системы обеспечения качества образования» (приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки № 1938 от 30.09.2005 г.) По существу оценка этого показателя должна базироваться на анализе наличия и эффективности системы обеспечения качества образования, что напрямую обязывает образовательные учреждения приступить к созданию такой системы, далее называемой системой качества (СК) образовательного учреждения (ОУ).

В связи с этим, а также учитывая что создание системы обеспечения качества образования является ключевой сферой компетентности высшего руководства вуза, в СПбГЭТУ было принято стратегическое решение о начале работ по созданию системы менеджмента качества.С этой целью в СПбГЭТУ разработан и реализован стратегический план развития на 2001-2005 г.г., в котором специальный раздел был посвящен внедрению принципов менеджмента качества. В соответствии с этим планом в вузе была разработана и принята ученым советом Концепция построения системы менеджмента качества образовательной деятельности (СМК ОД).

В связи с тем, что в СПбГЭТУ принят программно-целевой подход решения крупных комплексных проблем, в соответствии с принятой концепцией была разработана внутривузовская программа разработки и внедрения СМК ОД. В рамках этой программы на первом этапе приказом ректора университета был создан Совет по качеству во главе с первым проректором по научно-образовательной деятельности, разработана и принята ученым советом политика в области качества, созданы университетские подразделения «Служба качества университета» (СКУ), «Центр менеджмента качества в образовании» (ЦМКО) и «Аналитический центр» (АнЦ), действующие в соответствии с утвержденными положениями. Советом по качеству разработаны проект организационной структуры системы качества университета и план мероприятий по разработке и внедрению СМК ОД вуза.

В 2005 году был разработан план стратегического развития университета на 2006-2010 годы. Основные направления стратегии развития университета на 2006-2010 годы включают в себя:

·                    совершенствование многоуровневого университетского образования, обеспечивающего высокое качество подготовки и востребованность специалистов;

·                    модернизацию содержания образовательного процесса, учитывающего новейшие достижения  науки, техники и технологий; создание системы опережающей подготовки кадров в интересах прогнозируемого развития науки, экономики, культуры, образования;

·                    активное взаимодействие с работодателями по формированию требований к содержанию и оценке качества образовательных программ; развитие на основе стратегического партнерства системы целевой подготовки по заказам промышленных предприятий,  учреждений, и организаций социальной сферы;

·                    активный выход университета на мировые образовательные рынки, расширение системы и использование новых форм обучения иностранных студентов и аспирантов;

·                    повышение качества и эффективности подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре и докторантуре по актуальным научным направлениям, организацию совместной со стратегическими партнерами деятельности аспирантуры, докторантуры и специализированных советов по защитам диссертаций;

·                    разработку, внедрение и использование современных педагогических и информационных технологий, форм открытого образования и дистанционного обучения в университете, его филиалах и представительствах, на базовых кафедрах и у других участников образовательного процесса;

·                    расширение сферы и спектра услуг дополнительного образования и модернизацию системы повышения квалификации и переподготовки работников промышленности, образования, науки, культуры и государственной службы;

·                    расширение сферы информационного обеспечения учебной деятельности университетского комплекса, включая библиотечное обслуживание в сети ETUNET;

·                    повышения качества учебно – методического, материально – технического, информационного и кадрового обеспечения образовательного процесса.

Применительно к сфере высшего образования качество результатов образовательной деятельности определяется качеством знаний, навыков и умений выпускников вузов, их активной гражданской позицией, уровнем культуры и нравственности. Понятно, что высокое качество результатов может быть достигнуто только при хорошем качестве образовательного процесса, которое определяется с одной стороны его содержанием, а с другой – его обеспеченностью материально-техническими, информационными и кадровыми ресурсами. В то же время высокое качество образовательного процесса может быть обеспечено только при качественном функционировании всей системы вуза, включая качество менеджмента на всех уровнях управления и качество организации вспомогательных процессов.

 

 

4.9.2. Подготовка кадров для СМК ОД

 

В рамках ряда международных проектов были подготовлены, сдали соответствующие экзамены и получили сертификаты аудиторов Европейской организации по качеству (ЕOQ) и Германского общества по качеству (DGQ) 7 сотрудников СПбГЭТУ. В рамках курсов по повышению квалификации сотрудников и руководящих работников вуза в области менеджмента качества прошли обучение 45 человек, получив сертификат менеджеров систем качества в системе сертификации ГОСТ Р. Данные сотрудники образуют основу института уполномоченных по качеству и групп по качеству основных подразделений вуза. Список и должности сотрудников приведены в таблице 4.9.1.

Таблица 4.9.1.

№ п/п

Ф.И.О.

Подразделение, должность, ученое звание

1.

Аббакумов К. Е.

Проф. Каф. ЭУТ, д.т.н.

2.

Азарьева В. В.

Директор ЦМКО, к.т.н.

3.

АфанасьевА. В.

Ст.н.сотр. ЦМИД, к.т.н.

4.

Васильков Д. В.

Ассистент каф. МСК

5.

Вирьянский З. Я.

Доцент каф. МСК, к.т.н.

6.

Гигаури Н. К.

Доцент каф. ИН.ЯЗ, к.т.н.

7.

Глухова Н. В.

Зав. каф. ИМ, к.э.н.

8.

ГончаровН. В.

Ассистент каф. ЛИНС

9.

Демина Е. А.

Нач. отдела ИНМИО

10.

Долидзе Р. В.

Зам. денана ФПБЭИ

11.

Ермолаенкова Е. Э.

Программист каф. САПР

12.

Ивашенцова Е. С.

Программист ЦМКО

13.

Исаев Ю. Н.

Директор ЦНИТ, к.т.н.

14.

Киселева Л. А.

Программист ЦМКО

15.

Колесникова Т. Г.

Ассистент каф. ЛИНС

16.

Комарова Г. Н.

Зам. начальника ОМС

17.

Королев П. Г.

Доцент каф. ИИСТ, к.т.н.

18.

Кузьмин Н. Н.

Проректор по УР, к.т.н., профессор

19.

Кутузов В. М.

1-ый проректор по НИД, д.т.н., профессор

20.

