5. Система дополнительного образования  и повышения квалификации преподавателей

 

 

5.1. Система дополнительного профессионального образования

 

         Основы современной системы дополнительного профессионального образования СПбГЭТУ заложены в 1967 году при создании факультета повышения квалификации инженеров, в 1975 году открыт специальный факультет переподготовки кадров по новым направлениям науки и техники. В 1991 году создан факультет переподготовки и повышения квалификации кадров (ФППК), путем объединения факультетов повышения квалификации инженеров и переподготовки кадров.

         В настоящее время система дополнительного профессионального образования (ДПО) университета включает следующие структурные подразделения активно работающие в этой области:

Факультет переподготовки и повышения квалификации выполняющий, наряду с учебными функциями, задачи координации деятельности всей системы ДПО университета;

Региональный центр интегрированного медико-технического образования;

Учебно-исследовательский центр прогрессивных технологий САПР и ГИС;

Учебно-исследовательская лаборатория  InfineonTechnologies;

Центр менеджмента качества в образовании;

Центр новых информационных технологий;

Центр микротехнологии и диагностики (ЦМИД).

 

Центр менеджмента качества в образовании (ЦМКО), являющийся учебно-методическим и консультационным подразделением в организационной структуре системы качества СПбГЭТУ "ЛЭТИ", создан в марте 2002 г. как структурное подразделение Факультета экономики и менеджмента (ФЭМ), выполняющее ряд общеуниверситетских функций. Создание Центра было вызвано необходимостью поддержки работ в области менеджмента качества в университете и явилось результатом многолетней работы сотрудников ФЭМ в этой области, участия в ряде российских и международных проектов, в процессе выполнения которых был накоплен большой теоретический материал и практический опыт внедрения методов менеджмента качества в образовании.

Главная цель деятельности Центра - учебно-методическая и консультационная поддержка создания и совершенствования системы качества СПбГЭТУ "ЛЭТИ", а также разработка, совершенствование, внедрение и пропаганда современных методов менеджмента качества в образовательных учреждениях. Основными задачами Центра являются: учебно-методическая и консультационная поддержка работ по внедрению принципов и методов менеджмента качества и содействие разработке системы качества в СПбГЭТУ "ЛЭТИ", организация и проведение семинаров, циклов лекций, курсов повышения квалификации и дополнительного образования в области менеджмента качества для сотрудников университета и других образовательных учреждений, методические и консультационные услуги по внедрению современных методов и инструментов менеджмента качества в образовании для других образовательных учреждений России, поддержка веб-сайта «Качество и образование» www.tqm.spb.ru, разработка, подготовка к изданию и распространение учебно-методических материалов по вопросам менеджмента качества в образовании и т.п. 

В 2006 г. на базе ЦМКО создан Межвузовский центр по сопровождению внедрения типовой модели системы качества образовательного учреждения в рамках выполнения государственного контракта от 19.08.2006 № П-178 по проекту «Апробация, доработка и внедрение в образовательных учреждениях ВПО типовой модели системы качества образовательных учреждений».

Региональный центр интегрированного медико-технического образования (РЦ ИМТО) является учебно-научным центром СПб ГЭТУ «ЛЭТИ» и входит в состав факультета приборостроения, биомедицинской и экологической инженерии.

РЦ ИМТО создан приказом ректора СПб ГЭТУ от 10.06.1997г.  № 600 в соответствии с решением Ученого Совета ГЭТУ, обращением Комитета по здравоохранению Администрации С-Петербурга  (Исх. N 12 - 11/6 - 1643 от 29.11.1996 г. – о придании ГЭТУ стату­са базового учебного заведения по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов медико-технического профиля для здравоохранения города и региона и создании при ГЭТУ соот­ветствующего учебного центра), а также решениями Межрегиональной Ассоциации "ЗДРАВООХРАНЕНИЕ СЕВЕРО-ЗАПАДА" (координирующей вопро­сы здравоохранения в 12 субъектах РФ, входящих в Северо-западный регион) и Ассоциации предприятий и организаций медицинской промышленности С-Петербурга и Ленинградской области.

Центр предназначен для повышения квалификации и переподготовки специалистов научно-производственных и торговых фирм, организаций и учреждений здравоохранения региона, занимающихся производством, реализацией, эксплуатацией, ремонтом  и техническим обслуживанием сложной медицинской техники, используемой в новейших медицинских технологиях.

