VI МЕЖДУНАРОДНЫЙ СИМПОЗИУМ
ПО ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ СОВМЕСТИМОСТИ
И ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ЭКОЛОГИИ
english version

 

Экскурсии

Санкт-Петербург

Санкт-Петербург - второй по величине город России - на протяжении двух столетий являлся столицей Российской империи. Этот прекрасный город каналов, созданный Петром Великим, часто называют "Северной Венецией".

Сегодня Петербург - это сокровищница архитектуры - под сводом северного неба традиционные формы древнерусских храмов обогатились приемами античной и европейской культовой архитектуры.

Величие полноводной Невы, торжественность ее гранитных набережных, простор площадей и перспективы проспектов, гладь каналов, изящество дворцов и размах грандиозных по замыслу архитектурных ансамблей, напряженный ритм современного города - создают незабываемый облик одного из красивейших городов мира.

  • Эрмитаж
  • Петергоф
  • Пушкин (Царское Село).

 

ЭРМИТАЖ

Адрес: Дворцовая наб., 34
Режим работы: вт - вс с 10:30 до 17:00

Зимний дворец закончили строить в 1762 году, а уже через два года в непосредственной близости к нему по проекту Ж. Б. Валлен-Деламота возводится специальное здание для размещения художественных коллекций — Малый Эрмитаж, известный в XVIII веке как "Ламотов павильон".

Но коллекции разрастались с такой скоростью, что возведение новых зданий для них начиналось еще до окончания строительства предыдущих. С 1771 по 1787 год Ю. М. Фельтен строит Старый Эрмитаж, или, как его называли петербуржцы "Фельтенов дом", а с 1783 года Джакомо Кваренги начинает и одновременно с открытием Старого Эрмитажа заканчивает возведение Эрмитажного театра. Оба здания объединены Аркой над Зимней канавкой. Рассказывают, что завистники, пытаясь принизить архитектора в глазах императрицы, доказывали, что Арка непрочна и может упасть. Екатерина приказала тщательно проверить расчеты, после чего, как передает легенда, устроила в галерее над сводом Арки грандиозный пир, дабы завистники были посрамлены и все могли убедиться в прочности конструкции.

Зимняя канавка с нависшей над ней величественной Аркой до сих пор является одним из самых романтических уголков Петербурга. Остается добавить, что современные историки единодушно считают автором Арки архитектора Ю. М. Фельтена, современника Кваренги. Оба они участвовали в создании дворцового комплекса — один строил здание Старого Эрмитажа, другой — Эрмитажного театра. В XIX веке авторство Арки приписывалось Кваренги. И поскольку изложенная нами легенда в поздних источниках как будто не встречается, то и в ее пересказе мы оставляем имя Джакомо Кваренги.

После открытия Эрмитажного театра в строительной деятельности на Дворцовой площади наступает полувековое затишье. Затем, в 1839-1852 годах по проекту немецкого архитектора Лео фон Кленце сооружается очередное специальное музейное здание Нового Эрмитажа. Оно хорошо известно благодаря десяти мощным гранитным фигурам атлантов, созданных скульптором А. И. Теребеневым. На студенческом сленге крыльцо Нового Эрмитажа со стороны Миллионной улицы называется "Атланты", а у современных молодоженов существует примета. Если сразу после регистрации брака прийти к Атлантам и поочередно подержаться за большие пальцы ног мифических титанов, счастье в супружеской жизни будет гарантировано.

Все пять эрмитажных зданий объединены друг с другом внутренними переходами, коридорами, лестницами и галереями. Сегодня это один из крупнейших музеев мира. В сознании многочисленных туристов, гостей города, да и самих петербуржцев понятия Зимний дворец и Эрмитаж стали синонимами. Художественные коллекции Эрмитажа давно вошедшими в интерьеры бывших жилых и служебных помещений дворца, а интерьеры и убранство дворцовых покоев давно превратились в постоянные музейные экспозиции.