Мамистов С. В.

Зам. 1-го проректора по АФХВ

21.

Мамонтов А. Н.

Рук. аналитического центра, к.т.н.

22.

Марасина Л. А.

Руководитель метод. Отдела, к.т.н.

23.

Масленникова Е. С.

Аспирант каф. МСК

24.

Минаев А. В.

Рук. учебного отдела, к.т.н.

25.

Мончак А. М.

Доцент каф. ТВ, зам. декана ФРТ

26.

Муравьев А. В.

Директор ЦСПИ, к.т.н.

27.

Олехова Н. И.

Зав. лаб. Каф. ПЭ

28.

Павлов В. Н.

Зам. 1-го проректора, к.т.н.

29.

Павловская М. В.

Доцент каф. Ф, зам. декана ФЭЛ,

30.

Рагозина А. А.

Ассистент каф. ПЭ

31.

Райчук Ю. А.

Ст. преподаватель каф. ИМ

32.

Русяева Т. Л.

Экономист ФЭА

33.

Семенова С.В.

Начальник ОМС

34.

Слезин А. Ф.

Ассистент каф. МСК

35.

Смольянинов А. В.

Доцент каф. МО ЭВМ

36.

Степанов И. В.

Доцент каф. МСК, к.т.н.

37.

Татаринов Ю. С.

Проректор по ИТ, доц., к.т.н.

38.

Терентьева И. С.

Начальник ПЛО

39.

Федоров С. В.

Нач. отдела по упр. недвижимостью

40.

Федосеева С. П.

Программист каф. МСК

41.

Чигирь М. В.

Зав. каф. ПЭ, к.э.н.

42.

Чугунов Л. А.

Зам. декана ФКТИ, к.т.н.

43.

Шавыкин В. А.

Руководитель УМУ, к.т.н.

44.

Шевченко М. Е.

Доцент, зам. декана ФРТ, к.т.н.

45.

Щербаков А. Ю.

Доцент каф. МСК, к.т.н.

 

      В результате комплекса проведенных работ в области качества, СПбГЭТУ первым из российских вузов был принят в 2003 г. в Европейскую сеть университетов по подготовке магистров наук в области всеобщего управления качеством (European Master Programme in Total Quality Management – EMP TQM), реализуемой под эгидой Европейского фонда по менеджменту качествома (European Foundation for Quality Management – EFQM). С ноября 2005 года СПбГЭТУ «ЛЭТИ» является полным членом в Европейской сети университетов EMP TQM.

В марте 2002 г. в СПбГЭТУ создан Центр менеджмента качества в образовании (ЦМКО), являющийся учебно-методическим и консультационным подразделением в организационной структуре системы качества университета. Создание Центра было вызвано необходимостью поддержки работ в области менеджмента качества в университете и явилось результатом участия в ряде российских и международных проектов, в процессе выполнения которых был накоплен большой теоретический материал и практический опыт внедрения методов менеджмента качества в образовании. Основными задачами Центра являются учебно-методическая и консультационная поддержка работ по внедрению принципов и методов менеджмента качества, организация и проведение семинаров, циклов лекций, курсов повышения квалификации и дополнительного образования в области менеджмента качества для сотрудников университета и других образовательных учреждений, методические и консультационные услуги по внедрению современных методов и инструментов менеджмента качества в образовании для других образовательных учреждений России, поддержка веб-сайта «Качество и образование» www.tqm.spb.ru, разработка, подготовка к изданию и распространение учебно-методических материалов по вопросам менеджмента качества в образовании и т.п. 

На базе ЦМКО СПбГЭТУ с 2002 по 2006 г. проведено 12 курсов повышения квалификации "Управление качеством в образовании", объемом 72 академических часа, включая выездные курсы. Подготовлен 301 специалист из 128 вузов и ссузов РФ. Проведено 5 выездных семинаров по вопросам менеджмента качества в образовании. В результате подготовлено 132 специалиста высшей школы. В программу последних трех курсов включены материалы по типовой модели системы качества образовательного учреждения, разработанные СПбГЭТУ. Разработан полный комплект документов методического обеспечения курса. Подготовлено и опубликовано методическое пособие по курсу – Менеджмент качества в образовательных учреждениях: Материалы курса повышения квалификации/ Д.В. Пузанков, С.А. Степанов, В.В. Азарьева, В.С. Соболев и др., Части 1 и 2. – СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2006. – 427 с.

В ноябре 2005 г. в результате выполнения проекта Национального фонда подготовки кадров «Участие в реализации проекта по мониторингу участия российских вузов в Болонском процессе», раздел «Проблема качества образования и разработка сопоставимых методологий и критериев оценки качества образования» на базе ЦМКО создан Консультационный центр по направлению "Проблема качества образования и разработка сопоставимых методологий и критериев оценки качества образования".

В 2006 г. на базе ЦМКО создан Межвузовский центр по сопровождению внедрения типовой модели системы качества образовательного учреждения в рамках выполнения государственного контракта от 19.08.2006 № П-178 по проекту «Апробация, доработка и внедрение в образовательных учреждениях ВПО типовой модели системы качества образовательных учреждений». Центр функционирует в целях развития СК в ОУ РФ и совершенствования механизмов гарантий качества в сфере профессионального образования.

Основными направлениями деятельности центра являются:

- повышение квалификации сотрудников ОУ в области качества и подготовка экспертов-аудиторов СК ОУ;

- консультационные работы по разработке, внедрению, поддержанию и оценке СК ОУ на основе типовой модели;

Центр функционирует в соответствии с Положением, утвержденным ректором СПбГЭТУ и согласованным с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Положение о межвузовском центре определяет:

- организационную структуру центра;

- основные функции и задачи;

- направление деятельности;

- права и обязанности по отношению к вузам РФ и органам управления образованием РФ.

Центр имеет разработанный информационный веб-ресурс, отражающий информацию об опыте разработки и внедрения типовой модели СК ОУ в вузах РФ. На базе Межвузовского центра в рамках выполнения проекта проведены курсы повышения квалификации по внедрению типовой модели СК ОУ и подготовке экспертов-аудиторов по оценке СК ОУ.