В 2006г. в Федеральной службе  по надзору  в сфере здравоохранения и социального развития  Минздрасоцразвития РФ были согласованы разработанные в СПбГЭТУ рабочие программы повышения квалификации специалистов, ответственных за производство и качество медицинской техники:

1. «Техническое обслуживание и ремонт медицинской техники»;

2. «Организация производства и контроля качества медицинских изделий»;

3. «Менеджмент качества на предприятиях медицинской промышленности»;

4. «Организация производства, ремонта и технического обслуживания стоматологических установок».

Наряду с перечисленными структурными подразделениями в системе ДПО принимают участие многие кафедры и научно-исследовательские лаборатории.

Основными задачами системы ДПО университета являются:

Удовлетворение потребностей специалистов в получении знаний о новейших достижениях в соответствующих отраслях науки и техники, передовом отечественном и зарубежном опыте;

Организация и проведение повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов предприятий (объединений), организаций и учреждений, государственных служащих, высвобождаемых работников, студентов, незанятого населения и безработных специалистов;

Организация и проведение научных исследований, в области проблем высшей школы, экспертная и консультационная деятельность;

Научная экспертиза программ, проектов, рекомендаций, групп документов и материалов по профилю работы университета;

Разработка на основе опыта повышения квалификации и переподготовки специалистов рекомендаций по открытию новых специальностей и специализаций;

Распространение научных, культурных и экономических знаний среди населения;

Информационное обеспечение предприятий и населения о новейших научно-методических достижениях и передовом опыте;

Прочие виды работ и услуг населению, выполняемые ФППК в соответствии с профилем его деятельности.

 

За отчетный период с 2002 по 2006 год подготовлены и реализованы следующие основные программы ДПО :

·         «Офис-менеджер»

·         «Связи с общественностью»

·         «Цикл курсов «Информационные технологии»

·         «Экономика и управление»

·        Экспериментальная образовательная программа «Индустрия наносистем и материалов»

·         «Управление качеством в образовании»

·         «Медико-техническое образование».

 

Полная характеристика указанных программ приведена в Приложении 5.1.1.

РЕЗЮМЕ: за данный период системой ДПО Университета разработано и реализовано более 6 новых программ дополнительного профессионального образования в приоритетных направлениях развития науки и техники , таких как наноиндустрия, управление качеством, информационные и мультимедиа технологии и др.

В целом  в рамках системы дополнительного профессионального образования прошло обучение более 2500 специалистов промышленности, руководителей, преподавателей вузов и студентов.


 

 

5.2.Факультет  повышения  квалификации преподавателей.

 

 

5.2.1. Общая характеристика факультета повышения квалификации преподавателей.

 

         Факультет повышения квалификации преподавателей (ФПКП) был открыт 31 января 1969 года в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 сентября 1966 года № 729 «О мерах по улучшению подготовки специалистов и совершенствованию руководства, высшим и средним специальным образованием в стране» в соответствии с приказами Министерства высшего и среднего специального образования СССР и Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР, приказом ректора Ленинградского электротехнического института им. В. И, Ульянова (Ленина) от 31.01.69. №35.

 Руководство факультетом осуществляется деканом, избираемым Ученым Советом университета. Декан ФПКП подчиняется проректору по учебной работе и входит в состав Ученого Совета ЭТУ и  в состав президиума Ученого Совета. Приказом Министерства образования РФ за ФПКП ЭТУ закреплено повышение квалификации преподавателей по следующим направлениям: 

Автоматизация и управление;

Электроника и микроэлектроника;

Радиотехника;

Информатика и вычислительная техника;

Педагогика высшей школы.

 

Перечень направлений связан с областью ответственности учебно-методического объединения (УМО), работающего на базе СПбГЭТУ «ЛЭТИ» с 1987 года. Деятельность ФПКП регламентируется Положением о системе подготовки и повышения квалификации преподавателей ЭТУ, утвержденным Ученым Советом  университета 24 февраля 1994 года и введенного в действие приказом ректора № 558 от 23.06.94 г. (Приложение 5.2.1).

 

 

5.2.2. Задачи, решаемые ФПКП.

 

На базе ФПКП с привлечением многих подразделений университета функционирует гибкая система повышения квалификации преподавателей, включающая совокупность мероприятий, направленных на совершенствование различных составляющих преподавательской деятельности. Это, прежде всего, повышение квалификации  в области использования современных информационных технологий в учебном процессе. За последние два года (2005 г. и 2006 г.) этой формой повышения квалификации воспользовалось более 200 преподавателей ЭТУ. К проведению занятий привлекались ведущие специалисты центра информационных технологий (ЦИТ) ЭТУ, а также преподаватели факультета компьютерных технологий и информатики. Тематика занятий определялась задачами, стоящими перед преподавателями ЭТУ в связи с модернизацией сферы образования и реализацией стратегического плана развития университета. 