Открытие Эрмитажа было приурочено к прибытию в Петербург в 1764 году первой партии картин берлинского купца Гоцковского, приобретенных В. С. Долгоруким по заданию Екатерины II. И хотя создание в царском дворце художественной коллекции имело ярко выраженную политическую цель — доказать миру, что могущественная Россия способна ослепить блеском своей цивилизации любое европейское государство, в фольклоре факт создания Эрмитажа свелся к бытовому случайному происшествию. Согласно легенде, однажды, прогуливаясь по Зимнему дворцу, молодая императрица наткнулась в полутемной кладовке на большую картину "Снятие с креста". После смерти Елизаветы Петровны картину будто бы перенесли сюда из ее комнат. Екатерина надолго остановилась, любуясь мастерством живописца, а когда оторвалась от полотна, твердо решила создать у себя во дворце картинную галерею.

При Екатерине в Эрмитаже была основана и знаменитая, так называемая Русская библиотека. Трудолюбивая немка, Екатерина, по свидетельству современников, остро ненавидела всякую праздность и, говорят, любила, чтобы придворные во время дежурства во дворце занимались каким-либо делом. Павел Свиньин рассказывает, как однажды ее лакей так углубился в книгу, что даже не заметил императрицу, когда та остановилась около него. Прочитав название книги, императрица спросила лакея, понимает ли он прочитанное. Из ответа молодого человека государыня поняла, что чтение не только "избавляет служителей от вредной праздности и скуки, но и послужит к их пользе и образованию". В то же время императрица с удивлением узнала о трудностях, с какими достают они книги на родном языке. Это и побудило ее основать Русскую библиотеку, как об этом рассказывает легенда.

В настоящее время "Эрмитаж" остается эталоном абсолютной истины и недосягаемого совершенства. Целый ряд идиом с характерной ориентацией на этот безусловный идеал до сих пор пользуется устойчивым спросом в повседневном обиходе: "Если строить, то только... Эрмитаж", "Красиво, как в Эрмитаже".

 

ПЕТЕРГОФ

Всемирно известные дворцы, парки и архитектурные ансамбли Петергофа представляют собой выдающийся памятник русской художественной культуры 18-19-го веков. Основанный в самом начале 18-го столетия императором Петром Первым, неподалеку от новой северной столицы - Санкт-Петербурга, Петергоф должен был стать самой роскошной летней царской резиденцией.

Главная заслуга в его создании принадлежит множеству выдающихся архитекторов, художников и неизвестных простых ремесленников. Восхитительные парки, фонтаны различных форм и типов (всего 176), 4 каскада, величественные дворцы, позолоченные статуи античных богов и героев, выдающиеся собрания скульптуры живописи и произведений декоративного искусства - все это делает Петергоф уникальным и бесценным достоянием мировой культуры.

После 1917-го года исторический ансамбль Петергофа стал государственной собственностью и был превращен в архитектурный и художественный музей. Сегодня, благодаря незабываемой красоте своих фонтанов, парков и дворцов, Петергоф стал наиболее привлекательным пригородным дворцовым ансамблем Северной Столицы России. Посетив Петергоф и испытав на себе его магическое очарование, вы получите не сравнимое ни с чем эстетическое наслаждение.

 

ПУШКИН

Тишина и живописность парков, исторические достопримечательности, - все это делает город Пушкин не только историческим и культурным сокровищем, но и "Городом Муз".

"Здесь столько лир повешено на ветки…" - эти слова из стихотворения А.Ахматовой могли бы послужить эпиграфом к рассказу о литературных памятных местах города Пушкина. Удивительна и необычна его судьба. Развивавшийся в течение двух веков как загородная царская резиденция, он является замечательным памятником русской архитектуры и садово-паркового искусства XVIII века. Но наряду с этим город своей известностью обязан также нескольким поколениям поэтов, писателей, деятелей русской культуры, которые жили или бывали в нем. Его по праву называют "городом муз".

В этом городе прошли годы юности А.С.Пушкина. Он был одним из воспитанников Лицея - привилегированного учебного заведения для детей знатных дворян, и с тех пор город навсегда связан с именем поэта. Среди других поэтов и писателей, чьи творческие судьбы были связаны с этим замечательным городом - Н.М. Карамзин, В. Жуковский, Ф.И. Тютчев, С.А. Есенин, И. Ф. Анненский, А.Н. Ахматова, А.Н. Толстой.

Посетите Пушкин, пройдитесь по прекрасным аллеям парков и познакомьтесь с тем, что вдохновляло литераторов на написание их талантливых произведений.