 

         4.9.3. Комплекс мероприятий, направленных на повышение качества ОД

 

         Одной из важнейших задач деятельности вуза является анализ удовлетворенности основных потребителей образовательной услуги. К этим потребителям относятся, во-первых, бюджетные и контрактные студенты, обучающиеся по ООП ВПО, а, во-вторых, работодатели – основные потребители выпускников, прямо (в случае оплаты обучения за контрактных студентов) или опосредованно (в случае приема на работу бюджетных выпускников) заинтересованные в качестве образовательной услуги. Для опроса и анкетирования удовлетворенности выпускников, отслеживания их карьерного роста в вузе создан «Отдел профессиональной адаптации и трудоустройства». Для опроса студентов в процессе обучения создан «Центр социологических исследований». Для взаимодействия с рынком труда и базовыми работодателями создан «Центр по связям с промышленностью и инновациям», который осуществляет мониторинг профильных сегментов рынка труда и взаимодействие со стратегическими партнерами вуза (см Раздел 3.5.). Для системного взаимодействия с профильными для вуза отраслями промышленности в университете разработана, принята ученым советом и реализуется комплексная программа «Стратегическое партнерство», целью которой является объединение интеллектуального потенциала и корпоративных ресурсов для качественной подготовки кадров и выполнения исследований и разработок в интересах сторон на основе долгосрочных соглашений. Разработана концепция и положение по данной программе (Приложение 3.5.1), приняты критерии и показатели эффективности сотрудничества кафедр и предприятий – стратегических партнеров. В рамках данной программы разработаны нормативные документы, регламентирующие взаимодействие вузов и предприятий при совместной подготовке специалистов.

На базе СПбГЭТУ создан и функционирует Региональный совет по взаимодействию вузов и промышленных предприятий Северо-Западного федерального округа, координирующий участие работодателей в независимой оценке качества подготовки выпускников и совместной подготовке кадров. Под эгидой Регионального совета с 2002 года ежегодно проводится научно-практическая конференция «Планирование и обеспечение подготовки кадров для промышленно-экономического комплекса региона», в рамках которой рассматриваются вопросы качества подготовки специалистов для инновационной экономики.

         В СПбГЭТУ ученым советом ежегодно утверждаются основные научно-образовательные направления, являющиеся приоритетными для образовательной и научной деятельности вуза. Введен типовой паспорт научно-образовательного направления, позволяющий в рамках принятых критериев и показателей эффективности деятельности кафедр и факультетов оценить состояние и перспективы развития научно-образовательного направления. Структура паспорта научно-образовательного направления имеет вид:

1.                 Наименование научно-образовательного направления (НОН)

2.                 Факультеты, кафедры и другие подразделения вуза по данному НОН

3.                 Перечень направлений подготовки бакалавров и магистров

4.                 Перечень специальностей подготовки дипломированных специалистов

5.                 Номенклатура специальностей подготовки научных работников (аспирантура и докторантура)

6.                 Наименование диссертационных советов (перечень специальностей ВАК)

7.                 Приоритетные направления фундаментальных исследований

8.                 Критические технологии федерального уровня

9.                 Области знаний по рубрикатору ГРНТИ (трехуровневые коды)

10.             Наименование научно-технических направлений и тематики исследований (наименование и основные результаты НИОКР за 3 года)

11.             Ведущие научно-педагогические школы (коллективы)

12.             Перечень стратегических партнеров и малых предприятий технопарка

Паспорта направлений составляются отдельно для кафедр и факультетов, а также интегрально по научно-образовательному направлению вуза.

Для получения независимых внешних оценок качества образовательной среды вуза, результатов НИОКР, подготовки специалистов и аспирантов в университете созданы Экспертные советы по научно-образовательным направлениям, действующие на основании утвержденного положения. Экспертные советы имеют статус коллегиальных экспертных органов ученого совета университета и формируются преимущественно из представителей стратегических партнеров вуза, основных работодателей, их профессиональных ассоциаций и союзов. Их основные функции:

                     Экспертиза и анализ действующих и разрабатываемых образовательных программ, учебных планов, учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного процесса

                     Оценка качества и выработка рекомендаций по совершенствованию подготовки дипломированных специалистов, бакалавров, магистров и аспирантов

                     Выработка рекомендаций по открытию новых образовательных направлений, специальностей и специализаций, включая аспирантуру

                     Экспертные оценки состояния и перспектив развития приоритетных для вуза направлений фундаментальных и прикладных исследований

                     Анализ состояния и перспектив развития науки, техники и наукоемкого производства по профильным для вуза направлениям на региональном, федеральном и международном уровнях

 

4.9.4. Деятельность рабочей группы по разработке и внедрению СМК ОД

 

Для реализации основных положений политики качества в СПбГЭТУ была создана рабочая группа по разработке и документированию системы качества образовательной деятельности во главе с уполномоченным по качеству - первым проректор по научной и образовательной деятельности. В рабочую группу вошли ведущие специалисты университета в области учебной и методической работы, специалисты в области качества. Все участники рабочей группы прошли обучение в области качества по программе «Управление качеством в образовании». За отчетный период рабочей группой выполнены следующие работы:

По учебно-методическому блоку разработаны:

·                    сетевой график и таблица очерёдности разработки и документирования СМК;

·                    матрица распределения ответственности и полномочий членов рабочей группы по разработке и документированию процессов ООД;

·                    частные технические задания на выполнение работ для четырёх блоков (сетей) процессов СК ООД: Учебно-методический блок (основной образовательный процесс); Блок менеджмента ресурсным обеспечением; Блок мониторинга, измерений, анализа и улучшен6ий СК; Блок менеджмента сетей и процессов (Деятельность руководства по обеспечению качества образования).

б). Идентифицированы процессы жизненного цикла ООД – основного образовательного процесса, в виде последовательного потока подпроцессов, этапов и стадий в соответствии с требованиями международного стандарта ИСО 9001:2000 применительно к СПбГЭТУ.