В связи с интенсивным пополнением преподавательского корпуса университета молодыми преподавателями, реализуемым в рамках программы «кадры» (на 30.10.2005 в ЭТУ работает свыше 150 преподавателей со стажем педагогической деятельности менее 5 лет, имеющих средний возраст 26 лет), большое внимание уделяется подготовке молодых преподавателей к педагогической работе. В рамках  этой подготовки руководством университета читается «Вводный информационный курс», знакомящий слушателей с различными аспектами деятельности ЭТУ и включающий в свой состав раздел, посвященный речевым коммуникациям и элементам педагогической психологии. Этот раздел программы реализуется ведущими специалистами гуманитарного факультета ЭТУ.

Программа курса представлена в таблице 5.2.1.


 

Табл.5.2.1

 

"Вводный информационный курс".

 

N лекции

 

Тема лекции

Кол-во часов

1

Тенденции развития высшего образования в России. Основные проблемы и задачи университета

2

2

Организация учебного процесса в СПбГЭТУ

4

3

Учебный процесс и научно-исследовательская деятельность в СПбГЭТУ

2

4

Международная деятельность университета

2

5

Современные информационные технологии в учебной, научной и управленческой деятельности университета

2

6

 

Менеджмент качества в образовательном учреждении

2

 

7

Экономика Университета

2

8

Основные направления социального развития университета

2

9

Система повышения квалификации преподавателей СПбГЭТУ

 

2

 

Прослушавший  данный курс преподаватель получает удостоверение установленного образца (Приложение 5.2.2).

 

Квалификация преподавателя определяется большим количеством составляющих, которые в совокупности определяют портрет преподавателя – научного работника, учителя и воспитателя. Поэтому и процесс повышения квалификации включает в себя действия, направленные на совершенствование профессиональной подготовки и педагогического мастерства. Эта точка зрения нашла свое отражение в проекте нового Положения о системе повышения квалификации преподавателей (Приложение 5.2.3). 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.2.3. Количественная характеристика работы ФПКП по повышению квалификации преподавателей ЭТУ и других вузов.

 

За отчетный период на ФПКП регулярно проводились следующие мероприятия, направленные на повышение квалификации прежде всего преподавателей ЭТУ:

- информационные курсы для молодых преподавателей объемом 20 часов аудиторных занятий без отрыва от основной работы;

- циклы занятий по информационным технологиям продолжительностью от 36 до 72 часов, рассчитанные на различные категории слушателей (преподаватели гуманитарного факультета и преподаватели технических факультетов) и различную тематику (пользователь ПК, работа в информационных сетях, разработка электронных учебно-методических комплексов дисциплин);

- занятия по менеджменту качества в образовании, проводимые специалистами центра менеджмента качества образовательной деятельности, продолжительностью от 36 до 72 часов в зависимости от уровня начальной подготовки слушателей;

- углубленное изучение иностранных языков, связанное с решением важных для университета задач (налаживание контактов с зарубежными вузами, академическая мобильность преподавателей, научные командировки);

- организация стажировок, как преподавателей других вузов на кафедрах ЭТУ, так и преподавателей ЭТУ в других вузах и на предприятиях.

Интегральные количественные характеристики приема и выпуска преподавателей на ФПКП ЭТУ за отчетный период приведены в таблице 5.2.2.

 

Табл. 5.2.2

Количество слушателей и стажеров ФПКП в 2001 – 2005 г.

 

Годы

Кол-во слушателей

 

Кол-во стажеров

 

 

Всего

В том числе из СПбГЭТУ «ЛЭТИ»

 

Всего

В том числе из СПбГЭТУ «ЛЭТИ»

2001

49

49

15

 

2002

50

50

11

2

2003

67

67

19

4

2004

88

88

14

5

2005

176

175

14

8

2006

111

111

6

 

 

План повышения квалификации преподавателей ЭТУ в соответствии с приказом Федерального агентства по образованию №379 от 21.12 04  и № 1395 от 15.11.05 выполнен.

Многие преподаватели ЭТУ за отчетный период повысили квалификацию в рамках направления «Управление качеством в образовании» (см. таблицу 5.2.3).