в). Проведен анализ существующих процессов учебно-методического блока СК ООД (основного образовательного процесса) в соответствии с требованиями руководящих и регламентирующих документов (формализации знаний о структуре ООП ВУЗа, анализа того «как есть», выявления «узких мест» и проектирования функциональной структуры «как должно быть», в виде сводной карты процессов основной услуги ОД ВУЗа для её дальнейшей детализации и разработки базовых карт процессов и другой необходимой документации в соответствии с МС ИСО/ТР 10013:2001).

г). Выделены наиболее важные рабочие процессы УМБ СК ООД и определены их конкретные разработчики из числа членов рабочей группы и других сотрудников университета.

д). Оформленасводная ведомость разработки и документирования процессов учебно-методического блока.

е). Структурированы все процессы образовательной деятельности университете по блокам (сетям) процессов и сформирована единая структура (реестр) процессов СК ООД.

ж). Разработаны и формализованы Стандарты ООД (в виде карт процессов, блок схем и функциональных модульных диаграмм) следующих процессов основного образовательного процесса ВУЗа:

·        «Итоговая аттестация, оформление и выдача документов об образовании» (рассмотрен и принят на Совете по качеству);

·        «Разработка новых рабочих программ» (рассмотрен и принят на Совете по качеству);

·        «Формирование плана приёма в соответствии с перечнем реализуемых в ВУЗе образовательных программ»;

·        «Формирование (оптимизация) реализуемых в ВУЗе специальностей или направлений подготовки и закрытие существующих но неперспективных»;

·        «Разработка новых учебных планов».

з). Определён перечень рекомендуемых измеряемых характеристик качества основных процессов вуза и результатов его деятельности, согласованный с новым перечнем показателей государственной аккредитации.

и). Разработаны проекты документированных процедур:

·        «Внутренние аудиты»;

·        «Управление несоответствиями в процессах ООД»;

·        «Корректирующие и предупреждающие действия».

По блоку ресурсного обеспечения:

а).Проведена идентификация и классификация основных рабочих процессов ресурсного обеспечения. Всего сформулировано более 30 видов процессов и подпроцессов, необходимых для обеспечения учебной деятельности в университете. Установлено отсутствие информации о близких по смыслу документированных процедурах, разработанных ранее в других вузах.

б). Описаны этапы жизненного цикла обеспечивающих услуг и реализующих эти услуги подразделения вуза, подлежащие отражению в базовых картах процессов:

·              Организация работ по развертыванию вида деятельности – формирование подразделений, подготовка положений о них, формирование штатного расписания, подготовка должностных инструкций, набор, обучение и переподготовка персонала;

·              Планирование физических и финансовых затрат на обеспечение деятельности планируемого финансового или календарного года. Стратегическое и тактическое планирование деятельности.

·              Внутреннее планирование в пределах выделенных ресурсов;

·              Реализация планов – основные технологические ограничения, нормативные ограничения, экстренные действия, взаимодействие с внутренними и внешними службами, взаимодействие в процессе проверок.

·              Аналитическая деятельность обеспечивающих подразделений

·              Меры контроля и надзора в процессе деятельности, мониторинг со стороны руководства.

в). Выделены наиболее важные рабочие процессы ресурсного блока ОД вуза, подлежащие первоочередной регламентации и документированию.  Фактически описано в предварительном порядке 12 подпроцессов (кадровое, финансовое обеспечение образовательной деятельности и обеспечение образовательной деятельности учебными помещениями, включая их содержание и ремонт, общежитиями, транспортным обеспечением, обеспечением электрической энергией, водой, теплом);

г). Проведен анализ существующих (внутренних и внешних) документов, регламентирующих ресурсное обеспечение ОД вуза. Подготовлены ссылки на имеющиеся или разрабатываемые внутренние и внешние нормативные документы по рассматриваемым процедурам, в т.ч. законодательные требования, стандарты, кодексы, руководства, требования и т.д.;

д). Выполнена разработка и документирование процессов обеспечения ОД университета трудовыми ресурсами (персоналом), с учетом требований к компетентности персонала (в соответствии с полученным образованием, дополнительной подготовкой, навыками и опытом, стажем), для соответствия государственным требованиям в части образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов. Рассмотрены процедуры формирования штатного расписания университета и его подразделений, проведения конкурсного отбора, формирования штатного расписания внебюджетной  (платной) образовательной деятельности;

е). Выполнена разработка и документирование процесса финансового обеспечения ОД вуза. Описаны процедуры формирования бюджета университета, процедуры формирования цены платных образовательных услуг, процедуры распределения средств за платные образовательные услуги между участвующими в процессе подразделениями;

ж). Проведена разработка и документирование процессов (подпроцессов):

·        обеспечения и поддержания в рабочем состоянии инфраструктуры вуза (аудиторный и жилой фонд),

·        обеспечение энергией (все виды);

·        обеспечение транспортным обслуживанием;

·        обеспечение инфраструктуры текущим (хозяйственным) обслуживанием;

·        обеспечение зданий и сооружений необходимым объемом ремонтов;

·        обеспечение соблюдения мер безопасности.

Описание выполнено в виде связанных карт рабочих процессов ресурсного обеспечения вуза, содержащих описание их входов, выходов, регламентирующих документов (где имеются), измеряемых характеристик качества процессов и их результатов, а также упоминает целевые значения измеряемых характеристик процессов, их результатов и предлагаемых методов их контроля.

 

4.9.5. Разработка модели СМК ОД вуза

 

Важнейшим вопросом при разработке СМК является выбор модели совершенствования деятельности вуза и соответствующих ей критериев.В 2005 г. в результате выполнения работ по государственному контракту от «15» сентября 2005 г. № 715 по проекту «Научно-методическое обеспечение по созданию и внедрению системы управления качеством в образовательных учреждениях профессионального образования» Санкт-Петербургским государственным электротехническим университетом «ЛЭТИ» (СПбГЭТУ) совместно с Московским институтом стали и сплавов (технологическим университетом), Московским государственным технологическим университетом «Станкин» были разработаны проекты нормативных документов типовой модели системы качества образовательного учреждения (СК ОУ):

- Азарьева В.В., Круглов В.И., Пузанков Д.В. и др. Практические рекомендации по выбору типовой модели системы управления качеством образования для вузов и ссузов.- Санкт-Петербург, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2005, 200 с.

- Азарьева В.В., Круглов В.И., Пузанков Д.В. и др. Методические рекомендации для вузов и ссузов по проектированию и внедрению систем качества в образовательных учреждениях. - Санкт-Петербург, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2005, 132 с.

- Азарьева В.В., Круглов В.И., Степанов С.А. и др. Терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования.- Санкт-Петербург, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2005, 63 с.

- Азарьева В.В., Круглов В.И., Пузанков Д.В. и др. Методические рекомендации для вузов и ссузов по организации и проведению самооценки эффективности функционирования систем управления в области менеджмента качества на основе модели совершенствования деятельности. - Санкт-Петербург, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2005, 84 с.

- Азарьева В.В., Круглов В.И., Степанов С.А. и др. Методические рекомендации для независимых экспертов, осуществляющих оценку эффективности функционирования системы управления качеством образования в вузах и ссузах. - Санкт-Петербург, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2005, 48 с.

Указанные выше документы позволяют осуществить выбор типовой модели управления качеством образования, ее разработку и реализацию, а также ее внутреннюю и внешнюю оценку. Эти документы одобрены Координационным Советом по управлению качеством в образовании, созданном при Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки. Решением Совета СПбГЭТУ поручено обучение по программам повышения квалификации в области управления качеством высшего профессионального образования руководителей, работников учебных заведений, разработчиков и экспертов в соответствии с принятыми документами.

В качестве модели, на основе которой проводится самооценка университета, используется модель совершенствования деятельности вуза, основанная на принципах всеобщего менеджмента качества (TQM) и рекомендованная к внедрению как типовая модель для образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования. Данная модель разработана с участием СПбГЭТУ в рамках Федеральной программы развития образования на 2005 год по проекту «Научно-методическое обеспечение по созданию и внедрению системы управления качеством в образовательных учреждениях профессионального образования».

В основу типовой модели СМК вуза положены Бельгийско-нидерландская модель улучшения качества высшего образования, основанная на модели Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM), и модель конкурса Рособрнадзора и Рособразования «Системы обеспечения качества подготовки специалистов», которые дополнены стандартами и директивами ENQA, требованиями и рекомендациями стандартов серии ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9000-2001).

 

4.9.6. Основные результаты по разработке СМК ОД

 

Типовая модель СМК ОД предполагает использование процессного подхода к описанию деятельности вуза. С этой целью были разработаны и спроектированы первоочередные процессы СМК ОД при реализации основных образовательных программ (ООП) высшего профессионального образования (ВПО). Перечень первоочередных процессов приведен в таблице 4.9.2.

Таблица 4.9.2.

Реестр основных видов деятельности и процессов ОУ

№ п/п

Наименование вида деятельности или процесса

Иден. №

I

Образовательная деятельность

1

Деятельность руководства по обеспечению качества образования

СК-Сп-5

 

1.1

Обеспечение разработки политики, целей в области качества и доведение их до сведения персонала ОУ

Ск-ДП-5.3

 

1.2

Обеспечение планирования создания СК ОД ОУ, её развития и постоянного улучшения

СК-ДП-5.4

 

1.3

Обеспечение определения и выполнения требований потребителей

СК-ДП-5.2

 

1.4

Распределение ответственности и полномочий работников ОУ

Ск-ДП-5.5

 

1.5.

Обеспечение СК необходимыми ресурсами

СК-ДП-5.1

 

1.6

Анализ СК ОУ со стороны руководства

СК-ДП-5.6

2

Основные процессы образовательной деятельности ОУ

СК-Сп-7

 

2.1

Маркетинговая деятельность ОУ – определение целей, функций и создание функционирование организационного комплекса МД по изучению рынков труда и образовательных услуг

СК-Сп-2-7.3

 

2.2

Планирование образовательного процесса (бизнес планирование)

СК-Сп-7.1

 

2.3

Работа с потребителями

СК-Сп-7.2

 

2.4

Проектирование и разработка образовательного процесса

СК-Сп-7.3

 

2.5

Довузовская работа  с абитуриентами, учащимися школ и другими заинтересованными сторонами

СК-Сп-7.4а

 

2.6

Прием в университет на первый курс

СК-Сп-7.4б

 

2.7

Закупки необходимого учебного оборудования

СК-Сп-7.4в

 

2.8

Реализация основных образовательных программ (учебный процесс)

СК-Сп-7.5

 

2.9

Воспитательная и внеучебная работа с обучаемыми

СК-СП-2-7.2

 

2.10

Проектирование и реализация программ дополнительного образования

 

3

Вспомогательные процессы образовательной деятельности ОУ

СК-Сп-6

 

3.1

Планирование, обеспечение наличия и управление финансовыми и материальными ресурсами для достижения целей обеспечения качества образования

СК-Сп-6.1

 

3.2

Кадровое обеспечение ОД – обеспечение компетентности, осведомлённости, подготовке и мотивации сотрудников, а также ведение и поддержание в рабочем состоянии записей об их образовании и подготовке, навыках и опыте

СК-СП-6.2

 

3.3

Формирование и управление инфраструктурой ОУ

СК-СП-6.3

 

3.4

Формирование и управление производственной ОУ средой (создание необходимых условий осуществления ОД – комбинации человеческого и физического факторов)

СК-СП-6.4

 

3.5

Программное и информационное обеспечение ОП

СК-СП-6.5

 

3.6

Обеспечение безопасности жизнедеятельности (БЖД.)

СК-Сп-6.6

4*

Деятельность в рамках процессов ОД по измерению, анализу и улучшению

СК-Сп-8

 

4.1

Мониторинг и контроль работы системы качества ОУ, её процессов и предоставляемых интеллектуальных услуг

СК-Сп-8.2-4

 

4.3

Улучшение процессов посредством использования политики и целей в области качества, результатов аудитов, анализа данных, а также управления несоответствиями, корректирующими и предупреждающими действиями

СК-Сп-8.5-4

II

Научная деятельность

III

Инновационная деятельность

 

В рамках выбранной модели СМК ОД вуза были разработаны спецификации и соответствующие им документированные процедуры в соответствии с перечнем, приведенным в таблице 4.9.3. В настоящее время эти нормативные документы, регламентирующие деятельность СМК вуза проходят апробацию и внедрение.