 

 Табл. 5.2.3

Количество преподавателей, повысивших квалификацию по направлению  «Управление качеством в образовании»  в 2002 – 2006 г.

Годы

Кол-во слушателей

Всего

В том числе из СПбГЭТУ «ЛЭТИ»

2002

60

24

2003

56

7

2004

56

9

2005

56

7

2006

56

10

Кроме того, в соответствии с заданиями заведующих кафедрами и по личной инициативе за период с 2002 по 2006 год 136 преподавателей повысили свою квалификацию, используя различные формы, реализуемые помимо ФПКП. Таким образом, общее количество преподавателей повысивших свою квалификацию за последние 5 лет составляет 743 человека.

Повышению квалификации преподавателей в немалой степени способствует участие  в работе научно-методических конференций и семинаров. Так  ежегодная конференция профессорско-преподавательского состава университета включает  большое число докладов посвященных проблемам организации и методологии высшего профессионального образования. Ключевые доклады выносятся на пленарное заседание. Другим примером может служить ежегодная международная конференция «Современное образование: содержание, технологии, качество». В состоявшейся в апреле 2006 года конференции приняло участие свыше 60 преподавателей ГЭТУ, которые выступили с 38 докладами по тематике конференции. Члены ректората, деканы факультетов, заведующие кафедрами, ведущие преподаватели университета (профессора, руководители циклов дисциплин) повышают квалификацию по индивидуальным планам, учитывающим задачи стоящие перед ними. Одной из составляющих этого процесса является участие в работе пленумов УМО, заседаниях учебно-методических советов по направлениям подготовки, семинарах и совещаниях проводимых  Министерством образования и науки РФ, комитетом по науке и высшей школе Санкт-Петербурга

Для работы на ФПКП привлекались наиболее квалифицированные преподаватели в соответствующих предметных областях (информационные технологии, менеджмент качества образования, иностранные языки, естественные и технические науки).

Участие преподавателей ЭТУ в учебном процессе на ФПКП в 2001-2005 годах представлено в таблице 5.2.4

 

 

Табл. 5.2.4

Наименование области повышения квалификации

Участники педагогического процесса на ФПКП

Ректор и проректоры

Зав. кафедрами

Профессора

Доценты

Ст. препод.,

 

Информац. курс для  молодых препод.

 

6

 

8

 

9

 

1

 

Информац. технологии в учебном процессе

 

 

 

2

 

3

 

4

 

 

Менеджмент качества в образовании

 

 

 

 

2

 

4

 

 

Иностранные языки

 

 

 

 

4

 

Стажировка на каф. ЭТУ

 

 

 

14

 

20

 

16

 

 

Болонский процесс, задающий направление совершенствования европейского высшего образования, накладывает определенные требования и на российские образовательные стандарты.

         Ряд положений, предусмотренных Болонской декларацией, согласуется с Планом действий Минобразования России по реализации Концепции модернизации российского образования.

Научно-технический прогресс, активное развитие информационных, коммуникационных, аудиовизуальных технологий по-новому формируют среду обучения, меняют целевую ориентацию и ролевые функции участников учебного процесса.

В сложившейся ситуации к профессиональной и психологической подготовке профессорско-преподавательского состава ГЭТУ предъявляются новые требования, что, в свою очередь, ставит новые задачи перед ФПКП.

В этой связи в 2007 г. ФПКП совместно с Институтом научно-методических исследований в области образования планирует организацию занятий для преподавателей ЭТУ в рамках дисциплины «Актуальные проблемы современного высшего профессионального образования»  объемом 16 часов с привлечением ведущих специалистов Университета.

Перечень разделов дисциплины:

·        Реализация Болонского процесса в Российской образовательной системе.

·        Инновационные модели развития вузов России.

·        Эффективные модели непрерывного образования.

·        Общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ и сертификация выпускников.

·        Внутривузовские системы управления качеством высшего профессионального образования.

·        Перспективные технологии обучения.

·        Психолого-педагогические аспекты обучения.

 

При подготовке к реализации инновационных образовательных программ (ИОП) факультетами разработаны планы повышения квалификации преподавателей, имеющие своей целью освоение и внедрение в учебный процесс перспективного лабораторного оборудования и измерительных средств, программных продуктов, создание электронных учебно-методических комплексов  дисциплин, входящих в состав ИОП. В этой работе, рассчитанной на 2007 и 2008 годы, предполагается участие более 200 преподавателей.