Таблица 4.9.3.

Перечень спецификаций, документированных процедур и внутривузовских нормативно-правовых документов СМК ОД

Кодовое обозначение

Наименование процедуры

Основной образовательный процесс

СК-Сп-7.3

Проектирование и разработка основного образовательного процесса

  СК-ДП-7.3а

Формирование плана приема в соответствии перечнем реализуемых в ВУЗе образовательных программ

СК-ДП7.3б

Разработка новых учебных планов

СК-ДП-7.3в

Разработка (корректировка) учебно – методических комплексов по дисциплинам специальностей и направлениям подготовки (УМКД)

СК-ДП-7.3г

Разработка новых рабочих программ

СК-Сп-7.3д

Формирование образовательной среды

СК-ДП-7.3д-1

Материально – техническое обеспечение учебного процесса

СК-ДП-7.3д-2

Программное и информационное обеспечение учебного процесса. Обеспечение учебного процесса ЭУМК

СК-ДП-7.3д-3

Кадровое обеспечение учебного процесса.

СК-ДП-7.3ж

Управление изменениями учебных планов

СК-ДП-7.3з

Плановое и организационно-методическое обеспечение учебного процесса

СК-СП-7.5

Реализация основных образовательных программ

СК-ДП-7.5а

Порядок организации и проведения практик студентов

СК-ДП-7.5б

Промежуточная аттестация студентов

СК-ДП-7.5в

Итоговая аттестация

СК-ДП-7.5г

Оформление и выдача документов об образовании

СК-ДП-7.5д

Мониторинг и контроль качества проведения учебного процесса

СК-ДП-7.5е

Контроль освоения студентами образовательных программ

Норм. Док.

Сетевой график проведения итоговой аттестации

Норм. Док.

Положение об итоговой аттестации

Норм. Док.

Методические указания по содержанию и проведению ГЭ

Норм. Док.

Требования к содержанию и оформлению выпускной квалификационной работы, рекомендации по содержанию отзыва и рецензии

Норм. Док.

Методические указания по разработке учебных программ

Норм. Док.

Методические указания к проведению теоретического обучения по различным видам занятий

Норм. Док.

Положение о практиках

Норм. Док.

Положение о промежуточной аттестации

Норм. Док.

Положение о текущем контроле

СК-Сп-7.4а

Довузовская подготовка

СК-ДП-7.4а-1

Планирование и организация довузовской подготовки

СК-ДП-7.4а-2.1

Подготовка абитуриентов и учащихся старших классов на очных ППК, работающих на территории университета

СК-ДП-7.4а-2.2

Подготовка абитуриентов и учащихся старших классов на очных ППК, работающих на территории университета

СК-ДП-7.4а-2.3

Подготовка абитуриентов и учащихся старших классов на дистанционных ППК

СК-ДП-7.4а-2.4

Подготовка учащихся старших классов в специализированных классах школ Санкт-Петербурга и Ленинградской области

СК-ДП-7.4а-2.5

Подготовка абитуриентов (граждан РФ) на ПО

СК-ДП-7.4а-2.6

Подготовка абитуриентов (иностранных граждан) на ПО

СК-ДП-7.4а-3.1

Профориентационная работа на территории университета

СК-ДП-7.4а-3.2

Профориентационная работа вне территории университета

СК-ДП-7.4а-3.3

Рекламно-информационная деятельность

СК-ДП-7.4б

Прием абитуриентов на 1-й курс университета

Воспитательная и внеучебная работа с обучаемыми

СК-Сп-2-7.2

Воспитательная и внеучебная работа с обучаемыми в вузе

СК-Сп-2-7.2.1

Воспитательная и внеучебная деятельность в общежитиях университета

СК-Сп-2-7.2.2

Воспитательная и внеучебная деятельность в университете

Норм. Док.

Разработка проектов положений о структурных подразделениях, ведущих воспитательную и внеучебную работу в вузе

Норм. Док.

Разработка проектов положений о структурных подразделениях, ведущих воспитательную и внеучебную работу

Норм. Док.

Разработка методических рекомендаций по организации и проведению внеучебных культурно-массовых и спортивных мероприятий

Норм. Док.

Разработка проектов положений об органах студенческого самоуправления, участвующих в реализации воспитательной и внеучебной деятельности в вузе

Норм. Док.

Разработка методических рекомендаций по организации студенческого самоуправления в общежитиях университета

Процессы ресурсного обеспечения

СК-СП-6.2

Кадровое обеспечение образовательной деятельности

СК-ДП-6.2-1

Формирование штатного расписания университета и его подразделений

СК-ДП-6.2-2

Замещение должностей работников университета

СК-ДП-6.2-3

Повышение квалификации работников университета

СК-ДП-6.2-4

Подготовка резерва на замещение должностей ППС и руководящих должностей (зав. кафедрами, руководители аппарата управления и центральных подразделений, лабораторий, центров и др.).

Норм. Док.

Положения о формировании штатного расписания ППС университета

Норм. Док.

Перечень требований к квалификации и специальной подготовке руководителей и персонала центральных подразделений.

Норм. Док.

Положение о ФПКП

Норм. Док.

Положени о ФППК

Норм. Док.

Алгоритмы планирования повышения квалификации и переподготовки для руководителей и персонала центральных подразделений.

Норм. Док.

Принципы формирования кадрового резерва. Критерии оценки деятельности заведующего кафедрой по подготовке резерва на замещение должностей ППС и руководящих должностей на кафедре.

Норм. Док.

Разработка предложений по дальнейшему улучшению СК в части кадрового обеспечения образовательной деятельности

СК-Сп-6.3

Управление инфраструктурой и производственной средой

СК-ДП-6.3-1

Правовое, нормативное и финансовое обеспечение деятельности по управлению объектами недвижимости и земельными участками

СК-ДП-6.3-2

Правовое, нормативное и финансовое обеспечение содержания учебных помещений различного назначения

СК-ДП-6.3-7

Текущая эксплуатация учебных помещений различного назначения

СК-ДП-6.3-9

Текущая эксплуатация учебного оборудования

СК-ДП-6.3-10

Текущая эксплуатация инженерного оборудования обеспечивающего назначения

СК-ДП-6.3-12

Капитальный ремонт, модернизация, реконструкция учебных помещений различного назначения

СК-ДП-6.3-14

Капитальный ремонт и модернизация учебного оборудования

СК-ДП-6.3-15

Капитальный ремонт, модернизация, реконструкция инженерного оборудования обеспечивающего назначения

СК-ДП-6.3-16

Обеспечение образовательного учреждения расходуемыми ресурсами (в т.ч. энергетическими и коммунальными ресурсами)

СК-ДП-6.3-17

Обеспечение безопасной и комфортной производственной среды

СК-Сп-6.5

Обеспечение безопасности жизнедеятельности

СК-ДП-6.5-1

Общее планирование деятельности в области БЖД

СК-ДП-6.5-2

Обеспечение мероприятий в области БЖД для обучающихся

СК-ДП-6.5-3

Мероприятия в области БЖД для проживающих в общежитиях

СК-ДП-6.5-4

Мероприятия в области БЖД для работников университета

СК-ДП-6.5-5

Технологии мониторинга и аттестации рабочих и учебных мест

СК-ДП-6.5-6

Углубленное обучение в области БЖД отдельных групп персонала

СК-ДП-6.5-7

Обеспечение БЖД при организации питания и отдыха

СК-ДП-6.5-8

Планирование и обеспечение мероприятий БЖД на период ЧС

СК-ДП-6.5-11

Обеспечение БЖД путем подготовки инфраструктуры ВУЗа

СК-ДП-6.5-12

Финансовое обеспечение процессов БЖД

Маркетинг образовательной деятельности

СК-Сп-2-7.3

Маркетинг образовательной деятельности

СК-ДП-2-7.3-1

Разработка стратегического плана маркетинга

СК-ДП-2-7.3-2

Проведение маркетинговых исследований

СК-ДП-2-7.3-3

Модернизация перечня и содержания ОП

СК-ДП-2-7.3-4

Реализация маркетинговых коммуникаций

СК-ДП-2-7.3-5

Контроль маркетинговой деятельности

 

Перечень разработанных в вузе документов системы качества:

1). Политика СПбГЭТУ в области качества;

2). Миссия СПбГЭТУ;

3). Организационная структура СК ОД СПбГЭТУ;

4). Функциональная модель и функциональная схема процессов ОД вуза;

5). Полный реестр видов деятельности и процессов университета;

6). Спецификации процессов верхнего уровня:

·        «Маркетинг образовательной деятельности»;

·        «Проектирование и разработка основного образовательного процесса»;

·        «Довузовская подготовка»;

·        «Реализация основных образовательных программ»;

·        «Формирование и управление инфраструктурой и производственной средой университета»;

·        «Обеспечение безопасности жизнедеятельности»;

·        «Кадровое обеспечение образовательной деятельности».

7). Документированные процедуры системы качества ООД в соответствии с таблицей 4.9.3:

8). Проектыобязательных документированных процедур:

·        «Управление документацией»;

·        «Управление записями»;

·        «Внутренние аудиты»;

·        «Управление несоответствиями»;

·        «Корректирующие и предупреждающие действия».

 

4.9.7. Результаты самооценки СМК ОД вуза

Под моделью совершенствования деятельности университета, используемой при самооценке СК ОД, понимается определенная совокупность критериев и составляющих, характеризующих основные компоненты деятельности вуза с позиций менеджмента качества, а также описание «уровней совершенства» (квалиметрических шкал в виде матриц) всех составляющих, которые в совокупности определяют все процессы, направленные на достижение требуемых результатов по качеству. Модель содержит 9 критериев и 55 подкритериев и составляющих, перечень которых представлен в таблице 4.9.4.

Таблица 4.9.4

Критерий 1. Лидирующая роль руководства

1.1

Личное участие руководства ОУ в формировании и развитии миссии, видения, основных ценностей, политики, основных целей и задач в области качества

1.2

Личное участие руководства в обеспечении разработки, внедрения и постоянного совершенствования системы качества (СК) ОУ

1.3

Личное участие руководства ОУ в работе с внешними заинтересованными сторонами (потребителями, поставщиками, партнерами, представителями общественности и др.)

1.4

Личное участие руководства ОУ в обеспечении обратной связи с персоналом для улучшения своей деятельности

1.5

Личное участие руководства ОУ в подготовке и организации проведения лицензирования, аттестации, государственной и общественно-профессиональной аккредитации

Критерий 2. Политика и стратегия

2.1

Разработка и совершенствование политики и стратегии и степень участия в этих процессах заинтересованных сторон (студентов, персонала ОУ, потребителей, поставщиков, партнеров, представителей общественности и др.) 

2.2

Механизмы сбора и анализа разносторонней информации о результативности и эффективности функционирования ОУ при формировании его политики и стратегии

2.3

Механизмы проекции внедрения политики и стратегии на все уровни управления, структурные подразделения и ключевые процессы ОУ

2.4

Механизмы информирования персонала ОУ и студентов о проводимой политике и стратегии

Критерий 3. Менеджмент персонала

3.1

Кадровая политика и принципы управления развитием персонала

3.2

Механизмы определения квалификационных требований к персоналу, его подготовке и повышению квалификации

3.3

Механизмы мотивации, вовлечения и поощрения персонала за деятельность по улучшению качества функционирования ОУ

3.4

Обеспечение обратной связи и диалога между персоналом, студентами и руководством ОУ

3.5

Повышение качества рабочей среды, обеспечение социальной защиты и повышение благосостояния персонала

Критерий 4. Ресурсы и партнеры

4.1

Управление финансовыми ресурсами

4.2

Управление материальными ресурсами

4.3

Управление эффективностью технологий обучения и контроля знаний

4.4

Управление информационными ресурсами

4.5

Взаимодействие с внешними партнерами (работодателями, школами и лицеями, средними специальными учебными заведениями, другими вузами)

 

Критерий 5. Менеджмент процессов

5.1

Деятельность по разработке, внедрению и улучшению СК ОУ

5.1.1

Внедрение процессного подхода

5.1.2

Управление документацией

5.1.3

Управление записями

5.1.4

Планирование и построение организационной структуры СК, распределение ответственности и полномочий

5.1.5

Построение, поддержание и развитие системы измерений и  мониторинга процессов ОУ

5.1.6

Планирование процессов ОУ

5.1.7

Внутренние аудиты (проверки) и самооценка ОУ и его структурных подразделений

5.1.8

Процессы, связанные с постоянным улучшением, корректирующие и предупреждающие действия

5.2

Основные процессы научно-образовательной деятельности

5.2.1

Маркетинговые исследования рынка научных, образовательных услуг и рынка труда

5.2.2

Проектирование и разработка образовательных программ

5.2.3

Довузовская подготовка и прием студентов

5.2.4

Реализация основных образовательных программ

5.2.5

Воспитательная и внеучебная работа с обучаемыми

5.2.6

Проектирование и реализация программ дополнительного образования

5.2.7

Подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура, докторантура)

5.2.8

Научно-исследовательская и инновационная деятельность

5.3

Вспомогательные процессы ОУ

5.3.1

Бухгалтерско-финансовое обеспечение научно-образовательного процесса

5.3.2

Кадровое обеспечение

5.3.3

Закупки и взаимодействие с поставщиками материальных ресурсов

5.3.4

Управление образовательной средой

5.3.5

Издательская деятельность

5.3.6

Библиотечное и информационное обеспечение

5.3.7

Управление инфраструктурой и производственной средой

5.3.8

Обеспечение БЖД

5.3.9

Социальная поддержка студентов и сотрудников ОУ

Критерий 6. Удовлетворенность потребителей

6.1

Удовлетворенность студентов и выпускников

6.1.1

Механизмы сбора и анализа информации об удовлетворенности студентов и выпускников

6.1.2

Уровень удовлетворенности студентов и выпускников

6.2

Удовлетворенность работодателей

6.2.1

Механизмы сбора и анализа информации об удовлетворенности работодателей

6.2.2

Уровень удовлетворенности работодателей

Критерий 7. Удовлетворенность персонала

7.1

Механизмы сбора и анализа информации об удовлетворенности персонала

7.2

Уровень удовлетворенности персонала

 

Критерий 8. Влияние ОУ на общество

8.1

Механизмы сбора информации о влиянии ОУ на общество

8.2

Уровень восприятия ОУ обществом

Критерий 9. Результаты деятельности ОУ

9.1

Механизмы сбора и анализа информации о результатах деятельности ОУ

9.2

Финансовые результаты деятельности ОУ

9.3

Другие нефинансовые результаты деятельности ОУ

 

Использую выбранную модель управления качеством на основе совершенствования деятельности вуза, приведенную выше критериальную базу и методику, разработанную а рамках Федеральной программы развития образования на 2005 год по проекту «Научно-методическое обеспечение по созданию и внедрению системы управления качеством в образовательных учреждениях профессионального образования», была проведена самооценка эффективности функционирования системы управления в области менеджмента качества.

Для оценки «уровней совершенства» критериев и их составляющих, анализа результатов и формулировки выводов и рекомендаций по дальнейшему улучшению были привлечены руководители различных уровней и подразделений вуза, компетентные специалисты, работающие в соответствующих подразделениях, а также преподаватели кафедр. В экспертную группу вошли:

1)                 Первый проректор по научно-образовательной деятельности - руководитель рабочей группы

2)                 Проректор по научной работе

3)                 Заместитель первого проректора по административным, финансовым и хозяйственным вопросам

4)                 Заместитель первого проректора по научно-образовательной деятельности

5)                 Руководитель аналитического центра университета

6)                 Декан технического факультета

7)                 Заведующий общеобразовательной кафедрой

8)                 Заведующий выпускающей кафедрой

9)                 Руководитель службы качества университета

10)            Директор научно-исследовательского института университета

11)            Профессор выпускающей кафедры

12)            Доцент общеобразовательной кафедры

Основным критерием при формировании рабочей группы, участвующей в самооценке, является компетентность членов группы в рассматриваемых вопросах (в оцениваемых критериях и их составляющих) и их осведомленность о реальном положении дел в вузе по оцениваемой проблеме.

Использовался метод индивидуальной работы экспертов с последующим усреднением результатов по группам критериев. При работе экспертов допускалось неполное заполнение опросных листов (анкет) в случае явной некомпетентности  эксперта по конкретному направлению (вопросу). Это исключало аномальные ошибки (выбросы), характерные для некомпетентных экспертов. По сути, это эквивалентно групповой (совместной) работе экспертной группы.

Результаты самообследования приведены в форме лепестковой диаграммы на рис. 4.9.2. Проведенный анализ показал возможные направления основных улучшений деятельности вуза, которые войдут в краткосрочные и среднесрочные целевые программы по направлениям деятельности университета на 2007 и последующие годы. Наиболее низкий показатель по критерию8 «Влияние ОУ на общество» объясняется отсутствием формального описания и документирования данного вида деятельности университета, хотя для этого в вузе созданы соответствующие структуры (Отдел по связям с общественностью, Центр по связям с промышленностью, Центр довузовской подготовки, Центр социологических исследований, Ассоциация выпускников университета) и ведется достаточно интенсивное взаимодействие с бизнес-сообществом, выпускниками университета, включая зарубежных выпускников, образовательным и научным сообществом, коллегиальными органами управления Санкт-Петербурга. Следует отметить, что лепестковая диаграмма, построенная по минимальным значениям всей совокупности экспертных оценок (за исключением нулевых), имеет численные показатели, в среднем меньшие на 0,9-1,1.Очевидно, это объясняется подробным инструктажем членов рабочей группы по порядку заполнения опросных таблиц.

 

Рис. 4.9.2. Лепестковая диаграмма

 

 

 

 


Внешняя среда

 

ФРТ

 

ФЭЛ

 

ФКТИ

 

ФЭА

 

ФПБИ

 

ФЭМ

 
Функциональная схема процесса предоставления образовательных услуг